Компания HeroCraft: взгляд на разработку мобильных приложений изнутри [интервью]

    image«HeroCraft» — российская компания, занимающаяся разработкой и изданием игр и других программных продуктов для мобильных телефонов, сотрудничающая с нашей компанией в данный момент по направлению разработки игр под новую фирменную платформу bada. Будучи основанной в 2002 году, на сегодняшний день она занимает видное место среди российских разработчиков мобильных приложений.

    Под хабракатом вы найдете интервью с несколькими ее руководителями, рассказывающими как о работе компании HeroCraft в целом, так и о их работе с компанией Samsung, предоставившей компании новые перспективы развития. Все интересующие вас вопросы можно задавать в комментариях, на них постарается ответить Алексей Сазонов.



    Участники интервью


    Алексей Сазонов — коммерческий директор, 30 лет.
    Павел Проконич — генеральный директор и соучредитель, 29 лет.
    Юрий Кешишев — начальник отдела портирования, 36 лет.
    Александр Симилетов — директор HeroCraft-Украина, 28 лет.
    Дмитрий Безуглый — менеджер проектов, 25 лет.

    Мои вопросы будут выделены "bold'ом и курсивом", ответы будут даны «обычным текстом», а мои комментарии к ответам — "обычным курсивом". На все вопросы отвечает Алексей Сазонов, если только это не отмечено отдельно.

    Интервью


    Как была основана ваша компания?

    Отвечает Павел Проконич, генеральный директор и соучредитель компании HeroCraft:

    Произошло это в 2002 году. Пятеро студентов, с минимальным (в основном на компьютеры) капиталом, решили организовать свой бизнес. Если коротко, то это был редкий удачный случай гаражного стартапа с начальным капиталом в $20 000. Деньги были заработаны основателем компании Андреем Петровым, он в нужное время выпустил игру для наладонников, первый год мы прожили на продажи с этой игры. Офис сняли в казарме, переделанной под квартиру, на кухне жили два злющих стаффордширских терьера. Сейчас Андрей работает над новым стартапом, имеет солидное финансирование, но стаффорды продолжают жить в его офисе и приносить ему удачу.

    Что имеете на текущий момент? Какие достижения, какие планы?

    Наиболее свежее из достижений — наша android-версия «Farm Frenzy», ее номинировали на очень престижную награду на «Mobile World Congress» в Барселоне. «Mobile World Congress» — самый крупный конгресс и выставка на тему мобильных устройств, проводится ежегодно.

    Также игра находится в ТОПе Android Market (ссылка) и Nokia OVI.

    Еще одно из достижений: Mobile game publisher #1 in a Q1-2009 quality chart — заняли первое место в сводном индексе обзоров по версии авторитетного ресурса PocketGamer.

    Что касается роста самой компании, то за последние четыре года мы выросли с примерно 40 человек до 80, портфолио игр увеличилось с 30 до 100, в разработке находится около 20. На тот момент большинство игр были J2ME, кое-что было с версиями уже на Symbian, Windows Mobile, старый Palm, немного BREW. Разумеется, потом добавились игры под iPhone. Мы до сих пор не забросили J2ME (хотя многие компании сильно либо сократили работу в этом направлении, либо вообще прекратили поддержку своих приложений на этой платформе), но сильно перестроились на Android — в настоящий момент на этой платформе у нас имеется 15 игр.

    Из нового — 3 почти готовых проекта под Bada (два из них с самым непосредственным участием Samsung — попали в программу частичного финансирования), и будем делать ещё пару игр, так как хотим попробовать свои силы на «Bada Challenge» с призовым фондом в $2.7 млн :)

    Важно, что мы в тот момент наладили международные продажи — в разное время у нас было до сотни активных партнёрских аккаунтов: контент-провайдеры, порталы и тому подобное; сейчас акценты смещаются в «аппшопы», которые растут как грибы.

    Хотя ещё важнее, что мы наладили работу с правообладателями и лицензионнами IP (брендами) — в те времена без этого было никак, да и сейчас тоже важно. «Crimsonland», «Postal:Babes», «Majesty», выпускаем первые проекты с «KranX» и «Alawar», тут, опять же, особо отмечу «Весёлую ферму», с которой рвались ТОПы Android Marketplace и Nokia OVI. Вообще, продукты нашей компании официально признаны Top App на Nokia OVI. И это при том, что продавался только один порт (группа N97/5800), остальные устройства добавились недавно.

