Pull to refresh
2119.77

Право на ремонт и решение проблемы одноразовых технологий от Purism

Reading time8 min
Views4.3K

Возьмите любое электронное устройство, лежащее у вас дома, и представьте, что оставляете его в кладовке или подвале на 70 лет. Кто-то находит устройство после 70 лет забвения: оно вышло уже давно из строя, а некоторые компоненты вообще не подлежат восстановлению. Смогут ли будущие потомки это исправить? Сегодня устройства проектируются дешёвыми, недолговечными и одноразовыми. Предполагается, что если они сломаются, единственное оптимальное решение — выбросить и купить новое. Ремонтопригодность и долговечность для производителей невыгодны. Фактически, этот менталитет «используй и выбрось» способствует массовому электронному загрязнению. Общий объём электронных отходов во всем мире в 2021 году, по оценкам, достиг рекордных 57,4 млн тонн, то есть больше, чем вес Великой Китайской стены.

Возможность ремонтировать вещи, которыми мы владеем, имеет решающее значение для продления их срока службы. В октябре 2021 года американская Библиотека Конгресса одобрила поправки к Закону об авторском праве в цифровую эпоху (DMCA), которые предоставляют людям право доступа к своим потребительским устройствам в целях диагностики, ремонта и обслуживания. Это часть общей инициативы по расширению так называемого «права на ремонт» на национальном уровне в США (аналогичные усилия предпринимаются и в ЕС).



Запланированное устаревание


Основная идея права на ремонт заключается в том, чтобы запретить компаниям использовать DMCA или другие законы и правила, чтобы ограничить потребителей в возможности разбирать, реконструировать и ремонтировать вещи, которые они приобретают. Однако обновление имеет смысл лишь для тех, кто хочет дёшево заменить экран телефона, а также для студентов и мастеров, которые хотели бы узнать, как гаджеты устроены. Но закон об авторском праве по-прежнему мало что может сделать, чтобы исправить то, что Google, Amazon, Apple и Microsoft могут заблокировать свои устройства, отказываются от оплаты за ремонт, вынуждая пользователей просто выбросить устройство и купить новое.

Одним из самых больших препятствий для ремонта современных устройств является отсутствие запасных деталей. Например, ради дизайна (но движимые другими побуждениями, понятно какими) производители ноутбуков не только прячут винты (или требуют использования труднодоступных отверток), но и припаивают как можно больше компонентов непосредственно на материнскую плату. Хотя это может сделать ноутбук намного тоньше, это также означает, что потребитель часто не может обновить свою оперативную память, хранилище, карты WiFi или другие периферийные устройства после его покупки. Это даже хуже, чем те универсальные телевизоры, видеомагнитофоны и DVD-плееры из 1990-х годов, у которых неизбежно выходил из строя один компонент, и при этом нельзя было продолжать использовать остальные — нужно было заменять устройство целиком.

Пайка компонентов работает на пользу поставщику, поскольку он может продавать более дешёвую базовую конфигурацию вместе с более дорогими моделями, фиксированные характеристики которых покупатель не может обновить. Перед потребителем встаёт дилемма: даже если базовая модель достаточно хороша сегодня, будет ли она таковой через несколько лет? В результате он либо покупает более дорогую конфигурацию сегодня, либо придерживается базовой модели, а позже, когда ему потребуется больше памяти или оперативки, у него нет другого выхода, кроме как купить совершенно другой ноутбук.

Ситуация со смартфонами ещё хуже из-за меньшего форм-фактора. Смартфоны редко разрабатываются с расчётом на долговечность, и в наши дни редко бывает, что аккумулятор, наиболее вероятный компонент, который выходит из строя, можно заменить, или что пользователь может расширить хранилище с помощью карты microSD. Добавьте к этому индустрию, которая поощряет замену телефона каждые 2–3 года, и неудивительно, что электронные отходы телефонов представляют собой большую проблему.


У потребителей должна быть возможность модернизировать свой гаджет после его покупки и заменить компонент, если он выйдет из строя, без необходимости замены всего гаджета. Например, Librem 14 от Purism имеет заменяемую пользователем оперативную память, хранилище, WiFi и даже аккумулятор. Эта ремонтопригодность распространяется и на смартфон Librem 5.

