Дождь, лязг доспехов и жидкий металл: как создается звук для кино

    Звуковое сопровождение оказывает большое влияние на восприятие фильма зрителем. Еще в 1940 году Аарон Копланд (Aaron Copland) определил, как музыка дополняет видеоряд:

    • Создает более убедительную атмосферу времени и места
    • Подчеркивает психологическую утонченность
    • Выступает в роли фона
    • Создает чувство непрерывности происходящего
    • Подкрепляет происходящее на экране и придает ему чувство завершенности

    Музыкальный теоретик Бернд Уиллимек (Bernd Willimek) считает, что «музыка не может передавать эмоции, она может их только вызвать – если у слушателя появятся с ней какие-либо ассоциации».

    Создание саундтрека — как музыки, так и просто звуков — это кропотливый процесс, в котором все гораздо сложнее, чем кажется. Рассказываем, как звукорежиссеры создают звуковые дорожки для фильмов и почему это такое непростое занятие.


    Фото Vancouver Film School / CC-BY

    Что может быть естественнее того, что происходит на самом деле. В сцене идет дождь — почему не оставить звук дождя таким, какой он есть?


    Записать шум дождя со съемочной площадки практически невозможно — слишком много посторонних звуков. Голоса актеров, звуки работающего оборудования и внешнего мира смешиваются друг с другом, и дождя почти не слышно.

    А иногда реалистичные звуки и не нужны. Например, некоторые шумы в действительности совсем не такие, как хочет режиссер. Когда меч вытаскивают из ножен, он лишь царапает ножны, а не издает этот звонкий звук «Щщинг!», к которому мы все привыкли.

    «Это [«Терминатор 2: Судный день»] больше, чем жизнь, это не научная фантастика. Звуки должны быть органичными и реальными, но они больше, чем все, что вы слышали раньше. Это звуковые эффекты с переизбытком тестостерона», — рассказывает звукорежиссер Гэри Райдстром (Gary Rydstrom).

    Поэтому звуки накладывают потом, при звуковом монтаже: воссоздают или берут из библиотеки звуков.

    Готовые звуки из библиотеки


    У создателей фильмов есть доступ к библиотеке звуков. Распространенные звуки уже давно воссозданы, и неоднократно — можно выбрать то, что лучше всего подходит к конкретной сцене.

    Например, так меняется звук выстрела в одной и той же сцене фильма «Терминатор 2: Судный день». Библиотека для всех общая, поэтому один и тот же звук может кочевать из фильма в фильм. Самый знаменитый из них — крик Вильгельма, его использовали в 216 фильмах и видеоиграх.

    «Крик Вильгельма – это выдающийся, выбивающийся из общей темы звук. Я бы сказал, это пасхальное яйцо для звукорежиссеров. Такая фишка, которую они специально используют в качестве прикола. Единожды в фильме где-нибудь да будет звучать крик Вильгельма. Это прикол, звукорежиссерская фишка!», — Евгений Переяславцев, звукорежиссер и гость одного из выпусков нашего подкаста «Звук» (источник)

    До середины 1980-х очень часто использовался один и тот же раскат грома («Castle Thunder») из фильма «Франкенштейн» 1931 года — особенно в мультфильмах, где воссоздавать нужно вообще все звуки, и телесериалах, где на уникальный звук просто не бывает времени и отдельного бюджета.

    Готовые звуки можно миксовать друг с другом и создавать новые эффекты. Например, тот же «Castle Thunder» — это основа для эффекта варп-ускорителя «Энтерпрайза» из «Звездного пути» и выстрела лазерной пушки истребителя X-Wing из «Звездных войн».

    Крик Тарзана по прямому назначению применялся только в фильмах и мультфильмах серии, но его искаженный вариант часто используют в других картинах для создания комического эффекта. Впервые он прозвучал в фильме «Тарзан: человек-обезьяна» в 1932 году.