    Делали игры и по крупнейшим русскоязычным лицензиям — тут можно отметить «Поле чудес» и «Папины дочки» (по ней еще делали PC игру, и так же занимали первые места на соответствующих площадках).

    Об упомянутом выше мероприятии мы уже писали: Конкурс для разработчиков на платформе bada.

    Ваша команда, насколько я знаю, рассредоточена по разным городам. Это верно? Каким образом происходит совместная работа?

    У нас есть подразделения в Питере, Донецке, Краснодаре, но большинство нашей команды всё-таки находится в Калининграде, это около 40 человек. Но бывает так, что весь проект, например, в Калиниграде, а художник (наш, а не аутсорсер) находится в Питере.

    Или вот, например, обычное дело — какая-то небольшая удалённая команда программирует, рисует, а после этого портирование на большое количество устройств, с локализацией и прочим функционалом, делается у нас в Калининграде. Ну, а если команда удалённая, и требуется какое-то взаимодействие (например, геймдизайнер тут, а остальные там), то могут возникать накладки, если нет постоянного контакта, активной работы менеджера проекта и так далее. Это все рабочие моменты, мы стараемся их решать по мере поступления проблем.

    Многие компании, например, аутсорсят тестирование или даже тестирование вместе с портингом. На самом деле не проходит и месяца, чтобы мы не получили предложение от каких-нибудь разработчиков в портировании или же тестировании нашего продукта :)

    Но залог качественной и успешной работы, когда быстрее можно реагировать на багрепорты от партнёров, — это всё-таки свой собственный отдел портирования/тестирования.

    Каким образом, с помощью чего происходит удаленная работа офисов? Какие собственные ноу-хау, какое программное обеспечение?

    Отвечает Дмитрий Безуглый, менеджер проектов:

    Очень много общения по проектам (icq, skype), в процессе которого выясняются те или иные вопросы. Все скидываем в общую кучу. Дальше работаем итерациями. Выбираем куски проектов, с которыми будем работать в короткий промежуток времени (около 2х недель), и реализуем их. Раньше использовали для этого Mantis, но сейчас планируем отказаться от него и перейти на связку Jira + GreenHopper (кажется нам более юзерфрендли). Ах, да, в каждом офисе есть свой лид, общаемся по большей части с ним, чтобы не разрываться.

    Как дела обстоят с наймом сотрудников? Я думаю, пользователям Хабра будет особенно интересен этот вопрос.

    Отвечает Павел Проконич, генеральный директор и соучредитель компании HeroCraft:

    Работаем с большим количеством маленьких команд, финансируем перспективные проекты. Всегда всем рады. Что касается штатных сотрудников — то ничего особенного, ищем по знакомым, местным доскам объявлений, vshtate.ru. Фрилансеры и удалённые сотрудники — иногда бывает.

    Понятно, спасибо. А как вообще обстоят дела с аутсорсингом?

    Аутсорсинга минимум. Бывает, например, постеры к игре (он же сплеш) рисует аутсорсер. Помимо полностью собственных разработок — за годы работы сформировался ещё и пул близких нам разработчиков. В роли издателя — иногда помогаем приготовить игру для зарубежных продаж (к слову, игры сейчас выпускаются с минимум 8 языками локализаций), часто портируем и так далее. Можно сказать, что помогаем отечественным талантам встретить зарубежного игрока.

    Ого, отлично. А можно поподробней?

    Каких-то особых наработок в таком роде работы нет, хотя объемов в этом направлении предостаточно. Представь, что к нам приходит какая-то молодая успешная команда с проектом. Если игра стоящая, то мы помогаем им доработать игру до зарубежного рынка, в том или ином направлении: делаем «историю» (campaign), балансируем геймплей, в общем, как я и сказал выше — помогали отечественным талантам в лучшем виде показать себя на мировом рынке.

    Насколько широка в данный момент поддержка устройств, ведь вы — игрок мирового рынка?

