Обзор образовательного набора от Амперки — TETRA



    Надавно к нам в хакспейс MakeItLab компания Амперка прислала для тестов свой новый образовательный набор для занятия электроникой — TETRA. Мы уже делали обзор продуктов от Амперки, чем же отличается данный набор?

    Данный набор объединил лучшие моменты:
    • простая сборка элементов (без пайки)
    • унифицированные элементы периферии
    • удобное крепление периферии
    • встроенное Ардуино
    • обучающий материал на базе Scratch визуального языка программирования

    Удобство набора в том, что сразу после распаковки и подключения компьютера — можно начинать работу — изучать, создавать игры, программы.

    Обзору набора Tetra и будет посвящён данный пост. Но вначале расскажем как выглядели и когда появились первые советские наборы по электронике («радио-кубики»).

    Вадим Мацкевич — Радио-кубики




    В далёком 1971 году, когда многих из нас (включая меня) ещё не было — вышло приложение к журналу «Юный техник», в котором автор рассказывалось про сборку простого конструктора «Электронный конструктор».

    Автором был Вадим Мацкевич — к тому времени уже автор серии статей под общим заголовком «Занимательная анатомия роботов».

    Предлагалось разрезать пластиковые кубики, добавлять магниты с контактами для соединения между собой, либо нанизывать на площадки, и по торцам делать контактные площадки:



    Вот вступление про эти наборы:



    Как же выглядит современный набор по электронике от Амперки:

    Распаковываем


    Вот как выглядит коробка набора Tetra:



    На обратной стороне можно ознакомиться с содержимым:



    Вот поближе:



    Теперь посмотрим, что же внутри, открываем:



    Видим:
    • разнообразная периферия (в ячейках)
    • USB кабель для подключения Arduino к компьютеру
    • книга

    Под книгой:


    Там суть набора — это материнская плата, на которой размещены «слоты» для установки периферии, макетная плата, и сама Arduino.

    Вот поближе:



    Периферия


    Вот периферия, что содержится в наборе:



    Это:
    • светодиоды
    • датчик света
    • датчик Холла (магнитного поля)
    • датчик температуры
    • кнопки
    • ИК-приёмник
    • потенциометр
    • серво-двигатель

    Эти элементы являются набором Troyka, и их можно покупать (докупать) отдельно.

    Материнская плата


    Ключевым моментом набора является — что эти элементы размещаются не на макетной плате, а в «слотах»:



    Подключение


    Для примера возьмём элемент светодиода, видим (G, S, V) — контакты:



    Вот его обратная сторона (для крепления/подключения):



    Вот ячейка куда мы будем устанавливать:



    И вот что получилось:



    Книга


    Теперь посмотри, что же за книга идёт совместно с набором:



    Достаточно объёмная:



    Разворот:



    Книга очень хорошего качества — глянцевая бумага, и цветные иллюстрации. Так же удобно открывать. Содержит 97 примеров проектов, и так же материалы для самостоятельной работы.

    Автором книги является Денис Копосов, про него вообще можно отдельный пост сделать — он учитель информатики из гимназии №24 г. Архангельска, но благодаря личной инициативы превратил кабинет информатики в лабораторию по изучению последних достижений в образовательной электронике и робототехнике, и давно уже внедрил в учебный процесс занятия с Arduino, собрав за этой время большой опыт преподавания Arduino школьникам. Вот его блог.

    Scratch


    В книге приводятся примеры по работе с периферией с помощью визуальной среды, программирования Scratch. Используется сборка Scratch включающая работу с периферией — S4A. В данной версии доступны «блоки» для считывания и записи значений в Arduino.

    Есть версии S4A для установки на следующие операционные системы:
    • Windows
    • Mac
    • Linux
    • Raspbian (Debian for RaspberryPi)

    То есть с наборами Tetra можно использовать так же RPi микрокомпьютер.

    Программирование


    Вот так выглядит программа для мигания нашим светодиодом:



    Светодиод находится в ячейке Z3, что соответствует «13» порту. Мы используем блоки — «цифровой вкл» и «цифровой выкл», соответственно для включения и выключения, и блоки «ждать секунд» — создают эффект мигания раз в секунду. Для запуска команды нажимаем на зелёный флаг — и программа в визуальной среде Scratch начинает выполняться, и взаимодействовать с Arduino.

    Приобрести


    Набор вы можете приобрести в магазине Амперки, цена набора — 7900 руб. Вопрос цены всегда вызывает дискуссии, но данный набор предназначен скорее для кабинетов информатики в школах, или в клубы робототехники. Хотя конечно же как подарок (в замен какого-нибудь гаджета) для школьника — будет достаточно полезным.

    Для жителей Екатеринбурга — ознакомиться с набором можно в нашем хакспейсе — набор включен в библиотеку компонентов, свободно доступных для участников

    Радио-кубики в СССР




    Вот что было с радио-кубиками в СССР (из воспоминаний Вадима Мацкевича):
    Как быстрее освоить элементы радиотехники и приступить к автоматике? И вот я на Чкаловской СЮТ(Станция Юных Техников) придумал электронный конструктор — «радиокубики». Из них, например, радиоприемник можно собрать не за 2–3 месяца, а за 2–3 минуты. Пользуясь «радиокубиками», мои мальчишки за короткое время проходили всю радиотехнику, собирая до 200 различных схем, и приступали к конструированию элементов электронной автоматики робота. Именно благодаря «радиокубикам» моим ученикам удалось создать того самого робота-гиганта, ставшего лучшим экспонатом советского павильона «Просвещение» на Всемирной выставке «Эксмо-70» в Японии.

