Бобинники: краткая история катушечных магнитофонов и рост интереса к аудиогаджету сегодня

    Аналоговая музыка и не думает уходить в прошлое: возвращается спрос на винил и даже катушки. Сегодня мы подготовили краткий рассказ об истории катушечных магнитофонов в мире и СССР.


    Фото Matt Donovan / CC

    История катушечных магнитофонов


    История катушечных магнитофонов берет свое начало в 1878 году, когда американский инженер Оберлин Смит знакомится с фонографом Томаса Эдисона и начинает экспериментировать с устройством. В какой-то момент он предлагает использовать для записи звука явление магнетизма.

    По его задумке, носителем может выступить хлопковая нить, в которую вплетены частички стальной проволоки. Смит публикует свои идеи по совершенствованию фонографа в надежде, что кто-нибудь постарается воплотить их в жизнь, так как сам он не может выкроить время, чтобы заниматься всем этим самостоятельно. Так и случилось.

    На его работу обратил внимание инженер из Дании Вальдемар Поульсен (Valdemar Poulsen), который в 1898 году получил патент на технику магнитной записи на проволоке из стали. Однако практическое применение магнитная запись получила только в 20-х годах XX века, когда инженер Фриц Пфлеймер (Fritz Pfleumer) предложил в качестве носителя использовать ленту из бумаги с напылением оксида железа. Патент на свою идею Пфлеймеру получить не удалось из-за предшествующих экспериментов Поульсена, но его технология легла в основу «Магнетофона-К1».

    Его создала немецкая компания по производству электроники AEG совместно с химическим концерном BASF, который произвел пленку для устройства. Новый прибор представили публике на выставке в 1935 году. А пятью годами позже магнитофоны AEG получили апгрейд – инженер Вальтер Вебер (Walter Weber) открыл, что если подмагнитить пленку переменным током, то это повышает качество звукозаписи. Решение поспешили применить на практике.

    Распространение по миру магнитофоны получили после Второй мировой войны. В 1945 году, американцу Джеку Маллину (Jack Mullin) удалось отыскать два «Магнетофона» и 50 катушек пленки на немецкой радиостанции в Бад-Наухайме. Маллин привез находки домой, и через два года экспериментов показал прототип своей машины для коммерческого использования на студии MGM в Голливуде.

    На демонстрации технологии присутствовал певец Бинг Кросби, которого заинтересовали разработки инженера. Кросби инвестировал деньги в компанию Ampex, в которой Маллин начал разрабатывать коммерческую версию магнитофона. Итогом работы стали устройства Ampex Model 200, которые поступили в продажу в 1948 году.

    В Ampex родилась ещё одна инновация в области звукозаписи. С 1949 годов инженеры компании работали над системой для многоканальной записи. У них уже был опыт создания подобных устройств для киноиндустрии, потому её предложили внедрить в серийные магнитофоны. Идеологом выступил менеджер компании Росс Снайдер (Ross Snyder) и разработал систему селективной синхронной записи Sel-Sync. Первый рекордер серии установили в студии легендарного гитариста-виртуоза Леса Пола.

    Бобинники в Советском Союзе


    Выпуском магнитофонов в Советском Союзе начали заниматься в 1949 году. Первым магнитофоном серийного производства в СССР стал «Днепр-1». У «Днепра-1» было две скорости движения ленты — 18 и 46,5 см/с, а длительность непрерывного воспроизведения составляла 45 и 20 минут соответственно. Частотный диапазон записи варьировался от 90 до 7000 Гц. Хотя производство магнитофонов было серийным, он был довольно дорогим и немногие семьи могли позволить себе новую технику.

    В 1957 году в СССР вступил в силу ГОСТ 8088-56, который установил общие технические характеристики для магнитофонов разных производителей, в том числе и стандартные скорости прокрутки ленты. В ГОСТе были прописаны классы магнитофонов, на которые ориентировались производители. Они обозначались первой цифрой числового наименования модели: от высшего 0 класса до низшего 4. В то же время магнитофоны начали дешеветь. И в конце 1950-х – начале 1960-х аппараты стали становиться частью повседневной жизни советского человека.

    Первый советский серийный двухдорожечный магнитофон появился в 1956 году. Это была модель «Днепр-9»: скорость движения ленты в аппарате составляла 19,05 см/с, а частотный диапазон — от 50 до 8000 Гц. Максимальная длительность записи равнялась 30 минутам.

    Через несколько лет появился и первый советский стереофонический магнитофон: это была модель «Яуза-10», которая вышла в производство в 1961 году. Он поддерживал две скорости движения ленты — 19,05 и 9,53 см/с, а частотные диапазоны магнитофона составляли 40–15000 Гц и 60–10000 Гц соответственно.


    Появление транзисторов сделало возможным создание портативных аппаратов. Первым батарейным проигрывателем стал «Весна», который начали делать в 1963 году. Длительность непрерывной записи или воспроизведения составляла 18 минут, время работы от батареек — 5–8 часов, а частотный диапазон устройства — от 100 до 6000 Гц.