    Ну, это было бы слишком смелое заявление. Да, мы крупный игрок на этом рынке, но не более.

    Юрий Кешишев, начальник отдела портирования:

    В нашей базе данных информация о почти 3000 телефонов, среди них есть телефоны, которые мы никогда не поддерживали, но, тем не менее, мы знаем о их существовании. В активной поддержке у нас чуть меньше 1500 телефонов, сгруппированных в 75 групп. Мы постоянно отслеживаем появление новых моделей и уход моделей с продаж, что приводит к появлению новых групп и снятию с поддержки устаревших.

    Мы стараемся покупать ключевые, группообразующие, устройства, так, чтобы в каждой нашей группе был минимум один телефон в наличии. Чаще всего покупаем в своем городе, иногда приходится заказывать телефоны за границей. В результате у нас в наличии есть около 150 телефонов, самые старые телефоны отданы на растерзание подрастающему поколению. В активном использовании у нас около 70 телефонов.

    Кроме этого мы пользуемся услугами платного удаленного доступа к телефонам DeviceAnywhere, а также бесплатного удаленного доступа к телефонам от Нокии.

    А что по поводу платформ?

    Сейчас основные платформы — J2ME (включая Blackberry) и Android, от которого мы ждем, что тот естественным образом будет постепенно вытеснять яву. Это мы и наблюдаем сейчас, так как многие партнёры по J2ME один за другим включают Android в поддержку. наверное, платформа от Google и спасёт увядающий бизнес традиционных контент-провайдеров, операторских порталов и тому подобных компаний.

    Плюс, лучшие свои игры портируем на iPhone (а также анонсирована одна игра на iPad), bada, Symbian и Windows Mobile. Последние две в данный момент теряют очки, но это скорее естественный процесс, обусловленный расширением рынка.

    Разработчики как-то делятся на команды, по тем или иным признакам?

    Нет, Android занимаются те же люди, что и J2ME.

    Какая сейчас вообще ситуация с Andorid?

    Это довольно-таки объемный вопрос. На данный момент не все понимают, что, во-первых на Android Marketplace не сошелся свет клином — появились масса каналов для реализации Андроид-игр. В отличие от эппловского аппшопа — продажи там не удерживаются никакими методами. И android-игры уже продаются на тех же каналах, что и J2ME (т.е. Andorid будет постепенно вытеснять J2ME), то есть уже сейчас чтобы независимый разработчик мог как следует продать игру для этой платформы — без издателя или посредников ему не обойтись. Разумеется, ещё можно сделать гениальную игру, пропиарить её на всех углах — и попасть в ТОП10 — тогда тоже будут отличные деньги, но это до тех пор, пока большие паблишеры в полной мере не оккупировали топ. А все они уже анонсировали увеличение количества разработок под эту платформу.

    Какие планы в отношении нашей платформы bada?

    Две или три игры под Баду должны выйти этим летом. Это наши уже упомянутые выше «Ферма», «Поле чудес и совместно с корейским партнёром — футуристические гонки с «мочиловом».

    Что можете сказать хорошего, а что плохого про нас? Только честно :)

    Вообще, мы очень благодарны Samsung'у, они действительно очень внимательны к разработчикам, и впустили нас в очень интересные проекты. Негативных впечатлений нет. Единственное, хочется больше открытости и гибкости в аппшопах, но это ко всем такая претензия. Некоторые производители и этого не делают, а так — пародию какую-то на аппшопы. Samsung сами нас в своё время нашли, предложили участвовать во всяких программах, помогали с контактами, и самое главное — дали возможность зарабатывать. А ведь иногда такие компании разводят бурную деятельность, а о самом главном как-то забывают — мы ведь хотим иметь возможность зарабатывать деньги.

    Так же, радуют такие возможности как прелоадинг игр и демо-версий, встречи и семинары по всему миру — всё это можно только приветствовать, компания действительно старается привлечь разработчиков и дать им возможность заработать.

    Что касается средств разработки по платформам — есть какая-то конкретика? Какие SDK, что как вообще?

