company_banner

Как живут фрилансеры: из разработчика в технического копирайтера

    image

    Привет, Хабр!


    На десятом выпуске ребята закрыли формат «10 вопросов программисту». Мы в команде Фрилансим сначала расстроились, а потом решили подхватить идею с их разрешения. Открываем новый сезон, в котором будем выяснять, как и чем живут фрилансеры.


    Поговорили с Дмитрием, техническим копирайтером на фрилансе, бывшим преподавателем и разработчиком.


    Дмитрий разрабатывал программное обеспечение для западного рынка и сам же делал к нему документацию на английском. После вычитки тексты возвращали практически без изменений. «Тогда я понял, что могу хорошо писать» — говорит Дмитрий. Сперва это было подработкой и набиванием руки, а затем постепенно переросло в основную деятельность.


    image
    Дмитрий Пивоваров — инженер по образованию, пишет тексты для технически сложных продуктов.


    0. Хочется начать с вопроса вне плана. Очень уж интересная история — из разработки в копирайтинг. Не скучаешь?


    Иногда скучаю. И тогда пишу какой-то скрипт на сайт или что-то подобное. В процессе понимаю, что многое уже позабыл, и как-то отпускает. Копирайтинг привлекает разносторонностью.


    1. Опиши свой самый лучший фриланс-проект — тот, которым ты действительно гордишься.


    Вообще, я горжусь практически всеми выполненными проектами. Просто не могу себе позволить работать так, чтобы результат мне самому не нравился. Если результат работы не нравится даже самому себе, то в чем тогда смысл? Сам понимаешь, что сделал «какашку», и все равно просишь за это денег? Я так не могу.


    Тут, правда, еще один момент есть. В моей сфере результат можно проверить (A/B тесты, аналитика, отчеты по продажам). Поэтому конечный критерий эффективности моей работы — не столько то, нравится ли мой текст клиенту или даже мне самому, сколько объективные показатели. Чаще всего мое ощущение от текста совпадает с объективными результатами, но пару раз я серьезно промахивался. Когда работал на незнакомых рынках или нишах. А перфекционизм — это такой удобный способ безнаказанно прокрастинировать.


    Сейчас я помогаю создавать новое лицо компании-производителю POS-систем для ресторанов и столовых. Результат вижу в реальном времени, и это вдохновляет. Вот как раз на днях этот заказчик поделился: материал, который я накануне сделал, уже принес ему клиента. Есть рост посещаемости сайта, по аналитике видно, что материалы читают, заказов больше и так далее. То есть работа приносит клиенту конкретный результат. Это приятно.


    А так, вспоминается одна интересная работа, которую мне заказали практически на заре моего фрилансерства. Требовалось перевести на русский язык текст на древнеанглийском. Первый взгляд на сканы этих документов поверг меня в ужас.


    Для понимания:


    image


    В итоге справился, и это было круто. В основном потому, что мне пришлось освоить множество нестандартных способов поиска ответов на свои вопросы в условиях, когда гугление бесполезно. Пришлось нарыть начертания шрифтов тех лет, почерковые и лингвистические исследования, книги по юриспруденции времен короля Георга (забыл его порядковый номер, увы), просто похожие документы и так далее. Там масса терминов, да и обычных слов, которые давно не употребляются, и в обычных словарях их просто нет.


    В каком-то смысле этот заказ сформировал мои нынешние принципы работы как копирайтера. Кстати, получил я в итоге всего где-то около $100. Сейчас понимаю, что просить надо было на два порядка больше.


    2. Опиши свой самый большой провал, случившийся за время фриланса.


    Таких уж прям объективных фейлов не припомню. Но был один заказ, который я сам считаю провалом. Как раз в плане соблюдения мной моих же собственных принципов качества.


    Ко мне обратился владелец стоматологии с просьбой разработать некоторые маркетинговые материалы для франшизы. Сотрудничество началось хорошо, но в процессе работы над очередным текстом мы зашли в тупик. Отличный с моей точки зрения материал заказчик ругал. Раз за разом. Вносимые правки подвергались жесткой критике. Общую позицию заказчика я никак не мог уловить. Приходилось по десять раз переписывать одни и те же фрагменты. Дело осложнялось еще и тем, что клиент настаивал исключительно на телефонном общении, так что разбор всего нескольких фраз текста каждый раз растягивался на 2-3 часа.


    После месяца почти ежедневных созвонов я сдался и отказался от работы. Фейл. Правильно, конечно, было отказаться сразу, либо настоять на более удобной для всех форме рецензирования. В этом смысле опыт ценный, хоть и негативный.


