Советский HI-FI и его создатели: наушники для одной пластинки или забытая история Электроника ТДК-3 “КВАДРА”

    Сегодня кого-либо сложно удивить многоканальным объемным звуком. Чуть меньше людей знают о наушниках 5.1 и 7.1, которые иногда используют геймеры. При этом история появления многоканального портативного звука остается несправедливо забытой.



    Дело в том, что в 1970-е годы появились первые квадро записи, что в свою очередь потребовало аппаратуры для их воспроизведения. Логичным шагом стало производство соответствующих усилителей, акустических систем и, что неожиданно, наушников.

    На период короткого интереса к квадро в СССР появилась и дошла до серийного производства собственная модель наушников такого типа — «Электроника ТДК-3 ”КВАДРА». Их выпуск достаточно быстро прекратили. Между тем, к концу 70-х именно эта модель, наряду с серией “ЭХО” и изодинамическими ТДС-7, стала одной из первых в СССР, соответствующей HI-FI стандарту. Под катом об истории квадронаушников в ССCР и не только.

    Начало


    Итак, как я уже рассказал, всё началось с того, что в 70-е звукозаписывающие компании и производители аппаратуры вдруг решили, что стереозаписи себя исчерпали и нужно нести квадро в массы. Часть произведений стала записываться в квадро, а для воспроизведения оных записей американские, европейские и японские производители стали создавать соответствующие девайсы.

    Ядром квадросистем стали усилители, ресиверы, магнитофоны и проигрыватели, к которым можно было подключать АС и квадронаушники. Последние стали особым шиком в техническом арсенале меломанов и аудиофилов того времени. За короткие 5 — 7 лет глобального интереса квадро в мире было создано около 50 экспериментальных и серийных моделей квадронаушников. Интересно, что некоторые из них либо создавались под конкретный усилитель, либо вообще поставлялись вместе с усилителем или ресивером в качестве бонуса.


    Легендарный квадро ресивер Marantz 4400, для работы с этим устройством разрабатывались наушники ELEGA DR-147Q, которые стали основой для советской разработки

    Мне удалось насчитать более 30 моделей, которые пользовались относительным спросом. Для интересующихся и коллекционеров привожу список (практически всё доступно на ebay по вменяемым ценам):
    PANASONIC EAH-41, TOSHIBA HR-40, PIONEER SE-Q404, JVC 5944, KOSS (K 2+2, K-6LCQ, PRO 5Q), ELEGA DR-147Q (FISHER DR-147Q), ASAKA HA 50, BAYCREST HB 4000, CAPEHART CH-4C, CRAIG 9418, CHO HS-4000, ELECTRA QHP44, ELECTROPHONIC OH-4, FUTURA 4-channel, GENERAL ELECTRIC H-28, INTERNATIONAL ELECTRONICS CIS-4000, LAFAYETTE F-4400, MEP O4-H, MGA XHP-40, MURA QP-280, NEW MARK HV-401GS, REALISTIC 33-1016, SANSUI QH-44, SEARS 4-channel, SONIC IV, SOUND MD-40DA, MD-401BD, SOUNDESIGN 351, SOUNDLITE SH-4CH, STANTON Sixty Five-Four C,SUPEREX QT-4, VANCO HF-6, VECOR 871, VPI HS-4000, ZENITH 839-35.
    Такое внушительное количество моделей говорит о востребованности тенденции.

    Совершенно естественно, что тренд был замечен в СССР, где в то время стремились довести до ума товары широкого потребления, в частности, аудиотехнику. Несмотря на фактическое отсутствие квадрозаписи в СССР, производители наушников решили сработать на опережение.

    Японские наушники от советской оборонки


    Для создания новых наушников выбрали по традиции полуоборонное предприятие ПО «Агрегат» в г. Саратов. Там же по соседству на радиотехническом заводе № 887 (НПП “Контакт”) немного позже освоили изодинамические ТДС-5. Я не уверен, но предполагаю, что делал это один и тот же коллектив инженеров, а “Агрегат” и “Контакт” — названия одного и того же предприятия в разное время, если я ошибаюсь, то поправьте меня в комментах.

