Pull to refresh

Comments 70

Никто не дочитал, вот и комментариев нет

Я тоже дочитал, но как-то внезапно все оборвалось. А я только настроился на интересный лонгрид.

Конечно, иначе вам не было бы повода откомментировать.

вот комментарий:

Но самые большие капиталы ждали тех, кто сумеет не просто спаять железо, а грамотно его подать: сделать доступным, увлекательным и — о ужас! — убедить покупателя в его реальной пользе.

это были Mattel Aquarius

Хорошие были времена, интересные... Перед человеком с паяльником открывались огромные перспективы. У нас это случилось в конце 80-х. Примерно все то же самое - куча самостроя и самоделок, схемы и софт писанный на коленках и распространяемый через журналы (позже через BBS), но всему рады. Сейчас же какое-то тотальное уныние от всего. Куда не ткнись - всё уже испробовано и перепробовано другими по 1000 раз, а все более-менее перспективные идеи окучили китайцы и гиганты индустрии. Любая инновация сейчас требует многомиллиардных инвестиций недоступных человеку с паяльником. Просто тоска берет. :-(

PS: Автора, кстати, поздравляю с недавно прошедшим ДР.

В макулатуре подобрал книжку

Г.Г.Чоговадзе Персональные компьютеры. 1989
Г.Г.Чоговадзе Персональные компьютеры. 1989

Удивительно читать в советской книге историю конкурентной борьбы.

1989 год - перестройка, гласность...

В "От автора" он пишет, что о книге подумал в 1984-м, до перестройки

Любая инновация сейчас требует многомиллиардных инвестиций недоступных человеку с паяльником. Просто тоска берет. :-(

Просто нужно было давно переходить на новый уровень абстракций и масштабируемости. Софт позволяет реализовывать гораздо более сложную логику, чем позволяло железо. И эту логику за счёт копирования можно продать в гораздо большем количестве, чем можно было продавать поштучно спаянного железа.

Последние инновации в области ИИ позволяют масштабировать уже даже само создание логики.

Так что именно сейчас, на новом ветке технологический революции (или эволюции?), мы как-раз и наблюдаем уникальные возможности создания коммерчески востребованных инноваций, доступных даже для отдельных "соло-энтерпренёров". :)

Дело не только в софте. Периферия тоже стоила значительно. Некоторые домашние ПК вроде ZX Spectrum или Altair 8800 продавались без монитора.

Некоторые домашние ПК вроде ZX Spectrum или Altair 8800 продавались без монитора.

Почти все домашние ПК продавались без монитора, в общем-то. Монитор стал обязательным аксессуаром только во второй половине 1980-х, когда разрешения дисплеев переросли 256 линий по горизонтали и перестали укладываться в телевизионный формат.

А Альтаир, это вообще другая эпоха, у него и подключать монитор-то было некуда :) Видеокарта для Альтаира была разработана сторонней компанией и только через несколько лет после начала его производства.

Основной причиной перехода на мониторы, как мне думается, все‑таки была на порядок меньшая яркость. Сидеть часами напротив телевизора, даже если выкрутить ее на минимум — серьезная нагрузка на зрение.Это даже если не принимать во внимание слабое рентгеновское излучение, которое возникает, когда электроны резко теряют скорость на люминофоре.

Наша промышленность тогда просто не готова была массово предоставить нужное решение. Именно по этой причине, думаю, американские ПК мы видим укомплектованные мониторами — у них переход произошел сразу, не дожидаясь возросшего позже спроса на более высокое разрешение экранов.

Основной причиной перехода на мониторы, как мне думается, все‑таки была на порядок меньшая яркость.

Монитор был лучше телевизора, но домашние ПК, это же по сути продвинутые приставки, там было важнее иметь большой экран для игр, чем более качественную картинку. Почти все домашние ПК в США также делались под телевизор, монитор у Эпплов/Коммодоров был отдельной и дорогой опцией, которую покупали намного реже. В штатной комплектации монитор был только у дорогих бизнес ПК, которые предполагали долгое сидение прямо напротив экрана. А в домашние ПК мониторы пришли только уже в эпоху Амиг.

Первые мониторы, буквально и были версией существующих телевизоров с заглушками в неиспользуемых отверстиях и переделанными трансформаторами

Первые мониторы, буквально и были версией существующих телевизоров

Осциллографов, если уж позанудствовать. Векторными они были.