    О «кубиках» была статья в журнале «Моделист-конструктор». Меня пригласил президент Академии педагогических наук Столетов и предложил на основе «кубиков» создать учебные пособия из 12–15 кубиков для уроков труда школы и факультативов по физике. Главными условиями разработки были простота, эффективность и высокая доступность.

    Я получил лабораторию в АПН и приступил к работе. Через год моей лаборатории удалось решить поставленную президентом задачу. Восемь заводов в СССР приступили к серийному производству «радиокубиков» для трудового обучения школьников электронике и факультативов по физике. Министерство просвещения СССР включило «кубик» в табели учебного оборудования школ. Для учителей труда школ в АПН я проводил семинары по изучению «кубиков» и методик работы с ними. Преподаватели труда по достоинству оценили новое пособие — «кубики» пошли в школы РСФСР. Один только Лианозовский завод в Москве в месяц выпускал не менее пятидесяти тысяч комплектов. Не без гордости скажу, что японцы приезжали в мою лабораторию, чтобы получить согласие на издание в Японии моей методики «Электроника в радиокубиках».

    На выставке «Эксмо-70» в Японии, робот собранный школьниками из кружка Вадима Мацкевич, был признан лучшим:
    На выставке было 160 различных роботов. Но то были железные автоматы, манипуляторы, которые размахивали страшными железными лапами и могли запросто кого-нибудь прихлопнуть… А наш гигант был добрым, красивым, веселым, да еще и танцевал под музыку. Он пользовался огромным успехом и был признан лучшим роботом мира.
    MakeItLab 84,93
    Компания
    Поделиться публикацией
    Ой, у вас баннер убежал!

    Ну. И что?
    Реклама
    Комментарии 13
    • +1
      Действительно ли scratch для детей легче в освоении чем стандартный язык программирования для arduino?
      • +3
        Основываясь на личном опыте преподавания:

        Дать программирование с нуля и в виде «стандартного языка» (т.е. не визуального) можно только тому ученику, которого изначально программирование само по себе заинтересовало и он (она) осознанно пришел на такие занятия.

        Массовое же объяснение основ программирования в «текстовом» виде наталкивается на массовый же вопрос «А зачем это все надо?».

        Поэтому я начинал массовое объяснение с алгоритмизации процессов на русском языке. Затем переходили к формальным конструкциям, но все еще на русском языке. А потом уже, достигнув там совершенства, переводил это в язык программирования (тогда это Pascal был), вводя дополнительные условности.
        С учетом того, что контингент учеников был совершенно различный и это были занятия в виде кружков в детском лагере (без оценок и т.д.) — процент детей, который впервые познакомились с программированием и при этом к 10 занятию смогли самостоятельно (без помощи преподавателя, конспекта и т.д.) решать несложные задачи — составлял около 75%.
        В параллельных группах, где с нуля объясняли Pascal таким же нулевым ученикам — эта характеристика составила 40%.

        Аналогично и здесь — имея перед глазами живой набор, который можно потрогать, и имея визуальную среду программирования — ученикам проще уловить для себя ответ на вопрос «зачем все это надо?» и либо отказаться от затеи (и не мучить себя дальше), либо осознанно перейти к более серьезным занятиям.
        Самая серьезная проблема заключается в моменте, когда надо перешагнуть барьер внедрения в новое занятие — когда ты не знаешь ничего, а чтобы получить хоть какой-то удовлетворяющий самолюбие результат (а ведь именно это стимул к дальнейшему обучению), надо знать сразу и относительно много.
        • 0
          Конечно легче! Scratch понимают даже 7-8 летние дети.
        • +3
          Спасибо, что познакомили с Вадимом Мацкевичем. Прочитал о нём статью в Википедии, затем по ссылке интервью в Огоньке. Вот он Герой Советского Союза!
          • 0
            Да, действительно какой-то сверхчеловек был… В Википедии упомянут документальный фильм — обязательно надо посмотреть.
          • +3
            Раз для детей, то ценник х5 к себестоимости…
            • +1
              От Амперки последовал бы комментарий про доставку, растаможку и прочее и прочее…
              • +2
                И причём как всегда в этих случаях: без конкретных цифр…
            • –1
              Все хорошо, но вот цена… Нет, спасибо, закажу лучше у китайцев.
              • +1
                У китайцев нет такого набора, с которым ребенок мог бы справиться и самостоятельно познакомиться со scratch4arduino.
                Здесь же очень удобно втыкать квадратики, сразу видно к какому пину они присоединяются и можно быстро начинать программировать.
              • +1
                nemilya вопрос по книге. Сколько проектов Вы сделали с детьми по ней? Проекты интересные? Выложите что-нибудь.
                • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
                  • 0
                    Этот набор поддерживает SVG!

                    Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

                    Самое читаемое