    Отвечает Юрий Кешишев, начальник отдела портирования:

    Своим сегодняшним успехом компания во многом обязана правильным решениям в выборе инструментальных средств и направлений развития технологий, принятым в самом начале ее развития. В результате в компании на настоящий момент имеется набор инструментальных средств, включающий в себя как общедоступные приложения, так и программы собственной разработки, интегрированные в единый программный комплекс.

    Для разработки игр и их портирования используется IDE Eclipse, обфускатор ProGuard и SDK, предоставляемые производителями телефонов. Для Eclipse были разработаны дополнительные плагины, ускоряющие и облегчающие разработку и портирование игр и приложений. Графика создается в Adobe Photoshop, для создания анимаций, карт и наборов шрифтов используется программа собственной разработки HeroTool.

    Для управления версиями исходного кода и ресурсов используется SVN, который в последнее время стал понемногу заменяться на Mercurial и Git. Для конфигурирования и хранения информации о проектах, партнерах и группах телефонов используется HeroBase, база данных на основе MS Access, которая позволяет одновременно работать над проектом всей команде, привлеченной к проекту: программистам, тестерам, менеджерам.

    Интеграция с Microsoft Word/Excel и OpenOffice Writer/Calc позволяет создавать различную отчетную документацию для работы с внешними командами разработчиков и заказчиками. База данных включает в себя инструменты для сопровождения игры в течение всего ее жизненного цикла — экспорт/импорт игровых текстов для добавления локализаций, добавление новых портов, кастомизация по требованиям заказчиков, результаты тестирования и т.д.

    Предметом нашей особой гордости является программа JMBuilder, которая позволяет из портированной игры сделать коммерческий продукт — игру в определенной локализации, настроенную по требованиям определенного контент-провайдера. Программа имеет собственный скриптовый язык, позволяющий писать практически полноценные программы с циклами и условными операторами, имеет дружественный пользовательский интерфейс и возможность взаимодействия с базами данных и электронными таблицами. В базе данных HeroBase имеет возможность вызова JMBuilder непосредственно на формах работы с проектами, контент-провайдерами и группами телефонов, JMBuilder, в свою очередь, собирает игры, читая данные из базы данных HeroBase.

    В компании уделяют большое внимание развитию инструментальных средств, поэтому все перечисленные программы и плагины продолжают развиваться, добавляются новые возможности и функции, поддержка новых платформ.

    Отвечает Александр Симилетов, директор HeroCraft-Украина:

    Для смартов у нас разработан свой SDK — он работает на Symbian, Windows Mobile, iPhone, Bada, мобильный линукс (раньше ещё Palm OS поддерживали), Windows XP/Vista/7. Есть версия как на C++ так и на C# под microsoft XNA.

    Мы его переносим на всё, где можно на C++ писать. SDK наш написан так чтоб заметно упростить перенос игр с явы на C++ в полуавтоматическом режиме. Из фишек — звук с 3д эффектами, вывод графики как в совместимом софтварном режиме так и через ускоритель. Свой 3d движок, 2d, GUI движок.

    Post Scriptum


    На этом мы сегодня закончим, но в скором времени один из специалистов компании выразил желание написать отдельную статью по Samsung bada — надеемся, что и этот материал найдет своего читателя.

    Так же хочется выразить благодарность Алексею и его коллегам за помощь в вычитке статьи на предмет фактических и других ошибок — тема лично для меня новая.

    Samsung

    98,00

    Компания

    Поделиться публикацией
    Комментарии 54
      +2
      парни молодцы, выросли из 5 студентов в крупную компанию. Так держать
        +1
        Молодцы, что сказать. Поверили в свою идею)
        Успехов!
          +1
          Молодцы! Процветания и успехов!