    3. Опиши свое рабочее место — от ноутбука до кресла, включая софт и приложения.


    Обычный стол из соседнего мебельного, обычное кресло из икеи, обычный Word 2003. Монитор, правда, хороший iiyama, потому что с текстом на плохом долго работать не получается – глаза болят. Что еще? Браузер, средства связи (Skype, WhatsApp, почта). Из специализированного использую Trello для учета задач, но об этом дальше. На столе — творческий беспорядок.


    4. Как эффективно управлять задачами и временем?


    Этот вопрос я задам следующему фрилансеру.


    Не знаю, если честно. Пробовал с десяток разных программ и сервисов – ничего не прижилось. Либо я работаю эффективно сам по себе, и тогда никакие сторонние инструменты не нужны, либо я работаю неэффективно, ленюсь, отвлекаюсь или просто не идет, что называется. И тогда от тайм-менеджмента или планировщиков задач толку тоже нет. Сейчас вот использую Trello. Но больше для напоминания самому себе, что предстоит сделать. Без какой-либо приоритизации, категоризации, распределения по квадратам Эйзенхауэра и прочего.


    В целом, над интересными задачами работать интересно, а потому легче настроиться. И это, пожалуй, основной способ повышения эффективности своей работы, который я использую.


    5. Есть клиенты, с которыми ты точно никогда бы не стал работать?


    Сейчас в моде слово «токсичный». С токсичными клиентами не работаю. Со временем научился их вычленять буквально с первого сообщения и сразу вежливо отказываюсь от сотрудничества. Речь идет не о конкретных фразах, а в целом об отношении. Например, «ты исполнитель, ты мне должен». Или «я сам не знаю, чего хочу, но результат мне нужен идеальный».


    Вообще, умение правильно выбрать клиента дорогого стоит. Есть сотни историй про «странных» заказчиков, 90% которых не приключились бы, если бы автор просто вовремя сказал «нет».


    Что касается проектов — я стараюсь работать над тем, что мне самому интересно. Плюс проект должен иметь хоть какую-то социальную значимость. Это значит, что я точно не буду писать для онлайн-казино, сомнительных инфо-продуктов, для нелегальных и окололегальных проектов и т.д. Кроме того, будучи человеком образованным, я не могу и не хочу писать про гомеопатию, плоскую землю, астрал и иные спорные темы.


    Остальные ограничения обусловлены моей квалификацией. Слишком простые для меня вещи (домашняя страница кота Василия) я делать не буду. Проекты, для которых моей квалификации, наоборот, недостаточно – тоже. Медицина, юриспруденция, политика — тут я некомпетентен, и такие заказы не беру, хотя предложения периодически поступают.


    6. Будь у тебя неограниченные ресурсы (время, деньги, мощности, люди), каким проектом ты бы занялся?


    У меня две мечты: написать детскую книгу — такую прям на уровне Крапивина или Роулинг. И написать игру — глобальную космическую стратегию. Для первого у меня пока маловато жизненного опыта (наверное), для второго — навыков программирования и свободного времени.


    7. Что и где нужно учить, чтобы стать лучшим в твоей сфере?


    Все и везде. Копирайтинг — это не про тексты, а про разносторонние и довольно глубокие интересы. Про наблюдательность. Про практику. Едва ли я в своей сфере лучший, но, сдается мне, в моей сфере вряд ли можно свести ответ к какому-то законченному списку литературы и/или тренингов.


    8. Самый большой миф о фрилансе?


    Ни одного не знаю. Разве что мнение, что фрилансить проще и денежнее, чем работать «на дядю».


    9. Расскажи про 3 любимые книги — учебную, научно-популярную и художественную.


    В моей сфере любая книга — учебная. Однако я бы выделил две книжки именно по копирайтингу.


    Во-первых, «Проверенные методы рекламы» Кейплза. Этот человечище прогнал через себя без преувеличения сотни тысяч вариантов различных рекламных текстов, собрал по ним статистику, проанализировал и написал книгу. Книге 80 лет уже, но она все еще крайне актуальна. Вторая книжка — современная. «Пиши, сокращай» Ильяхова. Я не вполне разделяю идеологию инфо-стиля, который Максим пропагандирует, но общие принципы написания текстов книжка передает очень хорошо и, в отличие от многих других книг по теме, — аргументировано.


    Я читаю много научпопа (просто нравится), но выделю одну, с моей точки зрения, шедевральную вещь — «Рождение сложности» Александра Маркова. Еще Докинз нравится, но он чересчур одиозен местами.