Я в контексте мониторов к домашним компьютерам

Радио - 86РК у меня "не взлетел"(((

А вот Спектрумов насобирался, будучи студентом. Ижевск, парк Кирова - источник деталей и место продажи готовых изделий в начале 90-х. Весёлое было время...

А я мечтал собрать ЮТ‑88 (разработка журнала «Юный техник»). Осознавал, что знаний и навыков не хватит, поэтому и не взялся.

Осознавал, что знаний и навыков не хватит, поэтому и не взялся.

Зря. "Глаза боятся, а руки делают" - был лозунгом в те времена. Что с электронникой, что с девушками :)))
Чтобы оживить и запустить первый лично спаянный Спектрум пришлось искать специалистов через знакомых знакомых (что в доинтернетные времена было делом небыстрым :).
Но нашёл, уговорил помочь и в итоге добился таки своего. Дома появился работающий комп.

В 90-м собирали с товарищем "Специалист". У него отец работал на заводе - обслуживал ЧПУ, так что у нас всё взлетело, хоть и спалили парочку дифицитных КР580ВМ80А. Чуть позже я выклянчил у родителей денег на полуфабрикат Magic (клон ZX-Spectrum), собрал его... и не вдохновился, так как вовсю расцветали IBM PC.

580ВГ75 был очень дефицитным, вм80 не особо

Мы преобрели комплект СБИС на рынке в Запорожье, проблема была скорее в деньгах которые пионеру было сложно добыть (но способы были - сдача бутылок, макулатуры, металлома). Логику, ОЗУ и ПЗУ батя другана принес с завода. С КР580ВМ80А (ИК80А) была заморочка связанная с питанием - его нужно было подавать в определенной последовательности. На сколько помню, если вовремя не подать -5В, то проц сдыхал.

На сколько помню, если вовремя не подать -5В, то проц сдыхал.

Проц там ещё более-менее, он обычно долго мог жить без напряжения смещения подложки. Мгновенно сдыхала память РУ3, которой в Специалисте было полСпециалиста.

Сейчас штука, для которой нужно хобби-творить, сложная.

И распространение мимо большой дороги сложное.

Первое - это барьер. А второе - это то, что должно его преодолевать.

А тогда дисплеи были аналоговые, и энтузиаст персональных компьютеров для такого дисплея паял плату знакогенератора. С HDMI тот энтузиаст ничего не сможет сделать.

И во всем так же. Заградительная сложность.

Так тогда и HDMI то не было, не очень корректно сравнивать. А сейчас все это можно сделать на копеечной RP2040.

С HDMI тот энтузиаст ничего не сможет сделать

Не совсем так. При умении обращаться с ПЛИС можно работать и с HDMI, читайте мою статью про разработку CGA-подобного видеоадаптера. Тоска берет о того, что всё это почти не имеет практического применения.

Как зарождающийся огонь, новорожденный младенец, первый росток нового цветка и так далее, начало хобби - очень хрупко.

У меня был момент, когда в одном большущем файле мог писать хобби-проект, а разбить его по функциям - и все, сила воли терялась. Собственно, это первый хобби-проект, который можно назвать проектом, был.

Одно дело умение работать с ПЛИС, а другое - когда вся система собрана в общем из микросхем общего назначения К-серии. Или что-то такое.

Может, изучаем благодаря VESE протокол VGA и делаем устройство, так-то всё описано, а с VGA на HDMI не сложно перейти

Просто, мимо вас это пролетело, как случайная пуля. У нас это случилось в начале 60-х.
К тому времени я уже перепробовал разведение лука на подоконнике, фотографию, авиамоделизм, в школе - слесарное, столярное дело, электрику, изготовил на токарном станке из бука копию 1: 6 столика из кабинета и собрал свой первый приемник - детекторный. На фанерке с пистонами из стреляных гильз от пистолета Марголина.
Дед подарил мне первый советский радиоконструктор на винтиках с накальной (от полевого телефона) и анодной (КБС последовательно) батареями, двумя лампами золотого цвета с накалом 1 В, огромной катушкой посредине. И это происходило всего через 15 лет после войны.
С другой стороны, находчивый человек с паяльником умел заработать неплохие деньги
и 35 лет назад (где-то 20 лет из них потеряны для страны). Но конечно, помимо горячего жала нужно иметь и столь же горячую голову. Но лень всепобеждающа. Сейчас это называется лицемерно "выгорание". Как может выгорать то, чего никогда не было?

