Pull to refresh
284.83
Конференции Олега Бунина (Онтико)
Конференции Олега Бунина

Сидорин: KnowledgeConf — это про то, как сохранить знания при средней продолжительности работы на одном месте в 2-3 года

Reading time7 min
Views4.3K
В современном мире продукты выпускаются все быстрее, а люди задерживаются в компании в среднем всего на пару лет. О том, как эти факторы влияют на участие сотрудников в процессе обмена знаниями, мы поговорили с одним из ключевых спикеров KnowledgeConf Алексеем Сидориным, руководителем направления «Управление знаниями и корпоративными коммуникациями» в КРОК.



Алексей — очень интересный человек: создатель и куратор «Офиса знаний» и внутренней базы знаний КРОК. Бизнес-архитектор и методолог по внедрению бизнес-приложений и комплексных проектов. А также евангелист КРОК по темам больших данных, управления знаниями и цифровой экономике. Преподаватель и приглашенный эксперт в МГУ, НИИ ВШЭ, МГТУ им. Н.Э. Баумана, РЭУ им. Г.В. Плеханова и других вузах. Преподаватель КРОК MBA. Ведущий воркшопов по IT-трендам и инновациям.

В своем докладе он опишет хронологию становления системы управления знаниями в КРОК и приведет примеры из собственной внешней практики. А сейчас мы задали ему вопросы про основные проблемы в управлении знаниями, про то, как главный спикер и инсайдер видит и оценивает нашу апрельскую конференцию и то, что будет на ней происходить.

— Каковы истоки и в чем состоит проблема управления знаниями?

Алексей: Начнем с того, что само определение управления знаниями — очень широкое. Каждая компания понимает его по-своему. В целом это эффективное управление точками рождения и потребления какой-то информации в рамках бизнес-процессов компаний.

Процесс этот существовал испокон веков, всегда являя собой стратегическое преимущество. Но сейчас об управлении знаниями заговорили активнее, потому что процессы стали сложнее, а ошибки — более критичными.

Раньше над сложной проблемой в рамках какого-нибудь конструкторского бюро работало всего несколько человек — мастер и подмастерья. Они вполне успешно обменивались знаниями на длительных промежутках времени. Однако сейчас такой процесс просто невозможно использовать — люди работают в компаниях максимум по три года и уходят вместе со своими знаниями.
Иными словами, проблема была всегда, и поиск решения всегда был необходим. Но сейчас появилось много факторов, которые влияют на эти процессы и усложняют обмен знаниями. Нужно искать новые подходы и инструменты.

— Управление знаниями в таком формате актуально только для IT?

Алексей: Я думаю, это актуально для всех отраслей, где есть добавленная нематериальная стоимость. А это практически любой бизнес, негосударственные и даже государственные учреждения. Но у каждой отрасли в этом контексте свои особенности. Для какой-нибудь атомной энергетики отсутствие процессов передачи знаний — это блокирующий момент (если ты не сохранишь знания, может случиться непоправимое). Именно поэтому у них уже много лет управление знаниями — обязательный элемент, прописанный в директивах МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергии — организация, которая контролирует эту отрасль). В то же время существует много отраслей, где это не так востребовано.

В IT управление знаниями критично, потому что все очень быстро меняется, большое количество людей участвует в ротации на рынке, постоянно появляются новые технологии. Это касается любой разработки, причем не только технической (непосредственно программирования, где нужно понимать, почему принимались те или иные решения), но и поддержания коммуникаций, взаимодействия с клиентами. Но, конечно, IT — не единственная такая отрасль.

— Формат команды (распределенная, удаленная) влияет на востребованность управления знаниями?

Алексей: Конечно. Раньше в своих презентациях мы даже акцентировали на этом внимание (если у вас территориально распределенная компания, то управление знаниями очень нужно). Но сейчас я перестал так делать. По мере углубления в тему стало понятно, что специфических факторов, усложняющих обмен знаниями, — очень много. Это может быть особенная корпоративная культура, географические расстояния, культурные барьеры между людьми, особенности отрасли. В этих условиях не очень правильно акцентировать внимание только на распределенности.

При этом задачи у компаний тоже встречаются разные. В каких-то случаях большую важность имеет правильная база знаний, а в других — неформальные или проектные коммуникации.

— Кто вообще должен заниматься выстраиванием работы со знаниями в организации?

Алексей: Это хороший и нетривиальный вопрос.

Исторически сложилось, что в западных компаниях (с уклоном в бизнес — к белым воротничкам) этим занимается HR. Все управление знаниями вырастает из HR-службы, потому что эта тема ассоциируется в большей степени с правильными коммуникациями. В российских компаниях, особенно в производственных, управление знаниями чаще всего вырастает из самих производственников, которые ставят себе задачу: «как бы как мне за счет управления знаниями сократить количество ошибок и повысить эффективность?». По нашим наблюдениям в России владельцем этого процесса чаще всего является некий идейный человек из бизнеса или иногда из HR (директор по развитию или иной менеджер уровня C1), который готов это на себя взвалить.

В IT управление знаниями лучше всего живет, когда за него берутся сами айтишники — решают сделать инструмент и предоставить его сотрудникам. Но если при этом IT не имеют методологической поддержки от бизнеса, инструмент окажется очень слабым и непопулярным.

