Pull to refresh
0
Мосигра
Настольные игры

Интерфейсы в реальном мире

Reading time5 min
Views180K
IT-интерфейсы часто растут из физических. Например, вот аппаратные чекбоксы:



Вообще, лучший же пример правильного инженерного интерфейса – это гранёный стакан.

Почему? Очень просто. С одной стороны, он дружелюбен к советским роботам: круглая верхняя полоса позволяет автоматической мойке нащупать его ещё с 40-х годов. С другой стороны, он прощает человеческие ошибки: ребра останавливают скатывание стакана со стола при падении. Плюс он просто красивый.

Сейчас покажу ещё несколько интерфейсов, которые облегчают жизнь. Общий смысл – попробовать понять, как думал разработчик, чтобы сделать что-то удобнее.

Но начну с плохого примера. Один из самых уродских IT-интерфейсов, которые я видел – это упаковка диска. Через три использования он будет весь в отпечатках, исцарапан или вообще останется без конверта.



Теперь аффорданс. Аффорданс – это «приглашающее» или «манящее» свойство предмета, явно указывающее на характер его действия. Пример из реального мира – ориентирование портновских ножниц, куда просто нельзя неправильно поставить пальцы (там есть широкое отверстие под 4 пальца с одной стороны и поменьше – под большой с другой). Карандаш для написания нового поста на панели Хабра слева – тоже пример слабого аффорданса.

Так вот, обычно IT-интерфейсы использовали какие-то объекты из реального мира для построения метафор. Ну, вроде приоткрытой двери на кнопке выхода и так далее. Решаемая задача – перенос опыта из знакомой области в незнакомую.

Вот пример того, как прекрасно старый опыт переносится на обучение. Здесь нам важно научить пользователя открывать пакетик по месту (то есть ориентировать его верно):



Ну и заодно хорошая реклама, правда?

Есть и обратный процесс. Иконки аппстора вполне хорошо заносятся в реальность.



Никогда не думал, что увижу, как продают иконки, но нет, вот же.

Стоит упомянуть пакетик сахара. Про него ходит легенда, что автор изобретения покончил жизнь самоубийством из-за того, что никто не понимал, как им пользоваться. Так вот, предполагается, что вы не отрываете ему голову или хвост, а аккуратно ломаете посередине. Что, кстати, куда быстрее, удобнее и даже может быть сделано одной рукой. К сожалению, эти пакетики не всегда правильно набивают – и вместо жёсткой трубочки получается такая вялая сопля. Это пример того, как, в общем-то, хороший интерфейс может быть побеждён предыдущим опытом пользователя.

Ещё один отличный пример предрассудков – это контейнеры для горячей еды и салатов. Пластиковые такие, прозрачные. Опять же, инженеры придумали сделать ушки, чтобы можно было легко схватиться за них и поднять крышку, не выколупывая её ногтями. Первая реализация была не лучшей – одно ушко на контейнере и одно на крышке. Предполагалось, что при закрытии ушки не совпадают. Ясное дело, все закрывали их одно к одному. Потому что так аккуратно выглядит. Вот следующий уровень эволюции этих ушек:



Теперь долбанный пакет, который никак не хочет открываться. Просто в пачке он спрессовывается так, что разделить слои становится сложно. Инженер придумал печатать «косые» пакеты, когда один слой короче другого:



Это прекрасное решение. Но когда мы начали заказывать свои пакеты для розницы ещё пять лет назад, выяснилось, что другой прекрасный человек с IT-образованием (химик) тоже давно придумал полимер, который берёт и не липнет. Просто не слипается и всё. Теперь, когда химики рассказывают мне про особенности архитектуры перцептрона для просчёта полимеров, я больше не задаю вопросов. Я щупал пакеты.

Вообще, пакеты – это ярчайший пример борьбы интерфейса производителя, интерфейса клиента и человеческой жадности. Видите вот эти?



Я уверен, что магазины, которые их используют, каждый день недополучают адову кучу денег только из-за того, что бывают ситуации: «О, яблоки. Возьму пару… а, не, пакет же надо разлеплять». Можно было купить пакеты, которые легко расцепляются. Можно было использовать другие. Но нет, держите неудобный интерфейс.

