20 месяцев, 2000 часов работы, 200 000 евро убытков: история об упорстве и невозвратных затратах

Original author: Sébastien Dubois
  • Translation


Если выразить идею статьи в двух словах: иногда бывает сложно понять, то ли ты проявляешь настойчивость, то ли попался в ловушку невозвратных затрат. Своему текущему проекту я отдал двадцать месяцев, проработал над ним в общей сложности две тысячи часов и «потерял» двести тысяч евро на своём решении заниматься этим, а не чем-то другим. Проект до сих пор не завершён. Под катом – история о том, как это было.

Подводка


В начале 2018 года, после десяти с лишним лет работы штатным разработчиком мне до смерти надоели офисные интриги и пустая трата времени на собраниях. Очень хотелось всё бросить, стать самому себе начальником и оставить свой след в окружающей действительности.

Я был чем-то средним между техлидом, руководителем отдела и менеджером проектов, получал хорошие деньги, имел много свободы в организации работы, управлял отличной командой, в общем, жаловаться мне было особо не на что. Я сам решал, как выстроить свой рабочий день или рабочую неделю, участвовал в интересных и сложных проектах, и команда была замечательная… хотя об этом я уже говорил.

И всё же я был готов всем этим пожертвовать, только чтобы попробовать что-то новое на своих собственных условиях.

Первые попытки


У меня был коллега и друг, которому тоже хотелось создавать свои продукты, так что мы стали проводить мозговые штурмы совместными силами. Какое-то время ушло у нас просто на поиски Той Самой Идеи (об этом антипаттерне, наверное, все знают). В конце концов нам удалось придумать две идеи, которые выглядели многообещающими.

Одна из них заключалась в разработке цифровых продуктов для школ, чтобы помочь им отслеживать систему питания, платежи, посещаемость и так далее. Из того, что мы наблюдали на опыте собственных детей, было ясно, что с этим имеются реальные проблемы, которые нужно решать. На бельгийском рынке было представлено несколько конкурентов, но не очень много, а для нашей части страны – вообще никого. К тому же мы планировали совсем другой подход.

Вторая идея состояла в том, чтобы создать цифровую платформу для ресторанов, где они могли бы размещать кастомизированные меню, устанавливать связь со своими клиентами (например, рассылать специальные предложения), нарабатывать репутацию и так далее.

Мы начали работу над продуктом, рассчитанным на школы. Так как мы оба fullstack-разработчики, больших сложностей с технической стороной не возникло. Мы обсудили свою идею с несколькими школами. Люди, с которыми мы общались, были преисполнены энтузиазма, но не уверены, что им удастся выбить деньги из бюджета. Кроме того, школы относятся к госсектору, а значит, нам ещё предстояло пройти через тендерные заявки. Меня это не слишком пугало, я достаточно времени провёл по другую сторону баррикад, участвуя в публичном отборе заявок. Мы твёрдо решили, что попытаться стоит. Но спустя какое-то время моего друга охватили сомнения, и он вышел из предприятия, даже не предупредив меня. Я продолжал работу, но остро ощущал, что остался один на корабле. Паршивое чувство, я был разочарован.

После этого у нас состоялся разговор с другим коллегой, который тоже был заинтересован в том, чтобы к нам присоединиться. Это дало новый импульс, я полагал, что втроём мы добьёмся успеха с большей вероятностью. Мы решили бросить первую идею и взяться за вторую.

На этот раз дело продвинулось дальше: нам удалось попасть в инкубатор для стартапов. Это дало нам возможность двигаться вперёд, составить бизнес-план и так далее. В процессе идея несколько раз меняла свой облик, но к разработке мы всё-таки приступили. Но затем, к сожалению, всё пошло по тем же рельсам: разработка потребовала больше времени, чем думали партнёры, потенциальные клиенты не загорелись идеей сразу. Партнёры быстро усомнились в том, удастся ли нам вообще продать продукт. Не уверен, сознавали они это или нет, но их мотивация и интерес к проекту упали почти до нуля; я же пытался продолжать работу. Наконец я понял, что они больше не в деле, и сам забросил обе идеи. У меня тоже пропала мотивация – трудно было смириться с неудачей, и я опять впал в уныние.

Полагаю, что с появлением COVID второй продукт мог бы стать звёздным. Но на тот момент люди, с которыми мы вели переговоры, не проявили интереса. Отслеживаемость вызывала у них опасения, и они хотели сохранить возможность уклоняться от налогов (я серьёзно). Так что теперь мы никогда не узнаем, чем бы это обернулось.

Крюк через фриланс


Так или иначе, я решил реализовать другую мысль, которая у меня возникала – податься во фриланс. Моей целью было сохранить доход на том же уровне и при этом выгадать сколько-то свободного времени. Сначала я подумал, что смогу расширить горизонты посредством консалтинга. Поэтому в январе 2019 года я на год прервал свою десятилетнюю карьеру штатного разработчика и открыл собственный фриланс-бизнес. Особого риска в этом не было: в самом худшем случае мой план бы с треском провалился и я бы вернулся к прежнему работодателю. У меня уже был подписан контракт с первым клиентом (небольшой бельгийский стартап из FoodTech), и я рвался в бой.

Однако через несколько недель мои мечты обернулись чем-то вроде ночных кошмаров. Я старался, как мог, но всё как-то не складывалось. Мне не нравилась атмосфера, а клиент был не слишком доволен моей работой. Ситуация становилась напряженной. Через три месяца они отказались от моих услуг. Было досадно и немного страшно, потому что никакого запасного плана я не заготовил. По последнему счету они, кстати, так мне и не заплатили. Видимо, этих денег я уже не увижу.

Вышло так, что компании нужен был некий лидер, который умел бы громко заявить о себе и всё в таком духе. А я всегда был человеком молчаливым, мне важнее командная работа и общее для всех представление о проекте, перекрикивать других я не стремлюсь. В общем, мой стиль работы, видимо, не вписался в корпоративную культуру.