И выращиваие лука, и фотографию, и авиамоделизм (я строгал кораблики) мы тоже проходили, и в радиокружок я тоже ходил, и детекторный приемник собирал. А в 88-м случайно попал на ИВЦ где увидел кучу мигающих лампочек за стеклянными стенами, людей в белых халатах, монохромные зеленые терминалы, колоды перфоракт, диск-пакеты ИЗОТ и всё... весь предыдущий опыт показался тусклым и вялым. :)

Читал ваш комментарий и приуныл... Но потом вспомнил, что на свете есть open source симулятор simulide.com, который делает жизнь человека с паяльником ещё более светлой, чем когда-либо: даже паять не нужно...

А мне вот доставляет удовольствие поработать именно паяльником, что нибудь поколхозить из микроконтроллеров, а потом запрограммировать. Виртуальные системы как-то не вставляют.

Не стоит унывать, мысль о том, что все придумали, это когнитивное искажение. Все поменялось, но не пропало ;)

ИИ лезет изо всех дыр. Совесть нужно иметь.

Благодарим за бдительность, товарищ. Не сдавайтесь.

В смысле? Человек вообще то дело говорит.

Читаю для Вас между строк: статья нормальная, душевная, пусть и написана с помощью нейросетки.

Сенсация! Анонимные эксперты на хабре подтвердили существование души у ИИ.

Астрологи объявили неделю школьных каникул. Количество экспертов увеличилось вдвое.

у меня таже мысль возникла когда прочитал вот это "Дизайн Воза, как всегда, отличался элегантным минимализмом. Главным его фокусом стала схема, которая делила доступ к памяти: видеокарта считывала данные и рисовала картинку ровно в те микросекунды, пока электронный луч монитора возвращался в начало строки, не мешая процессору. "

во-первых, " его фокусом " : его = "Воза", или его = "Дизайна" ? Во-вторых "пока электронный луч монитора возвращался в начало строки, не мешая процессору." - луч, что , может мешать процессору чтоли? или текст писал даун, или LLM. есть ещё третий вариант - кривой перевод, но в общем то монопенисуально в данном случае, в бан всё равно.

даже если "не мешая процессору. " - относится к видеокарте, это не сильно меняет дело, так как читать текст при этом разгадывая пазлы, нет никакого желания.

А я ваще не понял, зачем видеокарте читать данные во время обратного хода луча и где она будет рисовать картинку? Наоборот, процессору дается доступ к видеопамяти во время обратного хода луча, чтобы не мешать отображению картинки.

Во-вторых "пока электронный луч монитора возвращался в начало строки, не мешая процессору."

Строго говоря, тут как бы верно написано, хоть и не совсем понятным языком. Есть видеопамять, из которой данные поступают в сдвиговый регистр, из которого уже, собственно, наружу выходит информация о цветах каждой точки, которую рисует, кхм, луч на экране монитора. Если в этот момент процессор решит что-то записать в видеопамять, может быть конфликт за доступ к ней, и чтение в сдвиговый регистр сорвётся, что приведёт к артефактам на изображении. Но луч на экране, когда доходит до конца строки, потом переходит к началу следующей, и в этот момент есть сколько-то микросекунд, когда на экран ничего не выводится, одна строка закончилась, следующая ещё не началась. В это время процессор может безопасно писать в видеопамять, не приводя к помехам на экране.

Душнила.

Там всё верно написано - просто чрезвычайно сжато, "для тех, кто в теме". А кто не в теме - это и не надо.

Формулировка про обратных ход луча совершенно корректная. Для тех, кто не в курсе: видеоадаптер и центральный процессор обычно висят на одной шине и имеют доступ к одной и той же памяти. Это создает проблему арбитража - только одно устройство может иметь доступ к памяти в один и тот же момент времени. Видеоадаптер должен непрерывно отрисовывать изображение на экране, а значит постоянно извлекать данные из памяти. Хак Возняка состоял в том, чтобы разрешить процессору доступ к памяти только в момент обратного хода луча (когда генерация изображения приостанавливается), все остальное время память была занята отображением картинки. По факту это очень стремное решение, так как большую часть времени процессор простаивал, но это позволяло радикально сократить число микросхем в дизайне.

Вы меня смутили. Несколько раз перечитываю и не вижу явной неоднозначности: «Дизайн Воза, как всегда, отличался…. Главным его фокусом стала…» — про дизайн же речь идет. Хотя если подразумевать субъект (Воз), а не объект (дизайн), то смысл, в принципе не меняется.

С другой стороны, вы правы — читатель не должен даже на мгновенье задерживаться, чтобы разгадать написанное. «В фокусе разработки оказалась схема», — вот так было лучше, согласен.