          «Ферма», к слову, портирована на Android довольно так себе — есть куда расти :)
            +3
            Спасибо! Всё время улучшаем, принимаем пожелания. Если хотите, отпишитесь в личку, сброшу полную свежую версию :)

            На днях вот «медальку» от PocketGamer получили:
            www.pocketgamer.co.uk/r/Mobile/Farm+Frenzy/review.asp?c=21566
            +1
            здорово все, так держать!
            аксесс только замените, очень уж он подвести умеет в ненужное время.
              +1
              Спасибо!
              Отвечает Александр Друзь Юрий Кешишев:
              Базу данных под управлением MS Access мы используем уже лет 5, одна база данных у нас отвечает за пользовательский интерфейс — формы, отчеты и т.д., вторая служит для хранения данных. По-моему, негативное отношение к этой СУБД немного преувеличено: за все время работы критических сбоев не было ни разу, были трудности, были мелкие неполадки. Учитывая важность для нас информации в этой базе данных, у нас тщательно настроена система резервоного копирования. У нас есть идеи в перспективе перевести базу с данными под управление другой СУБД, но формы мы пока переводить не планируем — на наш взгляд, у MS Access очень хорошее соотношение затрачиваемых усилий на создание и поддержание пользовательского интерфейса и получаемого в результате функционала.
              +2
              Android Marketplace это видимо Android Market? :-)

              А нельзя ли поподробнее про ваш кроссплатформенный SDK?
              Что он может? Графика, звук, сеть?
              Как организовано полуавтоматическое портирование приложений? Ведь архитектура приложений на перечисленных платформах имеет весьма заметную разницу.
              Ну и не планируете ли распространять его вне компании?

              Заранее спасибо!
                0
                За поправку к тексту спасибо, а по остальным вопросам, я думаю, ответит сам Алексей :)
                  +1
                  По SDK — графика 2d/3d — 2d как софтварный блиттинг, так и через 3d, 3d — opengl es.
                  Звук — wav/mod/ogg/speex, 3д позиционирование, доплер — софтварная эмуляция (либа самописная).
                  Загрузка данных и zip, 7zip.
                  Работа с сетью — клиентские сокеты, http, некоторые платформы поддерживают bluetooth.
                  Все классы в движке имеют похожие интерфейсы на классы из Java SDK, и организованны в похожую структуру.
                  Реализвоанно естествено не всё — только то что нам было нужно.
                  Код программой конвертируется из Java в C++ а дальше идёт работа напильником — заставить собиратся, работать его, добавить фичи какие-то, а порой и почти полностью переделать игру — всё от поставленных задач зависит.
                  Это SDK нельзя назвать чисто игровым — скорее это кросплатформенный фреймвёк — иногда мы на нём пишем приложения мобильные.
                  Платформы — WinMobile (2003-6), симбиан, айфон, бада, мобайл линукс (эта ветка подзавяла, в виду отсутствия хорошего рынка сбыта). Новые платформы осваиваем по мере их появления и привлекательности.

                  SDK пишется для себя — поэтому документации в нём минимум, и т.п. Хотя иногда даём старонним разработчикам — есть несколько людей, с которыми мы сотрудничаем — для них геймдев ближе к хобби и они по паре игр сделали, которые продаются через нас за процент. Если интересно — пишите в личку.
                    +1
                    По SDK — графика 2d/3d — 2d как софтварный блиттинг, так и через 3d, 3d — opengl es.
                    Звук — wav/mod/ogg/speex, 3д позиционирование, доплер — софтварная эмуляция (либа самописная).
                    Загрузка данных и zip, 7zip.
                    Работа с сетью — клиентские сокеты, http, некоторые платформы поддерживают bluetooth.
                    Все классы в движке имеют похожие интерфейсы на классы из Java SDK, и организованны в похожую структуру.
                    Реализвоанно естествено не всё — только то что нам было нужно.
                    Код программой конвертируется из Java в C++ а дальше идёт работа напильником — заставить собиратся, работать его, добавить фичи какие-то, а порой и почти полностью переделать игру — всё от поставленных задач зависит.
                    Это SDK нельзя назвать чисто игровым — скорее это кросплатформенный фреймвёк — иногда мы на нём пишем приложения мобильные.
                    Платформы — WinMobile (2003-6), симбиан, айфон, бада, мобайл линукс (эта ветка подзавяла, в виду отсутствия хорошего рынка сбыта). Новые платформы осваиваем по мере их появления и привлекательности.

