Pull to refresh

Comments 37

Подобные симуляции не совсем полны, у людей нет строго фиксированного набора «микроигр», в которые они играют с оппонентами, пытаясь выиграть в «метаигре», у людей сам этот набор микроигр в ходе культуры расширяется, появляются новые уровни сублимации агрессии из игр «предыдущего» уровня. И между индивидами различаются способы моделирования этих игр (т.е., на самом деле люди не играют всегда с объективными арбитрами, устанавливающими правила поведения, эти арбитры у каждого в голове собственные, и не всегда люди играют друг с другом по одинаковым правилам). Грубо говоря, модель из статьи могла показать геноцид части популяции, а в реальности бы это выглядело всего лишь как выход команды из чемпионата по футболу (в качестве примера сублимации межпопуляционной агрессии в спорт). Т.е., такие симуляции могут приближённо соответствовать реальным социальным процессам лишь на небольших отрезках времени между фазовыми переходами, когда правила игр условно можно считать фиксированными, но для симуляции фазового перехода (перехода общества в новое квазистабильное состояние) такой симуляции уже будет недостаточно, потребуется подробная симуляция психологии, политики, экономики и т.д. вплоть до физики, чтобы предсказать новые способы сублимации агрессии и новые правила микроигр.

Грубо говоря, несводимость в реальном мире материальных и нематериальных ценностей и ценности каждой индивидуальной жизни к общему объективному знаменателю — залог надежды на возможность построить рай на земле. Или ад.
Тем не менее, ксенофобия — черта, свойственная человеку как биологическому виду и, по-видимому, её уровень у разных личностей генетически обусловлен. Известны и эволюционные предпосылки к её формированию, на определённом этапе развития гоминид она была очень выгодной стратегией поведения. Она работает на уровне эндокринной, а не нервной системы, поэтому плохо контролируется личностью: вы можете разве что убедить себя, что «этот чужой — немножко свой», но не отказаться от недоверия к чужакам в принципе.

Интересные статьи по теме ксенофобии:
Эффективен ли окситоцин как лекарство от ксенофобии?
Строгость нравов в обществе зависит от экологии и демографии
Может ли эволюционная психология объяснить феномен террористов-самоубийц?
по-видимому, её уровень у разных личностей генетически обусловлен.
ИМХО, не доказано.
У меня в садике был чернокожий мальчик. И я понятия не имел о том, что он какой-то другой, пока мне об это не сказали…
У меня в садике
так раз _у вас_ в садике, значит никакого ксено тут нет(если его специальным образом не обнаружить: типа по длине волос, росту, цвету глаз или цвету кожи), вот будь он из чужого садика, тогда была бы, возможно естественная ксенофобия.
Например, наш садик имел границу с другим садиком. Только забор отделял детсад №152 от детсада №149. Когда воспитатели не видели, мы обзывались, кидали в друг друга через забор снежки, ледышки, палки (иногда случались серьезные травмы и у них и у нас). Они были чужие для нас, а мы для них, и мы считали друг друга опасными мудаками (ну, насколько это возможно в детсаду).

Вообще, можно предположить, что это черные обществоведы ставили на нас опыты, что первый снежок через забор кинул какой-нибудь кандидат наук, наплевавший на научную этику.
Он был из другой группы (старшей). Это сродни другому садику.
Садик — это не школа, там у детей еще слишком мало опыта, чтоб воспринимать что-то как «ксено» без веской причины (другой садик + забор + снежок в лицо из-за забора). По большому счету они поначалу все как «ксено» воспринимают, но их психика еще очень пластична, поэтому они очень быстро адаптируются к новому и «ксено» буквально за несколько дней перестает быть «ксено». Это и в «обратную» сторону емнип работает: африканская мелюзга интенсивнее всех удивляется белому цвету кожи прибывшего в деревню доктора, но через пару дней они привыкают и считают белокожего типичной частью местного ландшафта, а для тех, кто постарше, тех, кто когда-то до приезда белокожего осознал, что люди бывают только черные, доктор всегда будет ксеносом (хоть и дружелюбным).

Вот к школе у детей за годы их жизни набралось опыта и сформировались какое-то представление о типичном, сформировались какие-то устойчивые стереотипы, поэтому к школе дети уже способны опознавать ксеносов, даже когда ксеносы не кидаются снежками из-за забора.
UFO just landed and posted this here
Это прокси-войны между двумя державами на территории третьей.