Следующего клиента я нашёл без особого труда. К концу апреля я начал работу над другим проектом и задержался там на несколько месяцев. Если вкратце, с ним всё прошло куда лучше.
Меня по-прежнему преследовала мысль о создании собственных продуктов. Казалось, что эти единственный путь, который мне подходит. Я и сейчас так считаю. Когда работаешь в компании или на фрилансе, воплощаешь в жизнь только чужие мечты. Деньги – это, конечно, хорошо, но их никак не масштабируешь, к тому же всё равно остаёшься «во власти» других людей. Мне больше так не хотелось.

В течение 2019 года я также вёл работу над своей книгой, и это тоже отняло много сил и времени – почти целый год.

Зарождение проекта SaaS


В мае 2019 года бывшая коллега познакомила меня с одним человеком – её муж был бизнесменом в поисках партнёра для своего нового предприятия. Разумеется, я был заинтересован в такой возможности. Он рассказал мне о проекте и представил третьему будущему основателю. Они вели работу уже около года и нуждались в техническом директоре. Третий партнёр вышел из дела.

Цель состояла в создании продукта SaaS (B2B), который бы помогал компаниям рациональнее проводить собрания. Звучало не очень-то завлекательно, но я по собственному опыту знал, сколько времени собрания могут съедать впустую у всех присутствующих, если не организовывать их с толком. Поэтому мысль о том, чтобы изменить статус кво, выглядела вполне дельной.

Кроме того, третий партнёр была lean-консультантом с большим списком потенциальных клиентов, и это делало проект ещё привлекательнее. Она не работала в сфере IT и, тем не менее, сумела создать собственный инструмент и методологию, которые с большим успехом применяла в работе с клиентами. Так что речь не шла не об абстрактной идее – существовала конкретная проблема и люди, готовые платить за решение. Как можно догадаться, я не замедлил к ним присоединиться.

Первые месяцы


Со своим вторым клиентом по фрилансу я договорился на неполную рабочую неделю, поэтому мне удалось освободить примерно два дня для проекта SaaS. Не так много, но для начала пойдёт. Я нервничал, но при этом был на седьмом небе. Так продолжалось до конца августа.
За эти первые несколько месяцев я с головой погрузился в существующую кодовую базу, без особых проблем разобрался со стеком, провёл GAP-анализ и помог составить ясную, рабочую дорожную карту проекта по разработке и обеспечению безопасности.

В проекте использовалась CouchDB, потому что идея была в том, чтобы ярко выделиться на фоне конкурентов за счёт ранней реализации офлайн-поддержки. Я принял это как данность и приступил к работе. Очень скоро стало ясно, что проект нужно переписывать практически с нуля. В имеющейся кодовой базе обнаружилось слишком много проблем, она вообще больше напоминала проверку концепции. Мы решили, что будем выполнять эту работу постепенно, чтобы не пришлось сносить всё сразу. Впоследствии оказалось, что решение было неверным.

Итак, в период с мая по июль мы разобрались с пользовательскими историями, сделали карту истории, составили дорожную карту и уточнили объёмы минимально жизнеспособного продукта. Я создал википедию, перенёс код в монорепозиторий, создал и очистил бэклог и так далее. В период с июля по сентябрь я занимался тем и сем: системой сборки, Docker/docker-compose, непрерывной интеграцией, авторизацией, локализацией ПО и тому подобным. Также в сентябре мы проехались в трейлере по Франции – последнее масштабное приключение перед COVID. Но это уже другая история.

Период усиленной работы


В сентябре я стал работать над проектом полную неделю. Это было рискованным шагом и для меня, и для бизнеса – я на несколько месяцев лишался дохода, а расходы оставались прежними. Но мне хотелось ускорить работу над стартапом SaaS. Меня раздражало, что мы так медленно продвигаемся.

Мы надеялись, что к концу 2019 года уже выпустим продукт на рынок. К сожалению, получилось, мягко говоря, иначе.

Однако с сентября по декабрь я получал удовольствие, отдавая всё время проекту. Я сумел по-настоящему на нём сосредоточиться, работал так, как мне нравилось (наконец-то!) и ощущал, что процесс идёт хорошими темпами. Я наладил автоматизацию выпуска, сделал инфраструктуру для прода (переключился на Kubernetes, попробовал AWS и в конечном итоге остановился на DigitalOcean), внедрил поддержку HTTPS, реализовал базовую функцию поиска, навигационную цепочку, выход из аккаунта, создал тестовый набор данных, интерфейс командной сроки и так далее.

В декабре наконец вышла моя книга про TypeScript объёмом в восемьсот страниц (это уже скорее кирпич, а не книга), так что я сбросил хоть что-то одно с плеч и мог больше времени уделять семье… и проекту SaaS.

Конец первого года (семь месяцев работы)


К сожалению, за экран с собраниями – самый главный и самый сложный – мы взялись только в декабре. С большим опозданием, но раньше у нас никак не получилось.

К тому времени меня стали мучить сомнения в том, верный ли мы избрали подход и насколько он эффективен. Я выбивался из сил, но дело шло очень медленно. А почитаешь людей на Twitter – они уже через месяц-три выпускают готовый продукт. И я спрашивал себя: «Что мы делаем не так?», но не мог найти ответа.

На конец 2019 года я уже потратил на проект около тысячи часов, то есть упущенная выгода для меня составляла сто тысяч евро (столько бы я заработал за этот срок консалтингом). И всё-таки я решил не слушать этот внутренний голос и сосредоточиться на развитии проекта. Мне казалось, что всё окупится.

2020 год: три работы, двое детей и слишком мало времени


В январе 2020 года стало ясно, что нам предстоит проделать долгий путь. В бэклоге оставалось ещё много всего (важная функциональность, исправление ошибок, серьёзные бреши в защите), так что мы подвинули срок выпуска на июнь 2020 года. Мои партнёры были настроены более оптимистично, но я уже хорошо был знаком с реальным темпом работы и понимал, что этого времени ещё и не хватит. Однако мы решили напрячься и постараться.