    О происхождении этого крика есть три легенды. По одной его воспроизвел сам Джонни Вайсмюллер (Johnny Weissmuller), сыгравший главную роль. На авторство также претендовал оперный певец Ллойд Томас Лич (Lloyd Thomas Leech). Некоторые считают, что крик — это симбиоз рычания собаки, трели на скрипке и воя гиены.

    Когда нужен уникальный звук


    Однако часто создателям нужны звуки, которых в библиотеке нет. Естественно, до «Властелина колец» никто не записывал рычание Балрога, поэтому звукорежиссерам фильма пришлось сделать его самим. Для этого они взяли шлаковый блок и скребли им о деревянный пол с разной скоростью. Немного пост-обработки, и вот что получилось.

    Так создают и другие, более привычные нам звуки. Например, топот лошадей: записывать его по-настоящему слишком сложно, поэтому степной табун заменяют мешком картошки. Она сыпется в картонную коробку, и получается нужный звук.

    Режиссер Глен Кайзер (Glen Kiser) рассказывает о том, как занимался саунд-дизайном для своей короткометражки, когда еще учился в колледже. По сценарию, антигерой садится ночью в автомобиль и пытается уехать домой, но его машина не заводится. А женщина, которую он преследовал, жалеет его и отвозит домой.

    «В день съемок актер спросил меня: “А как я сделаю так, чтобы машина не заводилась?”. Я похлопал его по плечу, сказал, что беспокоиться не стоит — мы сделаем все потом»

    Во время монтажа Глен не нашел в библиотеке подходящего звука и 20 раз переписал оригинальную запись, где машина завелась. Куски пленки с этим миксом он просто перемешал, а итоговая запись звучала так, что «автомобиль будто умирал тысячей мучительных смертей».

    По мнению Евгения Переяславцева, «шумовик — профессия с самым творческим подходом из всего звукоцеха»


    Созданием звука занимаются шумовики — на Западе их называют «Foley artists» в честь Джека Донована Фоли (Jack Donovan Foley), пионера саунд-дизайна. Это он создавал звуки для многих классических фильмов. Например, когда в «Спартаке» 1960 года маршировала армия солдат, характерный лязг издавали не доспехи и кони, а Фоли, который бренчал ключами.

    Звук светового меча из «Звездных войн» появился случайно. Звукорежиссер Бэн Бёртт (Ben Burtt) просто прошел с микрофоном мимо телевизора. Этот момент дал половину звучания светового меча — необычный гул, а вторая его часть состоит из звука мотора проектора.


    Помните звучание жидкого металла из второй части «Терминатора»? Настоящая классика: T-1000 в исполнении Роберта Патрика на протяжении всего фильма преследовал T-800 и Джона Коннора, неожиданно появляясь и исчезая с характерным звуком. Чтобы его записать, микрофон завернули в презерватив и опустили в овсяную кашу.

    Звукорежиссеры иногда используют один и тот же способ, чтобы создать разные звуки. Бластер из «Звездных войн» стреляет со звуком, полученным от удара молотком по натянутому стальному кабелю. Так же создали звук Зеленого луча смерти из фильма «Война миров», вышедшего в 1953 году, и фотонных торпед из «Звездного пути»:


    Ещё больше историй о создании классических звуков вы найдете в видео о работе шумовиков.

    Итак, три способа наполнить фильм звуками


    Представьте: один актер стреляет в другого из условного АК. Нужна звуковая дорожка.

    Как это можно сделать:

    1. Звук со сцены. Холостые патроны, рядом расположен микрофон.

    2. Шумовик. Бросает виноградины в стену. Потом из получившейся записи удаляют паузы и ускоряют ее. Далее шумовик гремит кожаной сумкой, заполненной металлическими шестеренками: этот звук имитирует тряску оружия.

    3. Библиотека звуков. Звукорежиссер берет понравившийся звук выстрелов и редактирует его.

