Как музыка влияет на интеллект: популярные мифы и научные гипотезы

    Вокруг влияния музыки на обучаемость и интеллект появляется много мифов. Самый распространенный из них слышал, пожалуй, каждый: если ребенка с рождения заставлять слушать Моцарта, он вырастет талантливым. Так ли это?

    Когда и как появились устойчивые представления о том, что музыка влияет на ум?

    Разбираемся в устройстве популярных мифов: ищем доказательства или развенчиваем их.


    Фото A Health Blog CC BY-SA

    Эффект Моцарта — от научной гипотезы...


    В 2007 году книги нейробиолога и психолога Дэниэла Левитина «This Is Your Brain on Music» и невролога и нейропсихолога Оливера Сакса «Musicophilia: Tales of Music and the Brain» попали в список бестселлеров New York Times. Тема влияния музыки на мозг стала популярной, как никогда.

    Но так называемый «эффект Моцарта» впервые описали ещё в 1991 году — французский исследователь Альфред Томатис (Alfred Tomatis) в своей книге «Почему Моцарт?» рассказывал, что с помощью музыки Моцарта можно «тренировать» мозг: якобы звуки определенной высоты помогают его восстановлению и развитию.

    Тема получила продолжение в 1993 году — трое ученых, Фрэнсис Раушэр, Гордон Шоу и Кэтрин Кай (Frances Rauscher, Gordon Shaw и Catherine Ky), изучили эффект воздействия музыки Моцарта на пространственное мышление. Респонденты проходили стандартные тесты на проверку абстрактного пространственно-временного мышления в трех состояниях: после того, как они в течение десяти минут слушали сначала «Сонату для двух фортепиано ре-мажор, К.448» Моцарта, после инструкции по релаксации, и, наконец, когда сидели в тишине.

    Исследование показало недолговременное улучшение пространственного мышления — в качестве инструмента для замера использовались некоторые задания из теста на уровень IQ Стэнфорд-Бине, где испытуемым нужно было искать недостающие детали или представлять себе, как взаимодействуют между собой фигуры различной формы.

    Ученые смотрели только на один из множества блоков теста на IQ — оказалось, что пространственное мышление действительно улучшается, причем значительно: на 8-9 баллов. Правда, ненадолго: так называемый «эффект Моцарта» длился всего 10 минут.

    … к популярному мифу


    Поэтому ученые не делали вывода о том, что под воздействием музыки развивается интеллект человека. Они лишь отметили временное улучшение одного из типов мышления. Более того, никаким исследовательским группам после не удалось повторить результаты Раушэр и ее коллег.

    Но идея оказалась на редкость живучей и плотно закрепилась в общественном сознании — настолько, что к «эффекту Моцарта», приводящему к росту IQ (о чем в первоначальном исследовании не было сказано ни слова), стали относиться, как ко всем известному факту. Важные оговорки из первоначального исследования (непродолжительность эффекта, невозможность повторить результаты без точного воспроизведения всех первоначальных условий эксперимента) благополучно забылись.

    Более того, эксперименты, проводившиеся «по следам» исследования Раушэр показали, что дело, возможно, вовсе не в Моцарте и даже не в музыке. Людям, которым нравится Шуберт, предлагали послушать Шуберта, а потом выполнить пространственно-временные задания. Людям, которые любят Стивена Кинга, предлагали послушать его произведения, а потом решить те же задачи. И в том, и в другом случае ученые обнаружили улучшение способностей к решению заданий.

    Так появилась ещё одна гипотеза — возможно, слушая то, что ему нравится, человек приободряется, у него улучшается настроение, он входит в «состояние ресурса», и поэтому лучше справляется с заданиями. А Моцарт тут, вполне может быть, и ни при чем.

    Играть — не слушать


    Итак, твердых научных доказательств того, что пассивное музыкальное потребление может улучшить когнитивные способности, нет. Но есть и другое расхожее представление о музыке и её связи с интеллектом — игра на каком-либо музыкальном инструменте делает человека умнее.

    Такие гипотезы начали появляться ещё в первой половине XX века — например, в работе «Relationships Between Intelligence, Scholastic Achievement, and Musical Talent» («Взаимосвязь между интеллектом, достижениями в учебе и способностями к музыке»,1937 год) её автор, Верне Росс (Verne Ralph Ross), предположил, что уровень IQ и музыкальные способности связаны, и что изучение музыки положительно влияет на развитие интеллекта.

