Pull to refresh

Зачем шпионы подглядывают или противостояние ПЛО США и АПЛ ВМФ СССР

Reading time9 min
Views19K

5 узлов. Это много или мало? Ну, это меньше 10 километров в час. Эту скорость при желании можно развить на своих двоих, не особенно напрягаясь. Тем интереснее может оказаться факт, что изменение возможной скорости перемещения, скажем, атомной подводной лодки по сравнению с ожидаемой может спутать вероятному противнику все карты. В периоды обострения международной ситуации ставки обычно растут и ценность точной развединформации, порой, может быть сопоставима с военным бюджетом государства. Предлагаю заглянуть во внутреннюю кухню военных ведомств примерно таким же образом, каким сисадмин анализирует сетевые пакеты, дабы узнать, что положило его веб сервер. Только вместо верного WireShark'а у нас будут рассекреченные отчёты и доклады, и упал не сервер, а министр обороны.

Период Холодной Войны — практически не рассмотрен в вопросах сравнения американской и российской точки зрения. Конечно, в виду отсутствия документальной базы и множества экспертов сомнительной квалификации, утверждающих о богатой практике службы, опирающихся на мемуары и воспоминания, тяжело предоставить взгляд с советской стороны. Тем не менее, из имеющегося богатства открытых материалов можно постараться воссоздать взгляд со стороны СССР. Американские же источники начали рассекречиваться, по большей части, после середины 2010-х годов, к примеру, в 2021 году стал рассекречен Sea-Based Airbourne Antisubmarine Warfare 1940-1977, отчет флота США по исторической перспективе развития сил и средств ПЛО (причем рассекречен в связи с открытием материалов по гибели «Трешера», 1963 год). 

Я постараюсь рассказать о несколько недооцененном ранее эпизоде Холодной войны, который подтверждается минимум двумя книжными  источниками (Норман Полмер, Cold War Submarines: The Design and Construction of U.S. and Soviet Submarines 2005; Rickover and the Nuclear navy, Naval Institute Press Annapolis, Maryland, 1990). В неявном виде эта история подтверждается серией статей Washington Post в 1986 году, посвященных выходу книги Running Critical: The Silent War, Rickover, and General Dynamics, 1986 в которых эта история впервые подается для широкой публики в открытом виде. Отечественный взгляд на данную ситуацию показывает сайт Штурм Глубины и книга «Один из многих. Один из лучших». Возможно, кто-то сможет дополнить отечественные источники документами — я буду ему весьма благодарен. 

Ссылка на дополнительные источники информации
Ссылка на дополнительные источники информации

Прошу отметить, что я не опираюсь на зарубежный источник как на единственный достоверный, а стараюсь сверить между собой все доступные источники и привести их к единому взаимосочетаемому стилю. Другое дело, что документов СССР данного периода в открытом доступе я не смог найти, поэтому сколь-нибудь документальный взгляд советского периода станет доступен после попадания флотских документов СССР периода 1960-1980х годов в открытый доступ для изучения историками.

Нам стоит начать с 1966 года, когда доктор Алан Энтховен (Alain C. Enthoven) (источник 1), помощник министра обороны (системный аналитик) изучает предоставленные флотом США отчеты по борьбе с советским флотом(Циклоп I, II, III, которые были направлены министру обороны Роберту МакНамаре в августе 1966 года) и используя флотские же данные, цифры и материалы, в 1967 году предоставляет отчет, в котором математически показывает, что при указанных флотом цифрах и данных американцы будут терять 1 лодку на 25 советских (источник 2). А это значит, что такая крупная (существующая) программа кораблестроения атомных подводных лодок Америке не нужна. В офисе министра обороны подводят итог: к концу 1967 года установлена квота в 105 кораблей. Из этого числа 69 атомных, и 36 дизельных. Поскольку было ясно, как отнесется Конгресс к дизельным лодкам (которые гораздо дешевле атомных), вопрос был исключительно об атомных. На 1 января 1968 года 32 были сданы, 22 в строительстве и еще 8 одобрены, но не заложены. Всего 65. Стоило построить еще 4 и подводный флот США упирается в свой потолок, дальнейшего строительства и развития не будет.  

