Pull to refresh

Поймай меня, если сможешь

Reading time8 min
Views68K
Ты – эффективный менеджер. Я – программист. Ты умудрился стать моим начальником. Я занимаюсь автоматизацией нашего сраного завода. Ты делаешь вид, что руководишь этим процессом.

Я был на твоем собеседовании. Не на основном, а на кроссе. Я слышал, как ты рассказывал, что сам когда-то был программистом. Потом какими-то проектами внедрения руководил. Был очень успешным. Но за каким-то [фиг]ом пришел в нашу дыру.

Ты утверждаешь, что знаешь об автоматизации все. Ты называешь себя властителем душ программистов. Говоришь, что они у тебя танцуют, как кобра под дудочку.
Что ж. Проверим.

О, как предсказуемо. Ты собрал нас в переговорке, и толкаешь речь. Дай угадаю – сейчас скажешь, что главное – результат. Точно, так и есть. На этом предприятии ценится только тот, кто даёт результат – говоришь ты. Ты тут один день, и будешь мне рассказывать, что ценится на нашем предприятии?

Расскажи о ценности результата начальнику производства, по совместительству – другу детства учредителя. А он тебе расскажет, как от него бегут, например, технологи, потому что он не только тупой, но и не соизволил за годы работы разобраться в том, чем руководит.

С директором по качеству о результатах, может, поговоришь? Потом мне расскажешь, почему получение сертификата ISO они называют результатом.

Ладно, давай, чеши дальше. Результат, результат. О, новое словечко, я такого не слышал – бизнесовая. Прикольно. Не знал, что от слова «бизнес» можно образовать прилагательное. Видимо, эффективным можно. Ладно, пошли работать.

Хорошая привычка – оставлять на компьютере открытой среду разработки, предварительно модифицировав какой-нибудь кусок кода. Чтобы виден был значок модифицированности. Тогда на твой вопрос о текущей задаче я могу ответить очень просто. Да, это модуль. Да, это код. Что за модуль? Решение СЛАУ. Не знаешь, что такое СЛАУ? Ну тогда слушай… Не хочешь слушать, дел у тебя много? Ну так иди, делай свои дела. Что я делаю со СЛАУ? Сходимость ускоряю, чтобы итераций меньше было.

О, как же я не подумал – тебя ведь бизнесовые задачи интересуют. Думаешь, в краску меня вгонишь, спросив, кому из пользователей это надо? Иди в бухгалтерию, спроси, как они относятся к скорости расчета себестоимости. Как причем тут СЛАУ?! Ты что, не знаешь, что все приличные люди давно считают себестоимость, применяя СЛАУ? А, ну да, где-то слышал. Давай, до свидания.

Чего? Какой я сам себе срок назначу на решение этой задачи? Ты серьезно? Это какая-то техника менеджерская, что ли? Ну так и у меня техника есть. Срок – два месяца. Слишком долго? Ну да, я знал, что ты так скажешь.

Давай, снова рассказывай мне про то, что программисты сами не понимают, насколько неэффективно они действуют. Что не бывает задач, которые надо решать два месяца. Сам знаю. Давай, дели пополам. Отлично, новый срок – месяц. Годится.

Наутро, после совещания, ты прибегаешь белый, как мел. Ага, подсели на ухо. Или сразу вставили. Интересно, хороший из тебя демпфер? А то обычно мне вставляли.

Ну давай, рассказывай. Бухгалтерия жалуется. Понятно. Программисты им не помогают. Давай обсудим.

Не хочешь обсуждать? Ты начальник, я подчиненный, а задачи бухгалтерии – бизнесовые? Знаю, что конец квартала. Знаю, что надо закрывать. Знаю, какие штрафы. Еще знаю, что они сами все делать умеют. Я их сам всему научил. И пока тебя не было, они все делали сами. А тебе на ухо подсели, потому что ты – дебил. Знают, что деталей ты не знаешь. Знают, что тебе надо закрепиться и обрасти связями. Знают, что тебе важнее мнение руководителей о тебе, чем те самые бизнесовые задачи.

Давай посчитаем, а? Считать-то хоть умеешь? Смотри. Тебя прогибают под то, чтобы программист сел и работал за бухгалтера. Бухгалтер обходится компании в 3-4 раза дешевле, чем программист. При этом бухгалтер, пока я за него работаю, не может взять на себя и одного процента моих задач. Собственно, как и ты сам. А, это всё лирика… Как скажешь. Сейчас пойду и сделаю, чего мне. Подработать бухгалтером с моей зарплатой – милое дело, работа ведь там – не бей лежачего. Только не забывай, что срок решения моей очень важной задачи про СЛАУ увеличивается, как минимум, на две недели. Почему так много? Ну сам подумай – я ж контекст меняю. Ты ведь эффективный менеджер, знаешь, как влияет на программиста смена контекста, особенно – такая резкая. Не знаешь? А, где-то слышал, но считаешь, что это всё – ерунда? Утверждаешь, что любой человек способен работать в режиме многозадачности?