    А что же музыка


    Звуки — это далеко не всё. Музыкальное сопровождение тоже важная часть правдоподобности и атмосферы фильма. И создать его тоже далеко не всегда просто: это не просто наложение готовой музыкальной композиции на конкретную сцену.

    Музыка особенно важна в фильмах ужасов. Удачный саундтрек сам по себе порой наводит ужас, а в сочетании с визуальным рядом усиливает напряжение. Это объясняется инстинктами человека: на звуки мы сначала реагируем, а осознаем их позже. Именно поэтому в хоррорах используются «нелинейные» звуки: резкие перепады частот, необычные гармоники и чрезмерный шум.

    Для создания жутких саундтреков часто используют специальные музыкальные инструменты. Один из них — вотерфон, который вы могли слышать в фильмах «Впусти меня» и «Полтергейст».

    Вотерфон — это чаша-резонатор и бронзовые стержни разной длины по кругу. Внутрь чаши наливают воду, а звук снимают смычком, постукиванием прутьев или резиновым молоточком.

    Другой инструмент, который лучше не слушать перед сном, это Apprehension Engine. Он состоит из металлических линеек и стержней разной длины, пружинных ревербераторов и других приспособлений, которые издают жуткие звуки.

    Мы уже писали статью о роли музыки в хоррорах — почитайте, если интересно.

    А порой оказывается так, что лучшая музыка для сцены — это ее отсутствие. Композитор Лало Шифрин отказался писать музыку для десятиминутной сцены погони по улицам Сан-Франциско в фильме «Буллит». Он посчитал, что свиста шин и рева моторов будет достаточно, а музыка только помешает. Так и получилось: Шифрина часто хвалят именно за эту часть фильма, оставшуюся без музыкального сопровождения.

    Саундтрек в фильмах взывает к определенным чувствам зрителя и создает настроение, которое хочет передать режиссер. Центральный посыл в «Интерстелларе» Кристофера Нолана — не крах земной цивилизации и не исследование других планет, а отношения между отцом и дочерью.

    Главную тему к фильму композитор Ханц Циммер писал за один день по одному листку сценария. Диалог в нем состоял из двух реплик:

    — Я вернусь.
    — Когда?

    На том же листе Нолан процитировал слова Циммера, которые тот сказал ему годом ранее: «Как только у тебя рождаются дети, ты уже никогда не сможешь посмотреть на себя своими же глазами — ты будешь смотреть на себя их глазами».

    И после этого написание остального саундтрека к «Интерстеллару» было крайне нетривиальным. Циммер собрал лучших музыкантов, которые играют на духовых инструментов и просил их играть странные и необычные звуки, чтобы в саундтреке фигурировали нотки «воздуха и дыхания».

    Работа с хором тоже была необычной. Циммер сказал 60 артистам отвернуться от микрофонов и использовал их в качестве ревербации для фортепиано. Он хотел «услышать выдохи 60 людей, изображающих ветер в пустынях Сахары».

    О том, как создается звуковое оформление для кино, вы можете прочитать в интервью с Евгением Переяславцевым. Также мы писали о роли звука в видеоиграх и о том, как получить работу саунд-дизайнера в игрострое.

    Другие материалы в нашем блоге на GT:


    Аудиомания

    151,00

    Одна из крупнейших Hi-Fi, High End компаний в СНГ

    Поделиться публикацией
    Комментарии 26
      +5
      Вот как теперь расслышать хлюпающий в овсянке гондон и шлакоблок?
        +2
        Рекомендую посмотреть «Искусство Хаяо Миядзаки». Там подробно рассказывают об озвучке и не только.
          –2
          Когда меч вытаскивают из ножен, он лишь царапает ножны, а не издает этот звонкий звук «Щщинг!», к которому мы все привыкли
          Зрители привыкли не к тому звуку. Потому что, если меч царапает ножны издавая металлический звук — значит он тупится об них.
            +4
            Внутри ножен запросто может быть металлическая вставка вдоль широкой части лезвия, которая как раз издаёт этот звук. Потому что если ножны чисто кожаные, вытащить из них что-то быстро может быть затруднительно, особенно в сырую погоду итд.
              –1
              И вы такие видели или только что выдумали их?
                –1
                На самом деле не совсем верно, гугол говорит вот что.

