Pull to refresh
0
Philtech Initiative
Общественное благо через цифровые технологии

Доклад Римского клуба 2018, Глава 3.11: «Реформы финансового сектора»

Reading time 12 min
Views 3.4K
Original author: Ernst Ulrich von Weizsäcker, Anders Wijkman
Предлагаю самим разобраться с докладом «мирового правительства», а заодно и помочь перевести первоисточник.

image


3.11 Реформы финансового сектора


В разделе 1.1.2 рассматривались риски денежной системы. Система нестабильна. Это создает пузыри активов. Только незначительная доля в реальной экономике и системе приводит к неравенству, увеличивает волатильность и, как правило, проциклична, то есть усиливает бумы и спады. Финансовый кризис 2008-2009 годов продемонстрировал, насколько разрушительными могут быть эти особенности. И наконец, что немаловажно, финансовые учреждения охотно предоставляют крупные суммы компаниям, подверженным значительному риску в тех случаях, когда учитываются энергетические и климатические и другие экологические проблемы, или инвестируют в них (см. рис. 3.6) — с большим риском для акционеров, включая пенсионные фонды, и ухудшением загрязнения атмосферы и разрушением жизненно важных экосистем.

Вопрос что с этим делать? Как можно перестроить мировую экономику и денежно-кредитную систему, с тем чтобы обеспечить соблюдение принципов устойчивости? Мы, авторы 'Come On', не являемся экспертами в денежно-кредитной системе — далеки от нее. Однако обширное чтение и обсуждения с различными экспертами привели нас к предложениям, изложенным ниже. Необходимо рассмотреть ряд мер. Центральным было бы решение проблемы основного фактора «роста» и финансовой нестабильности: долга.

image

Дерегулирование в течение 1980-х и далее привело к массовому увеличению создания денег. Доходы банков в странах ОЭСР выросли более чем в три раза. Накопление частного и государственного долга, которое является другой стороной медали, является частью модели роста, подпитываемой кредитами, которой отдают предпочтение как правоцентристские, так и левоцентристские политики. Такая политика также поддерживается большинством денежных органов и центральных банков.

Чтобы остановить рост задолженности, нам необходимо увеличить обязательные резервы и коэффициенты капитала, а также ужесточить контроль за созданием частных кредитов. В то время как основные экономисты – и общественность – как представляется, предполагают, что кредитование финансируется главным образом за счет сбережений, это явно не соответствует действительности. Банки создают деньги в создание долга – в значительной степени из воздуха. Существуют ограничения в виде так называемых денежных мультипликаторов, которые связаны с различными классами активов, для финансирования которых предназначены новые деньги. Эти денежные мультипликаторы находятся под политическим контролем и могут быть использованы более активно, чтобы направить создание денег к реальной экономике, а не в финансовые пузыри. Но эти ограничения стали все менее и менее жесткими и, как следствие, кредит расширился далеко за пределы потребностей реальной экономики.

Ближайшая задача будет заключаться в том, чтобы стимулировать банки создавать деньги для реальных инвестиций, а не для чрезмерной спекуляции различными видами финансовых активов и потребительских кредитов или кредитов на недвижимость. При этом следует признать, что технически трудно подавить создание денег для чисто спекулятивных целей. Стимулы к поиску путей преодоления любых препятствий, создаваемых директивными органами, являются значительными.

Без сомнения, мы участвуем в гонке со временем. Для стабилизации системы необходимо обуздать чрезмерное создание денег и долговую зависимость. С другой стороны, если бы кредитование было прекращено слишком резко, немедленно разовьется «засуха ликвидности», и пузыри активов могут лопнуть, и многие банки потерпят неудачу.

Ульф Дальстен, бывший государственный секретарь в шведском Правительстве, описывает проблемы следующим образом в будущей книге:
«Основная проблема заключается в том, что финансовые рынки становятся все более глобальными, в то время как предложение учреждений в основном осуществляется на национальном уровне. На глобальном уровне отсутствуют учреждения, которые позволяли бы принимать решения и осуществлять законы и положения в общих интересах. Нет глобального кредитора последней инстанции, нет Центрального банка для управления глобальными дисбалансами, глобальной ликвидностью, вопросами резервных валют, международными правилами, резолюциями и тому подобное на регулярной основе. Есть МВФ, который мог бы взять на себя эти задачи, и существует обширная глобальная сеть, но никакого международного решения. Финансовые рынки, вероятно, являются той областью, в которой потребность в Международном рыночном праве является наиболее очевидной. Международные институты, центральные банки и регуляторы нуждаются в новых властных структурах и новых инструментах».

Ряд мер, безусловно, заслуживает серьезного рассмотрения для реформирования финансового сектора.

