Pull to refresh

Comments 11

В долларах сколько? Реактивы и оборудование не на рубли покупаются. Грубый подсчет даёт примерно 150-170 тысяч долларов на группу, при курсе в 100 рублей за доллар. Это немного.

"Реактивы и оборудование не на рубли покупаются " - а будет ли возможность их купить?

В треде человечек из отрасли.

Реактивы и оборудование покупаются, естественно, в рублях и производятся в том числе на территории России. Нероссийские всегда были подороже, но и качественнее, с нынешними качелями поставщики типа Диаэма сначала ввели прямое управление ценами в каждый отдельный день, сейчас уже большинство людей и юрлиц отпустило и начинается активная работа по приспособлению к новой реальности. Часть будут возить по каким-то новым схемам, часть переклеят с фирменных названий на названия китайцев-фактических производителей. Часть пропадет, конечно.

Худо с оборудованием. Это особый эксклюзивный рынок, и тут нет понятия сегмента и процентов от мирового рынка - всегда индивидуальные продажи. На продавцов давят правительства западных стран, и те во избежание репутационных потерь предпочитают не связываться ради штучного товара. Thermo Scientific официально ушли из РФ, это печально.

Также не очень будет с тонкими и сложными вещами типа расходников-антител, наборов и чипов с праймерами для ПЦР. Пока что непонятно, как тут. Обслуживание оборудования и запчасти тоже встали на прикол.

Респект издательствам - Эльсевир например заявил о том, что не притесняет никого по национальному или расовому признаку, публикуйтесь дальше. А вот один конгресс нам уже отказал.

Мог бы написать статью, но времени мало на это.

Под реагентами я и имел ввиду всякие антитела — эозина или пикриновой кислоты довоенного производства хватит лет на сто, но кому они нужны сами по себе? Праймеры для пцр допустим в России кое-кто делает и неплохо и недорого, но пока есть расходники и оборудование, все сплошь зарубежное. Антитела — все куда хуже, отдельные производятся, есть гибридомные мышки и даже культуры, но это совсем не те объемы и не тот контроль качества, которые нужны для серьезной работы (и снова нужно оборудование, хотя наверно есть китайское). И опять же — где прямой запрет, где резкое подорожание, а с деньгами в российской науке и до всего этого было плохо. Чую вкупе с разбегающимися учёными (на границе биологи в отличие от айтишников не вызывают интерес у людей в штатском) это добьет остатки науки.

Я в создавшейся ситуации больше боюсь не за матобеспечение - ну поднажмет "Евроген" в синтезе да научится "Хеликон" возить оборудование верблюдами из Монголии в Казахстан. Кого прижмет совсем - будет себе в лабу по туристической визе праймеры в жопе провозить.

Другое дело, что сама мировая научная среда будет потихоньку отменять российских ученых, а с нашей стороны уже активно идет окукливание обратно в национальные KPI вместо равнения на мировую науку: отменяют требования по индексации WoS и квартилям у публикаций для научных отчетов, активно пропихивают РИНЦ, никак не реагируют на невозможность оплатить оргвзносы и приехать на международные конференции.

К чему это приведет? Да к возвращению в бессмысленный и беспощадный постсовок, наука в нашей стране будет вариться в собственном дерьме, все будут снова пить чай, смотреть в окошко и публиковаться в "Вестниках". Когда я пришел в отрасль лет двенадцать назад, стандартная лаборатория выглядела следующим образом: немытые двадцать лет окна с красиво отколупывающейся двухмиллиметровой толщины краской, деревянные столы и тяги с диким слоем пыли на антресолях, окаменевшие соли в реахимовских банках темного стекла, какой-нибудь спектрофотометр СФ-26 на полстола и стопки драных оттисков статей 80-х годов, занимающие весь второй стол, столик метр на метр с чаем возле подоконника, покрытого желтыми пятнами от двести раз обоссавшегося на него из-за неаккуратного полива алоэ в горшке (зеленая полторашка из-под фанты с водой прилагается), а работают там дед в дырявом пиджаке, курящий под тягу с гексаном и петролейкой, и аспирантка, весящая на вид килограммов 36, получающие 25000 рублей на двоих. И таких лабораторий было процентов 70 в любом НИИ и тем более вузах.

