company_banner

Век играй — век учись. Кривая обучения компьютерных игр



    Привет, я Мария Наместникова, гейм-дизайнер проекта Skyforge в Allods Team. Как известно, на просторах нашей необъятной родины дизайну игр как таковому нигде не учат. А потому я, как и все мы здесь, работаю в геймдеве не по образованию, а по призванию. Раньше я работала в другой крупной IT-компании и дела мои там шли вполне себе неплохо. Тем не менее, когда мне буквально как снег на голову свалилась возможность пройти собеседование в Allods Team, я не задумывалась ни секунды. Когда же я получила приглашение выйти на работу, то счастью моему не было предела — меня ждала работа мечты, сложная, но увлекательная. Работа, которая требует полного вложения сил и энергии, но взамен дает потрясающие результаты, которые можно посмотреть, пощупать, испытать на себе и почувствовать невероятное удовлетворение от того, что ты играешь в свою игру.



    Дизайн игры — сложный процесс, во время которого создается целый мир и устанавливаются правила его функционирования. В этом процессе мелочей не бывает: любой недосмотр может испортить впечатление самых строгих судей — игроков. В моей статье речь пойдет о кривой обучения, той составляющей игры, которая как суслик — ты его не видишь, а он есть. И суслик этот, надо сказать, чертовски важен!

    Кривая обучения


    Поговорка «Тяжело в учении — легко в бою» довольно ярко демонстрируется стандартной кривой обучения, подходящей для большинства видов деятельности. Кривая обучения — это график, по одной оси которого отмеряется время освоения деятельности, а по другой — уровень мастерства обучаемого.


    Рис. 1. Кривая обучения для большинства видов деятельности

    Как видите, стандартная кривая обучения подразумевает медленный старт, сменяющийся быстрым прогрессом. Зона замедления прогресса приходится на тот период, когда обучаемый уже освоил новое умение и оно перешло для него в разряд навыка.

    С видеоиграми дело обстоит несколько иначе.


    Легко в учении — тяжело в бою?


    Чтобы разобраться, как выглядят кривые обучения для разных игр, надо построить график, на одной из осей которого будет уровень сложности «входа» в игру — насколько игроку легко освоиться и сделать первые шаги, а на другой — насколько ему сложно стать мастером в этой игре. Пространство между этими осями мы поделим на четыре части и получим следующую картину:


    Рис. 2. Разделение игр по степени сложности входа и прогрессирования

    Любую вышедшую или еще только готовящуюся к релизу игру можно представить точкой в одной из четвертей этого графика.

    Левый нижний квадрат занимают игры-убийцы времени. В них легко научиться играть и довольно легко прогрессировать. В них играют, чтобы скоротать время, дожидаясь опаздывающего на встречу друга или во время поездки в метро. В таких играх обычно нет планок, которые игроку было бы трудно преодолеть — они только раздражают играющего, сокращая аудиторию игры. Главное в этих играх не прогресс игрока, а разнообразие: чем больше уровней, разных трюков, «пасхальных яиц» и прочих приятных мелочей, тем охотнее игроки вновь и вновь возвращаются к полюбившимся таймкиллерам. Взять хотя бы игру Angry Birds, постоянно пополняющуюся новыми и новыми тематическими уровнями.


    Рис. 3. Птиц все больше, и они все злее

    Кривая обучения для таких игр будет выглядеть приблизительно следующим образом:


    Рис. 4. Кривая обучения в убийцах времени

    Как видите, она в корне отличается от обычной кривой обучения. Во-первых, стадия медленного старта отсутствует. Оно и понятно: игрок, стремящийся скоротать 5-10 минут, ожидая свой кофе, не заинтересуется игрой, для освоения азов которой ему потребуется потратить больше времени, чем займет весь его обед. Во-вторых, после быстрого прогресса следует практически полная остановка развития: маловероятно научиться бросать злобных птичек в зеленых от голода свинок лучше, чем ты научился за первый час этого высокоинтеллектуального занятия. В-третьих, вслед за остановкой прогресса могут следовать небольшие всплески, похожие на лесенку. Они присутствуют в тех случаях, когда в игру вводятся новые элементы, например ещё один вид птичек. Игрок осваивает этот элемент очень быстро, перескакивая тем самым на следующую ступеньку.