    Из художественных — «Ложная слепота», Питер Уоттс. Помимо самой книги, мне очень импонирует подход к ее написанию, который автор изложил в послесловии.


    10. Если бы ты мог вернуться в прошлое к тому моменту, когда только решил перейти на фриланс, какой бы один совет ты себе дал?


    «Не ссы».


    Для протокола другой вариант: «Проси больше, не стесняйся».


    Бонус: Задай вопрос следующему фрилансеру, у которого мы будем брать интервью.


    Основная беда фрилансеров — проблемы с самодисциплиной. Есть софт, есть сервисы (Todoist и прочие). Для меня не работает ничего. А для тебя?

    Фрилансим

    177,00

    Биржа проектной работы для IT-специалистов

    Поделиться публикацией
    Комментарии 12
      0
      Если в разработке ПО мало разносторонности, то тогда я не знаю. По моему мнению это очередная история программиста не удачника.
        0
        Я по молодости, еще в универе, тоже решил было, что программировать — это скучно, хотя начинал еще лет в семь, перепечатывая программы на бейсике. Подался в журналистику, в аккурат перед тем, как интернет начал её убивать. И это было самой большой ошибкой в жизни. К счастью, удалось вернуться — но много позже, чем надо было бы.

        А сегодня все еще хуже — люди вообще не читают, тексты нужны только поисковым роботам. Сомнительный какой-то карьерный путь.
          0
          Люди-то читают, но бесполезный мусор, выдаваемый копирайтерами (а зачастую и журналистами, потому как факт-чекинг они проводить или не способны или не хотят, т.к. жареный материал отправится в урну, а зачастую сознательно пишут и снимают бред — всякие ХренТВ и «КП» с «АиФ») им не нужен. У него тоже есть ЦА, но такие материалы пригодны разве что для манипулирования этой аудиторией.
            0
            За всех не буду говорить, но конкретно в моей работе собственно написание текста — это, от силы, 15-20% времени. Остальное — сбор информации, проверка и вытягивание тех самых фактов из заказчика.

            Вы правы в том, что многие действительно не задумываются о проверке фактов. Не только исполнители, но и заказчики, кстати. «У нас высококачественная продукция» — и все тут. Начинаешь выяснять, в чем именно заключается качество — ответа нет. Многие мои коллеги в такой ситуации пишут расплывчатое «бла-бла-бла». Я — либо отказываюсь от заказа, либо дожимаю заказчика до реальных конкретных деталей.
            0
            А сегодня все еще хуже — люди вообще не читают, тексты нужны только поисковым роботам.

            Это заблуждение. Читают. И принимают решения, исходя из прочитанного. Просто требования к текстам сегодня выше. Хотя многие считают так же, как и Вы, и пишут для роботов. А как раз роботам на красоту и фактологическую достоверность текстов наплевать.
            0
            Здравствуйте. Я тот самый Дмитрий.
            В любой работе, безусловно, есть место креативу, разносторонности и т.д. Кроме, разве что, конвейерной сборки. Я в итоге нашел себя в копирайтинге. Вы — в программировании. Это нормально. С разработкой, кстати, тоже все было неплохо :)
            –1
            «Десяти вопросов программисту» — В первом эпизоде нас ждёт беседа с техническим копирайтером… По моему не состыковка получается
              0
              Сезон «10 вопросов программисту» закрыли, открываем второй про фрилансеров. Порядок!
              0
              Вопрос слегка не по теме, но все-же: где сейчас искать тех. писателей?
              В 1990е и 2000е по рекомендациям обращался. Может сейчас иначе?

              Вопрос не праздный, нужно начать работу над документированием проекта, но думаю и другим читателям ответ будет полезен.
                0
                Скинула комментарий Дмитрию. Пока он отвечает, могу посоветовать вам биржу главреда. Вот тут есть инструкция, как искать — work.glvrd.ru/howto.

                Ну и Фрилансим попробуйте :)
                  0
                  Спасибо.
                  0
                  Сарафанное радио и сейчас неплохо работает :)

                  На биржах искать не рекомендую — рейтинг далеко не всегда показатель, народу много, конкуренция большая. Отсюда демпинг, соревнования по скоростному реагированию на новые заказы «лишь бы взять, а там посмотрим» и в среднем низкий уровень исполнения. Уверен, хороших исполнителей можно и там найти, но это долго. Пишу, кстати, с точки зрения заказчика, т.к. в качестве фрилансера на биржах не был.

                  А так — Анна предложила варианты. Ну и себя скромно порекомендую :)

                Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

                Самое читаемое