Pull to refresh

Как устроен компьютер внутри Хаябусы-2, которая сбросила бомбу на Рюгу. И фотографии его разработчиков

Reading time 8 min
Views 16K
На днях японская автоматическая станция Хаябуса-2 сбросила бомбу на астероид Рюгу. Космическим кораблем управляет радиационно-устойчивая система на кристалле HR5000 (JAXA2010/101) с 64-битным процессорным ядром MIPS 5Kf. На бортовом компьютере работает операционная система реального времени uITRON, одна из семейства RTOS-ов стандарта TRON, который появился в Японии еще в 1980-е годы и заслуживает отдельного поста.

В этой заметке я кратко опишу, что входит в СнК HR5000 и его процессорное ядро, покажу фотографии двух из ключевых разработчиков линеек MIPS 4K и 5K, а также расскажу, как вы можете поиграться дома на плате ПЛИС с «потомком младшего брата» этого компьютера — 32-битным ядром MIPS microAptiv UP, код которого на языке описания аппаратуры Verilog был основан на MIPS 4KEc.



Японское аэрокосмическое агентство JAXA лицензировало процессорное ядро MIPS 5Kf у американской компании MIPS Technologies. Это произошло еще в 2000-е годы. Группа, которая разработала это ядро, существует в разных конфигурациях уже 40 лет:

  1. Сначала в 1978-1984 MIPS был проектом в Стенфорде, под руководством Джона Хеннесси. На успехе от этого проекта Хеннесси стал автором самого известного учебника по компьютерной архитектуре и в некоторый момент — президентом Стенфорда.
  2. Затем, в 1984 году, MIPS стал коммерческой компанией — MIPS Computer Systems. В этом же году коммерциализировался и ARM. В 1991 году MIPS выпустил первый в мире 64-битный микропроцессор — MIPS R4000.
  3. После этого MIPS был поглощен Silicon Graphics и в 1990-х использовался внутри графических станций, на которых в Голливуде делали первые фильмы с реалистичной графикой («Парк Юрского Периода»).
  4. В 2000-е группа выделилась в компанию MIPS Technologies и в частности спроектировала процессор для JAXA. Штаб-квартира MIPS находилась в Калифорнии, часть разработчиков MIPS 5Kf сидела в европейском отделении MIPS в Копенгагене.
  5. В 2012 году MIPS Technologies купила британская компания Imagination Technologies, которая прославилась как разработчик GPU внутри ранних Apple iPhone.
  6. В 2017 году Apple кинула Imagination и после некоторых пертурбаций технологии и часть группы MIPS интегрировались в компанию Wave Computing, стартап, который разрабатывает чип для ускорения нейросетей.
  7. Чип Wave Computing является комбинацией из кластера 64-битных процессоров MIPS I6500, матричного умножителя на основе систолического массива а-ля Google TPU, а также процессора потоков данных (dataflow processor) на основе устройства с крупнозернистой реконфигурируемой архитектурой (Coarse-Grained Reconfigurable Architecture — CGRA). Классические процессоры в кластере I6500 загружают матричный умножитель и процессор потоков данных данными, матричный умножитель обеспечивает вычислительную плотность, а процессор потоков данных по задачам находится посередине между классическим процессоров и матричным умножителем — он более гибкий, чем умножитель, и более производителен, чем классический CPU.

Вот я сфотографировался с одним из двух ключевых разработчиков линейки MIPS 4K и 5K — Larry Hudepohl, Ларри Хьюдепол (справа в красной рубашке). Ларри начинал свою карьеру в Digital Equipment Corporation (DEC) как дизайнер процессоров для MicroVAX. Потом Ларри работал в небольшой компании Cyrix, которая в конце 1980-х бросила вызов Интелу и сделала FPU сопроцессор, который был совместим Intel 80387 и при этом был его на 50% быстрее. Потом Ларри проектировал чипы MIPS в Silicon Graphics. Когда MIPS Technologies отделилась от Silicon Graphics, Ларри вдвоем с Райаном Кинтером начали первый продукт независимого MIPS — MIPS 4K, который стал основой линейки, доминирующей в домашней электронике 2000-х (DVD-плееры, фотокамеры, цифровые телевизоры). Потом MIPS 5K полетел в космос — его использовало японское космическое агентство JAXA. Потом Ларри на должности VP Hardware Engineering руководил разработкой следующих линеек, а сейчас работает над новыми архитектурами Wave акселератора:



Теперь вернемся к процессору в Хаябусе-2 (в Хаябусе-1 он другой). Вот datasheet на процессорное ядро MIPS64 5Kf и страничка с данными системы на кристалле HR5000. Отметим несколько интересных моментов.