— HR, наверное, в любом случае надо подключать к этому процессу, ведь управление знаниями в компании зачастую начинается с их регламентов и курсов «молодого бойца»?

Алексей: Любой общий процесс, связанный с управлением знаниями, так или иначе упирается в людей, в их культуру и в особенности их взаимодействия. Поэтому HR, который понимает корпоративную культуру компании и знает, какие темы зайдут, а какие — не зайдут, конечно, должен поддерживать процесс.

Но надо учитывать, что не во всех компаниях HR — это служба управления человеческими ресурсами в широком смысле. В некоторых компаниях это лишь кадровая служба, которая не до конца понимает ценность управления знаниями и не имеет ответа на вопрос, почему этот процесс вообще относится к ним.

— Относится ли к процессу управления знаниями удержание специалистов, являющихся носителями этих знаний?

Алексей: Если философски рассуждать, то, наверное, относится. Но на рынке эти задачи чаще всего не ассоциируются. Все понимают, что важно удерживать сотрудников, это ключевой процесс в компании. Но по нашему опыту он никак не связан с человеком, который занимается управлением знаниями.

— KnowledgeConf 2019 – это первая конференция подобного плана?

Алексей: Нет. Мы каждый год участвуем в каких-то конференциях на тему управления знаниями. Но в этом году я отметил какой-то пик этих конференций.

Тема управления знаниями активно набирает популярность года с 2012. Появились даже магистерские и бакалаврские программы в вузах, кафедры, которые занимаются этой темой. Но до недавнего времени управление знаниями было несколько маргинальной темой, поскольку было сложно оценить, что в нее входит, а что — нет. Соответственно, каждый организатор мероприятия трактовал ее по-своему. Кто-то делал упор в коучинг по управлению сообществами, кто-то — в теорию.

Поэтому я не могу сказать, что KnowledgeConf — первое мероприятие на эту тему. Но оно действительно привлекло внимание благодаря широкому охвату — впервые на одной площадке собираются люди разных кругов, которые, как мне кажется, раньше не пересекались.

Я впервые вижу в данной сфере такую серьезную подготовку. Организаторы формируют сообщество, прорабатывают с участниками темы. И я первый раз вижу такой состав людей. Все, с кем я когда-либо общался на тему управления знаний, идут на это мероприятие либо в качестве спикера, либо в качестве слушателя.

— Как вы считаете, какова цель мероприятия?

Алексей: Управление знаниями всегда жило какой-то своей отдельной тусовкой. Есть люди, которые всерьез и осознанно этим занимаются, используют терминологию «управление знаниями». Но кроме них есть огромное количество людей, которые решают те же задачи неосознанно. Просто создают платформы для коммуникаций, делают порталы или структурированные библиотеки. На мой взгляд, цель этого мероприятия — распространить опыт людей, изучавших тему с методологической стороны, на «практиков», которые просто пробовали разные подходы, чему-то научились на своих ошибках и чему-то еще могут научиться. Иными словами, собрать вместе всех представителей IT и бизнеса, которые озабочены этой проблемой.

— О чем будут основные доклады?

Алексей: Запланировано очень много разных тем — от философии того, как вообще правильно заниматься знаниями, что это за сущность в организационной среде, до решения вполне конкретных практических задач. В основном все доклады построены на собственном опыте, т.е. это не просто какие-то истории о методологии, а практика на конкретных примерах.

— Кому интересно будет посетить конференцию? Стоит ли на нее приходить HR-ам?

Алексей: HR-ам IT-компаний я бы настоятельно рекомендовал. Кроме того, много полезного будет для айтишников,  перед которыми стоит задача построения управления знаниями в компаниями. Им ее поставил бизнес, но они не знают, как к ней подступиться — надо внедрить какой-то инструмент или сделать что-то еще. Не менее интересно будет и тем самым идеологам управления знаниями в компаниях, которые отвечают за развитие или просто хотят повысить эффективность этого процесса, понимая, что люди и их нематериальные активы (то, что у них в головах) — все, что есть у компании.

— Есть какие-то позиции в организационной структуре, которым это было бы особенно полезно?

Алексей: Я не думаю, что на конференции будут какие-то особенные идеи, которые нужны только тимлидам или только проджект-менеджерам, чтобы эффективнее управлять своей командой. Как мне кажется, это мероприятие не про личные лайфхаки, а про то, как организовать весь процесс управления знаниями внутри компании.

Но если эта тема интересна, конференция в любом случае будет полезна. Потому что любой инициативный тимлид, который не хочет ждать, пока компания к этому придет, может сам стартовать этот процесс.

По нашему опыту, успешные процессы управления знаниями чаще стартуют именно снизу вверх, а не сверху вниз. Когда команда просто делает так, потому что им это выгодно и удобно, а потом предложенные практики распространяются на всю компанию.

В этом случае KnowledgeConf станет тем самым вдохновляющим мероприятием, с которого можно будет вынести какие-то конкретные шаги для внедрения уже завтра. Собственно, мы всех и приглашаем туда. В программном комитете конференции 24 доклада разложили на четыре потока, чтобы в целом было «помясистее». И я думаю, что многие найдут там актуальные для себя темы и кейсы.
Tags:
Hubs:
+17
Comments0

Articles

Information

Website
www.ontico.ru
Registered
Founded
Employees
11–30 employees
Location
Россия