Но как насчёт «ремонта» программного обеспечения? Даже если пользователь может ремонтировать аппаратное обеспечение устройства, его программное обеспечение всё равно закрыто. Многие потребительские устройства поставляются с проприетарным программным обеспечением, поэтому у клиента нет возможности проверять или устранять проблемы с ПО самостоятельно — приходится полагаться на поставщика в отношении обновлений. Кроме того, поставщики часто добавляют криптографические блокировки, поддерживаемые самим оборудованием, чтобы предотвратить запуск любого программного обеспечения, которое не одобрено поставщиком, поэтому, даже если пользователю удалось исправить ПО, потребуется разрешение производителя для его запуска.

Поставщики делают это не из соображений безопасности, а потому, что им нужен полный контроль над аппаратным и программным обеспечением, и они получают выгоду от того, что пользователи зависят от них в плане обновлений и исправлений. Отличный способ побудить их купить их «новейший и лучший» продукт — перестать улучшать предыдущий.

Свободный код


Эта проблема не ограничивается традиционными компьютерами. Большинство потребительских устройств сегодня, особенно со словом «умный» в названии, содержат микропроцессор, на котором запущено программное обеспечение. Всё, от холодильника до динамиков, дверных замков и до стиральной машины, теперь имеет микропроцессор с программным обеспечением, которое управляет всем устройством и обменивается данными в сети. Если программное обеспечение выходит из строя, у пользователя нет другого выбора, кроме как надеяться на обновление от поставщика (если он всё ещё существует и по-прежнему предоставляет обновления) или заменить устройство целиком.

Новые исключения DMCA означают, что люди могут перепроектировать программное обеспечение на своих устройствах, делать джейлбрейк своих телефонов и иным образом обходить защиту программного обеспечения, установленную поставщиком, без судебного преследования. Однако защиты от судебного иска недостаточно, если целью является возможность ремонта устройств. Если пользователь действительно хочет исправить программное обеспечение, необходимо иметь доступ к исходному коду, чтобы можно было найти и исправить ошибки.

Доступ к исходному коду устраняет зависимость от поставщика и даёт возможность восстанавливать программное обеспечение на продолжительный срок. Компании не остаются в бизнесе навсегда, но если у пользователя есть исходный код и возможность обновлять программное обеспечение на устройстве, он может восстановить его самостоятельно и добавить новые функции ещё долго после того, как компания прекратит свою деятельность.


Это одна из причин, по которой компания Purism поставляет компьютеры и смартфоны с операционной системой PureOS, на 100 % состоящей из бесплатного программного обеспечения. И если кто-то столкнётся с Librem 5 через 70 лет, то у него будет возможность восстановить работоспособность смартфона.

Те, кто использует GNU/Linux в качестве настольной ОС не дадут соврать, что Linux может вдохнуть новую жизнь в компьютеры, которые были в употреблении, иногда найденные в мусоре или отданные компаниями после того, как они были признаны недействительными. После установки Linux они работали как новые, и могли прослужить ещё долгие годы. Многие крупные компании предполагают, что их компьютеры прослужат около 2-3 лет, прежде чем их нужно будет заменить, но, можно получить как минимум в два раза больше срока службы с Linux на рабочем столе.

Беговая дорожка обновлений


Рынок смартфонов сегодня построен на порочных стимулах, которые рассматривают смартфоны как одноразовый товар. Например, американские операторы сотовой связи хотят заключать с клиентами многолетние контракты, поэтому они предлагают новые смартфоны с большой скидкой (иногда даже бесплатно) в обмен на продление контракта. Многие из этих смартфонов также привязаны к провайдеру, и абонент должен оставаться с ним в течение определённого времени, прежде чем его разблокируют и позволят переключиться на конкурента. Кроме того, уход к конкуренту будет означать возмещение части этих затрат провайдеру, чтобы у абонента был сильный стимул остаться. Когда срок действия контракта подходит к концу, абонент получает возможность перейти на новый телефон в обмен на продление контракта на несколько лет. В результате сегодня средний жизненный цикл смартфона составляет два года.

Конечно, производители смартфонов также извлекают выгоду из этого двухлетнего цикла и каждый год выпускают новые смартфоны, так что независимо от того, когда истекает срок действия контракта с абонентом, у них есть новый смартфон, который их заманит. В результате современные смартфоны устаревают через несколько лет с припаянными компонентами, которые пользователям трудно (если вообще невозможно) обслуживать самостоятельно. К примеру, сейчас редко можно найти смартфон со слотами для карт памяти microSD. Вместо этого пользователю предоставляется несколько вариантов встроенного хранилища, которые побуждают его тратить больше, чтобы получить максимальное хранилище. В конце концов, операционные системы, приложения и файлы со временем растут и требуют больше ресурсов; и если заканчивается место в памяти, единственный выбор — это удаление файлов или приложений или покупка нового смартфона. Батареи, заменяемые пользователем, встречаются ещё реже, и, поскольку со временем они держат меньше заряда, в конечном итоге их ёмкость становится низкой. Когда пересекаются запланированное устаревание оборудования с фрагментированным рынком Android, где обновления ОС могут быть труднодоступными (даже в лучшем случае гарантированы обновления ОС только в течение трёх лет), то смартфон следует заменять каждые 3 года.