Адмирал Риковер, отец атомного подводного флота США, его офицеры и Управление флотских реакторов - негодуют. Они пытаются бороться, доказывая, что программа строительства советских подводных лодок представляет большую угрозу, что возможно недооценен потенциал русского атомного флота, и, наконец, прекращение программы строительства со сворачиванием производственных мощностей нанесет огромный ущерб как промышленности, так и оборонному потенциалу страны. Они пытались бороться за развитие идеи высокоскоростных атомных подводных лодок с новыми, более мощными реакторами, но к концу декабря 1967 года получают отказ от министра обороны США.

Но тут опять вмешиваются русские. 5 января 1968 года, менее чем через неделю как МакНамара отверг предложение о развитии идеи высокоскоростных подводных лодок, горстка американцев получила точную и очень важную разведывательную информацию. Они получила ее непредсказуемым и неприятным путем.  

3 января 1968 года командир атомного американского авианосца USS Enterprise (CVN-65) Кент Листон Ли отдал приказ на выход из гавани Сан-Франциско, а штурмана уже прокладывали курс к побережью Вьетнама.

О выходе авианосца было доложено разведывательным судном ВМФ СССР, рыболовецким траулером.

Советский Союз во время всего конфликта во Вьетнаме старался быть в курсе передвижений любых военных кораблей США на Западном побережье. 

«Enterprise» был уже в двух днях пути от Гаваев, когда с кораблей охранения пришел доклад о подтвержденном контакте с подводной лодкой класса «November»/«Ноябрь», советский 627А проект, которые строились на верфях Советского союза с августа 1956 по июль 1964 года и в настоящий момент, в общем-то, считались уже устаревшими. К 1968 году система СОСУС позволяла уже примерно определять район местонахождения подводных лодок, и направлять силы ПЛО для идентификации контакта и дальнейшей работы с ним. Правда, к 1968 году по американским отчетам, и советское развертывание подводных сил стало показывать любопытное усложнение (surprising sophistication).

Sea-Based Airbourne Antisubmarine Warfare 1940-1977
Sea-Based Airbourne Antisubmarine Warfare 1940-1977

По американскому отчету, подводная лодка двигалась на перехват американской авианосной группировки, сигнал был передан от группировки СОСУС к АУГ, DLGN 35 Truxtun (атомный крейсер УРО) был направлен для подтверждения контакта (акустического) с лодкой, после чего направил P-3 Orion для слежения за лодкой, которая и была обнаружена самолетом на поверхности в сумерках.

Советская подводная лодка 627А проекта - самый первый советский атомный подводный проект - развила скорость (оценочно) в 31 узел. ЦРУ уверяло что это невозможно, американский флот в своей доктрине боя рассчитывал на скорость в 23-26 узлов. Американцам понадобилось 10 лет, чтобы выяснить истинную скорость советской подводной лодки. Более того, оказалась, что старая советская лодка дает скорость на 6 узлов больше новейшей американской! А по докладам ЦРУ, в СССР уже строились новые, улучшенные советские проекты подводных лодок. 

Если первоначально американские подводные лодки планировали, пользуясь своими совершенными средствами, заранее обнаруживать советские лодки, а потом, пользуясь своей акустической скрытностью, наносить удар с минимальных дистанций для гарантированного поражения советской подводной лодки,  то теперь получалось что советские лодки могли уходить от выпущенных в них торпед, что ставило доктрину флота США под угрозу.

