Pull to refresh

Джимми Уэльс: «Знание – людям»

Reading time5 min
Views772
Original author: Paul Marks
Джимми УэльсЕго заваливают предложениями, люди оборачиваются ему вслед, журналисты следят за каждым его движением: у Джимми «Джимбо» Уэльса есть все атрибуты знаменитости, хотя на самом деле он вовсе не суперзвезда. Он – основатель Википедии, онлайновой энциклопедии, которую каждый день используют миллионы человек по всему миру. В штате Википедии – всего пять сотрудников, а число написанных пользователями статей превысило 1,5 млн. В борьбе против вандалов, «троллей» и других «плохих мальчиков» помогают 400 волонтёров.

Имела ли Википедия чётко выстроенную концепцию с момента её появления?

Нет, вовсе нет. Я наблюдал за ростом «open-source движения», использовавшим свободное лицензирование в качестве «социальной модели», и постепенно осознал, что программисты могли бы работать совместно не только над программами. Появилась отличная возможность для совместного редактирования, так что в 2000 году я начал с того, что создал проект Nupedia.

Идея заключалась в том, чтобы привлечь тысячи волонтёров к написанию статей для онлайновой энциклопедии на всех языках. Однако вскоре мы осознали, что наша работа организована как-то не по-современному, академично. Волонтёрам было не слишком интересно, поскольку у нас было много «проверочных комитетов», которые постоянно критиковали статьи. Это напоминало процесс написания эссе в школе – и это отпугивало.

Когда Вы поняли, что старые методы не срабатывают?

Думаю, это произошло в тот момент, когда я сел писать статью о том, в чём хорошо разбираюсь – торговля опционами – и я подумал, что писать её ужасно неинтересно. Мы знали о вики – сайтах, где посетители сами добавляют и редактируют всё, что им захочется. Осознание того, что мы сможем сделать вики-энциклопедию – это был большой прорыв.

Так всё-таки – когда появилась Википедия?

Это было 15 января 2001 года. Наша идея была радикальной: каждый человек на планете будет иметь доступ для свободной работы, которая является суммой знаний всего человечества. Через две недели я окончательно осознал, что это сработает. К тому времени мы получили больше статей, чем за два года существования Nupedia. Другое важное событие произошло 11 сентября: волонтёры начали писать огромное количество статей на тему 9/11. У нас сразу появились статьи о Всемирном Торговом Центре, об авиакомпаниях, о террористических группировках. Мы поняли, что проделали хорошую работу. Сейчас, если в мире происходит нечто важное, в Википедии можно найти всю сопутствующую информацию.

Достаточно много споров ведётся вокруг корректности данных в Википедии. Нам стоит волноваться по поводу надёжности?

Законный вопрос. Ошибки всегда возможны. Когда в декабре 2005 года наши научные и технические статьи проверял журнал Nature, мы оказались чуть позади Британики: там примерно по три ошибки в статье против наших четырёх. Наша цель – быть столь же аккуратными, как Британика, или лучше неё, а также – иметь 250 тысяч статей на каждом языке, на котором говорит как минимум миллион человек.

Что по поводу финансов Википедии?

Википедия не требует больших затрат. В прошлом году мы потратили порядка полутора миллионов долларов, в 2005-м – 750 тысяч. Основная «доходная часть» формируется за счёт добровольных взносов от 50 до 100 долларов. Большинство расходов связаны с тратами на новое оборудование, серверы.

Вас не интересует реклама. Так будет всегда?

Я настроен против рекламы на страницах Википедии, но мы никогда не заявляли, что реклама никогда не появится. WikiMedia Foundation – некоммерческая организация, у нас есть цели, для достижения которых нужны деньги, просто пока я думаю, что есть более правильные способы получения финансовых средств.

Будет ли Википедия когда-нибудь продана какой-либо медиа-корпорации?

