Pull to refresh

Comments 15

> K = chi oplus psi
Привет, LaTeX :). ua-hosting хоть и мухлюет, но статьи уже становятся читаемыми).
Работал на оборудовании подобном немецкому. Ежедневно нужно было выставить на дисках перемычки в соответствии с текущим ключом. И как все начинало адски глючить от единственного плохо почищенного контакта. Которых на каждом диске было огого сколько.
Дети будут спрашивать нас — как мы, используя неудобные устройства с экраном и клавиатурой, могли организовывать коннекты, сходки друзей. И приоткрывая тент в гараже, я расскажу, что были вот такие примитивные устройства.
С дисплеем.
С мышью.
С клавиатурой.
С обычным незалоченным жестким диском.
С памятью, еще внешней от процессора.
С принтером, пока их не стали ставить на учет.
С нормальным интернетом.
И электричество тогда не добывали на велотренажере.
А как-же:
-«ВАСЯ! ВЫХОДИ ГУЛЯТЬ»
-«НЕ МОГУ, ДОМАШКУ ДЕЛАЮ»
-«СКИНЬ ТОГДА МЯЧ»
Да, это целая страница в развитии вычислительной техники. Странно, что эти машины не породили другие применения компьютеров: составление таблиц стрельбы, сводок погоды, расчеты для атомного проекта, анализ радиолокационных сигналов… Кроме того, этот дешифровщик можно было переделать и для расшифровки тогдашних советских шифровальных машин (тех, что были сделаны на основе трофейных Энигм и Лоренцев, пусть с доработками в виде отражателей и пр.), а также для анализа и усовершенствования собственных шифровальных машин.
Ничего странного — строительство стоило огромных денег и машина получалась очень узкой специализации.
Перенастройка машины под другую задачу по затратам ничем не отличалась от строительства с нуля.
Поэтому для коммерческих целей они были невыгодны, проще было считать вручную.

Для военных целей, в условиях войны, или угрозы таковой — понятие выгодности отходит на второй план.
А для расчетов ядерных взрывов ламповые машины использовались.

«Ничего странного — строительство стоило огромных денег и машина получалась очень узкой специализации.
Перенастройка машины под другую задачу по затратам ничем не отличалась от строительства с нуля.
Поэтому для коммерческих целей они были невыгодны, проще было считать вручную.»
Это всё «болезни роста», легко преодолеваемые средненькими инженерами-механиками и инженерами-электротехниками (строили же они как то до этого электроаппаратуру и радиоаппаратуру, автоматику для ЛЭП и не жаловались) в следующем поколении, когда принципы их построения уже понятны — так что вопрос, о том, почему эти машины не породили другие применения компьютеров: сводок погоды, 1С:), игры, написание что то типа Unix… все равно открыт.
Весь вопрос габаритов, кому нужен комп который занял бы половину дома и необходимость наличия пары инженеров для запуска «косынки», а когда появились технологии позволяющие создать небольшое устройство, тогда уже и появился повышенный сбыт, что позволило также сбросить и цену за счет массовости.
> Странно, что эти машины не породили другие применения компьютеров: составление таблиц стрельбы, сводок погоды, расчеты для атомного проекта, анализ радиолокационных сигналов…

Ошибаетесь :). Был ENIAC в те года, правда, пока его строили, война окончилась и таблицы не нужны были. Потом его перепрограммировали уже на систему команд (до этого алгоритм хардкодился долго, но зато быстро считался. но на одноразовых задачах это было неудобно). Использовали для рассчетов ядерных бомб и погоды. Правда он был слабый и очень упрощенные модели взрывов брали. Погоду он так же долго считал, что почти что сводило на нет смысл прогноза).
Вот именно что. Эниак и Марк-1 были на пару лет позже. Когда Эниак начали строить, описываемая в статье машина уже работала и расшифровывала данные.
Это всё-таки художественный фильм, а не документальный.
Из-за особенности работы электрических ламп, однажды запущенные в работу компьютеры, не выключались до окончания Второй Мировой.

Что за особенности такие?
Реплику описанного в статье устройства в музее таки включают/выключают, но делают это очень медленно и контролируют температурный режим, см. материал, откуда позаимствованы фотографии: http://www.benryves.com/gallery/bletchley

Лампы очень не любят перепадов температуры, к примеру, из-за температурных напряжений в местах контакта стекла и металла. Перепады температуры во времени (на самом деле, любой серьезный градиент температуры, например, из-за неразумной системы охлаждения) — температурные напряжения — микротрещины — нарушение вакуума — раскаленные электроды реагируют с кислородом — отказ.
Для ламп даже специальные марки стекол и сплавов создавали в свое время, чтобы уравнять коэффициенты температурного расширения у элементов конструкции, регламентировали режимы прогрева-охлаждения при включении-выключении и т.д.
То же самое справедливо и для электродов ламп, особенно в местах их сварки с выводами (т.к. контакт двух металлов).
Кроме того, лампы чувствительны к перепадам напряжения (срок службы лампы накаливания пропорционален напряжению в минус шестнадцатой степени). Учитывая зависимость электрического сопротивления проводников от температуры, получаем ещё одну проблему.

А так, однажды нагретый докрасна электрод в лампе, который никто не трогает, при постоянной температуре и без «протечек» ваккумной колбы может спокойно работать десятилетиями (сотни тысяч часов, рекорд у лампы в передатчике Би-би-си, 232 000 часов). Самой старой рабочей лампе накаливания больше ста лет непрерывной работы.
Понял, да.
В более поздних лампах (в 1950-е) проблему включения-выключения в штатном диапазоне параметров решили, а температурный уход параметров компенсировали; поэтому я не подумал, что для весьма раннего цифрового компьютера это действительно будет проблемой.

Кстати, в более новых лампах есть проблема старения активированного катода, поэтому коэффициент эмиссии может снижаться до неприличных величин (а с ним — и ток анода).
Sign up to leave a comment.