Pull to refresh

Начало научной карьеры (часть 5)

Reading time6 min
Views2.6K
Итак, как и обещал, давайте сделаем шаг назад и поговорим о «болонской» магистратуре. Мне довелось узнать эту систему с хорошей стороны; не могу обещать, что в каждом университете она реализована точно так же. Но думается, что мой опыт должен быть скорее похож на норму, нежели на что-то нестандартное.

Сразу хочу призвать отказаться от дискуссий о научном качестве того или иного типа образования. Будем обсуждать только социальные аспекты, то есть привлекательность болонской системы для студента. По поводу же качества попробую высказаться мягко. Системы образования — как языки программирования. Если бы хотя бы один был очевидно лучше других, других бы не осталось. Да, может, болонская система немного лучше, а может, и немного хуже (в научном плане). Однако социальные аспекты не менее важны. Как я уже говорил, возможно, с научной точки зрения лучше запереть молодого специалиста в шарашке, и пусть себе изобретает. А то отвлекается, видите ли, на пиво и дамочек. Поэтому вопрос я ставлю иначе: в какой системе человек чувствует себя наиболее комфортно и при этом получает достаточно качественное образование. И здесь мои симпатии всецело на стороне «болонского» образования, об особенностях которого ниже и пойдёт речь.

Свободный выбор курсов

На любой программе существует обязательный набор курсов. Как и у нас. Но их число пытаются существенно ограничить. По моим прикидкам, обязательные курсы составляют не более 20-30% учебной программы студента. При выборе любого курса студент обязан учитывать: (а) соответствие программе (нельзя взять ботанику в зачёт computer science); (b) соответствие уровня сложности (нельзя взять курс по языку C в качестве магистерского — это курс бакалаврского уровня). Иногда практикуется система «предварительных требований». Например, преподаватель может указать, что для прохождения его курса вам необходимо сначала пройти такой-то и такой-то курсы. Обычно делается это неформально, то есть не ставится задача прохождения конкретного курса в конкретном университете. Просто указывается: для прохождения курса Х вам надо владеть материалом курса Y по следующей программе (здесь ссылка на домашнюю страничку курса).

Это «форма». Теперь поговорим о содержании, то есть о неоднозначных моментах. Сильнее всего критикуют возможность получить степень «болонского» магистра и при этом не владеть совершенно какими-то базовыми вещами, не попавшими в обязательную программу. Я склонен согласиться с этим мнением. Но считаю, что выставлять идиотами студентов тоже незачем. Если студент ставит задачу с наименьшими затратами получить диплом, он сможет сделать это и в западной, и в российской системе. Если же стоит задача научиться чему-либо, можно грамотно подойти к выбору курсов. Для этого существуют «тьюторы» и кураторы, призванные решать возникающие у студентов проблемы. В конце концов, можно неформально пообщаться с любым профессором. По личному опыту — контакт между профессором и студентом на Западе теснее. Попросить помочь определиться с подбором курсов вполне приемлемо.

С другой стороны, вариант со «спущенной сверху мудрым руководством» программой работает лишь в теории. На практике «мудрое руководство» далеко не всегда заботится о качестве образования. Такова жизнь, и ничего с этим не поделаешь. Лично сталкивался с огромным числом ситуаций, когда студентам (в России) ставили совершенно «левые» курсы исключительно из политических соображений. Допустим, когда-то всех поголовно пытались сделать физиками в области ракетостроения. Теперь объективно необходимость в специалистах по ракетам снизилась, а вот, скажем, программирование было бы неплохо подтянуть. Но руководство не может уволить преподавателей физики ракет и нанять новых сотрудников. Поэтому либо ставят физиков вести программирование (в котором они ни черта не понимают), либо плюют на истинные нужды студентов и заставляют их слушать предмет, совершенно не имеющий отношения к специальности. Процесс обучения становится всё более формальным. Фактически, всё делается «для галочки». Преподаватель, ведущий ракетную физику программистам, прекрасно понимает, что им этот предмет нафиг не нужен, и частенько ставит всем зачёты без лишних сложностей. Студенты, соответственно, точно так же «забивают» на предмет. Бывает и так: студент на экзамене начинает каньючить, объясняя преподавателю какой-нибудь механики сплошных сред, что его предмет никогда этому студенту не пригодится, ибо он собирается в жизни заняться, скажем, математическими моделями в экономике. Преподаватель здесь может (справедливо) войти в положение и поставить зачёт. Но, конечно, в целом такая система невероятно расхолаживает.