                    SDK пишется для себя — поэтому документации в нём минимум, и т.п. Хотя иногда даём старонним разработчикам — есть несколько людей, с которыми мы сотрудничаем — для них геймдев ближе к хобби и они по паре игр сделали, которые продаются через нас за процент. Если интересно — пишите в личку.
                      +1
                      извиняюсь за дубль — хром заклинило :(
                      +1
                      Будете ли вы в дальнейшем разрабатывать и портировать свои приложения под Windows Phone7?
                        +1
                        Да, конечно, будем внимательно следить за развитием платформы. Но вообще это вопрос «очереди». Так уж получилось, что у bada сейчас очень высокий приоритет. Какие действия предпримет Microsoft по части привлечения разработчиков — посмотрим.
                          +1
                          Знаю только, что майкрософт готов выделить бесплатно новые девайсы с уже установленной Windows Phone7 компаниям-разработчикам, специализирующимся на мобильных платформах. Ну и конечно же это Market Place, который наверное будет косить или уже косит под рынки Андройда и айфона.
                          +1
                          На XNA у нас пара игр уже какое-то время есть — одна даже заняла второе место в русском конкурсе XNA игр. Делалось это в рамках изучения технологии, ещё до того как был анонсирован Windows Phone7. И как окозалось весьма к стати.
                          0
                          херокрафт… уффф.
                            +1
                            Я когда менял фото в паспорте (25 лет исполнилось), работнику ЖЭКа, тетеньке лет 45-50 приспичило знать место моей работы. Так вот когда я сказал «ХироКрафт», максимально акцентируя внимания на «И», она все равно, на полном серьезе выдала: «Не матюкайся!» :)
                            +1
                            Гордимся, земляки!
                              +1
                              Большое всем спасибо за добрые слова и интересные вопросы! Завтра подключу к дискуссии коллег — на всё ответим.
                                +1
                                вопрос порт игры Robo на андроид будит?
                                  +1
                                  Да, разумеется. Но только, увы, в четвертом квартале этого года.
                                • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
                                    +1
                                    Думаю, сам Маркет будет только падать по ряду объективных причин. С цифрами сложно, всё очень быстро меняется. Андроидная «ферма» очень хорошо показала себя в топе на маркете, и даже при этом, я уверен, мы больше заработаем на других каналах.

                                    По сути, Андроид же придёт на помощь «старой модели» по продаже J2ME (операторские порталы, независимые контент-провайдеры и т.п., плюс, как следствие, издатели и агрегаторы разной степени полезности). Скажем так, мы наблюдаем сейчас ещё один виток развития (стартапы) в старой экосистеме — всё это уже было в J2ME (даже аппсторы, да).

                                    Китайские маркеты все не выживут, это точно. Некоторые из них «садятся» на китайских же производителей девайсов, поэтому могут вырасти во что-то интересное.
                                    • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
                                        +1
                                        Тоже ничего нового со времён J2ME. Сильных Андроид-девелоперов «прибьёт» к издателям, а за маленькими устроят охоту многочисленные агрегаторы :)
                                        • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
                                    +1
                                    Я обладатель Windows Mobile девайса.
                                    Зашёл на ваш сайт и захожу в каждую игру, чтобы понять существует ли порт под WM.
                                    Наверно стоит разделить все игры на категории по платформе, чтоб я мог конкретно понять из чего я могу выбирать.
                                      +1
                                      Я так понимаю, речь идет о нашем сайте для КПК и смартфонов — smart.herocraft.com?

                                      У нас все разделено, просто выберите справа в блоке «Платформы» вашу платформу или же укажите свой девайс из списка. Все просто :)
                                        +1
                                        И еще, у нас для удобства есть краткие ссылки на все игры для конкретной платформы. Допустим, чтобы увидеть все игры для EM
                                        все, что у нас есть под Windows Mobile, достаточно без всяких лишних телодвижений перейти по ссылке:

                                        smart.herocraft.com/wm
                                        +1
                                        Можете поделится опытом — когда вы начинали — вы работали с издателем или пытались продвигать свои игры сами?
                                        Какой ключевой момент позволил вам вырасти из маленького стартапа в такую компанию (люди/инвестиции/личная заинтересованность)?
                                          0
                                          На других издателей никогда не работали (в порядке исключения, кое-что делали для Walt Disney Pictures), зато сами постепенно всё в большей степени становились издателем (без какой-то заранее запрограммированной стратегии).

