company_banner

Как выбрать инструмент для прототипирования в 2018 году?

    Здравствуй, Хабр! Меня зовут Саша Отважный, я работаю команде Digital Business Platform Сбербанка и Сбертеха, и занимаюсь дизайном мобильных приложений и веб-проектов. Большая часть моей работы состоит из сборки прототипов разной степени детализации для разных целей. Новые инструменты и сервисы для дизайна и прототипирования выходят и обновляются каждый день. Я провёл полное и глубокое исследование инструментов, представленных сегодня на рынке, и помогу в них разобраться.

    Я разбил список на три большие группы по функциональности и разберу каждую по отдельности:



    На самом деле инструментов намного больше. Здесь собраны сильные и интересные решения, которые можно относительно надёжно использовать в работе. Все они имеют средства для просмотра созданных прототипов и одинаково подходят как для веб-сайтов, так и для мобильной разработки.

    Спойлер
    Ещё не подвезли идеальный инструмент, который закроет все задачи и содержит весь функционал. До сих пор приходится идти на компромиссы, использовать костыли и смекалочку. Axure в 2018-м году не нужен.

    1-я группа — структура, лоу-сценарии


    Инструменты первой группы используют изображения экрана, связанные между собой ссылками. Ссылки привязаны к хотспотам или объектам. В результате получаются статичные прототипы, которые легко расшарить, собрать обратную связь и отредактировать.



    С их помощью можно за несколько минут проверить гипотезы, собрать сценарий для первичного анализа. Но из-за большой степени условности прототипы ведут себя совсем не так, как мобильное приложение, что может запутать респондентов и снизить качество тестирования.
    На сегодняшний день самые заметные инструменты — Marvel, Invision, и нативные средства Adobe XD, Figma, и Sketch (с 49-й версии).

    Marvel —  есть бесплатная версия
    Простейший онлайн-сервис для создания прототипов. Работает как в виде дополнения к дизайн-редакторам, так и самостоятельно в виде веб-сервиса. Недавно обзавелся собственным простым редактором. Мобильное приложение позволяет не только просматривать, но и создавать и редактировать прототипы. Бесплатная версия имеет ограничение на количество проектов, но в приложении оно выключено и можно вполне легально создавать любое количество проектов.



    Плюсы
    + Простота и удобство
    + Автономность (можно работать без редакторов)
    + Условная бесплатность
    + Инструменты для совместной работы и тестирования
    Минусы
    − Не замечено

    Invision App — от 13$ в месяц
    Invision (не Studio) — тоже дополнение для редакторов, но, в отличие от Marvel, позволяет связывать экраны напрямую в скетче и эскпортировать уже готовый прототип без настройки переходов и связей. Также отличается большим количеством вспомогательных функций и развитой инфраструктурой. Вместе с инструментом прототипирования идёт широкий набор сервисов для совместной работы, хранения библиотек, собственного стока и много другого.



    Плюсы
    + Развитая экосистема дополнительных сервисов
    + Возможность настраивать связи прямо в скетче
    Минусы
    − Не замечено



    Adobe XD — 644 ₽ в месяц (есть бесплатный стартовый план, который даёт пошарить всего 1 проект)
    Sketch — 99 $ в год
    Figma — есть бесплатная версия

    Встроенные в дизайн-редакторы инструменты прототипирования полностью закрывают функционал отдельных веб-сервисов. Имеются небольшие отличия, связанные с развитием редакторов. Например, Adobe XD сам по себе сильно отстаёт от конкурентов, а в скетче (50) пока еще нет удобного механизма шеринга, но в общих моментах все стремятся к единому опыту, лучше всех реализованному в Figma.



    Плюсы
    + All-in-one платформа — один инструмент для всего рабочего процесса
    + Не стоит дополнительных денег.
    Минусы
    − Наследуются от инструмента. Например, Скетч запускается только на маках, а Фигма не работает без интернета.

    2-я группа — переходы между экранами, послойная анимация


    Инструменты второй группы сфокусированы на анимации. С их помощью реализуются бесшовные переходы между экранами, имитируется поведение элементов интерфейса, собирается несложная анимация. Механизм работы прост — задаются начальное и конечное состояние экрана и событие, при котором запускается переход.