    Современные исследования показывают, что игра на музыкальном инструменте вряд ли влияет на общий IQ, но может улучшить отдельные функции мозга — память, вербальный интеллект, грамотность, чувствительность к звукам и речи.

    Игра на музыкальных инструментах создает новые нейронные связи в мозгу и, как следствие, может положительно повлиять на уровень IQ. Почему это происходит, до конца неизвестно. Одно из возможных объяснений — музицирование затрагивает сразу несколько систем в организме: визуальные, аудиальные, тактильные, моторные, эмоциональные, когнитивные. Причем все они должны синхронизироваться и работать в абсолютной гармонии друг с другом — только тогда человек сможет хорошо играть.


    Фото Tristan Loper CC

    Несколько экспериментов


    В 2015 году в американском журнале Proceedings of the National Academy of Sciences были опубликованы результаты исследования развития мозга у двух групп подростков из одной школы в Чикаго: первые учились музыке, а вторые проходили подготовку на юниорскую военную программу (Junior Reserve Officer Training Corps program).

    Ученые использовали методы нейропсихологии и замеряли то, как мозг подростков, участвующих в эксперименте, воспринимал и реагировал на речь после трех лет обучения по выбранному направлению. Ученые предположили, что подростки — самая интересная фокус-группа для такого эксперимента, так как в подростковом возрасте мозг продолжает активно развиваться. Поэтому к концу эксперимента, когда ученые делали контрольные замеры, все респонденты так или иначе улучшили свои показатели, но именно в разнице и заключалось самое интересное: студенты из «музыкальной» группы развивались быстрее и интенсивнее, чем те, кто проходил военную подготовку.

    Раушэр, описавшая «эффект Моцарта», провела и другое исследование. Группа дошкольников в возрасте от 3 до 4 лет шесть месяцев училась играть на пианино. Спустя это время оказалось, что те ученики, которые обучались игре на музыкальном инструменте, на 30% лучше справляются с тестами на пространственное мышление, чем дети без музыкального образования. Замер был сделан спустя 24 часа после окончания музыкальных уроков, и дальнейшие тесты не проводились. Поэтому информации о том, сохраняется ли этот эффект, нет. Раушэр, однако, предположила, что игра на музыкальном инструменте помогает разобраться в таких естественных науках и математике.

    Есть много объяснений для этого эффекта: например, теория нейронных связей и теория ритмов. Первую предложили Гордон Шоу (Gordon Shaw) и группа исследователей из Калифорнийского Университета: по их предположениям, за «музыкальное» и пространственное мышление отвечают одни и те же участки мозга, и поэтому их развитие тоже связано.

    Вторую теорию выдвинул британский ученый Лоуренс Парсонс (Lawrence Parsons) и его коллеги: в основе теории лежит понятие «мысленного вращения» (mental rotation), то есть возможности человека представить себе двух- и трехмерные объекты и мысленно вращать их.

    Мысленное вращение и чувство ритма, считает Парсонс, возможно благодаря мозжечку — части мозга, отвечающей за точную, мелкую моторику. Соответственно человек, занимающийся музыкой и развивающий своё чувство ритма, параллельно развивает и способность решать задачи с «мысленным вращением», которое, в свою очередь, связано с пространственно-временным мышлением.

    Изучение связи музыки и интеллектуального развития — интересное исследовательское поле, где пока нет четких ответов, но уже есть много мифов. Параллельно с нейропсихологическими, когнитивными, физическими и другими разработками идут и социокультурные исследования. Они, в свою очередь, выдвигают предположение, что связь музыки и интеллекта — не биологическая, а социальная.



    Дополнительное чтение из нашего «Мира Hi-Fi»:



    Аудиомания 254,53
    Одна из крупнейших Hi-Fi, High End компаний в СНГ
    Поделиться публикацией
    Комментарии 22
    • +2
      Мне кажется всё дело в том, что в звуке довольно сильно ощущается «объём». Слух, в частности, используется для определения пространственного положения источника. Например, мы слышим какой-то шум, понимаем, что источник где-то слева, и затем поворачиваем голову, и смотрим что там. В момент, когда к оценке ситуации подключилось зрение, примерная оценка пространственного расположения уже была выполнена на основе слуховой информации.
      Можно даже предложить эксперимент. Первая группа людей надевает наушники, и слушает стерео запись каких-то звуков, доносящихся с разных сторон. Сами звуки могут быть вообще любые: шаги, шорохи, стуки. Вторая группа слушает ту же запись в моно. Третья — сидит в тишине. После 5 минут прослушивания этих звуков испытуемые проходят тест на пространственное мышление. Предполагается, что во время прослушивания стерео записи, люди в первой группе непроизвольно будут определять пространственное положение источника звука. И поскольку их мозг уже настроился на решение пространственных задач, результаты тестов первой группы будут выше. Во второй и третьей группе результаты должны быть примерно одинаковые. Так же предполагается что этот эффект будет кратковременным.
      • 0
        моцарт и пространственное мышление «это конечно хорошо», но симфоник блэк + начертательная геометрия + катализатор в виде пенделей от преподавателя в университете дают +100 к пространственному мышлению и постоянный эффект :)
        • –2

