Pull to refresh

Comments 7

К счастью или к сожалению, путину это не поможет.

Как мне объяснял один человек, который работал с этими патологиями деменция с тельцами Леви это болезнь Паркинсона, которая просто начинается со всего мозга, а не только черной субстанции. То есть эти два заболевания вызваны одним патологическим процессом.
И к сожалению к деменции больные болезнью Паркинсона тоже рано или поздно приходят.

С перспективами использования клеток я был бы осторожен. Авторы говорят только про исследования на них как на модельном объекте. Скорее выйдет опять тест-система для нейропротекторных агентов и поиска маркеров болезни, не более. Для комментаторов укажу, что вырастить их популяцию для трансплантации обратно пациенту не получится.

И заодно про ГМО-помидоры - вообще глупость. L-ДОФу назначают со строгим соблюдением дозировок, с сопутствующими веществами, помогающими ей усваиваться именно в ЦНС. От бесконтрольного употребления получится только быстрый рост толерантности к ней и наоборот вред, тем более что высокие дозы токсичны и повышать дозу по мере усиления нейродегенерации просто нельзя.

Добавлю, что я сидел буквально через стенку с людьми, которые участвовали в подсадке прогениторных клеток крысам с моделью БП. По факту как терапия БП это не работает, во-первых у людей чаще всего болезнь системная, все клетки не заменить, во-вторых никто не гарантирует что подсаженные нейрональные прогениторы станут дофаминергическими нейронами, эквивалентными потерянным, а не сдохнут в изумлении от микроокружения взрослого и тем более сенильного мозга. Это в целом беда всех клеточных терапий за пределами гематологии - у коллег была работа с выводами, что наблюдаемый положительный эффект от введения стволовых клеток (мезенхимальных, если правильно помню) связан не с их интеграцией и дифференцировкой, а с их гибелью и выделением ряда веществ.

Как мне рассказывал человек, занимавшийся аутотрансплантацией дофаминергических клеток у людей, на грызунах это в принципе возможно. Причина - у них мозг устроен проще, и можно скомпенсировать дефицит дофамина в стриатуме по принципу volume transmission - грубо говоря, не важно, с какими соседями связаны подсаженные клетки, главное, что они выделяют дофамин, его уровень повышается и функция восстанавливается. У человека (и видимо у приматов в принципе) работает только synaptic transmission, то есть, нужно, чтобы клетка заместила погибшую именно ее "слоте" и аксоном прикрепилась к той, которая раньше служила мишенью для погибшей. Поэтому для человека такой подход физически невозможен - клетки, насыпанные "куда-то туда", будут работать как слепой дофаминовый насос, а нужно, чтобы они стали частью утраченного проводящего пути.

Тут какой еще нюанс, дело не только в размерах мозга или его простоте (у мелких приматов мозг тоже мелкий). Все эти базальные ядра и вообще пути в ЦНС нифига не консервативные по строению и функции даже среди разных отрядов плацентарных. Например у человека при повреждении пирамидного пути - паралич, а даже у макак и тем более неприматных млекопитающих лишь снижение точности движения. Из-за особенностей локомоции человека, с его низким уровнем автономности на уровне нижних мотонейронов, повреждение субстанции нигра и ниграстриатального пути это немного не то же самое, что у тех же грызунов, где действительно банальное возмещение концентрации дофамина без разбора конкретных клеток может улучшать функцию, так как не требуется филигранный уровень контроля. Например у больных БР даже при приеме леводопы и исчезновении ригидности остаются довольно специфические моторные изменения, как например затруднение адаптации к изменению позы.

А вообще моделирование на животных нейродегенеративных заболевваний - та еще боль. Сколько десятков, если не сотен, препаратов, прекрасно работавших на грызунах, на человеке не работает вовсе.

То самое чувство, когда из комментариев узнаешь больше, чем из статьи. Эхо старого доброго хабра-торта. Спасибо за то, что вы есть, ребята

Sign up to leave a comment.

Other news