                                          Про стародавние времена отвечает Павел Проконич:
                                          Тогда вариантов кроме «работать с контент-провайдерами» не было в принципе. Это не совсем «издатели, скорее магазины. Ключевой момент — в первую очередь, люди. Правильные люди, которые поставили правильные технологии и бизнес-процессы.
                                            +1
                                            а откуда взялись правильные люди которые знали правильные технологии и правильные бизнес-процессы?
                                              0
                                              Да как-то сами собой появлялись, выдвигались, учились и т.п. Кстати, ещё один важный момент. Павел поскромничал, но со стороны отмечу — он ненавязчиво, но активно участвует в жизни компании, помогает коллегам во всех аспектах, от продаж и работы с партнёрами до отлаживания баланса в некоторых играх :)
                                          –4
                                          Простите, но как можно написать статью о рынке мобильных приложений, ни разу не упомянув apple appstore?
                                            +1

                                            Вот тебе айпед :)
                                            PS: Обратите внимание, первая иконка во втором ряду — это Farm Frenzy Lite, выпущенная Хирокрафтом )
                                              +1
                                              Наc тоже очень позабавил iPed с «фермой» :)

                                              А вот другой китайский чудо-девайс. Ферма для него предустановлена полная (оплачена, разумеется):


                                              Кстати, с Samsung тоже есть предварительные договорённости о предустановке в несколько девайсов. Как полной, так и try & buy.
                                                +1
                                                уже объясните мне пожалуйста, какое отношение ваша картинка имеет к моему комментарию.
                                                  +1
                                                  Это был ответ Samoiloff-у, вам ниже ответил.
                                                    +1
                                                    Про его картинку я его и спросил. Вы тут совершенно не при чем )
                                                    Комментарии на хабаре располагаются лесенкой. Дополнительный хинт — точки, отмечающие послндовательность комментарриев. Немного непривычно после форумов, но вполне структурно, и после некоторой практики, становится ясно, кто на ком стоял )
                                                0
                                                Это не статья, а интервью, и я в нем по понятным причинам интересуюсь теми вопросами, которые так или иначе находятся в формате нашего блога. При желании, представители компании Apple на Хабре могут провести аналогичную работу с парнями из HeroCraft'а и рассказать об их работе с iPhone OS. Меня же в первую очередь интересовали такие платформы как JM2E, bada и Android.
                                                Но спасибо за отзыв :)
                                                  +1
                                                  Это интервью напомнило мне выступление в суде приглашенного эксперта. Четко, по существу, но не дальше жестких рамок. Вы делаете хорошее дело, но делайте это нежнее, человечнее что ли.
                                                  И да, спасибо за статью.
                                                    0
                                                    Мы друг от друга все довольно-таки далеко находимся, общение посредством skype-чата — что вы хотели? :) Ответ-вопрос, эмоциям неоткуда было взяться.
                                                  +1
                                                  В структуре наших доходов он имеет относительно маленький вес.
                                                  Причин несколько. Во-первых, поздно и не очень удачно стартовали там.
                                                  Во-вторых, сейчас там трудно протолкнуться, да и канал становится относительно закрытым (крупнейшие паблишеры общаются с Apple напрямую, имеют дополнительные возможности для продвижения своих брендов и т.п.). В общем, мы «нажимаем» на другие платформы.
                                                    0
                                                    Я уже очень извиняюсь, но, вы сами об этом заговорили.
                                                    — Что за дополнительные возможности продвижения брендов получают паблишеры, общающиеся с apple напрямую?
                                                    — Когда, по вашему мнению, бада догонит андройд по размеру магазина и количеству устройств у пользователей в россии, и каковы перспективы у этой платформы?
                                                    — Заинтересованны ли вы в платформе Maemo \ MeGoo, и собираетесь ли разрабатывать для нее приложения в дальнейшем?
                                                    Приятно, когда компания открыта для ведения диалога с пользователями и заинтересованными лицами )
                                                      0
                                                      1. Аппстор в какой-то мере становится подобием операторского портала. Там у них есть масса возможностей дополнительного продвижения через featured, топы и т.п.
                                                      2. Судя по старту, есть серьёзные перспективы. Самсунг немало сил и денег вкладывает — а это хороший знак для разработчиков. А далеко идущие прогнозы делать я не мастер и не любитель ) Всё в руках у Самсунга. Если будут прислушиваться к разработчикам и много сил вкладывать в развитие своего магазина — то всё у них получится.
                                                      3. Есть намётки. Заинтересованы, но пока ещё не делаем, собираемся.
                                                        0
                                                        1. Что такое операторский портал? Дополнительное продвижение через featured доступно всем разработчикам, представившим хороший продукт. Tap-tap, Duble jump, Боян.app, Twitteriffic — это просто приложения от просто разработчиков, но все они, кажется, были featured.  C топоми — еще проще — если приложение хорошо скачивается — оно всплывает в топ раздела. А потом и до общего топа дойти может. В чем отличие простых сабскрайберов от «блатных» мне не очень понятно.
                                                        2. «Каковы перспективы?» — «Боооольшие перспективы». Вы удивительно точно и не информативно ответили на вопрос. Я бы заподозрил программиста, елси бы не был уверен в PR )
                                                        3. Спасибо за ответ.
                                                        4. Как вы считаете, на какие устройства сейчас следует обращать внимание в первую очередь:
                                                        Мобильные телефоны (iOS, Android, MeGoo) или планшетные компьютеры(с теми же ОС)?
                                                  +2
                                                  В свете анонса от Алексея касательно «подтягивания коллег», разрешите отписаться и представиться. Александр Полукорд, 25 лет, донецкий офис (разработка игр для WM, iPhone, Symbian). Старший менеджер по продажам и маркетингу, скажем так. Или начальник «донецкого» отдела продаж, как пожелаете :)

