Pull to refresh
0

Карточный дом

Reading time 4 min
Views 10K
Привет, Хабрахабр. К вам присоединяюсь я, Евгений Козловский. Вы можете помнить меня по журналам «Компьютерра» и «Домашний компьютер». А также, я написал несколько книг про Norton Commander. Но, не будем углубляться в биографию, а перейдём к сути вопроса.

image

The Network Is The Computer.
Sun Microsystems

Мое раннее детство прошло в сельце Пировское, в трехстах километров на север от Красноярска, — отца, врача, сослали туда пожизненно после лагеря, где он отбывал наказание как враг народа, а также польский и японский шпион. Это было начало пятидесятых. Свет в Пировском отключали часов, кажется, в десять вечера. Ну, может, в половине одиннадцатого. Это была норма: и электрику надо было отдыхать, и горючку экономить. И — ничего. Жили себе.

Даже не было ощущения, что терпели. Такие просто были условия. У всех наготове — керосиновые лампы, да еще, на всякий случай, — вдруг керосин не завезут, — определенный запас свечей. Отец даже неотложные операции в больнице делал под керосиновым светом. Чтоб не было тепла (а зимой там порой и под минус пятьдесят подкатывало) — даже и идеи ни у кого не возникало: кругом — тайга (стоячие дрова), в домах — жаркие печи. Вода из колодцев, а где не было — возили из речушки Белая. Еда тоже квохтала, мычала и бебекала, пчеложужжала в непосредственной близости от дома. Помню, что совсем юную овечку, Ярочку, какое-то время держали даже прямо на кухне. На огороде отец вырыл коптильню…

Еще до того лет за сто-сто пятьдесят в подобных условиях вообще жила практически вся Россия, — за исключением парочки столиц да крупных губернских городов, а за двести-триста — так и вся Европа.

То есть, — если исключить сильные землетрясения и ужасающие наводнения, — которых по счастью в Пировском быть не могло, — человек был приспособлен к среде и не очень ни от чего не зависел. Только, разве, от себя: своих сил, энергии, изобретательности.

И прямо оттуда, из глубин, прыгнем в сегодня. Меня, честно признаюсь, просто потряс голосовой поиск (шире — голосовой ввод) от Google (см., например, «Человеческий голос», www.rian.ru/authors/20101019/287077911.html) или «Трамвай», www.aif.ru/techno/article/38112). Не то что бы мое убеждение в глупости компьютеров, в невозможности подлинного искусственного интеллекта («Глаза моей собаки», trendclub.ru/4899) вышеупомянутый голосовой поиск поколебал, — но я убедился в том, что, если обладать огромными компьютерными мощностями и невероятных объемов базой данных (чем, по счастью, обладает Google), — этот самый искусственный интеллект можно весьма успешно, — в некоторых областях, — имитировать. И, в конце концов, какая нам, пользователям, разница, интеллект это или его имитация, если работает! Если же понимаешь принцип этой работы, — не станешь подсовывать, как в старом анекдоте, японской бензопиле рельс, — ограничишься деревьями. Ни в одном городе, где я за последнее время побывал, голосовой поиск Google не ошибся ни разу в распознании любого тамошнего адреса (ибо в базе есть полный набор адресов), — стоит же начать диктовать разные «странные», не первой распространенности, слова — ошибка на ошибке. Знаете старый трюк, так называемый психологический фокус? Фокусник просит человека из зала тайно написать на бумажке название фрукта, реки и имя поэта. Потом громогласно произносит: яблоко, Волга, Пушкин. И в 99 случаях из 100 попадает в точку. Потому что среднему «человеку из зала» именно эти слова приходят в голову первыми. Так вОт: если просить Google распознать «яблоко» — он сделает это на раз, если же «личи», — скорее всего ошибется. Ну, или представит пяток-другой вариантов. Для подлинно интеллектуального выбора.

image

Так или иначе, а голосовой ввод сильно облегчает мне жизнь. Не просто в Интернет-поиске или определении географической точки, не просто даже в диктовке SMS и коротеньких мэйлов, — даже и в написании статей. Там, правда, приходится очень много править, но, когда работаешь с коммуникатора с его не слишком удобной виртуальной клавиатурой, на круг получается всё равно быстрее и удобнее. Облегчил жизнь и вызвал привыкание.

И вот, где-нибудь на улице, вызываешь голосовой поиск и получаешь табличку «Неполадки с подключением». Или, в случае сотового GPRS-соединения, — долгие попытки соединения и — в половине случаев — отлуп. То есть сервис находится где-то там, на сервере. В облаке. А тут, на коммуникаторе — крохотный его терминал.

image

Еще один близкий пример. Есть на Андроиде фантастический переводчик по имени TransZilla. 52 языка в каждую сторону, автоматическое распознавание языка, голосовой ввод, чтение вслух. Работает, — ну никак не хуже стационарного ПроМТа. Весит 316 килобайтов! (в то время как ПроМТ, как минимум, — 132 Мегабайта). Это значит, что и TransZilla живет где-то на Облаке.

Как и ваши экаунты и сообщения Facebook’а или Twitter’а. Как ваши письма (и ответы на них) публичных почтовых серверов. Как, — у многих — адресные книги и календари. Как — всё больше и чаще, — важные рабочие документы.

Еще немного, еще чуть-чуть, — и подавляющее большинство вашей работы и вашей цифровой жизни вообще будет пребывать где-то рядом с Богом — на облаках. И вы станете критически зависеть нет… даже не от вырубленного вдруг электричества… даже не от перебитого трансокеанского оптического кабеля… Просто… Просто от отсутствия вайфая. Ну не будет его где-нибудь, где вам надо поработать или найти нужный адрес, — и все дела! Или будет вместо него глючный, медленный, ненадежный GPRS, да еще и по стократным роуминговым расценкам.

То есть чем дальше мы заходим по дорожке прогресса, тем зависимее становимся от инфраструктуры. Элементарно поддающейся разрушению: это вам не атомную электростанцию подорвать. Или даже — простому отключению.

И мы мгновенно вымерзаем, как африканские туземцы при обрушившейся вдруг на них нулевой температуре.
Tags:
Hubs:
+25
Comments 53
Comments Comments 53

Articles

Information

Website
ru.asus.com
Registered
Founded
1989
Employees
over 10,000 employees
Location
Тайвань
Representative
Влад Захаров