    Пример экрана настройки анимации в Invison Studio

    В результате получаются прототипы, точно передающие поведение интерфейса, однако они не могут работать с данными, запоминать выбранные опции и имитировать прочее сложное поведение.
    InVision
     Кликабельный прототип, собранный в Invision Studio

    Principle — 129 $ за лицензию
    Один из первых и самых популярных инструментов для анимации интерфейсов. Подходит для небольших сценариев в 2–3 экрана и детальной настройки сложных взаимодействий. Содержит ограниченный дизайн-редактор с базовыми функциями. Не подходит для сборки сложных разветвлённых прототипов из-за неудачного способа организации экранов, невозможности переиспользовать элементы и сложного редактирования анимации. Нет экспорта в код.



    Плюсы
    + Хороший инструмент для несложной анимации и коротких сценариев
    + Много учебных материалов, развитое сообщество
    Минусы
    − Работа с сложными сценариями превращается в кошмар
    − Нет экспорта в код
    − Работает только на Mac
    − Нет онлайн-шеринга

    Invision Studio — ранний доступ
    Многообещающий инструмент от Invision находится в раннем доступе. Заявляется как еще один дизайн-редактор с большой функциональностью. И действительно, несмотря на проблемы со стабильностью, инструмент предоставляет удобную работу с прототипом, отличный редактор анимации, полную поддержку всех сервисов Invision и на данном этапе распространяется бесплатно.



    Плюсы
    + Новый инструмент от Invision с отличным потенциалом и мощной инфраструктурой.
    + В будущем может стать основным рабочим инструментом для многих.
    + Есть версия для Windows
    + Есть онлайн-шеринг
    Минусы
    − Связаны с ранним доступом. Пока что это нестабильный продукт с ограниченным функционалом
    − Нет экспорта в код

    Flinto for Mac — 99 $ за лицензию
    Flinto использует тот же принцип создания и анимации прототипов, что и Invision Studio, чем выгодно отличается от Principle. Подход, при котором сложная детальная анимация настраивается в отдельном от общего экрана интерфейсе, позволяет легко управлять процессами, редактировать и переиспользовать компоненты в следующих прототипах.



    Плюсы
    + Удобно организованный рабочий процесс позволят работать со сложными сценариями и анимацией
    Минусы
    − Нет онлайн-шеринга
    − Работает только на Mac

    Kite Composer — 99 $ за лицензию
    Kite Composer станет отличной заменой перечисленным инструментам для тех, кто привык анимировать интерфейсы в After Effects. Принцип работы, при котором основным инструментом становится таймлайн, а параметры и события навешиваются на объекты, как фильтры, позволяет сфокусироваться на качестве анимации. Также имеются экспорт кода в macOS\iOS и встроенный инспектор.



    Плюсы
    + Рабочий процесс, похожий на АЕ на минималках
    + Экспорт в код
    Минусы
    − Я так в нём и не разобрался

    3-я группа — программируемое поведение


    Инструменты этой группы дают на выходе полностью управляемый прототип, который использует данные пользователя и функции устройства. Это позволяет точно имитировать работу приложения для тестирования и разработки.


    Настройка поведения прототипа в Framer

    Каждый инструмент отличается своим подходом к процессу, и своим способом программирования — от упрощенного JavaScript в Framer до визуального Quartz Composer в Origami Studio.


    Прототип, собранный в Origami Studio. По ссылке исходный файл, который можно открыть на телефоне в приложении Origami Live.

    Haiku — бесплатная бета-версия

    Уже сейчас, в бете, Haiku предлагает широкий набор возможностей для анимации и интерактивности. Вкратце, инструмент подключается к скетч- или фигма-файлу и позволяет редактировать параметры объектов на общем таймлайне. Больше подходит для анимации, но, благодаря редактору Actions, работающем на JavaSript, можно прописать сложную логику прототипа.

    Полученный результат эскпортируется с помощью библиотеки Lottie.js на все возможные платформы и форматы.



    Плюсы
    + Универсальность
    Минусы
    − Нужно знать яваскрипт для обработки событий и состояний
    − В бета-версии только Mac


    Proto.io— от 24 $ в месяц
    Atomic.io— есть бесплатная версия
    Многофункциональные веб-сервисы, которые позволяют прописывать сложную логику прямо в браузере. Не имеют принципиальных различий в функционале. Переменные и тонкая настройка состояний и событий дополняет привычную логику инструментов для анимации. К сожалению, в таком формате собирать и редактировать связи сложнее, чем специальными средствами. Плюс необходимость работы в браузере накладывает свои ограничения на процесс.



