Pull to refresh
0

«Ситуация с криптовалютой сегодня похожа на золотую лихорадку» – мнение юриста Жанны Томашевской

Reading time5 min
Views4.1K


Жанна Томашевская – юрист с редкой для России практикой: она одинаково легко ориентируется как в российском законодательстве, так и в западном. На предстоящей Blockchain & Bitcoin Conference Moscow она расскажет об отношении закона к ICO у нас и в США.

Мы побеседовали с ней о том, есть ли у российских ICO «особый путь» и почему ажиотаж вокруг криптовалюты похож сегодня на золотую лихорадку.

Интервьюер: Елена Андреева (E.А.)

Респондент: Жанна Томашевская (Ж.Т.)

E.А.: Жанна, расскажите, что сподвигло вас изучать американское законодательство о краудсейлах?

Ж.Т.:
Наша практика выросла вместе с клиентами: как только технологические проекты стали смотреть на краудсейл, этим же занялись и мы. До этого я много лет занималась венчурными проектами, и часть из них вышла на рынок США. В Штатах довольно сложно урегулированы операции с акциями, поэтому нам нужно изучать эту сферу, чтобы работать с международными клиентами.

Нам очень интересно изучать законодательство о краудсейлах, это помогает в реализации blockchain based проектов. Интересно смотреть на развитие законодательства не только в аспекте американского регулирования (SEC), но и регулирования этого нового, пока еще не до конца изученного института в других странах (Швейцария, Сингапур, Япония). Надеемся, что и российское законодательство в скором времени сможет предложить комфортные условия для ICO.

E.А.: Часто ли вы сталкиваетесь с ICO в своей юридической практике?

Ж.Т.:
У нас есть ICO-проекты, мы занимаемся аналитикой и помогаем проектам разобраться в американском регулировании. Сейчас запросов очень много, но после обсуждения налоговых и регуляторных моментов дальше идут не все, и это хорошо: к потребителю выходят только те проекты, которые уверены в себе и своем продукте. Я верю в то, что это площадка будущего, и для успешной работы нужно, чтобы «дикий запад» максимально быстро закончился, а блокчейн стал площадкой для финансирования хороших проектов. Мы делаем свою часть работы, рассказывая о регулировании и о том, что право в таких вопросах не враг, а друг.

E.А.: Эксперты сегодня говорят о том, что до 90% ICO-проектов – скам. Согласны ли вы с этой оценкой?

Ж.Т.:
Сложный вопрос. Все проекты, над которыми работаем мы, – реальные. Но в криптосообществе не обходится без обмана, и это подрывает авторитет всего комьюнити. Ситуация напоминает золотую лихорадку или времена продаж железнодорожных облигаций. Профессионалу легко распознать недобросовестный проект: у них обычно плохо проработан white paper, ведь они не планируют ничего делать, кроме сбора средств.

E.А.: Как по-вашему, отличаются ли цифры для США и России?

Ж.Т.: Предполагаю, что в США гораздо больше таких проектов, просто потому что там намного больше рынок. Но и в России, и в Америке хватает предприимчивых ребят, которые хотели бы заработать на ICO, не создавая при этом продукта.

E.А.: Расскажите о регулировании криптовалют в США. Какие структуры участвуют в процессе? Каковы основные регламентирующие документы?

Ж.Т.:
Это довольно обширная тема. О ней заговорили летом 2017 года, когда SEC провела расследование в отношении DAO (decentralized autonomous organisation), и главным выводом стало подтверждение того, что выпуск токенов может быть приравнен к выпуску ценных бумаг по законодательству США. С того времени я часто слышу, что SEC приравняла выпуск токенов к выпуску ценных бумаг и теперь необходимо регистрировать в ней каждое ICO, что не совсем соответствует фактам.

Регулирование основано на Законе о ценных бумагах 1933 года и Законе о бирже 1934 года. А главный прецедент – дело «Комиссия по ценным бумагам и биржам против Хауи», рассмотренное в 1946-м. Если следовать этому закону, то токен может быть приравнен к ценной бумаге только при соблюдении некоторых обстоятельств. Это вложение денежных средств, организация совместного предприятия, ожидание прибыли и прирост прибыли исключительно за счет усилий третьих лиц.