                                                  По возможности отвечу на интересующие вас вопросы относительно продажи игр на своих «родных» платформах — WM, iPhone, Symbian.
                                                    0
                                                    Windows 7 и Symbian — перспективы?

                                                    Таки не каждая студия может позволить себе выпускать тайтлы под множество платформ одновременно.
                                                    Которая из этих двух платформ перспективнее?
                                                      +1
                                                      У нас изначально неплохо налажено портирование, мы можем позволить :) А что касается перспективности платформ… сложный вопрос, у каждой платформы есть свои плюсы и минусы. Могу только сказать, что на данный момент «виндовые» версии дают значительно больше продаж, чем «симбианы» и, думаю, тенденция сохранится с развитием Windows 7 (ведь первые телефоны на данной платформе появятся у массового потребителя только к осени).

                                                      По существу, лично я считаю Symbian более «гибкой» платформой, которая развивается быстрее WM, отсюда и мой вывод: «симбианы» перспективнее.
                                                    +1
                                                    Как происходит работа с магазином в Bada? Какой процент отчислений? Как работает платёжная система?

                                                    Есть ли возможность использовать сторонние платёжки вроде social gold? Распространятся в обход официального магазина?
                                                      0
                                                      Почти ничего не знаем, игры только заканчиваем пока что :) Думаю, с платёжными системами и прочими элементами там будет слабо всё по-началу. Лишь бы не забрасывали и развивались постоянно.
                                                        0
                                                        это точно :)
                                                      0
                                                      Как справляетесь с глючностью Bada Emulator? Сам разработчик под Android, хотел попробовать Bada, но говорят там по сравнению с Android очень глючный эмулятор, который надо постоянно перезагружать при заливке приложения и т.д. Но говорят там хорошая документация
                                                        0
                                                        К сожалению эмулятор действительно каждый раз запускается при старте отладки, что сьедает 2-3 минуты. Плюс минута на заливку файлов приложения (часть файлов, что не часто меняются можно кинуть сразу в файловую систему эмулятора).
                                                        Документация хорошая и на форуме уже немало ответов.
                                                        Подход напоминает symbian — объектное апи, x86 эмулятор и сборка в arm под устройство.
                                                        Отлаживать можно и на устройстве по usb шнурку.
                                                        Пользуемся обоими 50/50 где-то — в зависимости от того какие баги ищем.

                                                      Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

                                                      Самое читаемое