    Плюсы
    + Не нужно знать языки программирования
    Минусы
    − Веб-версия

    Framer — от 12 $ в месяц
    Один из самых популярных на сегодня инструментов со своим дизайн-редактором и средой программирования на CoffeeScript — упрощенной версии яваскрипта.

    Широкие возможности, огромное комьюнити, доступные обучающие материалы делают Фреймер идеальным решением для дизайнеров, которые умеют или хотят научиться программировать.
    Однако на сложных прототипах работа с кодом, правка и отладка занимают большое количество времени. На выходе получается условный html в браузере, который нельзя использовать в мобильной разработке. Поэтому Фреймер не может использовать нативные возможности мобильных устройств, камеру, вибро, гироскоп и другие.



    Плюсы
    + Удобная среда для программирования логики прототипа и шеринга результата
    Минусы
    − Нужно знать CoffeeScript
    − Дизайнер тратит много времени на отладку кода

    Origami Studio— бесплатно
    Бесплатный инструмент от Facebook использует визуальную среду программирования Quartz Composer.

    Последние обновления качественно улучшили опыт и интерфейс, сделав Origami, на мой взгляд, самым удобным и функциональным средством проектирования логики и связей в прототипах мобильных приложений.

    К сожалению, часто раздражают плохая оптимизация и вечные проблемы со скетч-плагином импорта. Однако, скорость и интуитивность, с которой собираются сложные процессы, перевешивают все минусы.



    Плюсы
    + Бесплатно
    + Неограниченный функционал — можно использовать и JSON и данные гироскопа
    + Простой процесс для сложной логики
    Минусы
    − Проблемы с оптимизацией
    − Мало учебных материалов

    Phase — ждём
    Многообещающий инструмент, который должен выйти в июне 2018 года. Разработчики заявляют революционный процесс, объединяющий визуальное программирование и таймлайн. Звучит очень хорошо, обязательно нужно попробовать.

    Сбербанк 232,64
    Компания
    Поделиться публикацией
    Комментарии 28
      0
      Adobe XD — 644 ₽ в месяц

      а это что за цена? Free же вроде?
        +2
        Действительно, есть бесплатный стартовый тариф, но он даёт пошарить только один проект. Сейчас добавлю, ох уж эти тарифы от адоби)
        0
        А где Axure?
          0
          под спойлером
          Axure в 2018-м году не нужен
            0
            Не нужен или челендж обойтись без него?
              0
              Он остался где-то на уровне 5-ти летней давности и сейчас воспринимается скорее как «вещь в себе».
          0
          Интерактивные прототипы это хорошо. Но почему-то никто не умеет строить карту экранов (доска со скриншотами и стрелочками переходов между экранами) для экспорта. А команда или заказчики иногда просят — приходится делать в Axure.

          Можете посоветовать инструмент?
            0
            попробуйте overflow.io — бесплатная бета выглядит хорошо
              0
              Спасибо, а для Win?

              Кстати предложение по улучшению статьи — явно указать платформу (Win, Mac, Web) в добавок к стоимости.
                0
                Если честно, не разбираюсь в таких инструментах. Нам, дизайнерам, проще собирать такие штуки своими руками. Я бы посоветовал фигму) для неё есть куча готовых наборов, например uxflow.co (там же и скетч)
            0
            Axure не нужен? Вы просто не умеете в него.

            vmdgqr.axshare.com/analytics_demo.html – хоть в одном из упомянутых редакторов можно сделать подобное?
              0
              Акшура заткнет за пояс все вышеназванные проги )), другое дело что она осталась ориентированной на веб и десктоп, а в обзоре как раз упор сделан на мобильные приложения. В акшуре можно конечно и для мобилок делать, но неудобно, как в плане наличия соотв. контролов так и в плане управления (нет свайпов и прочего мобильного натива) а в остальном лучшего средства для прототипирования я еще не встречал
                0
                Не хватает жестов с участием нескольких пальцев и обработки анимации появления относительно пройденного расстояния – например, чтобы плавно менять цвет или убирать прозрачность пропорционально движению ползунка.