Параллельно я пытался найти клиента для консалтинга на 1-3 дня в неделю, но не мог подыскать никого, кто согласился бы на такие условия. Поэтому пришлось снова выйти на работу в компанию на полставки – это можно было устроить, так как я уходил в отпуск по уходу за ребёнком.

Я не ожидал, что мне придётся вернуться к своему прежнему работодателю, и это нанесло сильный удар по мотивации. После возвращения я потерял должность, статус, команду и всё прочее. Ощущение было такое, будто я приполз просить о помощи.

На старом месте работы я превратился в некое подобие пожарного, который устраняет сложные технические проблемы. Это было интересно, но и тягостно тоже: мне нравилось работать в команде, а теперь большую часть года приходилось действовать в одиночку. А когда на нас обрушилась пандемия, стало ещё хуже… Впрочем, жаловаться мне не следует: зарплаты на жизнь хватало, что очень одобряла семья, и многим пришлось гораздо тяжелее.

Вместе с тем, я пытался так и эдак удержать на плаву своё предприятие. Толку от этих попыток было мало. Я пускал в ход всю энергию, которую мог собрать, отказывался от свободного времени, игр, чего угодно. Я превратился в автомат. Хоть и пытался выдерживать здоровый баланс, но COVID смешивал все карты. И всё-таки мне удавалось в перерывах между миллиардами рабочих часов в неделю урывать время на настольные игры.

В период с января по июль мы не много сделали для проекта SaaS в плане функциональности. Дело шло медленно и туго. Я начал ставить под вопрос свои способности и принцип работы. Я всё более и более решительно высказывался в пользу того, чтобы сократить масштабы и сосредоточиться на главном, но жертвовать качеством кода мне всё-таки не хотелось. Не то чтобы я требовал слишком многого в этом плане, но и совсем не уделять ему внимания было для меня неприемлемо. Вместо этого я убеждал партнёров отказаться хотя бы на время от второстепенных вещей – например, офлайн-режима (на который мы уже убили целый месяц) или поддержки мобильных устройств, без которой на первых порах точно можно было бы обойтись.

Мы пришли к выводу, что UI/UX у продукта совсем плох и не произведёт впечатления на пользователей. В первую очередь это касалось экрана с собраниями, который был самым сложным. Мы решили нанять UI/UX-дизайнера. Это обошлось нам в три тысячи евро за пять человеко-дней. Цена была разумной, но интеграция нового дизайна потребовала изменений сразу в нескольких частях системы (мы заменили Angular Material на Tailwind, создали свою собственную тему, провели рефакторинг модели данных и ещё кое-что), а это, в свою очередь, ещё сильнее сдвинуло сроки… По суммарному затраченному времени мы пустили на всё два с лишним месяца, но эффект получился превосходный (пусть мы и поздновато спохватились). Это явно был верный ход.

О том, что убивает продуктивность


К июню 2020 года работа над минимально жизнеспособным продуктом была ещё далека от завершения. Мы так и не закончили экран с собраниями, и других недоделок была целая куча. Мы снова перенесли релиз, на этот раз на сентябрь.

В течение всего года условия работы у нас постоянно менялись, и, как мне кажется, именно это мешало нам больше всего. Если говорить обо мне, то я работал над проектом SaaS по понедельникам и пятницам плюс ещё две среды в месяц. Мне приходилось переключаться между кардинально отличающимися задачами в пределах одной недели, и это было очень непросто, в первую очередь психологически.

При этом один из партнёров (тот, который занимается разработкой вместе со мной), часто обращался ко мне за помощью в произвольные дни. Прежде чем взяться за этот проект, он на много лет оставлял программирование, поэтому ему приходилось сложнее. Это ещё сильнее обостряло проблему с переключением между контекстами. По несколько раз в день мне приходилось оставлять то, чем я был занят, чтобы помочь ему сдвинуться с мёртвой точки, что дополнительно усложняло жизнь.

Конечно, здесь нельзя судить однобоко: у моего партнёра больше всего опыта в ведении бизнеса, маркетинге и продажах и впечатляющий круг знакомств, так что он тоже не обделён сильными сторонами.

Тем не менее, на меня ложились все проблемы с технической стороной, управление обновлениями, устранение багов, безопасность, документация, работа с бэклогом, проекции и так далее. Получалось много всего, и это однозначно влияло на сроки выпуска продукта.

Очень много времени отнимала у нас база данных NoSQL, и сейчас мне кристально ясно, что не стоило с ней связываться ради затеи с офлайн-режимом. В конце концов, этого можно было добиться и при помощи других решений. К тому времени мы уже отложили офлайн до будущих релизов, а модель данных у нас была в высшей степени реляционной. Больше не оставалось никаких оснований цепляться за неё и дальше. Она нас только затормаживала, усложняя все операции.

И всё-таки мы решили её оставить, полагая, что затраты ресурса на переход на классическую RDBMS окажутся критическими и отбросят нас слишком далеко назад. Не могу с уверенностью сказать, что в этой ситуации разумнее: потратить больше времени на изменения к лучшему с надеждой, что в будущем они сберегут нам время, или же продолжать внедрять функциональность с боем, рискуя низкими темпами работы… Мы пошли по второму пути – не знаю, к лучшему ли было это решение.

После первой волны


Далее мы выкладывались изо всех сил, внедряя авторизацию, задавая стейт-машины для разных концептов (так как у собраний есть определённый жизненный цикл, и нам это кажется очень важным с точки зрения организации), реализуя валидацию и разнообразные возможности внутри приложения – форматирование текста, экспорт в pdf и так далее. Но минимально жизнеспособный продукт так и не удавалось довести до ума! А ведь мы и так уже урезали его по максимуму.

В то же время, средства на счету компании таяли, как Олаф на солнце. Проходил месяц за месяцем, и сомнения понемногу возвращались. Пусть мы и многого добились в некоторых аспектах, казалось, что работа движется невыносимо медленно.