3.11.1 Отдельный коммерческий и инвестиционный банкинг


Отделение коммерческих банков от инвестиционных обеспечило финансовую стабильность в течение более 40 лет после 1933 года. Если коммерческие и розничные банковские операции будут вновь отделены от спекулятивных инвестиционных банковских операций, налогоплательщиков больше не будут призывать спасать банки, разрушенные спекулятивными неудачами. Такие банки перестанут быть привязанными к вкладам граждан, которые требуют государственной защиты. Эти предложения были сделаны, как в США, так и ЕС. Но до сих пор мало что сделано. Конгресс США действительно принял решение о некоторых мерах во время администрации Обамы, но после выборов Дональда Трампа и с республиканцами, контролирующими обе палаты, предпринимаются усилия, чтобы уменьшить регулирование финансовых рынков, а не ужесточить их.

Еще один шаг может заключаться в том, чтобы повернуть вспять тенденцию к тому, чтобы все более крупные коммерческие банки отвернулись от групп клиентов, таких как стартапы и семейные предприятия, которые менее прибыльны, но тем не менее очень важны для нашего общества. Это может произойти путем предоставления ограниченных банковских лицензий специализированным банкам, специализирующимся на определенных типах клиентов или региональных областях. Законодатели и регулирующие органы должны проявлять большую осторожность и избирательность при предоставлении банковской лицензии в отношении как коммерческих целей, так и географического района. Тенденция последних 50 лет была в противоположном направлении. Меньше и больше коммерческих банков более выгодны для акционеров этих банков, но они часто менее эффективны в удовлетворении потребностей нашего общества.

3.11.2 Решение проблемы задолженности


Увеличение объема задолженности в обществе не обязательно является проблемой само по себе. Это можно рассматривать как здоровый признак повышения уровня доверия в обществе. Больше денег в системе позволяет больше событий: начинаются новые предприятия, разрабатываются новые технологии, создаются инфраструктура и больше людей, которые потенциально могут выйти из бедности и нужды. Проблема в том, как используются эти вновь созданные деньги.

Как бы ни создавался долг, он является требованием к реальному богатству будущего. Как объясняет Австралийский экономист Ричард Сандерс «в простейшем анализе корень проблемы устойчивости заключается в экспоненциально растущем наборе требований (денег) к конечному (и действительно уменьшающемуся) пулу природного капитала». Наряду с этим несоответствием экологическим реалиям, чрезмерный кредит приводит к финансовому кризису и оставляет после себя непосильный долговой навес, подобный существующему сегодня.

Чего очень не хватало, так это достаточных возможностей поглощения убытков в банках из-за их чрезмерных долгов, при этом коэффициент кредитного плеча между 3% и 5% является нормой для крупнейших банков. Это означает, что большинство банков все еще могут поглотить только около 5% потерь на своем балансе, прежде чем обанкротиться. Предпринимаются усилия по ужесточению кредитного плеча. Новые правила достаточности капитала, ожидаемые Базелем IV, несомненно, укрепят платежеспособность банковской системы. По словам Маккинси, реализация предложенных правил увеличит средний коэффициент капитала для европейских банков до 13,4%. Это, несомненно, было бы шагом в правильном направлении.

Тем не менее, мы предпочли бы видеть в четыре раза больше кредитного плеча. Это во многом способствовало бы стабилизации системы и защите налогоплательщиков. Будут ли изменения достаточными, трудно сказать. Однако мы хотели бы видеть существенное увеличение коэффициента кредитного плеча. Мы снова обращаемся к Анату Адмати и Мартину Хеллвигу: «банки обычно просят нас держать 20-процентный капитал, когда мы занимаем. Мы должны спросить у них то же самое».

3.11.3 Контроль Создания Денег: Чикагский План


Денег в обороте сегодня, по мнению большинства экспертов, в несколько раз больше, чем требуется для поддержки реального сектора экономики. Во многом это результат бесконтрольного создания денег банками. Обсуждавшиеся выше предложения, то есть ужесточение кредитного плеча, несомненно, помогли бы исправить ситуацию. Если бы банкам приходилось держать общий капитал в пределах 20% своих обязательств, характер их бизнеса должен был бы измениться. Они больше не будут готовы рисковать, как это было в недавнем прошлом.

Но многие люди считают, что ужесточение системы рычагов и мобилизация большего равенства недостаточны для реформирования системы. Они сравнивают сегодняшнюю ситуацию с точки зрения задолженности и создания денег с ситуацией во времена Великой Депрессии 1920-1930-х годов. Радикальный подход к решению проблемы слишком большого долга в то время, который позже стал известен как чикагский план, был предложен лауреатом Нобелевской премии по химии Фредериком Содди в 1926 году. Он утверждал, что создание денег должно возвращаться исключительно государству. Чикагский план был разработан в 1930-х годах, главным образом профессором Ирвингом Фишером из Йельского университета. Тем не менее, он не смог собрать достаточную поддержку в администрации Рузвельта, которая вместо этого предпочла усилить правила банков.