    Навело меня на эту мысль два обстоятельства: первое — оборонный характер предприятия (сомнительно, что два оборонных предприятия одинакового профиля будут размещать в одном городе), а второе — это то, что и ТДС-5 и «Электроника ТДК-3 “КВАДРА” были в той или иной степени клонами наушников из Страны восходящего солнца. У меня создалось впечатление, что именно в Саратове занимались освоением японских девайсов в свободное от военпрома время. Логично было бы делать это одним коллективом на одном предприятии.

    В качестве основы для будущей разработки были использованы два японских образца, уже известных к тому времени. Наибольшее количество акустических и дизайнерских решений позаимствовали у ELEGA DR-147Q (FISHER DR-147Q на рынке США), в частности, расположение динамиков, форму чашек и прочие нюансы акустического оформления.


    Некоторые конструктивные особенности клонировали у PANASONIC EAH-41.


    Первые серийные образцы увидели свет в 1979-м году.


    Для наушников использовали традиционные 4 динамических излучателя 0.25ГД-10, которые с учетом акустического оформления позволяли получать качественный по советским меркам звук.


    Так, характеристи вполне отвечали требованиям HI-FI стандарта, что советскому человеку казалось чем-то сравнимым с космическими технологиями.

    В целом характеристики чудо-наушников были следующими:

    • паспортная мощность (советский аналог RMS): 100 мВт;
    • сопротивление входа: 8 Ом.
    • диапазон рабочих частот: 20 — 20000 Гц;
    • коэффициент нелинейных искажений на частоте 1000 Гц и уровне звукового давления 94 дБ: около 1%;
    • масса: 0,8 кг;
    • стоимость: 50 рублей (1979 год).


    50 рублей — это почти невменяемые деньги для советских полноразмерных наушников. При этом нужно отметить, что оригиналы в Японии и США стоили дороже, даже если рассматривать неофициальный курс доллара.

    Убийственная эргономика и другие особенности


    Можно смело говорить о том, что эти наушники в первую очередь погубила эргономика. Впрочем, это касалось и многих западных образцов. Если ещё за 10 лет до этого потребитель был готов терпеть мучения ради “божественного звука”, то к концу 70-х даже закаленный “в боях” с отечественной бытовой аппаратурой советский человек хотел чего-нибудь относительно комфортного.

    Но эргономика и наушники весом почти килограмм — это вещи слабосовместимые. Советский потребитель за вменяемое качество звука смог бы простить устройству практически полное отсутствие квадро записей, да и, прямо скажем, не слишком выраженный квадро-эффект. Полагаю, что советский народ обошелся бы и т.н. псевдоквадрофонией, радуясь высокой плотностью звука и большому объему чашек, но 800 грамм на голове…

    Еще в суровых саратовских квадронаушниках удобный переключатель, который стоял на японском оригинале, ввиду конструктивной сложности, заменили на специальные переходники. Их использовали для того, чтобы обеспечить возможность прослушивать что-либо в стерео и моно режимах.

    Большинство японских и американских “квадроушей” оснащались двумя стререоразъемами типа Jack. В отличие от них „Электроника ТДК-3 “КВАДРА” подключалась к гнезду СГ-5 (DIN5), что исключало путаницу с фронтальными и задними каналами при использовании Jack-штекеров.


    Советский усилитель “Юпитер — квадро»


    Квадромагнитафон «Юпитер»

    Интересно, что, когда принималось решение о серийном выпуске квадронаушников, в СССР уже существовали квадрофонический магнитофон, усилитель и электрофон, а вот до появления первого квадровинила оставалась подождать ещё пару лет.


    Единственный в СССР квадро электрофон «Феникс -002»

    Первой и последней квадрозаписью на виниле в СССР стала пластинка кантри-группы “Яблоко”.


    Первая и последняя советская квадрограмзапись, альбом группы «Яблоко»

    Из-за чудовищной стоимости в 6 советских рублей (на фоне средней стоимости обычного лонгплея в 1,5 — 2 рубля) и низкой популярности записанного коллектива, она практически не продавалась. С тем же успехом можно было записать в квадро речи Леонида Ильича Брежнева.

    Итог


    Несмотря на рекламу «Электроника ТДК-3 ”КВАДРА» в журнале Радио (№ 9 за 1979 год) и всплеска интереса к квадрофонии, первые серии устройства были с большим трудом распроданы советской розничной сетью. Журнал писал о том, что наушники способны погрузить слушателя в атмосферу концертного зала, но всё было тщетно. В СССР квадрофония провалилась даже не успев начаться, в отличие от Японии и США, где в квадро многие компании успели утопить внушительные средства. Так или иначе их опыт был не напрасным, сегодня логическое развитие квадронаушников в виде 5.1 и 7.1 гарнитур активно используется геймерами.

