Pull to refresh

Права роботов и насекомых (изнанка теории всего)

Reading time4 min
Views977
Говоря о правах, следует сделать простую оговорку. Права на что? Права на некие действия. То есть это некое соглашение о том, какие действия… допустимы? Приемлемы? Кем и для чего? То есть это соглашение между теми, кто может действовать (и знает об этом) и чьи действия могут восприниматься и идентифицироваться, как… сознательные? То есть направленные на что-то, на какую-то цель. Удовлетворяющие какое-то желание.
Не такая уже и простая получилась оговорка.
image

Что же выходит? Действия, производимые ввиду необходимости идентифицируют существо своим составом. Но это имеет смысл только для совокупности существ.

Лирическое отступление, поясняющее сущность совокупности может быть сделано в сторону квантовой механики. Совокупность это что-то различное, но при том сходное, то, что между собой отличается меньше, чем от чего-то другого.

Есть такой термин, суперпозиция. Обычно он применяется для чего-то скрытного. В неком ненаблюдаемом пространственно-временном измерении. Как бозоны — они могут занимать одно и то же квантовое состояние в любых количествах. Суперпозиция это совокупность множества явлений. Взаимодействуя с суперпозицией мы обнаруживаем какое-то одно явление из всех скрытых.

Но что если мы рассмотрим явную суперпозицию? Множество почти идентичных, но немного отличающихся объектов распространены в пространстве-времени. Но что если мы не различаем эти пространственно-временные измерения? Отличается ли это чем-то от скрытой суперпозиции? Вопрос не требующий ответа (но и не риторический).
Инвариантом всех измерений является интервал. Фермионы всегда находятся в ненулевом (наблюдаемом нами) интервале. А бозоны могут иметь нулевой интервал, словно бы там есть еще ненаблюдаемое измерение.

Но что если мы откажемся от нашей способности к наблюдению и исключим какую-либо определенность в мерности? Пусть интервал становится квантовым. То есть — суперпозицией. Мы не знаем всех его компонент и не знаем их связанности.
Что тогда? Что мы воспринимаем в рамках такого интервала? Чужой чемодан, который если потрясти, из него вываливаются разные предметы.

Теория познания похожа на это. Определенность рождается из суперпозиции. Часть этой определенности разворачивается в пространстве времени. Все та же квантовая суперпозиция, но представленная явно, в виде многообразия качеств и признаков, разнесенных в пространстве и времени. В то же время непознанное все еще находится в скрытом состоянии — суперпозиция, в которой есть варианты с разными вероятностями, но их разнесение в некоторой мерности от нас скрыто. В этом смысле, от нас скрыто временное измерение. Оно реализуется не разворачиваясь в пространстве. Можно сказать тогда, что все скрытые измерения скрыты от нас так же, как и измерение времени. И мы вполне можем считать все скрытие измерения одним — времениподобным. Что-то для нас либо проявится, либо нет, либо раньше, либо позже, либо чаще, либо реже.

Когда мы смотрим на сообщество людей или на россыпь схожих предметов, мы распознаем совокупность геометрически. Но скрытые свойства взаимодействий нам не явлены — они разворачиваются в действии.

И мы допускаем некие действия исходя из некоторого порядка, сохраняющего то, что мы полагаем собой или своим. Субъектом права же является то, на что мы можем повлиять, ограничить в возможных степенях свободы.

Поэтому, если мы создаем робота или виртуального ИИ-ассистента, мы ожидаем от него некоторого поведения и не ожидаем другого.
И до тех пор, пока мы программируем поведение явным образом, мы возлагаем ответственность за приемлемость действий на программиста.
Однако, самообучающийся алгоритм может производить действия, за которые не несет ответственности программист. Кто же тогда несет ответственность? Алгоритм?
Если мы говорим о роботе, которому мы можем объяснить, какие действия приемлемы, а какие нет, и он на основании этой информации будет регулировать свое поведение — он становится субъектом права.

То есть скрытое измерение, скрытая суперпозиция степеней свободы оказывается уже тем самым сознанием, управляющим тем, что проявляется во внешних проявлениях.

Квантовая механика сходна со статистикой именно потому, что работает со спектрами вероятностей. Не важно, скрытые они или явные. Так же как с некоторой вероятностью квантовый объект редуцируется до одного из возможных состояний, так и множество кубиков, пока не брошены на стол, содержат все возможные состояния каждого отдельного кубика. И не важно, бросим мы кубик 1 или 2 или 25, это все та же редукция.

Редукция является свойством сознания. Квантовый мир в целом не определен. Необходимо зафиксировать некий набор качеств, ограничить возможности. Тогда и проявляется то, что является сознанием, но лишь для другого сознания. И чем является это другое сознание — пространственно разделенным другим объектом, или этим же объектом, разделенным скрытым измерением — вопрос инвариантный. С какого бока посмотреть.

Поэтому ключевой момент заключается в том, что сознание не нужно создавать, как некую специфическую сущность, алгоритм или механизм. Всякий момент сознания находится в суперпозиции со всеми остальными.

А это значит, что субъекты права находятся лишь во взаимном действии. И если некий алгоритм будет ограничивать свое поведение общением с нами, он тут же оказывается таким же субъектом права, что и мы. Степень изменчива. То ли это дрессированная блоха, которая не прыгнет, пока это не будет приемлемо кем-то или чем-то, или это способный общаться на философские темы интеллект, рассматривающий свою волю свободной настолько, что ее степени оказываются неисчислимыми.
Tags:
Hubs:
Total votes 7: ↑0 and ↓7-7
Comments0

Articles