отсылка к The Third Battle: Innovationin the U.S. Navy's Silent Cold War Struggle with Soviet Submarines, отрывок из статьи коммандера Joel. I. Holwitt, US Navy, октябрь 2019 года Sub vs. Sub ASW Lessons from Cold War
отсылка к The Third Battle: Innovationin the U.S. Navy's Silent Cold War Struggle with Soviet Submarines, отрывок из статьи коммандера Joel. I. Holwitt, US Navy, октябрь 2019 года Sub vs. Sub ASW Lessons from Cold War

Как же этот инцидент выглядел с советской стороны?  

По общедоступным источникам, перед командованием ТОФ стояла задача провести изучение тактики ВМС США.

В рамках этой операции экипажу К-14 под командованием старшего на борту Гаврильченко А.С. (командир Манаков А.С., Тихоокеанский флот, Вилючинск) ставилась задача маневрировать вблизи западного американского побережья в районах подводных возвышенностей, как наиболее вероятных местах установления системы СОСУС, с изменением курса, скорости и глубины погружения. Предполагалось, что такая заметная активность заставит военно-морские базы США высылать наряды противолодочных сил, в том числе противолодочную авиацию. В районе маневрирования АПЛ сосредотачивались разведывательные суда и рыболовные сейнеры, которые должны были вести визуальную, радио- и радиотехническую разведку, фиксировать состав противолодочных сил, их построение, маневрирование при поиске АПЛ, взаимодействие с самолетами и вертолетами противолодочной авиации. АПЛ, в рамках исполнения приказа, должна была пройти все западное побережье США — от Сан-Диего до границы с Канадой.

Гидроакустическая система обнаружения подводных лодок (SOSUS/СОСУС) к середине 1970х годов. Наш герой оперировал в районе, отмеченном красным кружком.
Гидроакустическая система обнаружения подводных лодок (SOSUS/СОСУС) к середине 1970х годов. Наш герой оперировал в районе, отмеченном красным кружком.

Когда АПЛ находилась на широте Ванкувера, был получен приказ из Москвы о переходе лодки в новый район боевой службы: многоцелевой ударный ядерный авианосец ВМС США «Энтерпрайз» в сопровождении кораблей охранения начал переход из Сан-Диего к побережью Вьетнама. Чтобы своевременно прибыть в район перехвата «Энтерпрайза», АПЛ предстояло идти несколько суток полным ходом с реакторами выведенную на полную мощность. Через двое суток после начала движения, приборы контроля радиационной обстановки показали превышение рентгеновского излучения и предельно допустимых концентраций радиоактивных веществ. Радиационная обстановка на корабле ухудшилась. Стало понятно, что противодействие авианосной группе силами этой подводной лодки уже невозможно. Проход через реакторный и турбинный отсек запретили, задачу встречи авианосца отменили, последовала команда следовать в базу (источник 3). Выводов с советской стороны, видимо, не последовало.  

Засекреченный доклад, ушедший в Вашингтон, переполошил все разведывательное и военно-морское сообщество. ЦРУ не смогло даже убедить военных, что они (военные) ошиблись с измерением скорости подводной лодки.

Американским флотоводцам пришлось гораздо хуже. У них не было торпед, способных гарантированно поражать и уничтожать даже устаревшие советские атомные подводные лодки. Они срочно активировали работы по развитию нового торпедного оружия, программы RETORC, которая принесла плоды с появлением торпеды Мк48 в 1972 году, со скоростью 40 узлов.

Программа RETORC (REsearch TORpedo Configuration) по созданию легкой и тяжелой противолодочной торпеды появилась в США после конференции «Нобска» летом 1956 года. Соответственно это привело к появлению торпеды Мк46 в 1963 году (поступают на вооружение в 64-65 годах) и торпеды Мк48 в 1971 году (поступают на вооружение в 72 году). Первоначально скорость торпед Мк46 была до 30 узлов, Мк48 — 32 узла. В процессе модернизаций скорость торпед Мк46 выросла до 30+ узлов в 1971 году, а Мк48 до 45 узлов в 81 году гарантированно на всех глубинах работы.