Создание нового смартфона — и, в частности, добыча редких материалов внутри него — составляет от 85 % до 95 % общего объёма выбросов CO2 устройством за два года. Это означает, что на покупку одного нового телефона уходит столько же энергии, сколько на подзарядку и эксплуатацию смартфона в течение целого десятилетия. В настоящее время перерабатывается менее 1 % смартфонов.

Решение от Purism


По мере старения устройств Android и обновлений ОС растёт комбинация предустановленных приложений, которые нельзя удалить, устройство становится медленнее — так же, как компьютеры с Windows. PureOS же на Librem 5 с возрастом становится быстрее. Как и в случае с Linux на обычных компьютерах, Librem 5 — одно из тех редких устройств, производительность которых улучшается по мере обновления ОС и приложений. Разработчик продолжит предоставлять обновления безопасности, улучшения конфиденциальности, исправления ошибок и новые функции на протяжении всего срока службы Librem без ущерба для производительности.

Несмотря на то, что PureOS со временем может улучшаться, аккумуляторы так делать не смогут. В конце концов батарея Librem 5 пройдёт свой обычный цикл использования и её необходимо будет заменить. Однако, в отличие от многих других смартфонов, это не означает, что нужно выбросить всё устройство. Librem 5 разработан таким образом, что пользователь сможет заменить батарею самостоятельно.

Ещё одна причина, по которой люди обновляют свои смартфоны, заключается в том, чтобы не отставать от сотовых сетей последнего поколения. Когда сети перешли с 3G на 4G, единственным вариантом был новый телефон. Librem 5 оснащён заменяемым пользователем модемом 4G, поэтому можно переключаться между модемами США и ЕС, чтобы получить максимальную производительность во время путешествий. Хотя в настоящее время сети 5G всё ещё развёртываются по всему миру, модемы 5G ещё не доступны для Librem 5.


PureOS на Librem 5 спроектирован так, чтобы быть конвергентным. Это означает, что те же приложения, которые разработаны для Librem 5, будут работать в PureOS на ноутбуке Librem. Это также означает, что при подключении Librem 5 к монитору, клавиатуре и мыши те же самые приложения будут расширяться до своего полного форм-фактора рабочего стола. Прелесть этого конвергентного подхода в том, что Librem 5 становится настоящей мобильной платформой. Это позволит пользователю запускать приложения с личными данными, будь то телефон в руке на сенсорном экране, ноутбук для путешествий, подключённый к док-станции, или настольный компьютер, подключённый к монитору, клавиатуре и мыши. Поскольку приложения были разработаны для платформы, пользователь получает одинаковую производительность независимо от размера экрана.

Долговечность, заложенная в Librem 5, не сравнится с существующими на рынке одноразовыми смартфонами со сроком годности 3 года, будь то флагманский телефон за 1100 долларов, разблокированный телефон среднего класса за 500 долларов или бесплатный бюджетный смартфон, который «субсидируется» за счёт продажи данных. Будь то обновления ОС и приложений, которые замедляют работу телефона, обновления безопасности, которые прекращаются через несколько лет, неисправные батареи, обновление сетей или переполнение памяти, но пользователь будет платить ту же цену через несколько лет, и несколько лет после этого. У пользователя нет современного смартфона, он его только арендует.

Librem 5 является частью долгосрочного плана по изменению эксплуататорского и токсичного мира технологий. Миру нужен мобильный компьютер, который не шпионит за пользователем, защищает конфиденциальность, позволяет владеть своим оборудованием и личными данными, даёт свободу использовать его по своему усмотрению и не пытается заблокировать или заставить обновляться каждые несколько лет.



Tags:
Hubs:
If this publication inspired you and you want to support the author, do not hesitate to click on the button
Total votes 16: ↑14 and ↓2+12
Comments31

Articles

Information

Website
timeweb.cloud
Registered
Founded
Employees
201–500 employees
Location
Россия
Representative
Timeweb Cloud