    Реклама
    В нашем каталоге есть наушники, много, разных.

    В материале использованы фотографии:
    www.rw6ase.narod.ru

    Pult.ru

    137,00

    Крупнейшая сеть Hi-Fi, High End в России

    Поделиться публикацией
    Комментарии 42
      –1

      Ну так чего они создали? Плохую копию?

        +1
        Дорогую вещь, которая не нашла своего покупателя.
          +1
          Завод изготовил нишевой продукт неплохого качества, но советская музыкальная промышленность в целом не смогла в квадрофонию.

          То есть — да, дорого, да, тяжёлые, это всё верно. Но энтузиастов это бы не остановило. Покупают же сейчас золотые электропровода и электролиты из соплей девственницы. Просто наушники оказались «без задач» — нечего слушать, не на чем слушать. Можно сравнить с IBM Simon в каком-то смысле.
            0
            Не копию, а симбиоз скорее, адаптированный под советские комплектующие (что особенно тяжело), копией были ТДС-5. Я про них тоже писал, там в чистую содрали.

            И они бы прокатили даже как стерео уши с 4-мя динамиками, т.е. псевдоквадрофонические, с учетом того, что в то время было сложно найти приличную технику, но была проблема о которой я написал — масса. 0,8 кг — для наушников не шутки. Думаю, что кроме отсутствия квадрозаписей именно масса их убила.
            +4
            Прошу простить, если вопрос еретический, но в чём смысл делать более одного динамика в каждом наушнике? Приёмник-то один – ухо то есть. И если будет не один динамик, а два, три, пять и так далее, то это ничем не будет отличаться от одного-единственного, воспроизводящего суммарный сигнал этих трёх или пяти. Так зачем делать много динамиков? Судя по их размерам, это не разделение «пищалка плюс сабвуфер», а именно два одинаковых динамика.

            В помещении понятно почему – при двух динамиках, если головой вертеть, сразу понимаешь, что звук идёт именно от них, а не «рождается вокруг». Но наушник-то вертится вместе с головой. Зачем усложнять сущности?)
              +2
              Вполне логичный вопрос, никакой ереси, ересь — это у богословов). Теоретические изыскания и эксперименты в психоакустике показали, что большее количество каналов позволяет точнее локализовать КИЗ (кажущиеся источники звука) и создать более реалистичную стереопанораму (на жаргоне филофонистов — сцену) и дело не только в том, что реальные источники звука могут быть локализованы при поворотах головы в стерео АС, но в том, что квадро, а в дальнейшем (5.1 и т.п.) дают больше возможностей для локализации звука в пространстве. Такого эффекта (с точной локализацией) можно добиться при помощи наушников в которых устранён эффект «звук внутри головы». Если сцена по субъективным ощущениям строится вокруг слушателя, то возникает возможность эффективно использовать фронтальные и задние каналы для создания большего «объёма». Проблема в том, что подавляющее большинство наушников не решили проблему «звука вокруг головы». Сейчас многоканальные наушники актуальны для геймеров, которым необходимо точнее локализовывать объекты в играх, и судя по отзывам для них смысл есть.
                0
                Вот я как раз про теоретические изыскания) Но не на уровне акустики, а на уровне простейшей физики – колебаний воздуха.
                Допустим, два динамика издают сигналы A и B соответственно. Поскольку это наушник, то динамики относительно уха и друг друга неподвижны – то есть сдвиг по времени между ними постоянный. Эти два сигнала приходят в ухо. Ухо слышит некий суммарный сигнал C, примерно (но не строго) равный A+B. Хоть сигнал C и не равен в точности сумме A+B (из-за переотражений внутри чашки наушника, частичной интерференции и ещё много из-за чего), это, тем не менее, один-единственный сигнал. Так что же мешает этот один-единственный сигнал C передавать одним-единственным динамиком?
                  +1
                  Я могу предположить, что для воспроизведения звука «за затылком», отличного от «перед лицом», можно либо соответствующим образом подготавливать звук для излучения стерео динамиками, либо излучать разными динамиками, соответственно расположенными. Конструктивно первое проще, а алгоритмически — второе.
                    +1
                    А-а, вот это, кстати, звучит правдоподобно) То есть проблема именно в формировании сигнала C, как раз потому, что его нельзя получить простым суммированием A+B. Понял, спасибо!
                      +1

                      Вы, наверное, не застали фирменных утилит настройки звуковой системы ПК начала "нулевых": там был тест, когда пара стереоколонок имитировала облёт головы слушателя источником звука(вертолёт или пчела, по звуку, летали и спереди и сзади).
                      Или мы были чересчур внушаемы?

