Pull to refresh

Страсть vs профессионализм

Reading time 6 min
Views 3.4K
Original author: Ernest Adams

Прочитайте пару объявлений об открытых вакансиях в геймдеве, и Вы увидите, что в большинстве из них наниматель ищет людей со страстью к компьютерным играм. Это звучит очень заманчиво, романтично и оптимистично. Объявления рассказывают, как много всего интересного делается в компании, как увлечены играми её работники — и вот они ищут себе таких же коллег. «Вау!» — говорит себе молодой наивный читатель — «У меня огромная страсть к играм! Эта работа для меня!»

Правда в том, что объявления сформулированы так, чтобы завлечь в компанию молодых и невинных людей с горящими глазами, которые просто любят игры. Более того — значительная часть компаний в геймдеве вообще существует только благодаря тому, что им удаётся завлекать к себе таких вот людей. Конечно, в идеале им хочется получить супер-профессионала, с опытом и горящими глазами новичка. Но в природе такого зверя нет. Либо ты новичок, либо профи, но не оба сразу.

Требование «страсти» — это то, что позволяет работодателю помыкать работниками. Ваша страсть предполагает согласие работать сверхурочно и за смешные деньги, которыми печально известна индустрия геймдева. Очень многие объявления вакансий делают акцент на обязательной любви к играм. Очень немногие честно описывают все преимущества и недостатки предлагаемой работы. Попробуйте поискать в вакансиях геймдева детали соц. и мед. страховок, условия отпусков, хоть какие-то льготы для семьи работника. Результаты удручают. А всё потому, что компания-работодатель ищет молодого человека, мужчину, без семьи, со страстью к играм и в идеале — вообще не болеющего и не требующего отпуска.

Результаты публикации таких вакансий приводят к ущербу как для людей, заинтересовавшихся этой работой, так и для HR-отделов компаний, вынужденных разгребать завалы присланных резюме от людей, которые любят игры, но вообще не имеют представлений о программировании, дизайне и т.д. Таких людей реально много, они питают надежды, что все те десятки пройденных ими игр уже делают из них ценного разработчика в геймдеве, но это, конечно, не так.

Давайте теперь поговорим о том, для чего страсть действительно может пригодиться, а для чего нет. Страсть — это огонь, пылающий внутри, это высшая форма эмоции, это сила огромной мощи. В крайних проявлениях — это просто одержимость, и тут, конечно, уже нет совсем ничего хорошего. Конечно, страсть можно сдерживать, можно даже культивировать её в себе намеренно. Но давайте признаем сразу — страсть к чему-то не делает Вас автоматически талантливым или продуктивным в этом.

Искусство требует страсти. Настоящее искусство должно идти от души и автор должен страстно верить в то, что он делает. Тот, кто пытается творить искусство в безразличии к результату — просто грязный обманщик. Ну а кроме того, искусство требует страсти еще и потому, что оплачивается порой еще хуже геймдева :). Но вот ведь в чём беда — в геймдеве по большей части искусства нет. На каждого «творца», генерирующего идеи для игры своей мечты приходится по 200 трудяг, эти самые идеи воплощающие до стадии продаваемого продукта.

Питер Молиньё получил широкую известность как творец качественных игр, но давайте смотреть правде в глаза — он не тот, кто писал код или рисовал модели. Большинство людей в индустрии не имеют возможности творить, не имеют выбора над чем работать. Компания говорит «мы выпускаем новые гонки к началу 2014 года и ты будешь делать в них колеса и глушители автомобилей». Можешь делать, а можешь уволиться — вот и весь выбор. В геймдеве очень много тупой обезьяньей работы.

Есть еще одна беда со страстью. Поскольку это чистая, неудержимая эмоция, не факт, что она будет гармонично уживаться с остальными качествами человека. Если моя страсть говорит мне делать игру определенным образом, а страсть продюсера диктует другой путь — столкновение неизбежно. Игры — это не фильмы, где личность режиссера единолично определяет путь развития создаваемого продукта. Игры создаются совместными усилиями людей, каждый из которых считает себя в какой-то мере творцом, работа требует компромиссов и дипломатии.

Как же сохранить в себе весь этот пылающий энтузиазм, когда твоя должность требует много монотонной, рутинной работы, много компромиссов и уступок? Факт в том, что Вы не обязаны этого делать. Когда страсть гаснет, то, что ведет Вас изо дня в день по пути к результату, называется профессионализмом.