    Помимо переносных магнитофонов, среди доступных аппаратов числились магнитофонные приставки. Они отличались от полноценных стационарных устройств тем, что для воспроизведения записи такой аппарат подключался к внешнему усилителю низкой частоты. В советских домах таким усилителем был настольный радиоприемник или радиола. Популярной и недорогой маркой приставок была «Нота» — первая модель вышла в 1966 году.


    Фото Andshel / CC

    По причине доступности магнитофонов в 1960-х годах появилась отдельная ветвь культуры самиздата — «магнитиздат». Магнитные пленки заменили самодельные пластинки «на костях», которые советские умельцы изготавливали из рентгеновских снимков. На пленку переписывали как западные пластинки, так и музыку советских исполнителей — песни Высоцкого, Окуджавы, Галича, Визбора и других поэтов и музыкантов.

    Магнитиздат на катушках выходил вплоть до 80-х. В то время на бобины записывали свои композиции популярные советские рок-группы: «Аквариум», «Зоопарк», «Машина времени», «Кино» и другие. Это были уже не просто разрозненные записи, а целые альбомы, которые так и назывались — «магнитоальбомы». Записи часто распространяли сами музыканты или их друзья, после чего альбомы буквально за несколько недель разлетались на множество копий.

    Явление магнитиздата повлияло и на то, что кассетные магнитофоны, первые серийные экземпляры которых появились в СССР в 1969 году, быстро стали популярнее бобинников, так как удобство записи и воспроизведения оказались для слушателей важнее качества. Однако катушечные магнитофоны продолжали производиться массово вплоть до 90-х. Позже их популярность снизилась.

    Катушечные магнитофоны сегодня


    Катушечные магнитофоны снова заявили о себе в начале 2010-х. Продажи бобинников выросли как на eBay, так и на сайтах, занимающихся торговлей винтажным аудиооборудованием. Во многом этот тренд сравнивают с другим крупным возвращением в аналоговой музыке — виниловыми пластинками.

    Основным плюсом катушек является максимальная близость записи к оригинальному студийному миксу. По мнению поклонников этого носителя, запись на катушке точнее всего передает изначальный замысел музыкантов. Как отметил Крис Мара (Chris Mara), владелец компании, занимающейся восстановлением магнитофонов, «катушечный» звук должен особенно понравиться любителям джаза, так как все классические джаз-композиции были записаны на бобинниках.

    Сегодня тренд на катушечные магнитофоны подхватили производители, создающие новые модели проигрывателей на основе ранее выпускавшихся устройств. Это восстановленные проигрыватели Mara Machines, системы от United Home Audio, а также новые модели магнитофонов от Ballfinger. Свои катушечные магнитофоны также выпускают Revox и Metaxas. Последние обещали представить свое устройство уже в этом году.



    Больше об истории аудиосистем — в нашем «Мире Hi-Fi»:

    Аудиомания

    162,00

    Одна из крупнейших Hi-Fi, High End компаний в СНГ

    Поделиться публикацией
    Комментарии 30
      +5
      Как то сильно кратко. Ожидал больше фото и описаний моделей.
      • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
          0

          Их не только для музыки использовали) Помню в далеких 90х на бабинах были еще и игры, которые по 2 часа грузились на компьютер ОРЕЛЬ БК-08