    В правом верхнем квадрате на рисунке 2 расположились игры, в которые сложно войти и в которые сложно играть. Эти игры имеют вполне определенную целевую аудиторию — игроков-хардкорщиков, которым интересно преодолевать сложности, держать в голове множество факторов, влияющих на игру, и которым не нужны поблажки. Среди MMORPG к таким играм можно отнести пионера этого жанра — Everquest.

    Из популярных игр на сегодняшний день сложностью как в освоении, так и в прогрессировании, выделяется EVE Online. Обучение базовым навыкам пилотирования в этой игре состоит из 24 этапов. Кроме того, игроку, чтобы освоиться во вселенной EVE, потребуется пройти еще и обучение профессиям, которыми можно овладеть в игре. Игрок должен также самостоятельно изучать некоторые аспекты игры, пользуясь как специально созданной по EVE энциклопедией, так и помощью других игроков. Но одного изучения не достаточно. Как известно, чтобы знания перешли в умения, а умения в навыки, необходима практика. Чтобы преобразовать знания, полученные на старте игры EVE Online, в навыки, придется практиковаться много часов.


    Рис. 5 Well Done! Всего лишь час вашего времени, и вы худо-бедно пилотируете в EVE!

    К сложным играм также можно отнести стратегии вроде Europa Universalis или Civilization, включающие множество компонентов, прогресс каждого из которых требуется отслеживать на протяжении всей игры.


    Рис. 6. Кривая обучения в хардкорных играх

    Правый нижний квадрат на рисунке 2 — территория игр, которые долго «запрягают», и запрягание это, в итоге, превращается в пшик. Эти игры обычно неуспешны. Или успешны только за счет своего сюжета или более удачных предыдущих игр той же серии. Кривая обучения в таких играх сначала медленно и печально идет вверх, и на этом этапе играть еще может быть сколько-то интересно, если игрок заинтересован игрой настолько, что готов тратить время на обучение, но затем, когда все элементы изучены и начинают повторяться, играть становится скучно.


    Рис. 7. Кривая обучения в сложно осваиваемых и неинтересных играх

    Наконец, левый верхний квадрат на рисунке 2— это то пространство, в которое стремятся попасть большинство разработчиков игр. Эта часть графика охватывает игры, соответствующие знаменитой формуле Бушнелла: «easy to learn and difficult to master» (легко научиться, сложно стать мастером).

    Чем так хорош этот левый верхний квадрат? Почему фраза «easy to learn and difficult to master» регулярно упоминается в статьях, в которых говорится о «золотых правилах дизайна игр»? Все очень просто: игровая индустрия работает для игроков, а игрокам обычно больше всего нравятся игры из этого квадрата.

    Первая половина формулы Бушнелла переводится как «легко научиться». С точки зрения игрока, это означает, что ему не придется тратить много времени и усилий для освоения каких-то азов. Игрок составляет свое мнение об игре в течение первых минут пребывания в ней, и если ему не удастся за это время освоиться, то он вряд ли продолжит играть, сочтя игру слишком мудреной. Это не значит, что игрок хочет освоить все за первые же 15 минут геймплея. Вовсе нет, он хочет получать новые возможности и новую информацию по мере проживания в игре новых и новых часов, но первые вполне самостоятельные шаги он хочет делать уже сейчас.

    Новые возможности, элементы, возрастание уровня сложности — все это как раз и работает на вторую часть формулы Бушнелла: «сложно стать мастером». Если игрок, проведя в игре 15 минут, уже познакомился с ней полностью, ему абсолютно все удается и он не встречает никаких новых и незнакомых элементов, то он быстро утратит интерес.