После финансового кризиса 2008 года чикагский план получил новое внимание. Несколько НПО изучили этот план и одобрили его. Аналитический центр Positive Money разработал детальное предложение по реформированию Британской банковской системы на основе Чикагского плана.

Особый интерес представляет недавняя проверка Чикагского плана, проведенная экономистами МВФ Бенеш и Кумхов. Они использовали современную модель экономики США для проверки выводов Фишера и нашли поддержку всем его утверждениям. Взяв на себя роль создания денег, государство будет покрывать все депозиты в банках и отменять любой риск банковских трасс. Госдолг сократится на 40%, а средние домовладение станет свободным от долгов. По словам Бенеша и Кумхофа, «проигравших не будет».

3.11.4 Налоговая финансовая торговля


Во всем мире предпочтительно ввести небольшой «налог Тобина» на финансовые операции (возможно, от 1 млн. долл). Но последние переговоры показывают, что этого не произойдет в ближайшем будущем. Более реалистично позволить некоторым сильным странам начать с налога, препятствуя спекуляции, и позволить странам-первопроходцам сохранить доходы для себя.

3.11.5 Повышение транспарентности


Весь рынок деривативов должен быть тщательно изучен, чтобы увидеть, если какой-либо из них служит какой-либо цели, кроме спекуляции. Чисто спекулятивные инструменты могут быть постепенно выведены из оборота или облагаться налогом, и любые производные инструменты, которые считаются полезными, должны быть перемещены в поле зрения должным образом регулируемых и контролируемых на глобальном уровне централизованных контрагентов. «Теневая банковская система „(около 70% всех банков на момент краха 2008 года) должна быть ограничена регулированием, столь же жестким, как и в отношении самих банков.

3.11.6 Независимый регулирующий орган


Регуляторы, как правило, берутся из класса банковских руководителей, которые управляют транснациональными банками. Регулирующие органы должны быть действительно независимыми; для содействия достижению этой цели могут быть введены длительные “периоды ожидания». Банкиры не возражают против регулирования как такового, но, как правило, выступают против чрезмерного регулирования. Регулирующие органы должны соблюдать «принцип пропорциональности». Это означает, что регулирование, необходимое для крупных банков, может быть несколько более мягким для малых и средних банков.

3.11.7 Налогообложение богатых и сбор налогов


Сочетание уклонения от уплаты налогов, уклонения от уплаты налогов и секретности юрисдикций, где активы могут быть скрыты (налоговые убежища), — это система, которая, а также содействие отмыванию денег для преступников и диктаторов, также может изолировать более законное богатство от своих социальных и финансовых обязательств. По оценкам, cостояниt на 2012 год, от 21 триллиона до 32 триллионов долларов США было скрыто в этих юрисдикциях секретности. Их существенными признаками являются низкий или нулевой налог и секретность, обеспечиваемая через лабиринт подставных компаний, где бенефициарное владение невозможно идентифицировать.

Усилия по получению налогов от ТНК и состоятельных физических лиц (очень-богатые) потребуют международного сотрудничества и серьезного применения. Представители уклоняющихся от уплаты налогов корпораций всегда заявляют, что они соблюдают все законы. Во многих случаях это верно, поэтому законы должны быть изменены. Как правило, компании должны платить налоги в той стране, где их прибыли.

Обеспечение полной транспарентности является первым требованием. Оксфам призывает к созданию публичного реестра конечных бенефициарных владельцев компаний, фондов, трастов и счетов, в том числе находящихся в секретных юрисдикциях. ОЭСР в течение 20 лет идет по пути реформ и начинает осуществлять свой автоматический обмен информацией (между правительствами, включая все банковские данные их резидентов) и свои стандарты отчетности по странам. Когда они будут введены в действие, как ожидается, в течение 2017 и 2018 годов, считается, что некоторые из практик уклонения от уплаты налогов, которые используются сегодня, больше не будут возможны.

Экономист Габриэль Цукман, однако, предупреждает, что прогресс был ледниковым и малоэффективным и что налоговые бухгалтеры и юристы, будучи гораздо лучше обеспеченными ресурсами, чем налоговые департаменты, вполне могут обойти эти правила – богатство, скрытое в налоговых убежищах, увеличилось на 25% за последние 5 лет, несмотря на действия ОЭСР. Цукман предлагает разработать формулу, в которой общая глобальная прибыль ТНК распределяется по странам, где она заработана, сводя на нет схемы избегания.