Ну давай сравним. Твоя работа – трындеть, читать и писать письма, мне в мозг срать. Каждая задача – максимум на час. Понятно, что тебе переключиться не сложно. А я же зарываюсь в код, контекст задачи растет в геометрической прогрессии, и его надо держать в голове. Вынырнул из контекста – весь путь придется повторять заново. Меня нельзя отвлекать. Меня нельзя переключать. Единственная причина, по которой можно меня тыркать – если ты хочешь, чтобы я работал хуже. Хочешь? Нет? А, да, у тебя бизнесовая задача…

То есть ты хочешь, чтобы я тебя спас от нападок, так? И ты в долгу не останешься? Ой, только не начинай… Не угрожаю я тебе, валенок. Ты – лох, уж прости. На меня где сядешь, там и слезешь. А тебе пальцами щелкнули, и ты побежал исполнять. Ладно, спасу твою эффективную задницу.

Иду к тебе попросить увеличения зарплаты. Знаю, что бесполезно. Ты ничего не решаешь в этой компании. Максимум, что ты можешь – пойти к директору или собственнику, и передать мою просьбу. Ты не будешь просить за меня, уговаривать, проводить анализ рынка труда. Возможно, ты даже предложишь уменьшить мою зарплату, выдав это за свой результат. Как же, сэкономил компании десятку в месяц.

Да, я был слишком высокого мнения о тебе. Сходу начинаешь юлить и говорить, что сейчас не время. Что надо выдать результат. А работающая система – ни хрена не результат. Нужны проекты, прорывы, качественный скачок в автоматизации. И пофигу, что ты не знаешь, что это такое. Обещаешь подумать. Возможно, обсудить с директором. Какое же ты жалкое убожество…

Приходишь и разговариваешь сквозь зубы. Видно, что хочешь что-то сказать. Ну так говори, чего вокруг да около ходить. А, понятно. Злишься, что я через твою голову прыгнул – сходил к директору и договорился об увеличении моей зарплаты.

Ну так, милый мой, я с этим директором несколько лет тут работаю. Еще когда он директором не был. Я его службу тогда автоматизировал вдоль и поперек. Он хорошее помнит. Без базара взял и накинул двадцатку. А через тебя какой смысл пробовать? Я на пенсию выйду, пока ты решишься язык из жопы вытащить.

Ты же менеджер, к тому же – эффективный. Таких, как ты, даже в нашей деревне – сотни. Это я тех посчитал, кто работу ищет. А я – программист. Сходи на hh, посмотри, сколько вакансий программистов. А потом глянь, сколько резюме. Потом расскажешь мне, как плохо я поступил. Я аналогичную работу за день найду.

Ну, чего мнешься? Еще что-то спросить хочешь? Ой ёёё… Ну садись, расскажу тебе, как в этой компании получать повышение зарплаты. Работать надо, дружище, а не на совещаниях сидеть. Ты ведь думаешь, что работа – это то, что на красивой презентации надо представлять, в присутствии топ-менеджмента, чтоб тебе все аплодировали и завидовали. Нет, работа – она проще и ниже. И она руками делается, а не языком.

Уверен, что нам нужна система заявок от пользователей? Нет, я не против. По крайней мере, тебе я об этом не скажу. А тебе она зачем? Метрики посчитать? SLA? Хочешь, наконец, понять, чем я тут занимаюсь? Заявки от пользователей будешь согласовывать? Ну да, это и есть работа менеджера.

Ладно, давай запустим. Только, ты ведь знаешь, что пользователи не будут ей пользоваться? Убедишь? Заставишь? Ну, удачи. А я буду решать задачи в обход твоей системы.

Обиделся, что ли? А, ну давай свое правило. Да, я запомнил. Решать только те задачи, которые оформлены через систему, и получили твое одобрение. Легко. Сколько там задач сейчас? Три? Вот их и буду решать. А ты беги, убеждай.

Что голову повесил, мил человек? Опять получил на совещании? Дай угадаю – тебе вставили за то, что задачи не решаются? А ты сказал, что эти задачи не записаны, поэтому не решаются? А тебе сказали, что сам свои задачи записывай? Ага, теперь я, значит, должен все задачи записывать?

Ты, значит, такой будешь вбегать в кабинет, кидать мне задачу, а я – вбивать ее в систему, ставить твои сраные метрики и классификаторы полезности? Жалко что ли. Нормальная такая работа, секретарская. Бухгалтером я уже поработал, благодаря тебе.

Что, опять вставили? Ну да, программист не решает задач пользователей. Потому что программист вбивает задачи пользователей. Заставь дурака Богу молиться, как говорится – я ведь не сижу и не жду, пока мне принесут задачи. Хожу, разговариваю с пользователями, вытаскиваю из них задачи. Потихоньку записываю, анализирую, по метаданным расписываю, архитектуру проектирую. На программирование, увы, времени не остается. А ты как хотел? Твоя ведь идея – систему управления задачами поставить?

Давно пора. Выключаем твою систему, работаем, как раньше.

Чего орешь? Сам ведь укатил на конференцию, а я сделал доклад за тебя. Отлично получилось, кстати. Правда, я немного корректировок внес. Ты из-за этого обиделся?