    Классическим примером игры, пусть и не компьютерной, но тем не менее идеально иллюстрирующей формулу «easy to learn and difficult to master», являются шахматы.

    Говоря о MMORPG, соответствующих формуле Бушнелла, не принято не упоминать WoW. Войдя в игровой мир, игрок быстро понимает, что от него требуется, благодаря простому управлению и NPC, которые более чем доступно объясняют задания. Только что пришедший новичок уже в первые минуты получает удовольствие от игры. Впереди же ему предстоит развитие, в процессе которого игра будет становиться все сложнее, пока игрок наконец не выйдет на уровень рейдов и PvP, где преуспеть сможет только мастер.


    Рис. 9. Кривая обучения для игр простых в обучении и сложных для становления мастером.

    Лестница в небо


    На самом деле, кривая обучения онлайн-игр, попадающих в категории «легко обучиться, сложно стать мастером» и «сложно обучиться, сложно стать мастером», отличается от кривой обучения их офлайн-собратьев из тех же квадратов. Эта кривая будет похожа, скорее, на лесенку, состоящую из многих, не всегда одинаковых по высоте ступенек:


    Рис. 10. Кривая обучения онлайн-игры в уменьшенном масштабе.

    Пройдя первичное обучение, игрок выходит на так называемое плато: стабильный уровень мастерства, которое не изменяется на протяжении некоторого времени, либо незначительно растет. Затем игроку предлагается нововведение, которое поднимает его уровень мастерства на новое плато. Не каждый игрок одолеет все из возможных ступенек.

    Ярким примером игр со множеством плато на кривой обучения служат сессионки вроде LoL или Dota. Короткое обучение позволяет быстро освоиться с азами игры и научиться сносно играть за одного из чемпионов. Это первое плато. Но в этой игре таких плато еще не один десяток. Каждый новый чемпион — это новая ступенька на графике. Если же игрок не хочет постоянно менять чемпионов, то он, с большой вероятностью, будет пробовать разные билды для своего единственного любимчика, поднимаясь на новые плато этим способом.

    В итоге кто-то остановится уже на первом плато, навсегда сроднившись со своим первым чемпионом, и даже не попытается уйти от единожды опробованного билда (хотя такое поведение не поощряется разработчиками игры), кто-то выберет себе парочку любимцев, кто-то — десяток. Разумеется, чем дольше игрок играет, тем больше он осваивает: все же останавливаться на одном чемпионе и играть им каждый вечер без каких-либо изменений целый год, учитывая обилие других возможностей, — это, мягко говоря, странно, даже если ты законченный консерватор.

    В SF также есть лестница, состоящая из большого количества ступенек, по которым игроки смогут подниматься в зависимости от их желания: пройти по всем, остановиться на одной из первых, или, возможно, преодолеть только половину нашей лестницы.

    Заметим, что и в упомянутых выше играх, включая SF, и в тех, где ступеньки не так очевидны, у разработчиков всегда есть возможность заметно изменять баланс игры с помощью патчей, чем они активно пользуются. Такие изменения неизбежно приводят к тому, что игрокам приходится вновь учиться играть в изменившихся условиях, что поднимает их на новую ступеньку развития.

    С точки зрения создателей игры, введение изменений в баланс крайне выгодно, поскольку позволяет постоянно подогревать интерес игроков.

    Шпаргалки


    Говоря о кривых обучения, не стоит сбрасывать со счетов интернет-сообщество, которое может в корне менять эти кривые для отдельных игроков. Все дело в том, что для каждой мало-мальски популярной игры в интернете можно найти целый выводок страничек, содержащих море информации как о сюжете, так и о способах прохождения.


    Рис. 11. Не знаешь, как забилдить чемпиона? Найди ответ в интернете!

    Игрок, активно участвующий в таких сообществах и читающий подобные странички, получает конкретные руководства от других, более опытных игроков, и в результате темпы его развития ускоряются.