А что сейчас?


Где-то в октябре 2020 года мы стали смотреть, где можно раздобыть финансирование. Мы задумались о том, не взять ли кредит с 50% страховкой от Европейского инвестиционного фонда или, может быть, попытаться получить деньги из регионального или национального бюджета. Мы обратились в банк, составили заявку на финансирование из регионального бюджета и так далее, но пока ещё ничего не прошло.

К несчастью для нас, из-за COVID те клиенты, на которых мы больше всего рассчитывали (больницы), сейчас однозначно не в состоянии выделить время на интеграцию нашего решения. То есть даже если мы всё для них подготовим, сами они будут не готовы. Поэтому пришлось обратить взгляд на другие сегменты аудитории и пересмотреть масштабы. Это подтолкнуло нас к тому, чтобы обрисовать для себя «следующий» релиз, где будет достаточно функциональности, чтобы склонить других клиентов к покупке продукта. Но с нашей текущей скоростью такая версия будет готова к концу 2021 года, при условии, что мы будем продолжать работать половину рабочей недели.

В свете своих сомнений насчёт темпов разработки и состояния рынка мы стали рассматривать другие методы бутстрэппинга. Сейчас мы подумываем, не начать ли с сервисной модели, чтобы выиграть время и разогреться, а потом уже перейти на SaaS. Но пока это только на уровне идеи. Всё довольно туманно.

И вот, начало 2021 года, ещё тысяча потраченных часов, а значит, двести тысяч евро упущенной выгоды, а я по-прежнему работаю над этим проектом, вместо того чтобы заняться чем-то ещё… Причём проекту даже не светит выход на рынок в обозримом будущем.

Стресс и сомнения


На сегодняшний день я вложил в проект две тысячи часов, и эта цифра представляется огромной. Мне почти стыдно подумать, как мало мы можем предъявить за такие затраты. Может, это нормально, а может, и нет. Я честно старался изо всех сил, но иногда появляется чувство, что я ничего не знаю и ни на что не способен в своей профессии (привет, синдром самозванца, как я по тебе скучал). Я работал на износ, сидел над проектом ночами и по выходным, стараясь ускорить процесс, но получается всё равно медленно.

К текущему моменту банковский счёт моей компании уже явно ушёл в минус. Она и полгода не протянет. Я весь извёлся от стресса (хотя ещё в состоянии делать спокойное лицо и улыбаться). Я продолжаю работать на полставки и, наверное, так и будет продолжаться большую часть года. Было бы здорово сбросить в себя все эти обязательства и отдавать всё время и силы проекту, но пока что не выйдет. Впереди долгий невесёлый путь, и я до сих пор ни в чём не уверен.

Возможно, мы зря решили оставить базу данных NoSQL. Возможно, всё дело подрывает необходимость разрываться между контекстами. Возможно, я плохой разработчик. Возможно, мы не тому уделяем внимание. Возможно, я чересчур ношусь с качеством кода. Возможно, стоило ещё год назад всё бросить. Возможно, нам нужен ещё один программист. Возможно, возможно, возможно.

Какая-то часть меня настроена продолжать. Во-первых, потому что я по-прежнему верю в команду и в то, что продукт действительно нужен и способен помочь командам и организациям наладить работу эффективнее. Во-вторых, потому что энергии у меня всё ещё полно, да и упорства не занимать. Терпеть не могу бросать на полдороге. И наконец, я уже столько времени и сил вложил в проект; если теперь бросить, получится, что всё было напрасно.

И вот, сижу тут со своими сомнениями, массой потерянных денег, кучей работы впереди и полным отсутствием уверенности в чём-либо. Ощущение, что я попал в заколдованный круг. Бросить – значит проиграть и, может быть, упустить нечто важное. С другой стороны, продолжать – значит потенциально угодить в ловушку невозвратных затрат с риском потерять ещё больше. Я не знаю правильного ответа, да и никто не знает. Оба сценария вполне реальны.

Заключение


Простите, я вас обманул: никакого заключения у этой статьи нет. Нет даже каких-то определённых вопросов (не считая тех, которые крутятся у меня в голове как заевшая пластинка). Это просто моя история, не полная, а в сокращённой редакции.

Вот что странно: в 2020 году я много времени уделял и ведению блога – пользовался возможностью рассказать о том, чему научился в процессе работы над проектом SaaS, и даже заработал на этом около ста долларов. Хвалиться особо нечем, но это скрасило мне год. Может, именно этот опыт и подтолкнул меня к тому, чтобы взяться за новую книгу. Может, это внутренний голос мне говорит: «Хватит! Давай попробуем что-нибудь другое!». А может, мне просто нравится делиться знаниями и помогать людям. Это бы объяснило и мою склонность к консультированию. Хотя не знаю. Ничего не знаю.

Сейчас два часа ночи, уже наступил понедельник. А по понедельникам… я работаю над проектом SaaS. Этим и займусь, потому что пока я ещё не решился, хотя давление и мощное. Возможно, в конце 2021 году я обновлю эту статью рассказом о том, как мы покорили рынок. А на сегодня всё!
Productivity Inside
Для старательного нет ничего невозможного

Comments 40

    +29
    Простите, я вас обманул: никакого заключения у этой статьи нет. Нет даже каких-то определённых вопросов (не считая тех, которые крутятся у меня в голове как заевшая пластинка). Это просто моя история, не полная, а в сокращённой редакции.

    Я могу за автора написать:
    1. Ничего у него не получится.
    2. И если вы решите начать свой стартап, не делайте, как автор. Сначала выясните, нужен ли ваш продукт кому-либо, решает ли он какую-нибудь реальную проблему? Например, если взять первые кейсы, вроде «площадки для ресторанов», это никогда не взлетит, потому что это не решает никакую проблему. Площадки для ресторанов, с рейтингом, меню, уже есть, и куда более крутые — называются Glovo, Яндекс.Еда и иже с ними.
    3. Далее, если вы уже начали свой стартап, и вы «продуктивно» пишете, как автор,
    Я наладил автоматизацию выпуска, сделал инфраструктуру для прода (переключился на Kubernetes, попробовал AWS и в конечном итоге остановился на DigitalOcean), внедрил поддержку HTTPS, реализовал базовую функцию поиска, навигационную цепочку, выход из аккаунта, создал тестовый набор данных, интерфейс командной сроки и так далее.