Как вы видите, законодательная база достаточная старая. SEC только подтвердила, что имеющаяся база применяется вне зависимости от технологий. Но вопрос об отдельном регулировании криптовалюты в США сейчас активно обсуждается.

E.А.: Комиссия по ценным бумагам США уже инициировала несколько дел в отношении блокчейн-проектов. Недавно она выдвинула иск против «майнинговых пирамид» GAW Miners и ZenMiner. А несколько месяцев назад – против фальшивых инвестиционных проектов Diamond Reserve Club World (DRC World) и REcoin Group Foundation. Знаете ли вы о подобных прецедентах в России?

Ж.Т.:
На данный момент никаких громких процессов, касающихся ICO в России, инициировано не было. Есть единичный случай: в сентябре 2017 года было дело об обналичивании биткоина, которое классифицировали как мошенничество.

E.А.: По вашему мнению, защищены ли инвесторы в США от потери денег? Насколько новое законодательство США эффективно против скам-проектов?

Ж.Т.:
Строго говоря, последнее расследование SEC в отношении DAO не вводит новое правовое регулирование. SEC показала, что её правоприменительная практика будет строиться на уже устоявшихся подходах к регулированию ценных бумаг.

Жесткая позиция SEC по вопросу ICO и блокчейн-проектов в Интернете может дать превентивную защиту, поскольку основатели проектов теперь всерьез могут опасаться уголовного преследования. Фаундеры сегодня пытаются установить барьеры для американских инвесторов специально, чтобы не попасть в правовое поле США. Например, если мы зайдем на сайт ICO-проекта eos.io, то для покупки токена нам нужно будет поставить галочку в чек-бокс «я не являюсь гражданином США».

Эти меры важны, но, как и с офлайновыми пирамидами, не меньшее значение имеет «просветительская» деятельность среди инвесторов. Я думаю, что в ближайшее время нас ждет большое количество дефолтов, после которых в комьюнити включится механизм саморегулирования. Он дополнит законодательные меры.

E.А.: Как вы думаете, почему в России нет законодательного регулирования ICO? Предпринимаются ли шаги в этом направлении?

Ж.Т.:
Пока проблема в отсутствии устоявшейся позиции государства по вопросу криптовалют. С одной стороны – Центральный банк предложил блокировать сайты, которые продают биткоины; с другой – Минфин предлагает регистрировать криптовалютные биржи. Все время меняется и реакция на криптовалюты первых лиц государства. С появлением специального регулирования ситуация изменится, но пока сложно сказать, в какую сторону.

Сейчас разрабатываются законопроекты, проводятся круглые столы, вопросы активно обсуждаются в комьюнити. Пока никто не знает, по какому пути пойдет законодательство.

E.А.: Какова в России участь инвесторов, пострадавших от недобросовестных краудсейлов? Какие шаги вы посоветуете им предпринять как юрист?

Ж.Т.:
Основная проблема в России пока в том, что госорганы не понимают, как бороться с недобросовестными краудсейлами на практике. В нашей стране есть уголовная ответственность и за мошенничество, и за незаконное предпринимательство, «отмывание» денежных средств и т. п. Практика применения законодательства о персональных данных или о борьбе с экстремизмом показывает, что исполнительные органы смутно представляют, как работать в Интернете, однако прогресс есть, и можно ожидать позитивных сдвигов.

Если организаторы продажи токенов оказались мошенниками, нужно в любом случае обратиться в правоохранительные органы. Но возврат средств представляется маловероятным.

Лучший совет, который я могу дать как юрист: внимательно изучайте проекты до инвестирования, чтобы не попасть в подобную ситуацию.
Tags:
Hubs:
Total votes 20: ↑9 and ↓11-2
Comments9

Articles

Information

Website
www.smileexpo.ru
Registered
Employees
Unknown
Location
Россия