          Блэк = чернуха ("клуб 27" и др. девианты в плохую сторону).
          Знаю, что непопулярные мнения тут представители ментально завирусованного большинства резво минусуют, но может хоть кто-то задумается:


          "Вибрации, содержащиеся в музыке русских композиторов и в картинах русских художников 18-19 веков, способны нейтрализовать вибрации смерти, внедренные в ваше сознание вместе с просмотром телевизионных передач и прослушиванием той музыки, которая заполняет пространство России последнее время.


          Оберегайте ваших детей от просмотра телевизионных передач, прослушивания рок-музыки. Поверьте мне, тот вред, который неосознанно получают их души, не идёт ни в какое сравнение с пользой от использования ваших современных средств массовой информации.


          Используйте любую возможность быть на природе. Проводите время на природе. Не за шашлыком под музыку и рекламу, доносящуюся из радиоприемника.


          Слушайте звуки природы. Смотрите на птиц, деревья. Смотрите на облака. Слушайте тишину."

          • 0

            Если вы цитируете, указывайте источник, пожалуйста. А то непонятно, это вы сами нашли «вибрацию» в картинах или вам её кто-то… ввибрировал.
            И ещё хочу отметить, что музыка из ТВ и радио — это обычно не рок, а поп; и что рок — это термин, охватывающий широкий спектр очень разнородных музыкальных течений, в том числе, он может включать в себя звуки природы, чего в музыке 18-19 века вы не встретите.

            • 0

              Из США пойдёт?
              Что звуками создавались миры и топились континенты.


              "This is the scourge of hell that has come upon the generations of the young throughout the earth, as technology has transmitted to every nation with the speed of light the vibrations of satanic rock and diabolical music, such as rap music and other degradations that strip the chakras of young children of their virgin light.


              Recognize, then, that there is no greater power than the power of sound, as you have been told. Sound has been used in the creation of worlds and sound has been used in the sinking of continents. That is why we stress your use of the mantra and your recitation of the mantra in the secret chamber of the heart."


              https://www.summitlighthouse.org/pearls/1994pows/940227AI.html


              Подобные предупреждения у них были и в 1970, 1989 гг., в т.ч. про рост числа детских самоубийств в США под влиянием негармоничной музыки, наркотиков и СМИ.


              "In this century we have seen a five-pronged attack on our youth which has blunted the ability of generations to defend freedom. This attack, supported by the media and the educational system, comes through drugs, alcohol, nicotine, sugar, and rock music."


              https://www.summitlighthouse.org/pearls/1989pows/890702EC.html

              • 0
                Источник- это не страна, а имя человека, который цитируемое сказал, желательно ещё добавить, почему вы ему безоговорочно доверяете, несмотря на откровенную ложность минимум части утверждения.
                PS Ссылки ваши у меня не открылись, но я так понимаю, это архив проповедей некого религиозного объединения. Если учесть огромное количество сект, предсказывающих всё на свете и предупреждающих о тысячах противоречивых явлений и событий, ценность каждого отдельно взятого из этих утверждений равна нулю. Как говорится, при наличии около 2000 религий, утверждающих посмертный рай и ад, вы после смерти можете попасть (или не попасть) только в один рай, зато неизбежно окажетесь в 2000 разных адов.
                • –1

                  Сначала независимая статистика, кто из музыкантов США неугоден мирозданию неестественной смертью прекратил своё шумоизлияние, с разбивкой по стилям:
                  image
                  http://theconversation.com/music-to-die-for-how-genre-affects-popular-musicians-life-expectancy-36660
                  Много писавший русских рок- и поп-исполнителей звукорежиссёр А.Субботин в 51 год помер.
                  Юрий Хой со "зловещими мертвецами" и алкопропагандой — в 35 лет.
                  Георгий Гаранян — в 75 (классическая и лёгкая эстрадная музыка).