                        0
                        Застал, застал) Отчасти отсюда мой вопрос и появился.
                          +4
                          Это были не утилиты настройки звуковой системы, скорее всего речь о демках для Aureal Vortex.
                            0
                            Да нет, как раз в стандартных realtek ac'97 это было. Либо пчела, либо шарик.
                      +1
                      Дело в строении ушной раковины, звук в ухе воспринимается не в одной точке, для которой можно программно генерировать звук, а достаточно большой поверхностью, даже подавая нужную комбинацию сигналов, в результате эффект 3D не такой сильный как в случае с реально разнесёнными динамиками. Получается похоже но в наушниках 5.1 всётаки лучше.
                        0
                        Как не в одной? Википедия:
                        Звуковое давление вызывает вибрацию барабанной перепонки. Непосредственно к барабанной перепонке примыкает молоточек, который посредством других слуховых косточек — наковальни и стремени — передаёт колебания барабанной перепонки овальному окну и далее улитке.

                        То есть канал передачи звуковой информации в мозг только один.
                          0
                          Канал один, но есть ньюансы. Человек, если не ошибаюсь, единственное наземное млекопитающее с НЕПОДВИЖНОЙ ушной раковиной (ну и обезьяны, куда без них). Именно благодаря наружному уху мы можем определять направление звука практически не вертя головой. Соответственно если сделать имитатор головы с ушами и вставит микрофоны в место начала слухового канала получим запись с полной пространственной информацией о расположении источников звука (читайте про бинауральные записи)image
                            +2
                            Можно спорить долго, но с платой vortex2 наушники zalman с 6ю динамиками и в игре поддерживающей a3d давали неоспоримое преимущество (cs1.6), меня частенько подозревали в читерстве. Потом я пользовался наушниками creative rage 3d, там 2 динамика, но звучали они при просмотре видео с многоканальным звуком тоже без нареканий, источник звука определялся тоже отлично, в играх уже к сожалению такого звука как был с a3d давно уже нет. Подводя итог — и 6 динамиков работают и программно можно объёмный звук имитировать хорошо.
                          0
                          Вы всё правильно пишете, но как в старом анекдоте есть нюанс. Задача воспроизведения высокой верности — передать звук максимально близко к оригиналу. Сущность квадро в том, чтобы излучающих источника было по два с каждой стороны, таким образом проще реализовать результирующий сигнал о котором вы писали. Это возможно для стерео, но сложнее на уровне записи, обработки ит.п…
                            +1
                            Теперь точно понял, спасибо!
                        +1

                        Отвечу из своего опыта.
                        Каждый человек имеет свою ушную раковину, свой слуховой проход, и, в целом, свою голову. Одинаковый источник звука каждый человек слышит немного по-своему. В итоге, если передавать только два канала непосредственно к "микрофону" человека (т.е. барабанной перепонке), то не получится сделать идеальный звук для всех людей сразу. Каждому надо немного свой.
                        Это можно решать тремя способами (как минимум):


                        1. Создавать персональные функции трансляции источника звука в пару каналов для каждого человека — своя HRTF для каждого
                        2. Использовать ушную раковину и слуховой проход по назначению. Это квадронаушники, они звук доставляют через ушную раковину с четырёх точек, а, значит, им наплевать на личные особенности головы человека. Надо только правильно записать 4 канала.
                        3. Игнорировать.

                        Я не знаю ни об одном проекте, который бы собирал аудиоданные голов слушателей и готовил персональную музыку (п.1).
                        А вот п.3 — самый распространённый. То, чего можно достичь с помощью одной общей HRTF, впечатляет. Мне очень нравятся такие вот штуки (наушиники обязательны).

                          0
                          Совершенно верно.
                          Я не знаю ни об одном проекте, который бы собирал аудиоданные голов слушателей и готовил персональную музыку (п.1).