Идём дальше. Консервные банки иллюстрируют встраивание инструмента для работы с объектом в сам объект. Без такого ключа нужно искать консервный нож (а некоторые из них очень нетривиальны для обучения), либо пробовать открыть банку подручными средствами. Мы открывали их ножами, кирпичом, топорами и один раз даже ложкой. Стоило встроить инструмент в саму банку – и всё стало куда удобнее:



А вот ложка, идущая вместе с йогуртом. Я был невероятно счастлив, когда её нашел. Производитель, думаю, тоже, ведь теперь йогурт можно есть в парке. И не надо таскать с собой инструмент для этого. Продажи наверняка выросли.



А это — один из самых интересных экземпляров.



В двадцать первом веке стоимость производства такой «соски» не сильно выше, чем обычной трубочки. Надо было просто второй раз подумать и сделать. Пока вы не попробуете такое молоко, разница непонятна – но после этого обычная трубочка прямо ощутимо царапает язык. Сложно было бы придумать такое, спрашивая пользователей «что вам улучшить?».

Следующий случай — пример решения одной и той же задачи разными методами. Хлеб иногда хорошо покупать нарезанным. У нас продают заранее нарезанный хлеб, который стоит дороже на рубль-два. В Европе и Африке почти везде стоят вот такие хлеборезки. Можно засунуть туда что угодно. Что-то подсказывает мне, что это решение лучше:



И ещё один пример. Вот этот «унитаз» тоже встретился в норвежском магазине:



Если вы платите купюрой, то кассир нажимает кнопку на кассе с её изображением. В нижний лоток «унитаза» падает сдача монетами. Если вы платите монетами – то просто бросаете их сверху. Девайс их тщательно сортирует и пересчитывает. Безумно экономит время на кассе и просто радует.

У трубочек для молока и этих устройств есть общая черта – они, на первый взгляд, совершенно не нужны обычному человеку, но стоит ими воспользоваться, как появляется чувство восторга. И да, у нас в истории тоже был один такой странный предмет. К нам пришел человек и принёс пледы с рукавами. «Долбанутый» — хором подумали мы. Но нет, они там не упоролись, а реально нашли потребность. Когда я этим же вечером сидел с планшетом и мёрз (был такой прекрасный дождливый день в Москве, когда стало резко холодно), то рукам было реально холодно. Раньше я бы просто завернулся в одеяло хитрее, но этот нехороший человек создал у меня желание купить.

Он оставил несколько штук – и мы протестировали их на живых людях на игротеках.



Отнять пледы у живых людей даже просто после фотографирования было невероятно сложно. В итоге мы их поставили в продажу. В этот момент производитель принёс плед с 4 рукавами – на двоих. И вот эта штука, мне кажется, выстрелит – парам больше не надо будет делить подоткнутое одеяло. По крайней мере, когда я думал о подарке на свадьбу, оно сработало.

Но идём дальше. Вот ещё пример нужной потребности:



Это сотовый модем, который раздаёт вокруг Wi-Fi. Его нужно постоянно расшаривать гостям отеля или пассажирам автобуса, поэтому на нём написан пароль. Если вы видели Yota Many, то знаете, что там эта задача решена переключателем «включён – выключен – сеть без пароля». Правда, хлипким, но задумка отличная.

Ну и напоследок прекрасный (наверное, наиболее удачно работающий на увеличение скорости распознавания объекта) и при этом низкотехнологичный пример индикации из Самарканда.



Да-да, чтобы отличать специи на базаре специй, в них воткнуты образцы исходников.

А вот сочетание IT и продуманного подхода. Реализация очереди:



Одна общая очередь, которая разделяется на 20 касс. На выходе в зону касс — номер, к которому идти. Нет проблемы более медленной очереди сбоку, легко разлогинивать кассиров без стрессов для тех, кто ждал (просто не отправлять к этой очереди), всегда среднее время ожидания, даже если впереди пассажир с огромной корзиной, нет проблем при внезапной проблеме в твоём «хвосте». И одна круто поднимающая чек прикассовая зона, где можно круто и безумно вкусно выложить всё то, что обычно кладут на маленьких пятачках около отдельных касс. Однозначный профит для магазина и для людей в нём.
Tags:
Hubs:
Total votes 314: ↑304 and ↓10+294
Comments347

Articles

Information

Website
www.mosigra.ru
Registered
Founded
2008
Employees
201–500 employees
Location
Россия