Ну да к вам в квартиру ввалился бандит с оружием, вынес новый 4к телевизор, прострелил вам ногу, избил членов вашей семьи. Полиция его объявила в розыск.
Расслабьтесь, это просто прокси-война между полицией и преступностью на вашей территории.

При чем здесь это? Я не говорил, что война — это хорошая вещь или как-то оправдывал одну из сторон. Просто человек привел примеры войн, которые якобы происходят между «своими», но на самом деле таковыми не являются.

В такой ситуации нужно говорить о трех игроках жлоб-сосед (свой), вы и полиция. Жлоб воюет с полицией а нога прострелена у вас.

Я просто оставлю это здесь.
Симуляции по ссылке показывают, что результат зависит от многих параметров. Например, от того сколько транзакций происходит между участниками. Чем больше транзакций, тем выше стимул доверять друг другу.
Да, это была первая ассоциация после прочтения начала статьи.
В этой модели как минимум две условности противоречат свойствам человеческого общества

1. Победитель размножается «до победного», как бактерии в чашке Петри. В обществе же, элите разумно держать какую-то кормовую базу, и не вытеснять её своим бесконтрольным размножением.

2. Все программы играют всегда одинаково со всеми противниками. А что если ввести нового игрока, который знает, кто перед ним: простак, обманщик, или такой же, как он? Тогда стратегия: если простак — всегда обманывай, если свой — всегда кооперируйся.
Тогда надо вводить, скажем, мстителя, который после, скажем, трёх обманов подряд грабит партнёра.
И что это меняет? Этот тип снова работает в рамках модели, т.е. не знает, с кем играет.
Да, ещё у меня появляется следующий пункт:

3. В модели игроки проводят друг с другом много раундов. В жизни нет так. Например, купил что-то на avito, а тебя продавец обманул. Нужно ли наказывать недоверием других продавцов?
Тогда ещё можно продолжить, что можно рассказать всем, что этот продавец — обманщик. А можно так рассказать, даже если на самом деле он не обманщик. Столько вариантов…
А потом централизованные СМИ для оповещения об обманщиках, потом система правосудия и наказания обманщиков, потом расщепление денежной системы по группам доверяющих друг другу индивидов, курсы валют, возникновение страховых механизмов, чтобы нивелировать издержки обмана, и вот уже они строят колонию на Марсе.

История эукариот — это постоянное самоусложнение в борьбе с обманщиками, желающими получить больше ресурсов, затрачивая меньше, на всех уровнях самоорганизации, от РНК-вирусов до МММ-Мавроди. И в этом самоусложнении и куче потоков материальных и нематериальных ресурсов уже становится, порою, трудно однозначно определить, кто паразит, а кто жертва, роли постоянно меняются, т.к. постоянно меняются правила игр. Симуляция из статьи, конечно, даже близко не способна моделировать подобное самоусложнение.
> Тогда стратегия: если простак — всегда обманывай, если свой — всегда кооперируйся.
Примерно такая стратегия уже есть, у «детектива». Использует небольшой паттерн, чтобы проверить тактику своего соперника, если тот простак — переключается на вечный обман, в противном случае — копирует предыдущие ходы соперника (кооперируется с «добрыми» кроме простака, но всегда обманывает обманщика).
Что вполне логично, если я планирую жить долго и счастливо, то лучше не наживать врагов, а если я хочу красиво жить в сию секунду, а потом наплевать, можно можно всех обмануть и кратковременно пошиковать.
UFO just landed and posted this here
Хммм… По пирамиде Грэма, ответ где-то между препирательством и переходом на личности… Исходный аргумент был качественней…
UFO just landed and posted this here
Вы понимаете, каким образом автор осуществил переход от эмуляции к торжеству либерализма с Фукуяма-саном? Я вот — нет.
тут вариантов — тьма. Чтоб точно сказать, надо четко в общественнонаучном дискурсе ориентироваться. Я не ориентируюсь, поэтому могу сходу предложить около 5 противоречащих друг другу версий.
Вот одна из них:
типа мы тут устроили симуляцию повторяющейся дилеммы заключенного, т.к. считаем эту игру критически важной для человечества как с т.з. возникновения сотрудничества так и с т.з. его поддержания. Неожиданным для нас оказалось, что бездушные машины начали геноцидить (не хуже людей), т.е. возможно это не мы такие, а жизнь такая, может причиной геноцидов (и прочего) является не человек, а игра в ПДЗ, которой человек не может избежать. И тут авторы между делом замечают: «мы выдали нашим машинам очень мало ресурсов для размышления» — типа, возможно, проблема именно в человеке (следует читать как «имей машины больше ресурсов для размышления (= будь люди умнее) и игра в ПДЗ превратилась бы в няшную фукуямовщину, а не геноцид».
Нам очень стыдно в этом признаться, но: раз дело в игре в ПДЗ, а не в человеке (а если и в человеке, то только в том, что у человека мозгов не хватает для хорошей няшной игры), то похоже, что высокий фукуямовский идеал, которому мы верны всем сердцем, достижим через экзокортекс и прочий трансгуманистический рост интеллекта.