Через два года после создания Википедии я передал её в WikiMedia Foundation – и я думаю, что это была самое глупое и одновременное самое верное решение, которое я когда-либо принимал. Глупое – потому что оно стоило $3 млрд., а у меня их нет! Верное – потому что если бы я не сделал этого, Википедия не была бы столь успешным проектом. Шансы, что нас купят – чрезвычайно малы.

Что произошло с Википедией и Китаем?

Как я понимаю, мы полностью заблокированы в этой стране. У нас нет никаких идей – почему. Мы можем догадываться, но не знаем точно. Наша позиция заключается в том, что цензура полностью противоречит миссии Википедии. Доступ к любым знаниям – право каждого человека. Мы никогда не согласимся на такую цензуру, как, например, «отфильтрованная версия Википедии». Это стало особенно принципиально после того, как компания Google в прошлом году пошла на компромисс, скрыв веб-страницы, содержащие критику китайского правительства. Я посчитал должным заявить тогда: «Нет, мы никогда не пойдём на такой компромисс». Остаётся непонятным – нас заблокировали по политическим мотивам (например, из-за статей типа Falun Gong) либо в основе мотивов, побудивших Китай заблокировать Википедию, лежит нечто более фундаментальное? Возможно, им не нравится сама идея свободного знания.

Что Вам запомнилось больше всего из Вашего «вики-опыта»?

На нашей ежегодной конференции WikiMania летом прошлого года выступал Ларри Лэссиг, основатель Creative Commons. Его слушало 600 человек. Я почувствовал себя просто великолепно, осознав, что все эти люди собрались благодаря нам.

Можно также вспомнить MuppetWiki. В ней – больше 12000 статей о самых разных куклах. Вы не найдёте ничего подобного в Британике.

А что было неприятного?

Я не специалист по неприятным ситуациям, потому что я – патологический оптимист. Бывает сложно, когда, например, запускается новый языковой раздел Википедии и сообщество сталкивается с первым в своей «жизни» блокированием участника. Действительно тяжело бывает, когда есть люди, которые исключительно популярны и профессиональны в написании статей, но в дискуссиях ведут себя неподобающим образом, неуважительно относятся к другим участникам и т.п. Сообществу нужно решить, позволить ли этому участнику работать дальше. Забавно, но этот процесс регулярно повторяется в каждом языковом сообществе. Например, сейчас через это проходит интенсивно развивающееся арабское сообщество.

Зачем Вы разрабатываете поисковик?

Прозрачность – то, чему я поклоняюсь. Идея того, что мы можем увидеть, как ранжируются страницы. Необходима публичная дискуссия по этому вопросу. Мы ведь не в курсе, есть ли какая-нибудь несправедливость или ошибки в тех алгоритмах, которые используют современные поисковики. Вскоре после того, как появились сообщения о нашем поисковике, к нам обратились несколько компаний-разработчиков поисковых движков. Они поняли, что в одиночку конкурировать с Google бессмысленно: там слишком много денег и отличных ребят.

Какие у Вас планы в сфере поиска?

Пока ещё рано говорить о чём-то конкретном, хотя уже вполне определённо можно заявлять о сотрудничестве с open-source программистами. Пример открытого веб-сервера Apache показывает успешность такой модели. Apache – это команда волонтёров, но большая часть кода поставлялась компаниями, которые платили людям за работу. По сути это – индустриальный консорциум, созданный для конкуренции с коммерческим веб-сервером от MS. Вот для чего поисковым компаниям «второго эшелона» выгодно сотрудничать с нами: им не победить Google, а с нами они смогут создать конкурентоспособный движок.

Что ещё Вы хотите разработать для Википедии?

Я читал, что одна компания импортирует Википедию в свои проекты, связанные с искусственным интеллектом. Получается, когда появятся роботы-убийцы, Вы будете знать, кого благодарить. Но, по крайней мере, эти роботы будут неплохо разбираться в поэзии эпохи королевы Елизаветы.

New Scientist magazine, 31 January 2007, page 44-45
Tags:
Hubs:
+25
Comments7

Articles

Change theme settings