            –1
            Это интересно. Расскажем об этом!
              +2
              Стандарт для тех ПК был касетник.
                0
                Безусловно. Но это не мешало использовать любой другой способ передачи аудио: и на бобины писали, и были прецеденты передачи по телефону и по радио… Вроде даже на гибких грампластинках к журналам были (за границей). А с появлением CD — и на них несколько сборников игр выходило.
                  0
                  На самом деле кассетник был дешевле. А на бобину тех же игр для спектрума или БК влазило больше, вдобавок бобинник гораздо качественнее записывал, и запись можно было использовать гораздо дольше, чем кассету.
                  Просто именно из-за стоимости бобин и магнитофона, он встречался реже.
                  0
                  Прямо таки по 2 часа? Я просто застал только спектрум, там в зависимости от размера игры время загрузки было от 1-2 минут до 10-15.
                    0
                    В среднем 5 минут для стандартной игры (~40 кб), и около 2 минут на турбо-скорости. Но турбо скорость требовала более качественной записи. Как раз бобинные магнитофоны легко с этим справлялись. А кассетные не все. Маяк конечно справлялся, но всякие Весна и другие — быстро переставали читаться.
                  0
                  На возрождение популярности бобинников повлиял фильм «Криминальное чтиво», очень круто он там смотрелся. Teac X-2000 R.
                    0
                    У меня есть НОТА- М! Работает до сих пор! Странно себя чувствуешь когда слышишь свой детский голос, записанный очень давно…
                      +2
                      Раз уж магнитофоны снова начали производить, то почему бы Кировскому заводу им. Лепсе не взяться, и не возродить легендарные «Олимпы»?
                        0
                        Лепса уже не может ничего произвести, увы. Недавно распродавали остатки запчастей, но и они подходят к концу. Подмосковное Фрязино тоже, увы, все.
                        0
                        Чур меня, накрутил я этих бобин в моё время.
                        Шум и трески даже на высококласных аппаратах из-за низкокачественных лент, а импорт не сыскать было.
                          –1
                          Да Вы просто готовить их не умеете (с)
                          Нормальные ленты в СССР (1983-1992) продавались, конечно с BASF и Agfa не сравнить, но первая запись на хорошем аппарате на них очень хорошо получалась. Последующие перезаписи уже сильно хуже. На наших аппаратах, типа Олимп-005, Илеть-102(3) всё вроде было нормальным, кроме стабильности лентопротяги. Новая лента шла отлично, поюзанная на записи требовала постоянного контроля через сквозной канал. Это в сравнении с двухвальным AKAI GX-650D — тот зверь и юзаные наши ленты отлично прописывал.
                            0
                            Стекло, сендаст, аморф, динамическое подмагничивание...))
                          +3
                          Сомневаюсь, что это пойдет в массовый рынок.Исключительно ниша аудиофилов.
                          Массовый рынок с цифры уже не слезет, ибо цифра банально удобнее, качество не хуже.
                            –3
                            На бобинники досих пор есть спрос, некоторым нравится их «искажения», про них есть такая хохма — записывают с mp3 на бабину и слушают.
                            До массового (дешевого) прихода CD, бабины были внеконкуренции, касетники были с ограничениями на верхний диапазон.
                              +2
                              касетники были с ограничениями на верхний диапазон.

                              они были 20Hz -20kHz по -20dB.
                              В лучших моделях и пленках можно и 27kHz сверху получить. Только зачем?
                                0
                                Вот только стоили такие касетники сильно дороже бобинников с такими же параметрами. В советские времена касетников уровня бобинников высшего класса вообще не было.
                                +2
                                Бобинные магнитофоны были достаточно дороги, вдобавок громоздки для массового покупателя.
                                Вдобавок контент (песни) продавать на бобинах было неудобно — и из-за размера и из-за дорогой себестоимости.

                                Поэтому массовый аудиорынок прыгнул с пластинок сразу на кассеты.

                                P.S. Как вы считаете, если написать «бобинный фильтр», который будет на mp3 накладывать скрипы, хрипы и искажения, есть шанс подзаработать?
                                  +1
                                  Поэтому массовый аудиорынок прыгнул с пластинок сразу на кассеты.

                                  [с интересом]вот только «спрыгивание» с катушек заняло лет 30, даже больше, 40. То есть раза в два супротив DVD и их наследников. И даже дольше кассет.

                                  «бобинный фильтр», который будет на mp3 накладывать скрипы, хрипы и искажения, есть шанс подзаработать?

                                  вы будете далеко не первым. Все давно написано. Причем с эмуляцией конкретных моделей. Только бестолку.

                                    –1
                                    «Массовый рынок» сидел на виниле, а не на бобинах.
                                    И с винила на бобины массового перехода не было. Был с винила на кассеты.

                                    Бобины были и остались более нишевым, чем массовым продуктом.
                                    Даже сама продажа бобин с записями — их было мало. Пластинки клепать было дешевле…
                                      +1
                                      вы о какой стране говорите?
                                        +1
                                        вы правда думаете что винил был очень доступен в СССР, разочарую вас… «пласт» стоил от 100 руб и надо было ещё знать где и как ЭТО купить… зарплата в то время инженера 145 руб!
                                          +1
                                          Какие 100 рублей???
                                          Советские («Мелодия») — от 1,5 рублей до 3,5. Подпольные импортные пласты — до 25.
                                            0
                                            «гема» по 100 руб, если англия или штаты до 180 — 200 руб пласт, а вы про какие импортные пласты вещуете, то? )))) и вообще то вы хоть что нибудь покупали этак в 1978 — 1980 годах то?
                                              0
                                              «Демократы» в 80-м по 100 рэ??? Не верю.
                                              В эти годы еще не покупал, по возрасту :)
                                              В конце 80-х начал.
                                            0
                                            Простите, в СССР на виниле, кроме каких-то мегараритетных вещей, продавались сборники вполне доступные для всех. По рублю, по три.
                                            Детские аудиосказки у меня где-то еще валяются. На них даже стоимость прямо на пластинке напечатана — по-моему 50 копеек.

                                            Сам же проигрыватель пластинок (не дорогой редкий граммофон в 40-х), а обычный домашний проигрыватель — IMHO стоил дешевле бобинного магнитофона.
                                  0
                                  Есть магнитофон системы «Яуза»,
                                  Вот и всё!… А этого достаточно.
                                  — А.Галич

                                  Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

                                  Самое читаемое