    … то бросайте своё дело нафиг, пока не поздно. Потому что всё это — не работа, а подвид прокрастинации. Прокрастинация, она разная бывает. Можно прожигать время на Хабре, можно прожигать время, балуясь всякими второстепенными задачами, играясь интересными технологиями, вместо того, чтобы тратить его на более скучные, но жизненно важные для проекта вещи вроде разработки моделей данных и UI. И если вы свой стартап начинаете с многомесячной прокрастинации, считайте, что он у вас умер, не родившись.
      +3
      И если вы решите начать свой стартап, не делайте, как автор. Сначала выясните, нужен ли ваш продукт кому-либо, решает ли он какую-нибудь реальную проблему?

      Как человек провевший последние 3 года в стартапах, плюсую. вообще советую Startup School от Y combinator. Нужно сначала найти первых потенциальных клиентов, даже если у вас нет MVP
        +1

        При этом возможность сделать MVP явно была. Да корявый, косячный, с багами. Но его можно было бы демонстрировать, получать фидбек и корректировать разработку с пониманием куда дует ветер.

        –1
        И если вы решите начать свой стартап, не делайте, как автор. Сначала выясните, нужен ли ваш продукт кому-либо, решает ли он какую-нибудь реальную проблему?


        Так он вроде пишет что они с этого и начинали каждый раз. Например:

        Кроме того, третий партнёр была lean-консультантом с большим списком потенциальных клиентов, и это делало проект ещё привлекательнее. Она не работала в сфере IT и, тем не менее, сумела создать собственный инструмент и методологию, которые с большим успехом применяла в работе с клиентами. Так что речь не шла не об абстрактной идее – существовала конкретная проблема и люди, готовые платить за решение. Как можно догадаться, я не замедлил к ним присоединиться.
          +3
          И если вы решите начать свой стартап, не делайте, как автор. Сначала выясните, нужен ли ваш продукт кому-либо, решает ли он какую-нибудь реальную проблему?

          К сожалению, или к счастью, мы живем в странном мире, где рациональное зерно работает, но не всегда. Казалось бы, кому нужна соцсеть по обмену квадратными фотками еды, 140-ми символьными смссками или медиасервис с обрезками видео плохого качества? При том, что уже есть фликр, ЖЖ и ютуб, предоставляющие намного более богатые возможностями сервисы? Однако, — где-то чуть более удобное приложение, где-то чуть более интересные пользователю фильтры, где-то чуть более низкий порог входа в окружение, и все — вчерашнего фаворита помнят только случайно недовымершие динозавры. Собственно, в этом и суть венчура — часто выстреливают именно те проекты, в которых ожидаемая начальная польза равна нулю.
            0
            Казалось бы, кому нужна соцсеть по обмену квадратными фотками еды, 140-ми символьными смссками или медиасервис с обрезками видео плохого качества?.. Собственно, в этом и суть венчура — часто выстреливают именно те проекты, в которых ожидаемая начальная польза равна нулю.

            Учитывать Twitter и TicToc в плане «но у них же получилось» — это один из подвидов ошибки выжившего. Шанс того, что подобный стартап выстрелит не выше чем выиграть в общенациональную лотерею, на один такой выстреливший приходятся тысячи, если не десятки тысяч, почивших в мире.
              0
              Только эта ошибка выжившего происходит регулярно. Шансов, конечно, мало, но каждый год-два возникает новый трендсеттер-нежданчик, причем очень часто это инкарнация уже ранее игравших идей.
                0
                Регулярно — это насколько? В мире ежегодно появляются (и большей частью дохнут) сотни тысяч стартапов, а за последнее десятилетие появилось аж несколько этих самых трендсеттеров. Ровно как срыв джек-пота в лотерее, да.
                  0
                  Ну никто и не утверждает, что успешный запуск это то, что ждет каждого, кто начнет мутить свой стартап. Очевидно, что это гонка в масстарте, когда тысяча лежит по обочинам, а один в желтой майке фотается с прессой. Если на старт не выезжать, то на обочину не ляжешь, это верно, но и майки лидера тебе тоже не видать. Как в том анекдоте про еврея, который пенял Богу на то, что тот не даровал ему выигрыш в лотерею.
                  Трезво оценивать перспективы, просчитать точки отсечения, когда можно прекратить эксперимент, находить варианты подстраховки (фриланс или еще что-нибудь) на всякий случай, — это, имхо, верный посыл. А совет прикинуть шансы и забыть про возможность попробовать начать свое дело для активного и предприимчивого человека, — вот с этим я не соглашаюсь.
                    0
                    Успешный стартап — это же не только миллиард баксов в кармане и океанская яхта. Стартап может быть успешным, и имея сотню активых клиентов и принося создателю 10К в месяц чистой прибыли. И это намного проще и вероятнее, чем стать «единорогом».
                    А совет прикинуть шансы и забыть про возможность попробовать начать свое дело для активного и предприимчивого человека, — вот с этим я не соглашаюсь.

                    Вы не соглашаетесь с тезисом «не тратить время и деньги на проект, который на предварительной оценке представляется неудачным»? Хм. Разве активный и предприимчивый человек должен быть безрассудным? Может, всё-таки просто взять другую идею, которая представляется удачной?
                      0
                      Вы не соглашаетесь с тезисом «не тратить время и деньги на проект, который на предварительной оценке представляется неудачным»? Хм. Разве активный и предприимчивый человек должен быть безрассудным? Может, всё-таки просто взять другую идею, которая представляется удачной?