    В этом нет ничего плохого. Многие разработчики даже поощряют такое поведение. Не у каждого игрока хватит терпения самостоятельно изучать все нюансы на пути к мастерству, что, в результате, могло бы привести к тому, что наиболее нетерпеливые покидали бы игру, застопорившись на каком-то сложном моменте, а менее опытные, подойдя к позднему этапу игры, не могли бы продолжать, поскольку развили персонажа, который чуточку танкует, слегка подлечивает и еще в некоторой степени наносит повреждения, но по большому счету ничего не умеет делать хорошо.

    Руководства от корифеев игры — это не читы, позволявшие в иных офлайн-играх иметь бесконечное здоровье или валюту и вообще не беспокоиться о том, развивается твой навык игры или нет.Это подсказки, позволяющие игроку быстрее освоиться и приближающие новую ступеньку развития, делая ее менее высокой. Ведь, в конечном счете, игрок сам должен приложить усилия для того, чтобы воспользоваться прочитанным или просмотренным руководством.

    Заключение


    Создать игру с правильной кривой обучения — непростая задача, ведь нужно учитывать огромное количество факторов, как внутриигровых, так и человеческих. Чем больше в игре элементов и различных интерфейсов, тем сложнее создать легкий старт и тем тщательнее нужно продумывать, что именно необходимо игроку в начале для комфортной игры, а что можно приберечь для более поздних этапов. Развитие сюжета, если таковой имеется в игре, также не должно противоречить кривой обучения. Важно помнить и то, что игры, какими бы разными они ни были, зачастую имеют много общего: элементы интерфейса и сам геймплей в разных играх одного жанра часто схожи или даже повторяют друг друга. Это приводит к тому, что кривая обучения для разных игроков также будет разниться: менее опытный на старте будет прогрессировать медленнее, чем человек, все свободное время проводящий в подобных играх.

    Значение этой задачи нельзя недооценивать: правильная кривая обучения очень важна для любой игры, будь то одиночная ролевая офлайн-игра, таймкиллер вроде «Злых птиц» и «Тетриса» или MMORPG. Если пропорции нового и хорошо знакомого, а также сложного и простого правильно соблюдены и подаются игроку с нужной скоростью, то успех игры пусть и не гарантирован, но крайне вероятен.

    Другие материалы можно посмотреть на сайте разработчиков Skyforge и в нашем сообществе Вконтакте.
    Mail.Ru Group 686,29
    Строим Интернет
    Поделиться публикацией
    Комментарии 45
    • +15
      Здесь обязана быть эта картинка:
      Кривая обучения Dwarf Fortress
      image
      • +11
        Такая есть еще и про EVE=)
        image
        И да, спасибо, она была в пероначальном варианте, но мы решили ее чуточку улучшить. Потом обязательно добавим.
        • +6
          Всё же это про дварфов.
        • +1
          Как увидел в статье графики, сразу вспомнились гномы
          • 0
            Интересно, я только что заметил, что на картинке про EVE перепутаны оси измерений. Или игроки в EVE в некоторый момент познают игровой дзен и прекращают играть?
            • +1
              на этом графике хоть время вспять не поворачивается
          • +1
            Пришёл сюда запостить её же, но про Eve Online, а тут уже вы. :(
            • +1
              Хорошо, что я обновил комментарии, а то тоже бы запостил.
              • +3
                Еще вот такая есть
                • +1
                  Losing is fun :)

                  Это, кстати, касается многих игр, рогаликов в частности, а еще FTL, Spelunky и многих других.
              • +3
                Я правильно понимаю, что судя по рисунку 4 и 10, онлайн игры больше близки к убийцам времени?
                • +2
                  Смотря что понимать под термином «онлайн игры». Даже MMORPG можно поделить на совсем казуальные, PvE-ориентированные и PvP-ориентированные. Естественно, кривые обучения для них будут в корне различны, но в целом, да, такие игры, особенно PvE-ориентированные, ближе к убийцам времени, но у них есть одно (на самом деле, конечно, много, но не суть) отличие — чтобы добиться чего-то серьезного, вам, в основном, придется потратить много времени, даже если сложность игры не высока.