Ну смотри. Ты захотел заработать политических баллов, и посчитал стоимость решения каждой задачи. Прицепил туда потенциальную пользу для предприятия. У тебя получилось, вроде, что компания в плюсе?

Только ты одну ошибку в расчетах допустил – только мою зарплату включил в стоимость автоматизации. А я еще твою добавил. И ой… Все твои плюсы стали минусами. Компания, оказывается, теряет деньги. Со мной – в плюсе. С тобой – в минусе. Ладно, не ори. Больше не пойду вместо тебя доклады делать. Если не позовут, конечно.

Нет, я не буду оценивать целесообразность твоего проекта. Да ты и не просишь. Не барское это дело. Тебе поручили проект, я его сделаю. Я точно знаю, что никто не будет пользоваться результатами. Потому что я в первый год работы делал точно такой же проект. Тоже дурак был.

Теперь-то знаю, что высокопоставленные пользователи просят автоматизацию не потому, что она им нужна, а потому, что хотят напрячь ИТ-отдел. Или потому что им вставили за слабую автоматизацию. Но ты-то этого не знаешь. А я тебя просвещать не буду. Первое правило заводского программиста – позволь другим совершать ошибки.

Разумеется, я выполню этот проект. Естественно, я сделаю это качественно. Да, я согласен сделать это быстро. Ни при каких обстоятельствах я не скажу тебе, что программировать там ничего не надо – я же давно все сделал. Сейчас назову срок в четыре месяца, ты уменьшишь до двух, и у меня будет шикарный отпуск на рабочем месте.

Что, не пользуются результатами твоего проекта? Выкатывают кучи новых требований, больше похожих на записки сумасшедших? Ну а ты чего ждал. А, думаешь, дело в кривом коде? Хочешь сделать ревью? Буду только рад.

Да, конечно, давай, покажу тебе код. Ты ж бывший программист. Чего ищешь? Запросы в цикле? Нашел? Еще что знаешь о качестве кода? А, времени у тебя больше нет, позовешь внешнего программиста для оценки? Давай, в полный рост. Интересно, кто придет – Серёга или Лёха?

Серёга пришел. Точно, Лёха же в Москву уехал. Молодец Серёга, делает вид, что мы не знакомы. Сейчас этот валенок уйдет, и поговорим нормально. Результат ревью предсказать несложно. Мало ли, вдруг меня как-нибудь позовут серёгин код проверять?

Проектные премии – это замечательно. Да, я понимаю. Держать меня на окладе – неправильно, т.к. у меня нет мотивации. Ты ведь лучше меня знаешь, как меня мотивировать. А у тебя нет рычагов влияния на меня. Как же – эффективный менеджер, и без рычагов.

Ну да, я теперь веду четырнадцать проектов. Да, раньше был один. А теперь четырнадцать. Ты ж хотел меня замотивировать – у тебя всё получилось, поздравляю. Ну да, этот проект выполняется за неделю. А тот – за три дня. Такие проекты, что уж тут… Формальные критерии соблюдены. Я даже бумажки оформил как надо. Давай, выписывай премию.

Над тобой все смеются. На ваших больших совещаниях, конечно, такого не происходит. Но в курилке я такого про тебя слышу. И не возражаю. Поддерживаю. Развиваю.

Потому что ты – клоун. Ты не разбираешься в программировании. Ты не знаешь систему, в которой мы работаем. Ты не знаешь предметную область. Ты ни разу не был в цехе.

Ты приходишь в отделы и начинаешь разговаривать про автоматизацию. Тебе говорят, где надо улучшить, а ты молчишь. Потому что не понимаешь и половины слов, которые тебе говорят. Ты можешь только записать. И прислать меня для «уточнения постановки задачи». А они смеются и спрашивают, «нафига этот приходил».

Нет, я не буду твою задачу делать. У меня задание от директора. Да, срочное. Нет, я не знаю, почему ты ничего не знаешь об этом задании. Сходи, спроси, если хочешь. Не хочешь? Нет, я не буду тебе рассказывать, о чем эта задача. Настаиваешь? Давай, настаивай. Иди на [фиг]. Да, прямо в глаза – иди на [фиг]. Ты настолько жалок, что мне тебя даже не жалко.

Иди, жалуйся директору. Скажи, что меня надо уволить. А задачи будешь решать ты. Или найдешь нового программиста. Серёга как раз свободен, вроде. Успевай – пара дней, и уйдет парень. Или аутсорсеров наймешь. Чего ты там еще-то умеешь? Ой, не надо мне угрожать. Ничего у меня боком не выйдет. Никто у тебя не спросит рекомендацию для меня. Никогда мы с тобой больше не встретимся.

Нет, я не знаю, почему тебя увольняют. Нет, я к этому непричастен. Нет, со мной никто о тебе не разговаривал. Нет, я не дам тебе рекомендацию. Нет, я не хочу занимать твоё место. Я программист, мне и так нормально.
Tags:
Hubs:
If this publication inspired you and you want to support the author, do not hesitate to click on the button
+83
Comments214

Articles

Change theme settings