Если грантодатели не учуют диверсию, по всей видимости, следующим исследованием будет, грубо говоря: «Уровень интеллекта игроков и уровень геноцида в симуляции ПЗД»
UFO just landed and posted this here
дык, да. имхо тут смысл в том, что сегодня общественнонаучные афтары (и эти конкретно, и вообще, если, например, говорить о том, что я встречал на geektimes) чаще всего именно креативят. И чтоб воспринять это неожиданное появление Фукуямы в тексте как должное, надо быть общественнонаучником, а без этого текст станет направлением на изучение олбанского.
это поведение настолько распространено, что оно появляется даже в простейших симуляциях

Что, если мы будем рассматривать межплеменную вражду, как естественный сбой любой когнитивной системы

я может что-то не так поняла, но разве первое утверждение не намекает на то, что это закономерность, а не сбой?
Там же, чуть дальше:
нам не нужно его ни бояться, ни боготворить, но относиться к нему так же, как к раку или гриппу.

То есть, это естественно, но излечимо. Болезни являются сбоем, но они естественны.

Вы меня конечно простите, но более "диванного" анализа я еще в своей жизни не встречал. Слишком далеко идущие выводы делаются из нарочито упрощенной модели взаимодействия систем. Мое мнение:"В мире больше красок"

Согласен с предыдущим комментом, люди куда сложнее чем любая машина. Машина думает исходя из имеющихся правил, которые ограничивают её мышление. У людей все иначе. Более того, люди настолько разные, что у всех у них разный mind set и output их мыслительного процесса разный и не подчиняется заданным правилам для всех…

Так уже устроен мир. (с) профессор высшей математики имевший честь обучать балбесов на потоке, к числу которых относился и я…
А здесь нет отрицания сложности людей и их различий. Это проработка теории игр, в чистом виде. Скорее это вы не понимаете, что иногда для упрощения можно рассматривать и такие модели, но в реальности изучают гораздо более глубокие процессы.

А эта примитивная модель создана не с научными, а с научно-популярными целями.
При игре с положительной суммой, разумной стратегией (способствующая выживанию) поведения является сотрудничество.
Например Жак Фреско говорит что при использовании уже существующих технологий производства, если сделать все ресурсы планеты достоянием всего человечества, то можно выйти на более высокий уровень жизни для каждого.
Но если численность населения превысит несущую способность планеты, то войны за ресурсы неизбежны.
Вот только Фреско, во-первых, весьма предвзят, во-вторых, его рассуждения доказательств не нашли.
Это если сотрудничество не стоит никакого труда…

Практически же важна не только стратегия, а её распространение в социуме.

К примеру, я давно делал симуляцию дилеммы заключённого на 2d плоскости: allter.github.io/misc/prisoners_ess_canvas.html. Жёлтые точки — это соседи исповедующие «око за око», красные — хапуги, зелёные — сотрудничающие со всеми, серые — соседи без стратегии (рандомное поведение). Если прокрутить эту симуляцию (для наглядности можно нажать кнопку «Start with sectors»), то увидим, что сначала хапуги сжирают неопределившихся, потом первых замещают жёлтые мстители. Добряки при этом более менее сохраняют территорию.

Но дальше становится интересно. Со временем среди добряков появляются мутанты-хапуги, которые образуют целые гетто. С другой стороны, среди жёлтых мстителей появляются толерантные добряки, которые рядом пригревают хапуг. И при весах вознаграждения по умолчанию, симуляционная поляна со временем превращается в такое сосуществование хапуг, добряков и мстителей, где особых изменений со временем не происходит.
Очень интересно. А какой в итоге устойчивый процент каждой стратегии? Мне попадалась интересная статья "Альтруизм у детей связан со стремлением к равенству", где опытным путём построили график изменения количества альтруистов, вредин и любителей справедливости в разном возрасте, постепенно приводящее ко «взрослому» проценту, наблюдающемуся в обществе:
Диаграмма
image

Sign up to leave a comment.

Articles