                  С другой стороны, если вы возьмете что-нибудь типа starcraft, которая изначально ориентирована на турнирную игру, то все резко изменится.

                  P.S. ожидал увидеть на графике Dark Souls :P
                  • 0
                    Да, Dark Souls конечно, из оффлайновых отличный пример сложной игры. Я хотела ее вставить в квадрат, но логотип не красиво смотрелся.
                    • 0
                      Там, кстати, довольно много онлайн-элементов.
                      • 0
                        Существенные онлайн элементы появляются только при определенных условиях.
                        И жаль, что там нет серьезного коопа.

                        Возможно, я слишком старомоден, но я не сказал бы, что DS сильно сложная игра.
                        • 0
                          Да согласен она сложная на фоне современных игр, но большинство игр Nes и Sega были в разы сложнее
                      • 0
                        Для тех кто рейдил в ВоВ Dark Souls казуальная игра, ну я конечно про первое прохождение. Лично для меня понять большинство боссов не составило какой либо проблемы)
                        • 0
                          Там вся проблема в ПвП. Вот где скилл и хитрость раскрываются по максимуму. Именно в ПвП-режиме надо знать возможности как свои, так и здраво оценивать возможности противника, посмотрев на его экип, на то, как он двигается, не сидит-ли где его товарищ в засаде.
                    • 0
                      Наличием лесенки, они похожи. Оно и понятно — и убийцы времени и онлайн игры рассчитаны на то, что игрок будет играть долго и снова и снова возвращаться к игре. Масштаб времени у таймкиллеров и онлайновых игр разный, но суть одна — интерес игрока нужно постоянно подогревать, иначе он бросит игру.
                    • +12
                      Думал расскажут что-то интересно про сам процесс создания игр, а оказалось статья сводится к одной картинке, с классическим графиком и 4 областями, только приложили к играм. :(
                      • +3
                        Арт красивый.
                        • 0
                          Я подумал что про Witness пишут, больно уж арт похож на то, что там внутри игры.
                        • 0
                          Спасибо, интересное исследование. Идеальными в этом плане на мой взгляд являются игры Blizzard. Легкие для освоения, тяжелые на «мастер-уровнях». Но это если брать ПК игры. Консольщики в большинстве своем любят смотреть так называемое «кинцо» т.е. больше вставок, роликов. И при этом консольщики не особо любят сложность в игре(где-то видел исследования на основе опросов, но уже не вспомню где). Соответственно, им такие игры и делают.
                          Для мобильных приложений идеальный вариант — простые для освоения, убийцы времени. Правда, есть и исключения. Например, популярные головоломки, типа «100 дверей» и тому подобное.
                          • 0
                            Спасибо.
                            Про Blizzard — да, как я и написала, не упоминать WoW не принято, он является одним из классических примеров того, как выглядит игра, в которой легко начать и в которую сложно и интересно играть на хайэнде.
                            Про консоли — это точно. Многие игры из тех, что сложно освоить из-за большого количества элементов, но в которые скучно играть после их освоения — именно консольные и люди играют в них именно из-за, как вы выразились «кинца».
                            • 0
                              Ну я бы сказал, что ВоВ уже давно не торт, хотя хардкорная составляющая осталась, но уровень вхождения они снизили за последние 3 года ниже плинтуса. Я то давно не играю, но жена иногда возвращается, так её шмот остался актуальным после перерыва в пол года.
                              • 0
                                Вряд ли имелся ввиду вов)
                            • +1
                              Век играй, а жить когда?
                              • 0
                                I know my real life’s the one
                                Where I’m the man with the gun!