                Свайпы, драг – пожалуйста. Вот, например, свайп (вверх и по сторонам) по центру нижней панели: uqo9sc.axshare.com/soft_trigegrs_panel.html
                  0
                  Все верно, я некорректно написал про свайпы- простые жесты «перетащить» и подобное есть конечно же. И да, с анимацией грустно- только веб или что то городить с поведением блоков. Но с другой стороны анимация это вообще отдельная область, на мой взгляд очень слабо относящаяся к прототипированию.
                  К слову есть еще практически полный аналог акшуры — justinmind, там что то делали в последних версиях для мобилок…
                +1
                Вопрос в целесообразности.
                Да, в Ашуре можно сделать большой жирный прототип с переменными данными, анимациями, скриптами и кучей других свистелок. Но чаще всего они ни к чему. Современная индустрия стремится делать как можно более быстрый MVP прототип для подтверждения определенной гипотезы. К тому же большинство задач чаще всего связаны с мультиплатформенностью, а этим Ашура никогда похвастаться не могла. Ну и несколько гвоздей в крышку:
                — для Ашуры нужно перерисовывать библиотеку (Скечевые файлы же, например, поддерживают почти все остальные программы и сервисы)
                — Ашура сложная. Серьезно, за то время, что люди учат Ашуру можно научить CSSу и примитивному JS, что в разы ценнее.
                — Ашура глючная. За 5 лет, что я наблюдаю ашуровские прототипы, я не видел еще ни одного более менее стабильно работающего со сложной логикой.
                — Ашура дорогая. 31 000 за лицензию против 100 $ за подписку на любой другой сервис.
                — Невозможность конвертировать прототип в код или передать разработчикам, как например, сгрузив в Zeplin макет Скетча.
                Все это превращает Ашуру в этакого неповоротливого динозавра и скорей всего ее ждет та же незавидная участь, что постигла в свое время Нокию и Винду. Применение ей, конечно же найдется, но лидерство уже давно утеряно и возвращено уже не будет.
                  0
                  Некоторые уточнения- у Акшуры также есть подписка, а также есть плагин для скетча экспортирующий графику. Да и насчет глюков вы не правы- бывают недоделанные прототипы, а вот чтобы именно глюки были не припомню
                    0
                    Акшура как раз отлично подходит для быстрого прототипирования. Ключевое ее отличие – то, что можно прототипировать даже сложные вещи, эмулировать гипотезы, выходящие за рамки «если кликнем сюда, то покажется попап».
                    Сложность в этом случае получается сравнима с написанием кода, но то, что функционал прототипа можно расширять и усложнять до очень широких пределов, не утыкаясь при этом в ограничения программы – основная ценность.

                    Все остальные сервисы либо предлагают простой и удобный процесс, но позволяют делать только простые вещи, либо сходу требуют знания JavaScript.

                    CSS и JS может быть и ценнее, и налагают еще меньше ограничений, но скорость разработки прототипов в акшуре выше ну раз в пять.
                    0
                    Вы, конечно, виртуоз. Надо отдать вам должное)
                    В любом случае инструмент не важен, главное результат. Лифанов до сих пор в КорелДро рисует и ничего)
                    0
                    А как же ProtoPie? Очень удобный инструмент с логикой и возможностью взаимодействия с сенсорами устройства.
                      0
                      Интересная штука, изучу, спасибо!
                      +1

                      Лучший инструмент прототипирования, имхо, это браузер + SVG + JS + CSS + HTML. Я пришел к этому выводу уже много лет назад и с тех пор ни разу об этом не пожалел. В 2018-м, когда нам стали доступны CSS-переменные, и многие другие "плюшки" веб-платформы, смотреть на все эти замечательные GUI вообще не хочется. Может это немного и ортодоксальный подход, но точно стоящий упоминания в 2018-м.

                        0
                        А как же Balsamiq?
                          0
                          Webflow? Есть бесплатный план на два проекта.
                            0
                            Мне кажется, если есть версия только для Мак, тоже можно смело записывать в минусы.
                              0
                              В Invision Studio  указано что «Есть версия для Windows». Хотя на самом сайте написано что версия для Windows «Coming Soon». Что как бы намекает, что на данный момент такой версии нет. И я не придираюсь к словам, просто зашёл по ссылке только ради версии для Windows.
                                0
                                Кому-то уже присылали раннюю версию для винды, ребята в телеграм-каналах делились.
                                0
                                И еще по поводу акшуры- очень интересные новости о следующей версии :)
                                www.axure.com/blog/new-in-9
                                  0
                                  Саша, спасибо тебе за обзор!

                                  Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

                                  Самое читаемое