Вся эта система в значительной степени способствует росту неравенства. В настоящее время развитые страны теряют доходы, которые следовало бы направить на здравоохранение, образование, охрану окружающей среды или другие национальные приоритеты. Их существующий бюджетный дефицит был бы менее серьезным, если бы эти налоги были собраны. Для глобального Юга потеря еще более радикальна, поскольку для обеспечения благосостояния граждан недостаточно развитой инфраструктуры и недостаточно капитала для финансирования устойчивого развития.

Оксфам призвала к созданию глобального налогового органа, которому поручено оценивать риски, связанные с секретными юрисдикциями. Оксфам рекомендует обнародовать результаты в качестве стимула для тех, кто использует и облегчает использование налоговых убежищ. Оксфам выступает за сотрудничество с МВФ и ОЭСР в разработке перечня налоговых убежищ, с тем чтобы правительства могли законодательно закрепить сдерживающие факторы.

3.11.8 Обуздание бухгалтерских фирм «большой четверки»


Историческая роль бухгалтерских фирм заключалась в аудите и проверке счетов корпораций. После эры финансилизации (Раздел 1.1.2), осталось только пять крупных фирм: PwC, Deloitte, KPMG, Ernst & Young (EY) и Arthur Andersen, который распался в 2002. Оставшиеся четыре гиганта, защищенные непрозрачными партнерскими структурами, проводят аудит 98% корпораций с оборотом в 1 миллиард долларов США или более. Они также оказывают помощь многочисленным крупным корпорациям в разработке схем уклонения от уплаты налогов, таких как Люксембургские схемы, стали известные в 2014 году.

Такие схемы обходятся правительствам и их налогоплательщикам более чем в 1 триллион долларов США в год, по словам налогового юриста Джорджа Розвани, инсайдер, который работал на EY, PwC и Andersen. Он рекомендует отделить Бухгалтерский / аудиторский бизнес от бизнеса консультанта / налогового консультанта во всех четырех фирмах, аналогично реформе разделения коммерческого и инвестиционного банкинга.

Такие рекомендации могут зависеть от того, смогут ли правительства вновь обрести власть над судьбой людей, которых они представляют, и от способности сделать ключевой выбор в отношении направления и целей. Они также зависят от ОЭСР и МВФ в плане осуществления и обеспечения соблюдения предлагаемых новых правил. Как было сказано в разд. 2.6.1 и 2.10.3 нам необходим здоровый баланс сил между частными и общественными интересами, то есть между частным бизнесом и государством или международными органами, представляющими государства мира.

Необходима значительная политическая воля, противодействующая захвату многих правительств корыстными интересами, которые будут сопротивляться переменам. К сожалению, финансисты смогли преодолеть фактический кризис 2007-2008 годов, практически не вмешиваясь в их промышленность, несмотря на то, что налогоплательщики поддерживали их огромными суммами. Возможность настаивать на возвращении контроля суверенным правительствам была упущена представителями под влиянием финансовой индустрии (особенно в Соединенных Штатах). Крайне важно, чтобы правительства избегали такого исхода в случае возникновения следующего кризиса.

Продолжение следует...

За перевод спасибо Йонасу Станкевичусу. Если вам интересно, приглашаю присоединиться к «флэшмобу» по переводу 220-страничного доклада. Пишите в личку или на почту magisterludi2016@yandex.ru

«Аналитика»



Про #philtech
image

#philtech (технологии + филантропия) — это открытые публично описанные технологии, выравнивающие уровень жизни максимально возможного количества людей за счёт создания прозрачных платформ для взаимодействия и доступа к данным и знаниям. И удовлетворяющие принципам филтеха:

1. Открытые и копируемые, а не конкурентно-проприетарные.
2. Построенные на принципах самоорганизации и горизонтального взаимодействия.
3. Устойчивые и перспективо-ориентированные, а не преследующие локальную выгоду.
4. Построенные на [открытых] данных, а не традициях и убеждениях
5. Ненасильственные и неманипуляционные.
6. Инклюзивные, и не работающие на одну группу людей за счёт других.

Акселератор социальных технологических стартапов PhilTech — программа интенсивного развития проектов ранних стадий, направленных на выравнивание доступа к информации, ресурсам и возможностям. Второй поток: март–июнь 2018.

Чат в Telegram
Сообщество людей, развивающих филтех-проекты или просто заинтересованных в теме технологий для социального сектора.

#philtech news
Телеграм-канал с новостями о проектах в идеологии #philtech и ссылками на полезные материалы.

Подписаться на еженедельную рассылку
Tags:
Hubs:
+4
Comments 1
Comments Comments 1

Articles

Information

Website
philtech.global
Registered
Founded
2018
Employees
11–30 employees
Location
Россия