Прежде всего, MIPS 5Kf — конвейерный процессор. Если вы незнакомы, как это работает, то самый простой способ познакомиться — это проштудировать седьмую главу книжки «Цифровая схемотехника и архитектура компьютера» Дэвида М. Харрис и Сары Л. Харрис, последнюю версию перевода которой на русский язык которой можно скачать здесь или здесь). При этом конвейер в MIPS 5Kf отличается от классического конвейера MIPS из Харрис & Харрис. Те из вас, кто читали Х&Х, могут посмотреть на различия и догадаться почему:



Конечно же — у MIPS 5Kf не пять стадий конвейера, а шесть, с дополнительной стадией Dispatch. Эта стадия нужна, чтобы сделать MIPS 5Kf ограниченно-суперскалярным. Он может выполнять не только операции одна за другой в конвейере, но еще и может выполнять операцию с плавающей точкой одновременно с целочисленной операцией или с операцией работы с памятью (загрузка или сохранение). Стадия Dispatch запускает сопроцессор с плавающей точкой, у которого есть собственный семи-стадийный конвейер:



А вот справа на фото — Даррен Джонс, Darren Jones, разработчик FPU в MIPS 5Kf. Буква «f» в «5Kf» означает именно то, что у него есть плавающая точка:



Вот в этой табличке вы можете увидеть, сколько циклов требуют разные операции в FPU и как часто (repeat rate) их можно запускать в конвейер. Например умножение одинарной точности требует четырех циклов, но при этом вы можете запускать в конвейер новое умножение каждый цикл. Так что FPU может одновременно обрабатывать четыре умножения одинарной точности на каждой стадии обработки. А вот умножение двойной точности требует пяти циклов, и запускать его можно только с паузой в цикл. Сложная операция взятия квадратного корня двойной точности требует аж 32 циклов, причем запустить новое взятие квадратного корня можно только через 29 циклов. Вот так оптимизируется вычисление координат корабля и формул его движения в космическом пространстве:



Хаябуса-2 использует конфигурацию MIPS 5Kf с раздельными 32-килобайтными кэшами инструкций и данных. При этом из краткого описания HR5000 непонятно, использует ли он четырехканальный кэш по 8 килобайт — или двухканальный кэш по 16 килобайт. Вы можете почитать, как работают эти кэши как в Х&Х, так и в моей старой презентации про кэши, а также в полезной книжке See MIPS Run Linux 2nd Edition by Dominic Sweetman:



На Хаябусе-2 также стоит устройство управления памятью (Memory Management Unit — MMU), с буфером ассоциативной трансляции адресов (Translation Lookaside Buffer — TLB). TLB — это универсальное средство быстрого преобразования адресов из виртуального в физические. TLB позволяет:

  1. Cкрывать память операционной системы от непривилегированного кода.

  2. Защитить пользовательские программы друг от друга.

  3. Предоставить доступ программы к объему виртуальной памяти, который превосходит объем физической оперативной памяти.

  4. Адресовать бОльшую по размеру физическую память, чем доступно виртуальных адресов.

  5. Разместить программу в любой части физической памяти.

  6. Позволяет нескольким регионам памяти выглядеть как последовательный кусок.

  7. Позволяет подгружать куски программы с внешнего устройства по необходимости.

  8. TLB также ассоциирует с адресом разные атрибуты: запрета чтения, записи и исполнения, а также атрибуты кэшируемости и когерентности.


    • Атрибут кэшируемости нужен, чтобы показать процессору, где находится адресное пространство для следующего уровня кэша, а где — для решистров ввода-вывода, которые нельзя кэшировать.

    • Атрибуты когерентности нужны для совместной работы нескольких процессорных ядер, в каждом из которых свой кэш первого уровня, а все вместе они используют общий кэш второго уровня.

  9. TLB может хранить индикатор, что на страницу с данным адресом происходила запись. Это помогает при своппировании, загрузке-выгрузке страниц памяти в системах с объемом физической памяти меньшей, чем нужно приложению для адресации всех кусков своего кода и данных виртуальными адресами.



Вот так выглядит трансляция 64-битного виртуального адреса в 36-битный физический на MIPS 5Kf. Зачем на Хаябусе-2 64-битный процессор с 36-битными физическими адресами? Я подозреваю, что Хаябуса-2 делает фотографии и должна обрабатывать изображения, для чего нужно много памяти. Возможно для некоторых алгоритмов 64-битная арифметика и 64-битные обмены с кэшем (или 64-битные некэшируемые обмены с памятью) что-то улучшают, и оно оказывается полезным в космосе. Но точно не знаю, наверное нужно спросить у Zelenyikot и amartology, которые знают про космос больше, чем я.