Профессионализм — это сочетание факторов. Один из них — желание достойно выполнить свою часть работы, ведь если работодатель достойно вознаграждает Ваш труд, Вам хочется оправдать его ожидания. Еще один — стремление выглядеть достойно перед потребителем. Игрок — это человек, который будет пользоваться Вашим продуктом, судить его, наслаждаться им. Ну и в конце концов, именно он в конечном счёте оплачивает Ваш труд. Еще один — и, наверное, самый значимый фактор — желание сделать свою работу хорошо ради самого себя, гордиться собой.

Профессионализм — это знание своего ремесла, умение делать его хорошо и гордиться результатом, даже если Вы сами никогда бы не купили получившуюся игру. Так как рынок игр непрерывно расширяется, всё меньше и меньше покупателей будут иметь схожие с разработчиками вкусы и интересы. Немногие из разработчиков игр являются пожилыми леди или маленькими девочками, но эти группы людей тоже иногда не против поиграть в игры, а значит, мы должны быть способны создать для них, так не похожих на нас, подходящий продукт, так же, как мы делаем это, создавая нечто вроде Gears of War для очень похожих на нас людей.

Недавно я консультировал одну важную «игру», разрабатываемую в Нидерландах. Она была предназначена для тренировки будущих хирургов несколько более увлекательным путем, нежели это делают стандартные обучающие программы. Игровой подход лучше удерживал внимание обучаемых, лучше тренировал координацию движений (что очень важно для будущего хирурга). Кроме того, компания-разработчик хотела выпустить этот продукт (возможно с модификациями), как реальную игру для широкой публики (для чего и наняла меня). Сам я смысла в этом не видел и в такую игру никогда играть бы не стал. Но что с этого? Меня наняли сделать определённую работу, а не высказывать мнения о целесообразности выпуска продукта. И я её сделал.

Я часто слышал от многих людей фразы типа «Я никогда бы не стал работать над проектом, к которому не чуствую страсти». Звучит очень мило, но чем больше становится проект, тем меньше людей в нём могут похвастаться подобной роскошью. Всеми остальными движет профессионализм.

Я много лет работал в сфере создания спортивных симуляторов. Они никогда не были, да и сейчас не являются моим любимым видом игр. Когда-то я занялся этой работой, поскольку это был огромный шаг вперёд по сравнению с моей предыдущей работой — я перешел в известную компанию, в прекрасную команду. Я нашел нишу, в которой мои таланты позволили значительно улучшить разрабатываемый продукт в той области, за которую я отвечал. Был ли я охвачен страстью к моей работе? Нет. Я работал из профессионализма, я старался честно и хорошо выполнить свою работу. Я открыл для себя целый ряд способов сделать спортивную игру лучше, и я был очень рад узнать, что многие игроки считают нашу игру лучшей на рынке.

Лично я предпочту нанять спокойного профессионала, а не охваченного страстью человека. Профессионал сделает свою работу хорошо в любом случае, охваченный страстью фанат может работать сутками напролёт, выдавать кучу идей, но совсем не факт, что на выходе его труда получится хоть что-то дельное. Я предпочту человека, стабильно работающего в любом жанре, узконаправленному гению определенного типа игр, который завтра откажется работать над чем-то, что не вызывает у него положительных эмоций.

Страсть и профессионализм не являются взаимоисключающими понятиями. Одним из лучших примеров их соединения был Винсент Ван Гог. Есть много работ по психоанализу его картин от всяких психологов-выскочек: «его творения столь отличительны и самобытны, потому, что он был псих» и так далее. Но Ван Гог не был охваченным одной лишь страстью душевнобольным. Если Вы почитаете его письма, то увидите, что он был неглупым человеком с хорошей школой за плечами и значительной частью его стиля был анализ идей других творцов. Его страсть гнала его вперед, даже тогда, когда его работы никто не покупал, но его профессионализм не позволял ему жертвовать на этом пути качеством. А что касается его безумия, то оно вовсе не помогало его работам становиться лучше — наоборот, приступы мешали ему рисовать, и, если его работы и были наполнены экспрессией, то это не благодаря его болезни, а вопреки ей.

Я считаю, пора ввести мораторий на публикацию вакансий с фразами «требуется человек страстно любящий компьютерные игры». Это звучит круто, но означает лишь то, что на этой работе будут платить мало, а требовать много, что в итоге, вылезет боком как для работника, так и для компании. Страсть не гарантирует таланта, качества или дисциплины. Способности, гордость, организованность, знания, коммуникабельность значительно более важны, чем просто тяга к играм.
Tags:
Hubs:
+69
Comments 47
Comments Comments 47

Articles