Реформа и KPI, пришедшие с ФАНО, были хоть и угрозой, но в то же время хорошей встряской для нашей науки, и кто не захотел запрограммированной смерти, загоношились, выбили и освоили деньги, обновили оборудование, подтянули английский, поувольняли бездельников, стали публиковаться в международных первых квартилях. А теперь мы семимильными шагами идем обратно, публиковаться на никому не понятном языке, без нормальной рецензии результатов, мотивации, перспектив. Биологов ФСБ не тормозит, говорите? Биологи не побегут, это не айтишники, которым кроме ноута ничего не надо, им нужна материальная база для работы, а она, в лице работодателя, будет спрашивать за квалификацию, визы и прочий релокейт. И конкурировать там придется среди тысяч паков и китайцев, у которых образование и опыт как минимум не хуже.

Вы точно описали ту же самую картину, что я наблюдал своими глазами, браво. Разве что иногда аспирантки весили не 36, а 106 кг. Я бы ещё добавил безнадежно пьющих лаборантов, которых невозможно уволить. В провинции так во многих местах и осталось. В свое время много шума наделала работа о делении науки на столичную, провинциальную и туземную. В последнем случае это карго-культ, какие-то люди друг друга наделяют друг друга академическими званиями и регалиями, совершают ритуальные действиями, чье содержание не понимают, перешедшие из советских времён и считают что делают науку, не имеющую аналогов в мире. Вот теперь такая карго наука будет повсеместно.
А то что нашему биологу тяжело за рубежом- не спорю. Умение за копейки выдать результат не особо котируется на западе, сам столкнулся. Но все равно едут.
Насколько перевод в ФАНО из гнилой академии наук был эффективен — вопрос для дискуссий. Нам было неприятно, нас не спрашивая, как крепостных, перевели, отобрав местами ряд плюшек, например конкретно в случае моего НИИ неплохую поликлинику. Но все это уже не важно.

Перевод в ФАНО был рейдерским захватом, но санировал науку: институты стали биться за место под солнцем, воспротивились эффективному менеджменту, воспрепятствовали передаче зданий и земель под застройку сорокаэтажным жильем бизнес-класса. Поувольняли бабулек 70+, ходивших на работу со скуки, выкинули из завлабов замшелых докторов, не умеющих писать в иностранные журналы и зарегиться в КИАС. Да, местами ввели тупейшие KPI, а еще я помню эпическую ложь Котюкова про то, что переводы на полставки ради выполнения майских указов Путина носят единичный характер - я наоборот знаю только один институт, где так не сделали (может за это Котюкова пририсовали на хеликоновский пинап-календарь в этом году ;) ).

А сейчас без внешней строгой рецензии (покажите первичку/блоты/пересчитайте статистику нормально, а не по Стьюденту/переделайте эксперимент с нормальными контролями) все опять начнут втирать дичь и нализывать друг другу цитируемость, пихать статьи в журналы, членами редколлегий которых являются. Фрики и ложные академики всегда были в отрасли, просто низкий уровень публикаций фактически уравнивает тех, кто стремится делать передовую науку, с ними. Писать в российские журналы - все равно что в стол. Я же не открываю в пабмеде article in Polish, article in Chinese - бессмысленно учить язык и идти пешком в библиотеки, чтобы прочесть _вряд_ли_что-то_стоящее_.

Тут согласен. Куда подасться теперь бедному ученому (вопрос риторический и не требует ответа, задающий готовится уехать в деревню сажать цветы)?

Поясните , я не в курсе, чем Стьюдент не угодил?

Когда им пользуются без проверки распределения на нормальность, вместо дисперсионного анализа для попарных множественных сравнений не используя поправок типа Бонферрони - это очень не ок. Но так делают в подавляющем большинстве статей низших квартилей, и даже бары SEM на графиках не ставят.

"стандартная лаборатория выглядела следующим образом: немытые двадцать лет окна с красиво отколупывающейся двухмиллиметровой толщины краской, деревянные столы и тяги с диким слоем пыли на антресолях, окаменевшие соли в реахимовских банках темного стекла, какой-нибудь спектрофотометр СФ-26 на полстола и стопки драных оттисков статей 80-х годов, занимающие весь второй стол, столик метр на метр с чаем возле подоконника, покрытого желтыми пятнами от двести раз обоссавшегося на него из-за неаккуратного полива алоэ в горшке (зеленая полторашка из-под фанты с водой прилагается), а работают там дед в дырявом пиджаке, курящий под тягу с гексаном и петролейкой..."

Так до сих пор выглядит большинство лабораторий в моей научной организации. Особенно про окаменевшие реахимовские банки - это прямо попадание в десятку :)

Sign up to leave a comment.

Other news