                                (с) одна известная песня о геймерах :)

                                ps youtu.be/k41em4dr30g
                                • 0
                                  Если кто-то вдруг не знает, Notch - создатель Майнкрафта.
                                  image

                                • 0
                                  «LoL has a learning curve, DotA has a learning cliff.»
                                  Если бы детализация схемы с разбивкой по сложности обучения былать хоть немного выше, то LoL и DotA вряд ли бы попали в одну ячейку :)
                                  • 0
                                    Игры в этом квадрате можно представить точками и, разумеется, их сдвиг относительно обеих осей будет разным. Более того, если Вы и я независимо друг от друга нарисуем по такому квадрату и разместим в них одни и те же игры в виде точек, то наши квадраты будут отличаться, потому что «сложно» и «легко» это большей частью субъективные ощущения. Кому-то и Angry Birds может показаться сложным на старте.
                                    DotA и LoL обе позволяют игроку легко и быстро получить начальное представление об игре, и обе представляют огромное поле для последующего совершенствование, которое копать — не перекопать, а стало быть обе они easy to learn and difficult to master.
                                    • 0
                                      Если под «easy to learn» подразумевать только первые часы игрового опыта, то да, обе игры попадают в одну группу. Но цитату я не зря привел.
                                      • +4
                                        Ох, ну ради Бога, вы хотите на Хабре начать срач дискуссию «дота рулит, Лол — г...»?
                                        • –1
                                          Нет, я хочу показать, что класическая диаграммка с делением на 4 секции — это чрезмерное упрощение.
                                  • +2
                                    Реквестирую кривую обучения Super Hexagon.
                                    • +3
                                      То есть, вы просто работали в сторонней IT компании неизвестно кем, а потом вас внезапно пригласили гейм-дизайнить ААА проект?
                                      Можно вот с этого момента поподробнее?
                                      • +1
                                        Это же mail.ru, какая им разница кого нанимать? Главное чтоб игроки деньги платили, а в отделе разработки могут хоть инфузории туфельки сидеть.

                                        Не в обиду автору поста, ничего не скажу о ваших профессиональных способностях, но когда mail.ru заикается про игры, мне становится страшно и смешно.
                                        • 0
                                          Ну во-первых, правильно делать так, чтобы игроки платили деньги — тоже надо уметь. Если в отделе будут сидеть инфузории туфельки, денюжки тихонько утекут к конкурентам. Впрочем…

                                          Во-вторых, я к тому и клоню. Мне катастрофически не понятен принцип построения этих графиков, потому что они больше выглядят, как нарисованные с помощью math.random() по методике «как-то вот так». Но самое веселое, что их правдивость не проверить, потому что они представляют собой абстрактную условность.

                                          В-третьих. Сел у друга погонять в Eve. Научился летать за 15 минут. Без туториалов. До этого не играл ни разу в нечто подобное. Для меня кривая обучения уже неактуальна. Равнять стандартного юзера под шаблоны — плохая идея. Вон у близзардов спросите, они на этом уже не первый раз горят.

                                          В-четвертых. Где же примеры графиков для хваленых проектов вашей компании?

                                          Я просто, как начинающий гейм-дизайнер, который не по наслышке знаком с разработками поделками ребят из игромейла, не вижу в этой статье практического смысла. Если вы так хорошо умеете использовать эти самые «кривые», то почему вместо великолепных игр, в которые хочется вернуться, нормальные люди видят бублик из теста и хреновой локализации, посыпанный сверху тройной порцией доната?
                                          • 0
                                            Ну во-первых, правильно делать так, чтобы игроки платили деньги — тоже надо уметь.


                                            1. Покупаешь лицензию на локализацию у корейцев;
                                            2. Используешь языковой барьер ради своей выгоды;
                                            3. Делаешь экономику такой чтоб спокойно играть в игру мог только человек с з/п 200.000 рублей;
                                            4. Раз в месяц добавляешь новую плюшку за донат;
                                            5. ???????;
                                            6. ЗАРАБОТОК!
                                            • 0
                                              Каждый раз забываю содержание этого гениального плана.
                                              даешь ядерные дробовики в warface!
                                              • 0
                                                Золотые ядерные дробовики с премиумными ядерным зарядами!
                                                • 0
                                                  Чтобы научиться из них стрелять, нужно пройти платный туториал!

                                      Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

                                      Самое читаемое