Таблица типов торпед флота США, черновой эскиз. Если вы найдете в ней ошибки и неточности  — сообщите мне, я буду рад исправить свои ошибки.
Таблица типов торпед флота США, черновой эскиз. Если вы найдете в ней ошибки и неточности — сообщите мне, я буду рад исправить свои ошибки.

Эти торпеды находятся на вооружении у флота США по настоящий момент, пройдя уже несколько модернизаций.

Для администрации президента Джонсона, каждый день которой обходился налогоплательщикам минимум в 80 миллионов долларов из-за войны во Вьетнаме, эти январские события предвещали одни беды в Конгрессе во время борьбы за бюджет. Американские власти годами утверждали, что американские же подводные лодки могут дать фору любым советским лодкам и обосновывали этим свои траты на военный бюджет, а где результат?

23 января 1968 года состоялись слушания Конгресса в Национальном Центре Арлингтона, где председатель комитета конгресса по вооруженным силам Мендель Риверс заслушал доклад кэптена Джеймса Брэдли (James F. Bradley, Jr.), Риковера и двух его помощников — Вегнера (William Wegner) и Лейтона (David T. Leghton). Пораженные члены комитета увидели спутниковые снимки русских судостроительных верфей, услышали оценку потенциала строительства русского подводного флота (и насколько американцы могут отстать от русских в перспективе) и уточнили раскрытую скорость «Ноября», советского проекта 627А. В течение нескольких следующих недель Объединенный комитет по ядерной энергетике и Сенатский комитет вооруженных сил услышали такие же версии доклада, обозначающие выросший уровень советской подводной угрозы.  

К 28 февраля 1968 года Объединенный Комитет запросил Бюджетное Бюро о пересмотре программ финансирования изучения и строительства перспективных силовых установок для подводных лодок. По случайному совпадению министр обороны США Роберт МакНамара ушел в отставку 29 февраля 1968 года.

К июню 1968 года были проведены учения с лодкой типа «Трешер»/«Пермит» SSN 607 «Dace/Елец» и SSN 691 «Shark/Акула», гораздо более быстрой, но шумной лодкой класса «Скипджек». По итогам проведения мероприятия стало ясно, что только лучшая подготовка личного состава и опытный командир позволили медленной лодке добиться небольшого перевеса по итогам двухдневных учений (4 источник).

Под руководством адмирала Риковера приступают к активному развитию проекта высокоскоростной подводной лодки, отказавшись от перспективного проекта USS Conform (безрубочного). Новый проект корпуса даст название всей серии — 688, а всему миру она будет известна как «Лос-Анджелес». К середине 1969 года администрация США - уже президента Никсона - закажет первую дюжину таких лодок. Они будут быстрыми — 32 узла, еще более тихими, но они не смогут погружаться глубже 290 метров, что резко ограничивает их тактические возможности. Но это даст флоту США новую стратегию и ограничение уже в сто атомных подводных лодок.

Таким образом, недооцененный командованием Тихоокеанского Флота тактический эпизод с демонстрацией реальной скорости подводной лодки проекта 627А привел к глобальному изменению в политике строительства подводных лодок флота США.

Источники в тексте

1 Alain C. Enthoven, автор прекрасной работы по оптимизации трат на вооружения The simple mathematics of maximization, 1959, RAND Corporation

2 Hearings on Military posture and an Act (S.3293) со страницы 8887, беседа конгрессмена Страттона (Нью-Йорк) с  доктором Энтховеном

3 DeepStorm.ru, К-14, Б-14 проект 627А

4 Rickover and the Nuclear navy, Naval Institute Press Annapolis, Maryland, 1990, страницы 34-38.

Литература по теме

1) Норман Полмер, Cold War Submarines: The Design and Construction of U.S. and Soviet Submarines 2005

2) Книга «Один из многих. Один из лучших». Стр.22-24

3) Отчет Sea-Based Airbourne Antisubmarine Warfare 1940-1977, Chapter IV Vietnam War, page 70

Автор: Павел Леонов

Tags:
Hubs:
+23
Comments25

Articles