                Устье — верхний наконечник ножен, предохраняющий ножны от повреждений, именно в него вставляется меч. Металлические клинок и гарда могут повредить ножны, поэтому эта деталь в ранние периоды (6-11 век) часто была металлической: железной, из сплавов меди, нередко позолоченной.
                  +1
                  медью о гладкую железяку скребли? где тамвжжиканье.опять же устье оно не столько от прореза сколько чтобы не не расколоть деревянный вкладышь. нехорошо это когда лезвие по твердому елозит — заточка портится.
                    0
                    Металлический звук будет в том или ином виде. Закалённая сталь по меди хоть оботрись — ничего там не испортится.
                      +1
                      Устье — предохраняет ножны от ударов гарды. Трение меди по стали — способно убить режущую кромку, ибо медяшка толстая, а рк идеально острого лезвия — это считанные микроны. Точить сталь до бритвенной остороты люди умеют очень давно и берегут заточку очень хорошо, ибо знают — как не просто наточить клинок.

                      Лязг металла может быть слышен при ударе гарды, но не при движении меча в ножнах, а при извлечении — шипение или шорох. Громкий скрежет доставаемых мечей — это всякая безвкусная фентезятина типа Конана, в нормальных книжках мечи ведут себя гораздо спокойнее и достаются их ножен с шипением или вообще бесшумно.

                      Хотя были клинки, не нуждающиеся в безупречной заточке — мечи, которыми рыцари азартно рубили латы и ломали щиты напополам, но это скорее исключение.
                        0
                        Просто надо форму устья делать такой чтоб режущая кромка его не касалась. Сейчас с этим справится любой школьник с напильником, а средневековый кузнец и подавно.
                          +1
                          То есть, металлическая полоса внутри ножен уже пропала? Это хорошо. А устье и так не касается лезвия, потому никакого скрежета нет.
                            0
                            Конкрентная реализация не имеет значения. Важно что металл там может быть и лязг тоже.
                              0
                              Лязг от скрежета не отличаете? Ссылку на конструкцию ножен, с металлической полосой внутри — дадите?
                                0
                                Принципиальной разницы нет. Клинок касается металла при вытаскивании или нет — только это и имеет значение в контексте топика.
                                  0
                                  Принципиальная разница в том, что клинок металла не касается и нет никаких выдуманных металлических полос внутри ножен. Не надо судить о мечах по Игре престолов.
                +2
                нуну. оружие 90 процентов своего времени проводит в ножнах. попадая туда зачастую не в слишком чистом состоянии.в идеале клинок вообще не касается ножен. металлический вкладышь будет усугублять коррозию и добавлять весу. если ножны чисто кожанные, то их обрабатывают «от воды», на внутренней поверхности оседает смазка клинка. и подбирать нормально надо, а не совсем в облипочку. вообще сколько ножен видел нигде небыло этого киношного вжиканья при извлечении. шелест, трение о дерево и все
              +2
                0
                Кто смотрел «Старикам тут не место» знает насколько прекрасен фильм без музыки
                  +5
                  Вот — пример работы меня как шумовика-любителя: www.youtube.com/watch?v=FMyyM9GNG2Y (Это — ремастер минусовки. Задача была — убрать голос певицы, оставив всё остальное)
                  А вот, если интересно, — конечный результат (для чего этот ремастер делался): www.youtube.com/watch?v=TzK9r8ys4JU

                  А история такова:

                  Пару лет назад так вышло, что я увлекся дубляжом. Конкретнее — захотелось перевести более качественно и перезаписать несколько песен из любимого мной мультфильма Frozen. Мы (с женой и друзьями) делали переводы и дублировали заново.