Если же студент сам отвечает за выбор предмета, нытьё на зачёте не поможет. Выбрал предмет — изволь его сдать. А если не сдал — не беда, в конце концов, попробуй ещё раз. А не удалось и после нескольких попыток — тоже не смертельно, выбери другой предмет и сдай его. В «жесткой» системе несдача одного-единственного третьестепенного предмета означает автоматическое отчисление (по крайней мере, в теории). Не думаю, что жизнь, при которой любая сессия может нанести тяжкий удар, способствует получению удовольствия от процесса образования.

Таким образом, «свободная» система, во-первых, сильно снижает стресс. Любой предмет можно пересдавать несколько раз (правда, насколько знаю, в Германии с этим строже) или вообще отказаться от него. Во-вторых, упоминание о пройденном курсе в дипломе заставляет верить, что студент действительно знает этот курс, а не просто «прошёл» его. Ибо «нахаляву» оценку ставить не будут. В этом просто нет необходимости.

Письменные экзамены

Возможно, это и не совсем относится к болонской системе, но абсолютное большинство проводящихся экзаменов имеют письменную форму. Устные экзамены тоже практикуются, но гораздо реже. Мне кажется, в большинстве случаев устные экзамены плохи, ибо открывают невероятный простор для всякого рода взяток, сведения счетов и прочей мерзости. Сел студент с преподавателем, они о чём-то там поговорили — и концы в воду. О чём спрашивали, что отвечал — да кто их теперь знает?

Письменный экзамен — это не тест. Это что-то вроде школьной контрольной работы. Даются теоретические вопросы, практические задачки. Грубо говоря, один билет на всю группу. А студенты сидят, расписывают теорию, решают задачи. Затем работы в течение пары недель проверяются, а результаты сообщаются. Алгоритм подсчёта баллов известен заранее, и если студент считает свою оценку несправедливой, он всегда может апеллировать, предъявив письменное доказательство своей правоты (экзаменационную работу). Аналогично, если студент требует незаслуженно высокой оценки, преподаватель всегда может доказать свою точку зрения.

Экзаменационная работа обычно хорошо покрывает материал курса. На экзамен (то есть на написание студентом «билета») может отводиться несколько часов. Опять же, учитывая необязательность большинства курсов, экзамены проводятся со всей строгостью. Любая попытка списывания пресекается предельно жёстко. Это считается нарушением академического «кодекса чести», за которое для начала можно попасть на беседу к начальству, а затем и доиграться до отчисления.

Да, ещё один аспект. По крайней мере, у нас очень большое внимание уделялось умению студентов демонстрировать свои достижения. Например, все студенты делятся на группы по три-четыре человека. Каждой группе даётся задание («проект»). Выполнение проекта подразумевает какое-то нехитрое исследование, программирование и показ результатов. Показ обычно подразумевает презентацию своего проекта перед остальными студентами, например, с помощью PowerPoint. По личному опыту: у наших (российских) студентов этот полезный навык не очень развит.

Свобода передвижения

За границей вообще очень любят всевозможные сотрудничества, поездки, обмены. Считается нормальным, если профессор поедет на семестр или на год работать в другой университет. Краткосрочные визиты (от одного дня до недели) сотрудников — дело вообще будничное. Студентам тоже не возбраняется увидеть мир, хотя это и несколько сложнее :)

Так или иначе, всё опять сводится к задаче свободного выбора курсов. Если студент присмотрел что-то интересное в чужом университете, он волен договориться с тамошним профессором о зачислении себя на курс. В случае успеха баллы за пройденный курс будут зачислены студенту в основную программу. Некоторые преподаватели не имеют ничего против дистанционного обучения. В этом случае вполне можно «не отходя от кассы» получить баллы от какого-то иногороднего или иностранного вуза.

Тем, кто сомневается по поводу качества «внешних» курсов, напомню, что все подробности (где прослушан курс и кто преподаватель) вносятся в приложение к диплому. Так что «образовательная история» студента всегда открыта и доступна.

Студенческий обмен (поехать куда-то на семестр или на год) — штука слегка более сложная, но тоже широко практикуемая. Я сам никогда в подробности не вникал (не было необходимости), но существуют программы обмена, такие как Erasmus, выделяющие гранты на поездку за границу. Мне лично это кажется огромным благом. Человек, поживший за границей, «покрутившийся» среди сверстников из других стран, приобретает бесценный опыт общения. Во-первых, он избавляется от кучи идиотских стереотипов, увы, имеющих место в мире (и пышно цветущих в нашей стране). Во-вторых, он завязывает контакты, особенно полезные в дальнейшей научной карьере, знакомится со странами и университетами. Стоит ли говорить, что вне рамок свободного выбора курсов подобные поездки были бы затруднены?..

На этом, пожалуй, закончу. В следующий раз планирую поговорить об окончании аспирантуры и о дальнейших вариантах развития событий.

UPD: Более подробно об особенностях образования в Германии
Tags:
Hubs:
+61
Comments35

Articles