                      Нет, конечно. Я к тому, что рациональное с точки зрения одного человека может выглядеть нерациональным и безрассудным с точки зрения другого. Это зависит от уверенности в своих силах, оценке рынка и действиях основателя (т.е. в его экспертизе). Со стороны идея сделать 140 символьный дневник в эпоху ЖЖ выглядит максимально безрассудной, но Дорси увидел слабые стороны журнала — тормоза, необходимость учить разметку, неудобные длинные урлы, неудачную систему комментариев, общую ориентированность на создание лонгридов. И 140 символов оказались не блажью создателя, а частью симплификации сервиса, которая и принесла ему успех. И в результате Твиттером пользоваться удобно, а ЖЖ- нет.
                        0
                        Нет, конечно. Я к тому, что рациональное с точки зрения одного человека может выглядеть нерациональным и безрассудным с точки зрения другого

                        Может. Но кроме собственного здравого смысла (которому нельзя особо доверять, если вы сами не являетесь пользователем в предметной области вашего проекта) и мнения других людей, которые оценивают ваш проект, никаких достоверных критериев у вас нет. Поэтому ничего лучше, чем «показать MVP или хотя бы идею тем, кого вы видите своими клиентами, и продолжать проект, если им понравилось», нет.
                        Мне не кажется идея Твиттера безрассудной авантюрой. Незанятая ниша с потенциальным спросом, простой удобный интерфейс — вполне себе нормальная почва для нового стартапа.
                          0
                          Поэтому ничего лучше, чем «показать MVP или хотя бы идею тем, кого вы видите своими клиентами, и продолжать проект, если им понравилось», нет.

                          «If I had asked people what they wanted, they would have said faster horses.»
                          Henry Ford

                          Мне не кажется идея Твиттера безрассудной авантюрой. Незанятая ниша с потенциальным спросом, простой удобный интерфейс — вполне себе нормальная почва для нового стартапа.

                          Согласитесь, тут есть некий эффект послезнания. :)
                          Смутно помню, как, листая в лицейской библиотеке новый выпуск (кажется) «Компьютерры», наткнулся на коротенькую заметку про группу студентов, замутившую новый поисковик, названный большим непонятным числительным (вроде как название и было основным лейтмотивом заметки, а вовсе не новые технологии поиска). Мы еще с приятелем немного посмеялись, — мол, и эти туда же. Куда им, там же яха, альтависта, рамблер, и еще с полдесятка страшных слов.
                            0
                            «If I had asked people what they wanted, they would have said faster horses.»
                            Henry Ford

                            Форд тут явно кривил душой. Он-то жил в эпоху, когда новые гаджеты (тогда, впрочем, они были чаще размером со слона, и сделаны из дуба и клёпаной стали) разлетались как пирожки. Примерно как сейчас.
                            Согласитесь, тут есть некий эффект послезнания. :)

                            Естественно. Но если бы я тогда рассматривал подобный проект, я бы просто сделал его «на коленке» и показал бы людям. Благо, прототип подобной штуки делается за пару недель. Полагаю, создатели Твиттера поступили так же.
                  0
                  На то она и ошибка выжившего, т.к. суждения делаются на основе нескольких удачных попыток, не учитывая тысячи прогоревших, ибо они не на слуху.

                  Вообще выбор темы для стартапа можно сравнить со ставками на рулетку. Кто-то ставит на красное/черное, выигрывает немного, но риски минимальные, кто-то ставит на несколько чисел, надеясь сорвать куш побольше, а есть те, кто ставит только на одно число, выигрыш максимальный, вот только шансы мизерные. Потому начиная стартап человек должен снять розовые очки и трезво оценить шансы на успех и риски на которые он готов пойти. Ориентироваться при этом на успехи проектов, которые неожиданно для всех стали мегапопулярными — наверное худшее что можно при этом сделать, если затраты на стартап больше чем один-два месяца свободного от основной работы времени.
            +1

            … а нельзя было остаться на основной работе… как-то выделить время по вечерам и выходным для своего pet-проекта...,? (Ведь в таком формате за три года что-то бы да получилось)
            Это дало бы возможность "больше думать нежели трясти"(Надеюсь этот анекдот знают)… Найти оптимальные решения не находясь под мыслью "как обеспечить проживание"
            (Вопрос в пустоту… потом увидел, что это "перевод")

              0
              а нельзя было остаться на основной работе… как-то выделить время по вечерам и выходным для своего pet-проекта

              Нужно смотреть условия в контракте. Там вполне может быть что-то типа такого: все права на разработанное ПО в течение трудоустройства принадлежит работодателю.
              0
              Так и не прозвучалa в статье, раскладка по закопанным «200 000 евро» на проекте. :)

              P.S. Как их можно соотнести с 2000 часами одного участника проекта?
              (и 20-ю месяцами мытарств?)

                +4
                Да он же написал, это стоимость его рабочего времени. Он, дескать, берёт по $100/час, соответственно, 2000 часов стоят 200К, которые он мог бы заработать, если бы потратил это время собственно на работу.
                +2
                Какое-то время ушло у нас просто на поиски Той Самой Идеи (об этом антипаттерне, наверное, все знают).

                Нет, не слышал, и у меня что-то не очень гуглится. Можно подробнее?

                  +1

                  Великие и ужасные Бельгийские Стартаперы. Год гоняют лысого, потом без продукта, без клиентов и с мутным пониманием о чем вообще все это идут пилить государственный бюджет. Причем им даже что-то подкинут, потому что никаких претендентов получше нет, а фонды выделены, маленькие но им много и не за что.