                  Необходимость поработать шумовиком обнаружилась при записи песни First Time In Forever. Кто помнит мультик — это то место, где Анна радостно бегает по дому, хлопая дверями, шурша платьем, гремя доспехами и тарелками, а потом слушает чаек, рынду и даже беседует с уточками.

                  Дело в том, что достать минус-музыку не составляет труда. К мультфильму Диснеи выпустили полный комплект саундтреков. Увы, без платьев и уточек…

                  И я сел восстанавливать звуки.

                  Я прежде работал со звуком немного, так как имею небольшой опыт музицирования и сведения собственного творчества. Но работа шумовика оказалась вновинку. Прежде всего я постарался вытащить из оригинальной дорожки максимум. Почти все «ненакрытые» голосом Кристен Белл фоновые звуки были оставлены без изменения. Я понимал, что чуткое ухо при замене качественного (хотя, как выяснилось позже, и небезупречного) шумового оформления на мой «колхоз» тут же почувствует подвох. Поэтому было решено взять как можно больше семплов прямо здесь же, из оригинальной дорожки, благо, это много, где можно было сделать.

                  Самый часто повторяющийся в ролике звук — звук хлопающей двери. К несчастью, я смог найти только пару мест, где его можно было выцепить, и то, — в одном месте он был не целиком (часть заслонена голосом) и пришлось формировать амплитудную огибающую с помощью микшера. Затем я ставил эти два (всего!) звука в разные места. Что я только не делал, чтобы они звучали хоть чуть-чуть по-разному. В ход шло всё — я двигал огибающую, чтобы поменялся характер хлопка, кажется, где-то я даже применил частотный фильтр.

                  Каково же было мое удивление, когда я, сравнивая свою работу с эталоном, обнаружил, что звукорежиссер оригинального мультфильма вообще не заморачивался и реально пихнул один и тот же звук, вообще без изменений и обработки, в несколько мест. Кажется, в оригинале всего разных звуков двери не два, как у меня, а три или четыре. А самих хлопков — с десяток.

                  Вот такая вот «наша служба и опасна, и трудна...» :)

                  Звон тарелок был извлечен из бесплатной шумотеки в Сети и немного «подрихтован» по АЧХ.

                  Со звоном доспехов получилось забавно. Пришлось восстанавливать одну половину по другой. Там в одном месте небольшой кусок, кажется, пущен реверсом (задом наперед), чтобы сохранить фактуру звука, изменив огибающую.

                  Чайки и рында — колоссальное везение. Я смог найти в шумотеке звуки, прекрасно подошедшие на это место и почти безупречно подменившие собой оригинальные.

                  С уточками была та же история, что и с дверями. Восстанавливал кучу кряков по двум.

                  Но самая большая моя гордость — это два звука:
                  1. Сцена непроизвольной ледяной магии у Эльзы. Я долго вслушивался в оригинальный звук, чтобы понять, из чего он был сделан и подыскать замену в шумотеке. И нашел! Речь идет о звуке трескающегося на реке льда. Я сформировал этот эффект с нуля, варьируя огибающую в зависимости от того, как лед расползался по скипетру в кадре. На мой субъективный взгляд получилось даже «вкуснее», чем в оригинале.

                  2. Открывающиеся огромные ворота. Тут из шумотеки был извлечен звук землетрясения, кажется, в Австралии. Небольшой кусок был вырезан, часть его была изменена по амплитуде, чтобы создать небольшой звук «удара». Остальное обработано полосным фильтром (поднята нижняя середина, так как ворота, всё же, меньше тектонической плиты).