То же самое касается и архитектурной особенности разделяемого доступа к памяти. Не подумал, что эта фраза может быть воспринята столь буквально.

Целый воз дизайна из навоза.

Вы прям новую фразу(упрёк) изобрели ))))

Написано классно. Брюзг (или брюзгунов?) в корзину.
Идея "теперича не то што давеча, без многотриллионных инвестиций никуда" - ложная, как оно всегда и было (нет, личным примером не доказываю).
Мальчик Витя, 60 годиков.

гордое имя «Компьютер на сливочной соде»

Крем-сода же, газировка такая, в СССР тоже была.

Вспомнился старый анектот:

- Билл Гейтс говорит, начинали они в гаражах с одним паяльником.
- Прям как мы. Но у нас ещё утюг был.

Тут ещё вопрос ехидный бывает:
- А Вы в 90е годы с какой стороны паяльника были? :)

И не менее ехидный ответ от тех, кто в 90е паял Синклеры ради прибавки к стипендии:
- С правильной :)

Я понимаю, что статья - перевод и задавать вопросы к нему не слишком осмысленно, но всё же.

и — о ужас! — убедить покупателя в его реальной пользе.

И как, получилось? :)

Потому, что в диссертации "Advertisements for computer products examined through two social theories of knowledge" 1989 года написано:

Самый интересный вклад этого исследования в объяснение микрокомпьютерной революции исходит из ее результатов, касающихся зависти. Результаты предполагают, что при покупке микрокомпьютеров люди могут чаще руководствоваться улучшением своего имиджа и желанием вызвать зависть у других, чем функциональными характеристиками продукта.

Это могло бы стать одним из лучших на сегодняшний день объяснений довольно загадочных результатов опросов 1983 года об использовании домашних компьютеров. Результаты этих опросов показали, что домашние компьютеры не нашли широкое практическое применение: многие из них вообще использовались редко, а для тех, которые использовались, покупатели зачастую очень пристально искали какие-либо приложения, которые могли бы помочь рационализировать покупку (например, сохранить файлы рецептов).

Это кстати видно со стороны смартфонов - у людей чаще всего есть телефон (иногда статусный), но дома нет ноутбука/ПК. И живут нормально.

Да.

Пик продаж ПК пришёлся на 2010 год, с тех пор продажи падают, возник даже термин Post-PC Era ...

...но проблема в том, что с 2018 года продажи смартфонов тоже начали падать:

Я тут вот изложил некоторые соображения на данный счёт.

Статью пропустил, обязательно сейчас почитаю.

Я тут вот изложил некоторые соображения на данный счёт.

Со смартфонами ничего необычного не происходит. С одной стороны, рынок насыщен, смартфоны есть уже практически у всех. С другой стороны, снизилось влияние фактора новизны, когда люди покупают новые модели просто потому, что это новинки. Банально по той причине, что новые поколения сейчас обычно не имеют киллер-фич по сравнению со старыми, только чуть быстрее процессор, чуть лучше камера, чуть больше памяти.

Што случилось в 2020-м? Apple M1?

Имел в виду, в раёне 2020. Вернее, до него. Если коронавирус, то почему рост начался раньше того года?

Те люди, у которых не было компьютера, но был смартфон осознали, что для удалёнки нужен компьютер, со смартфона учиться/работать не получится.

Кстати, заметно, что не только ПК сделали короткий взлёт в районе 2020-го, но и смартфоны сделали кратковременную просадку.

Так это же классика бытовой электроники. "Купил, потому что надо, теперь думаю, зачем". Микрокомпьютеры тут просто были первыми в очереди

Я думал речь действительно про паяльник, что кто-то как-то нашёл замену обычному паяльнику.

Реклама, конечно, офигенно в текст вписывается. Никакого разделения, блин.

Спасение пришло в июне 1975 года на выставке WESCON в Сан-Франциско: новенький MOS Technology 6502 стоил всего 25 долларов — сущие копейки для сердца машины.

В основе — самые современные процессоры Intel® Xeon® 6, до 8 ТБ DDR5 и специально разработанная материнская плата.

Вокруг этого бюджетного «камня» Воз выстроил печатную плату

Тоже заметил)) ещё раз пришлось перечитать))

Смешно, что для HP и DEC это всё выглядело как игрушки для гиков, а в итоге именно эти "игрушки" им рынок и съели

Sign up to leave a comment.

Information

Website
slc.tl
Registered
Founded
Employees
1,001–5,000 employees
Location
Россия
Representative
Александр Шилов