                    +4
                    Тащемта если немного почитать автора оригинального текста, то он тот еще мамкин бизнесмен. Тут он утверждает что 2000 часов его ИБД = 200 000 баксов инвестиций в проект. Но это преувеличено примерно в 50-100 раз. Потому что он автор 800 страничной книжки про тайпскрипт (издательство хау-тушек Pakt) на которую он потратил 500-1000 часов по собственному признанию и заработал 1600 евро. То есть установленная практикой оценка его труда 1.6 -3 евро в час. То есть в 4-8 раз меньше чем упаковщик на амазоновском складе. Помимо этого автор крохоборски инфоцыганит доходами статей с медиума. В последнее время до 300 евро в месяц!!1 — эквивалент 3 часов работы если бы его правда для нее нанимали по такой ставке, как он пишет, но лучше написать заявляемые им 5-15 статей в месяц и заработать 300 монет, которые считает приличной суммой и успешным успехом. Причем он открыто пишет что делает это ради денег и учит как это делать правильно. Титул самопровозглашенного CTO явно нужен чтобы статейки успешнее заходили публике. Просто ролевая модель, всем учиться.
                    Кому интересен сеанс авторского компромат плезира — велкам.
                    Из полезного что узнал — пишет, что щедрый Pakt платит авторам контента книг щедрые 12% роялти. Аттракцион невиданной щедрости.
                      0

                      Любой бизнес — это риск, будь то разработка прог или открытие кафе

                        +2
                        какая то ооочень подозрительная ссылка на книгу вот в этом абзаце:
                        «В декабре наконец вышла моя книга про TypeScript объёмом в восемьсот страниц (это уже скорее кирпич, а не книга), так что я сбросил хоть что-то одно с плеч и мог больше времени уделять семье… и проекту SaaS.»
                          0
                          ИТ это очень дорагая сфера для ведения бизнеса где для старта нужно иметь как минимум:
                          1) решающую проблемы реальных пользователей идею, за которую готовы заплатить в итоге, а лучше даже про финансировавших разработку полностью или частично,
                          2) реалистичную оценку по трудозатратам и стоимости по проекту
                          3) х3 бюджета под реализацию и ведение сопутствующей хоз деятельности. еще не видел ни одного проекта который бы влез в изначальную оценку.

                          если же очень хочется побывать в роли бизнес овнера то личные трудозатраты на код и тд. должны ограничиваться исключительно PoC с самым минимальным набором функций. показывается первым клиентам и после готовности купить уже такое, и успешных первых продаж, выстраивается дорожная карта развития продукта и под это нанимается/берётся в аренду команда разработчиков, дизайнеров и тд. и всё в рамках того бюджета на сколько смогли продать +чуть-чуть своих вложений (если полны оптимизма).

                          в остальном же вся затея из статьи выглядит как попытка из блокнота сделать офисный пакет силами 2-ух партайм спецов за средства этих же спецов.
                            +2
                            ИТ это очень дорагая сфера для ведения бизнеса где для старта нужно иметь как минимум:

                            ИТ — это одна из самых дешёвых сфер для ведения бизнеса, где вы можете сделать неплохой бизнес, просто потратив какое-то своё время, только более разумно, а не так как автор, а для старта достаточно просто посмотреть, какие доступные по реализации продукты есть, и сделать похожий. Вы не будете в таком случае новым Цукербергом, но заработаете больше, чем владелец ближайшего кафе на вашей улице, притом, что тот потратил несколько лямов на ремонт и дизайн помещения, на закупку оборудования и продуктов, и на зарплаты сотрудников.
                              +2
                              дороговизна ИТ в другом:
                              1) остаточная стоимость бизнеса равна нулю когда в разработку закопали 2000 часов по $100, с кафешкой проще — есть материальные основные фонды которые можно распродать если что.
                              2) конкуренция ИТ продуктов глобальная а у кафешки более локальная
                              3) чаще всего у ИТ продуктов есть бесплатные аналоги со свободной лицензией, за кофе нужно же будет заплатить хоть в кафешке хоть в супермаркете.
                              4) дизайнерский ремонт в кафешке будет служить года 2-3 до ребрендинга, в ИТ продукт развивать и освежать придётся постоянно, часто выбрасывая что уже было сделано и переписывая с ноля.
                              5) ИТ само себя закопало в огромную кучу конкурирующих технологий, которые через 2-3 года могут стать не актуальными, что без должных знаний затрудняет выбор оптимального решения, а после выбора еще и реализацию.

                              хороший бизнес можно сделать на предоставлении услуг разработки. а вот продуктовые компании чаще в аутсайдерах — я про локальные, мелкие без гос контрактов. работал в таких. очень страдают изза своей нишевости и сложных клиентов. дороговизны разработки и внедрения новых продуктов. особенно когда после года разработки на презентации все клиенты ликуют и хлопают, но платить деньги за это не очень хотят.
                                0
                                Не знаю почему продуктовые компании в аутсайдерах должны быть. По моему опыту (с точки зрения наемного сотрудника) работать в продуктовых компаниях намного приятней, как по атмосфере, так и по условиях труда
                                  0
                                  я не говорил что продуктовые должны быть в аутсорсах, я говорил что продуктовым намного сложнее. ну и многие продуктовые так или иначе пользуются аутсорсом так сказать для оптимизации своего бизнеса.

                                  атмосфера в ИТ это очень эфемерная вещь… чаще всего она плохая. если вам так не кажется внимательнее прислушайтесь к интонации и контексту каждого из своих митингов без заказчика. обычно это сплошное выражение Фе… или охота на ведьм. если у вас не так — сделайте такой срез еще через пару месяцев :)
                                    0
                                    Я совсем не понимаю о чем вы пишете.
                                    Во-первых: вот первое мое предложение из коммента выше
                                    Не знаю почему продуктовые компании в аутсайдерах должны быть.

                                    Где вы увидели здесь упоминание аутсорса?

                                    Во-вторых: компания компании рознь. Треш бывает везде, но по моему опыту в продуктовых компаниях его намного меньше. Потому что продуктовые компании в первую очередь интересуются своим продуктом, а не тем, как прикрыть задницу перед заказчиком.