                  В целом, «реверс инжениринг» звуковых эффектов — занятие весьма и весьма увлекательное. Например, было забавно понять (в другом ролике — репризе из того же мультика), что звук Анны, поскальзывающейся на льду во дворце Эльзы — это, на самом деле, — звук скользящих по льду коньков, а вовсе не каблуков. А также вслушиваться в хруст веточек, когда снеговик Олаф двигает руками. Но это — уже другая история…

                    +1
                    уау! круто!
                      +1
                      Снова комментарий интереснее статьи.
                        0
                        Не занижайте достоинства статьи. Она тоже просто отличная :)
                      +2
                      Звукотехника в романе А.С. Макаренко «Педагогическая поэма»
                      Ставили мы «Азефа». Сазонов бросает бомбу в Плеве. Бомба должна
                      разорваться. Командир шестого «Ш» Осадчий говорил:
                      — Взрыв мы этот сделаем настоящий. Так как я играл Плеве, то был
                      больше всех заинтересован в этом вопросе.
                      — Как это понимать — настоящий?
                      — А такой, что и театр может в гору пойти.
                      — Это уже и лишнее, — сказал я осторожно.
                      — Нет, ничего, — успокоил меня Осадчий, — все хорошо кончится.
                      Перед сценой взрыва Осадчий показал мне приготовления: за кулисами
                      поставлено несколько пустых бочек, возле каждой бочки стоит колонист с
                      двустволкой, заряженной приблизительно на мамонта. С другой стороны
                      сцены на полу разложены куски стекла, а над каждым куском колонист с
                      кирпичом. С третьей стороны против выходов на сцену сидит полдесятка
                      ребят, перед ними горят свечи, а в руках у них бутылки с какой-то
                      жидкостью.
                      — Это что за похороны?
                      — А это самое главное: у них керосин. Когда нужно будет, они наберут
                      в рот керосину и дунут керосином на свечки. Очень хорошо получается.
                      — Ну вас к… И пожар может быть.
                      — Вы не бойтесь, смотрите только, чтобы керосином глаза не выжгло, а
                      пожар мы потушим.
                      Он показал мне еще на один ряд колонистов, у ног которых стояли
                      ведра, полные воды.

                      Когда Сазонов бросил бомбу, я еще раз имел возможность войти в шкуру
                      Плеве и не позавидовал ему: охотничьи ружья выстрелили в бочки, и бочки
                      ахнули, раздирая обручи и мои барабанные перепонки, кирпичи обрушились
                      на стекло, и полдесятка ртов со всей силой молодых легких дунули на
                      горящие свечи керосином, и вся сцена моментально обратилась в удушливый,
                      огненный вихрь. Я потерял возможность плохо сыграть собственную смерть и
                      почти без памяти свалился на пол, под оглушительный гром аплодисментов и
                      крики восторга шестого «Ш» сводного. Сверху на меня сыпался черный
                      жирный керосиновый пепел.
                        0
                        Далее шумовик гремит кожаной сумкой, заполненной металлическими шестеренками: этот звук имитирует тряску оружия.

                        Буэсит, когда человек в кадре просто наводит пистолет или винтовку на кого-то и при этом звучит столько лязга, как будто оружие как минимум перезарядили и дернули затвор. И это каждом фильме, видимо по аналогии с ножнами без этого уже никак.
                          0
                          Забавнее слышать свистящие пуки оружия с глушителем, будто это воздушный шарик, без затвора — который лязгает при стрельбе, только в путь. Особенно автоматы.
                            0
                            А вы помните старые мультики, в которых озвучивали буквально ВСЁ? В Том и Джерри кот прыгает с характерным звуком «пэнг...». Вы часто слышали в жизни такой звук от прыгающего кота?

                            Это — «комическая озвучка». Чем более «несерьезное» кино — тем больше звуковых эффектов, подчеркивающих разные «беззвучные» вещи.

                            Просто, есть боевики, которые «ну прям как детский мультик»

                          Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

                          Самое читаемое