Вы можете почитать про TLB в Х&Х и See MIPS Run, но есть нюанс: обе книжки описывают, как выглядит TLB с точки зрения программиста. Но с точки зрения железячника проектировщики процессора обманывают программиста, показывая ему TLB как одну ассоциативную таблицу трансляций, при том, что на самом деле внутри TLB Хаябусы-2 таблиц три: микро-TLB инструкций, микро-TLB данных и общее (Joint TLB). Сначала устройство управления памятью ищет в ITLB и DTLB, и только если не находит, берет из JTLB. Это стоит процессору лишних 2 цикла. Также см. мою старую презентацию про TLB:



Интерфейс между кэшами первого уровня и контроллером памяти у MIPS 5Kf у Хаябусы-2 называется EB (произносится И-Би). Это сокращение от «External Bus». Он похож на AHB и AXI, и позволяет делать burst, выдавать из кэша или заливать в кэш из памяти целую строку, с помощью трансферов в последовательных циклах.





Вне процессорного ядра у HR5000 есть контроллер прерываний, модуль UART, контроллер прямого доступа к памяти, таймеры и контроллер PCI:



Для работы в космосе чип должен быть защищен от радиации. Я не специалист по радиационной защите, для этого на Хабре есть amartology, но знаю, что такая защита может делаться как на уровне физической технологии производства, так и на уровне разнообразных проверок ECC, и даже на уровне архитектуры, с троированием и т.д. Создатели системы на кристалле HR5000 решили применить обычный принятый в коммерческих применениях маршрус RTL2GDSII, синтез графа из логических элементов из кода на языке описания аппаратуры Verilog. Однако после получения такого графа (netlist), они модифицируют его с помощью специальной библиотеки примитивов hardness-by-design (HBD) (никогда такое не использовал, поэтому любое разъяснение в комментах приветствуется):



Так как MIPS 5Kf написан на Verilog, его можно превратить не только в нетлист, и не только в маску для производства чипа на фабрике, но и в конфигурацию ПЛИС. К сожалению исходники MIPS 5Kf не лежат в открытом доступе, но в открытом доступе лежат исходники потомка его «младшего брата», 32-битного процессора MIPS 4K. Этот «потомок» называется MIPS microAptiv UP, и его базовая конфигурация входит в пакет MIPSfpga. Код MIPS 4K/4KEc/microAptiv UP/M5150 (это все прогрессирующие версии линейки) тоже в свое время писали Ларри, Райан и Даррен.

Вы можете поиграться с конвейером, кэшами, устройством управления памятью и прерываний ядра MIPS microAptiv UP, запустить его на симуляторе или плате с ПЛИС/FPGA. Для этого достаточно загрузить пакет MIPS Open™ FPGA Getting Started Package, вместе с MIPS Open™ FPGA Labs, и (это важно!) дополнить его MIPSfpga+. В последнем есть лабы про конвейер, кэш и устройство управления памятью.

Синтезировать и запустить процессор MIPS microAptiv UP можно на недорогой плате за $85 (академическая цена $55):



Для работы с пакетом MIPSfpga/MIPSfpga+ нужно знание языка описания аппаратуры Verilog, принципов проектирования на уровне регистровых передач и умение писать на ассемблере MIPS.

Ассемблер MIPS выучить проще всего. Для этого можно скачать симулятор MARS (MIPS Assembler and Runtime Simulator). Пользоваться им можно научиться за 5 минут, фактически в нем три кнопки — ассемблировать, запустить, запускать пошагово:



Потом можно провести день, упражняясь в писани на ассемблере по книжкам Харрис & Харрис и See MIPS Run Linux.

Если вы совсем ничего не знаете про разработку цифровых схем вообще и на языке описания аппаратуры в частности, вы можете начать с роснановского онлайнового курса для школьников, из трех частей: «От транзистора до микросхемы», «Логическая сторона цифровой схемотехники», «Физическая сторона цифровой схемотехники»). Потом можно изучить Verilog по Х&Х и понять что есть процессор по упрощенному процессору schoolMIPS.

Если вы заинтересовались этой темой и хотите участвовать в работе над MIPS Open (в рамках которого было открыто ядро MIPS microAptiv UP), напишите в комментариях. Роснановцы также проводят семинар для школьников по цифровому проектированию 17-19 апреля, где будет речь в том числе и об этом космическом процессоре. Хаябуса-2 бомбардировала Рюгу не зря — это в том числе повод для российских школьников и студентов узнать, что у нее внутри.
Only registered users can participate in poll. Log in, please.
Стоит открыть исходники процессорного ядра MIPS 5Kf которое стоит внутри Хаябусы-2?
66.67% Да 76
33.33% Нет, инопланетяне через EJTAG его взломают и будут посылать на Землю вирусы 38
114 users voted. 28 users abstained.
Tags:
Hubs:
+38
Comments 48
Comments Comments 48

Articles