                          было что-то похожее на кикстартере. Вроде я даже в этом блоге писал, сейчас гляну.
                            0
                              +1
                              Исчерпывающе, спасибо!
                                0
                                Пожалуйста. Теперь у вас карма 4, вы таки можете лайкать.))
                                  0
                                  По правилам сайта не могу, но спасибо на добром слове!)
                                    0
                                    Видимо они менялись или я что-то 2 года назад не так прочитал, мне казалось, что достаточно +4 в карме, чтобы можно было плюсовать материалы и комменты, можт что-то упустил, бывает.
                            +3

                            А как на виниле писали квадро-звук?
                            Про стерео все понятно, там, кстати, как и в радио, и в ЦТВ, была полная обратная совместимость.

                              –2
                              Легко, нарезали 4 канала вместо 2-х.
                                0
                                Звучит как «мыши, станьте ёжиками»)
                                  0
                                  Да, какой вопрос — такой ответ).
                                +3
                                Дополнительные каналы располагались в неслышимой части спектра, вплоть до 45 кГц.
                                  0
                                  Точно? С ГЗМ-105 то? А мастер лакеры на каком станке резали?
                                  Скорее всего, там была просто, какая-то банальная матричная система…
                                  +1
                                  Было несколько форматов, но во всех них оставалась обычная стереодорожка. Дополнительные два канала кодировались тем или иным способом, в некоторых вроде как сдвигом фазы, в других точно модуляцией в ультразвук.
                                    +1

                                    Тогда понятна смерть формата.

                                  +3
                                  А что значит .1 в наушниках 5.1 и 7.1? В обычной полноразмерной аппаратуре это сабвуфер.
                                  Но в наушниках чисто физически куда его и при этом один?
                                  И ещё насторожило на сайте одного магазина в описании наушников 7.1 — излучатель один с каждой стороны.
                                  Что ж это за 7.1?
                                    0
                                    Объясню, там где написано про 2 динамика там создаётся т.н. виртуальный эффект 5.1 или 7.1, т.е. это по факту стерео уши, которые при помощи цифрового эмулятора заставляют воспроизводить 6 или 8-ми канальный звук (по отзывам — так себе эмуляция). Есть другие варианты, с материальным воплощением многоканального звука, например TRITTON Pro+ 5.1 и аналогичные, где в каждом ухе есть по 4 динамика. Характерно, что в случае наушников центральный канал и низы в моно дублируются в каждом ухе, так вот 1 это и есть НЧ динамики (1 потому, что канал один, а динамика при этом 2).
                                    +1
                                    0.25ГД-10, как четыре приёмника «максимка», примотанных к голове — HiFi, который мы заслужили. facepalm.mid
                                      0
                                      таки да.
                                      +1
                                      ПО «Агрегат» — это, скорее всего, Саратовский агрегатный завод, а НПП “Контакт” — это в другом месте.

                                      >> сомнительно, что два оборонных предприятия одинакового профиля будут размещать в одном городе.

                                      По электронике больше чем два было. Но звезда на логотипе как бы намекает на конкретную «военщину».
                                        +2
                                        Оу, были у меня такие. Знакомые переезжали и подарили вместе с магнитофоном. Были они уже немного покоцаные, шнур был заменен, один «динамик». У моего друга тоже были. Но вот по ощущениям звук у них отличался. Подаренные мне, хоть и покоцаные, звучали лучше. Может дело в шнуре, может в замененном динамике.
                                        В целом, наушники хорошие, но голову нужно было держать правильно, иначе начинала болеть шея) Так что был у них и ещё один позитивный момент — способствовали формированию правильной осанки)))
                                          0
                                          ракушка рапан + сточить острою пипку + капсульный наушник (современный) = супернаушник!
                                          да это как то я собрал 27 лет назад (в качестве капсуля использовал от Walkman сони 1989 года )
                                            0
                                            Зная как устроен слух, есть большие сомнения в необходимости нескольких динамиков для одной стороны наушников.
                                            Есть сильные подозрения, что для квадронаушников, если составить выверенную запись, в которой сначала звучит тональный сигнал на передних динамиках, потом он «перетекает» на задние и обратно, слушатель ничего не заметит. Именно потому, что звук от динамика слышит только одно ухо и нет возможности локализации звучания по фазовому сдвигу.

                                            Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

                                            Самое читаемое