                  И продолжение холивара, если угодно :)

                  Секта атеистов-материалистов и пересекающееся с ней множество служителей золотого тельца — самая многочисленная сейчас и вреднейшая по своим гнилым плодам.
                  "Зарвавшиеся обезьяны, вот мы кто" — слова учёного из фильма "Письма мёртвого человека", эпитафия человечеству после ядерной войны.


                  А вышепроцитированные мной теософские авторы в отличие от других учений обладают преемственностью 150 лет только в задокументированной на Западе истории и миллионы лет в "хрониках Акаши". Т.Н. Микушина до недавних пор получала указания сверху, эмигрировала из России в Латвию после 2-х поджогов, так что правило "нет пророка в своём отечестве" соблюдено.


                  Случайные психи-одиночки, возомнившие себя посланниками Бога и др. высшими существами, гонят неподтверждаемую отсебятину в отрыве от учителей прошлого и не называют себя официальными посланниками Иерархии Света (Великого Белого Братства).
                  Оно сверху дало людям все религии, вдохновляло на многие открытия и произведения искусства:


                  "Поэтому я советую всем избегать и зла, и тьмы, которые входят в силовое поле четырех нижних тел, когда внимание блуждает в джунглях современного джаза. Я советую всем, кто действительно хочет стать алхимиком Духа, открывать для себя классическую музыку великих мировых композиторов — Бетховена, Баха, Шопена, Гайдна, Генделя, Вагнера, Листа, Моцарта, Мендельсона, Малера и многих других, которым Братство поручило принести на Землю музыку сфер." — этот стиль и слог трудно подделать.


                  Е.П.Блаватская писала в XIX веке, что Луна старше Земли, считала вероятности оккультных событий дробями вида 1023/1024 (за полвека до изобретения килобайта), раньше любых фантастов сделала прогноз о будущем применении оружия массового поражения (пневмо-дино-врила, 2 млн. солдат умрёт мгновенно), о затоплении европейского континента.


                  Другой пример:
                  "Махатма сообщает о таких вещах, которые не были известны в то время (последняя четверть XIX века) и подтвердились только в ХХ веке. Например, о наличии межзвёздной пыли, которая поглощает свет звёзд, что приводит к искажению фотометрических расстояний до них. Наибольший интерес представляют те утверждения Махатмы, которые противоречили науке того времени, но подтвердились позднее, в ХХ веке. Это доказывает, что Махатмы обладают сверхнаучным знанием. На меня большое впечатление произвела дискуссия о природе зелёной корональной линии."


                  http://www.delphis.ru/journal/article/poslanie-makhatm-sovetskomu-pravitelstvu-mif-ili-realnost


                  "Несомненно и то, что в надлежащие, определенные сроки для обновления сознания человечества и внесения новой ступени Учения Великое Братство избирает одну или двух личностей, как было с Блаватской и после ее смерти с Франчиа Ла Дью, через которую Учитель Илларион давал свое Учение." — Е.И. Рерих.

                  • 0
                    Ух ты, ваша волшебная табличка уверяет, что рэп и хипхоп лечат рак и болезни сердца! Срочно надо бежать покупать диски!

                    Благодарю за удовольствие от прочтения вашего сочинения, хоть и совершенно далёкого от изначальной темы.
                    • 0
                      А если честно, у вас во всех рассуждениях нарушение причинно-следственных связей. Например, суть панка — конфликт с обществом, исполнители и потребители этой музыки входят в группу риска по всяким насильственнвм штукам. Но творчество и сопереживание творчества снижают градус отчаяния, а вместе с ним и риски. То есть, если среди панк-музыкантов много жертв насилия и суицида, то среди нетворческих отверженных их куда больше. Антисоциальная музыка спасает жизни и лечит души, просто жизни и души ей достаются самые проблемные.
                      • 0

                        Ну так и муравьям работа АЭС покажется нарушением причинно-следственных связей. Но "секта" это предусмотрела и написала:


                        "Можно наверное сказать, что каждое Наше предупреждение будет встречено насмешкой. Невежды бывают разные: одни по безграмотности, другие по учености; вторые очень опасны, ибо не признают возражений. Невозможно с ними говорить о Надземном, но они должны бы знать, что единая капля переполняет сосуд."


                        "Одного воздействия громко включенного динамика, из которого раздается рваный ритм рок-музыки достаточно, чтобы тысячи элементалов испытали шок и вместо того, чтобы выполнять свои обязанности по поддержанию порядка на планете, заболели или даже умерли."