                                    Ну и в третьих: у нас все митинги без заказчика, потому что мы и есть свои заказчики
                                      0
                                      про аутсорс: моя ошибка не дочитал.
                                      про митинги без заказчика: то тоже было в контексте аутсорса.
                                      — что касается продуктовых компаний, есть разные, работал в нескольких телеком и sales force automation, проекты б2б, да есть продуктовое эталонное решение но у бизнесс клиентов чуток отличаются бизнесс процесы и этот продукт нужно кастомизировать в отдельной ветке для конкртного заказчика. вот тут и есть митинги с заказчиком по процессу кастомизации.
                                  +1
                                  По всем пунктам можно смело возражать:
                                  1. Начиная бизнес, нас ведь в первую очередь интересует дешевизна входа в него, а не профит от его похорон. Да и насчёт похорон, в конце-концов, закопать 2000 часов — это намного дешевле, чем закопать 1000 часов плюс половину стоимости дизайнерского ремонта помещения и оборудования, плюс зарплаты.
                                  2. Конкуренция глобальная, потому что рынок глобальный. В конце-концов, если по соседству с вами откроется популярное сетевое кафе, вашему бизнесу каюк, если на вас не снизойдёт откровение, и вы не придумаете что-то энтакое, чтобы к вам со всего города ехали. Если же конкуренты выпустят аналогичный продукт на рынке софта, ваши доходы снизятся, но вы в мире все равно найдёте клиентов.
                                  3. См. п.2, кроме того, вам всего лишь надо сделать свой продукт лучше, чем бесплатный аналог. Что обычно весьма и весьма нехитрое дело.
                                  4. В эксплуатации кафешки куда больше головной боли, чем у любого ИТ-продукта. Чистота зала и кухни, контроль сроков годности и поставок продуктов, санитария, качество готовки, следить, чтобы сотрудники не воровали и т.д. И это процесс непрерывный, эти «баги» не исчезают после исправлений. Если же вы сделали качественный ИТ продукт, вы можете спокойно его продавать, периодически делая косметические изменения, и так несколько лет, пока какие-то мировые тренды не поменяются.
                                  5. Технологии — это штука, которую вышестоящие вендоры впаривают вам, а не которую вы продаёте клиентам. Ваши клиенты в подавляющем большинстве случаев вообще ничего не знают про технологии, и будут вам нести одинаково деньги, даже если бэкэндом будет CGI-программулина на Delphi, написанная четверть века назад. Лишь бы на фронте был UI, который выглядит современно и делает то, что им нужно.
                                    0
                                    у всех свой опыт, я понимаю что у вас, видимо, он был положительный :)
                                    уверен что и автор статьи «знал как надо делать». но его опыт и его подход не спас от провала. он на относительно ранних этапах видел что они не вписываются в сроки и бюджет но продолжал вливать ресурсы. уже было самое время применять кризис менеджмент либо сворачивать предприятие и фиксировать минимальные убытки но решено было закопаться глубже.

                                    у всех свой подход к ведению бизнеса, планированию своего развития и тд.
                                    но я считаю выгоды, предельный бюджет, риски и маркеры выхода нужно рассматривать вначале пути. ну или завершать как автор статьи в кредитовании, можно еще под залог недвижимости своей и родственников.

                                    смело можно и нужно возражать по всем пунктам но именно они (+ отсутствие кризисного плана выхода) так или иначе закопали героя статьи (имхо)
                                      0
                                      Да про автора я же как раз и написал изначально. У него как раз проблема в том, что у него не было ни опыта, ни вменяемого подхода, ни понимания, что делать. А самое плохое, что он набил шишку, а понимания так и не появилось. Повторюсь, основная проблема автора не в том, что он с планированием и бюджетом намудрил, а в том, что он пинал балду вместо того, чтобы делать продукт. Естественно, у вас ни при каком подходе к ведению бизнеса ничего не выйдет, если вы занимаетесь чем угодно, кроме бизнеса.
                              0
                              Мне кажется или идея «я сделаю клёвое приложение/веб-сервис и все побегут ко мне с деньгами потому что оно клёвое» уже немного устарела и не работает в 202х годах? И что волшебные слова «приложение», «облако», «SaaS» и «блокчейн» потеряли свою магию и звучат так же «волшебно» как молоток или канализация?
                                0
                                Познавательно
                                  0

                                  вобще щас помоему больше такой стиль в старте, во всяком случае несколько моих клиентов так делают, находят заказчика и для него делают решение на базе которого потом создают продукт уже для продажи, меньше рисков и более ч0ткая бизнес-задача. просто автор походу немного откатился от скрама назад в ватерфол, чтобы он там не использовал не словах. и nosql это конечно дичь… стольким людям мозги запудрили

                                    0
                                    стать самому себе начальником
                                    я полагал, что втроём мы добьёмся успеха с большей вероятностью.
                                    Противоречие, однако.

                                    нам удалось придумать две идеи, которые выглядели многообещающими.
                                    Мне кажется, именно в этом и был корень проблемы. «Придуманные» насильно идеи обречены на провал.

                                    Параллельно я пытался найти клиента для консалтинга на 1-3 дня в неделю
                                    Ничего нового: «за двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь».
                                    Понятно, что человеку нужны были деньги, чтобы кормить семью. Но тогда, думаю, лучше бы вернуться в наемные рабочие, скопить подушку безопасности, а потом уже пускаться в свои проекты.
                                      0
                                      Из статьи мне показалось, что «200 000 евро убытков» не совсем отражает реальность. Тут тоже самое, что и за пиратские фильмы насчитывают миллионы упущенной прибыли. Автор высчитывает убытки исходя из «а вот если бы я работал и мой постоянный доход был таким». В итоге и выводит красивую большую сумму в 200 тысяч. Я не говорю, что автор ничего кроме времени не потерял, но для меня «упущенная прибыль» и «убытки» это очень разные вещи. В реальности и доход у него мог быть меньше и работы не каждый день, что дало бы меньше 200 тысяч. Хотя, соглашусь, мог заработать и больше 200000.
                                        0
                                        мертворожденный стартап какой-то, даже не рожденный, получается

                                        Only users with full accounts can post comments. Log in, please.