                        • 0
                          Ух ты! А элементалы — это из какой сказки? И как они с такой тонкой душевной организацией пережили древность и средние века? Ведь мелодичная музыка — изобретение недавнее и не слишком широко распространённое? Старинная и народная музыка слишком часто громка, ритмична и шумовидна. Например, так выглядела утеха для уха пару сот лет назад (восстановлено по старинной нотной графике «крюки», ЕМНИП).
                          • –1
                            А элементалы — это из какой сказки?

                            Из разных независимых исследований, например: http://www.newacropolis.ru/magazines/5_2003/El-ly_-_duhi_prirody/ (это анонс, всю книгу тоже можно скачать где-то).


                            И как они с такой тонкой душевной организацией пережили древность и средние века?

                            Тогда у людей не было:
                            1) столь дебильно-упаднической музыки, которая началась с наркоманско-негритянского джаза.
                            2) двигателей внутреннего сгорания (тарахтелок)
                            3) электрической носимой и возимой аудиоаппаратуры для шумового загрязнения окр. среды.
                            "Саббубены" сейчас и на велосипеды ставят неумные молодые меломаны, чтобы свой гнусный рэп на ходу слушать. Пугают птиц и прохожих в парках, где движение автомобилей запрещено :(

                            • 0
                              Вы уверены, что исследования фольклора могут доказывать что-то? Он, вообще-то, у всех народов разный и в разных этнических традициях взаимоисключающий. Не является доказательством чего-либо и ваша личная ненависть к произвольно выбранным из таблицы музыкальным стилям, которые вы даже не можете друг от друга отличить (да и вообще узнать на слух, судя по всему). Вообще-то, ваше агрессивное поведение как раз может быть доказательством вредоносного влияния на психику того, что слушаете вы (чем бы это ни было). Возможно, вам пора озаботиться восстановлением своего собственного душевного здоровья, а не комфортом неких ни разу вами не виденных элементалов, которые никогда вообще-то не выражали своего неодобрения какими-либо стилями современной музыки. Может, они Наутилус Помпилиус слушают, а вы им портите настроение.
                              • –1

                                Рост числа детских самоубийств и порча климата с агрессивной музыкой и общим SPL электроакустической аппаратуры прямо связаны, но не для средних умов.


                                Лорд Бульвер-Литтон в "Занони" про микроскоп и невидимую жизнь писал. Для элементалов у него инструментов выявления кроме сверхчувственных тогда не было (1842 г., не фольклор).


                                Рерихи до второй мировой предупреждали:


                                "Между тем даже шорох разрываемой бумаги очень прободает пространство, но большинство даже не замечает это."


                                "Люди напрягают энергии, не считаясь с тем, что каждое начало имеет и конец. Пушечная стрельба может вызвать дождь, но это будет одним из самых примитивных воздействий."


                                "116. Уберегите детей от всего ложного, уберегите от дурной музыки, уберегите от сквернословия, уберегите от ложных состязаний, уберегите от утверждения самости, тем более, что нужно привить любовь к непрестанному знанию."

          • –1
            Мне интереснее обратная задача. Как интеллект влияет на выбор музыки? Есть ли здесь зависимость? По моим наблюдениям человек с высоким уровнем интеллекта выбирает популярную легкую музыку.
            • 0
              Похоже, я догадываюсь, за каким человеком вы наблюдали =)
              • 0
                Металл и классика — музыка самых умных, тыц и тыц.
                • +1
                  интеллект понятие относительное :)

                  я бы сказал что не интеллект выбирает музыку, а физиологическое состояние, которое в купе с музыкальной эрудицией, в конкретный момент времени, определяет какая музыка наиболее подходит под биоритмы и вид занятости
                • 0
                  А может просто любое занятие требующее концентрации, внимательности, тренировки активируют определенный отдел мозга и соответственно близлежащие тоже активируются. Ну и так случайно вышло что области мозга, связанные с теми, что участвуют в обучении музыке улучшают показатели в выбранных экспериментаторами тестах. Тесты ведь, как ни крути, могут охватить только ограниченные области.
                  • 0
                    Как музыка влияет на интеллект лучше всех знало старое поколение в 90-е.
                    Припадошным станешь от своего плеера, все мозги высушишь себе. Все кто лежат по психушкам в наушниках ходили
                    • 0
                      The different levels of Music
                      image
                      • –1
                        Вот смотрю на нынешнее поколение «музыкантов» всяких фараохов, фэйсов и прочую нечисть… Собирают полные залы же. Как люди находят там музыку? Это же лицо деградации.

                        Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

                        Самое читаемое