Pull to refresh

Два документа (1)

Reading time3 min
Views2.1K

Полевая практика

Я биолог, энтомолог. Специализируюсь на социальных насекомых. Учусь в аспирантуре университета. Тема диссертации — коллективный интеллект колоний социальных насекомых.

После второго курса на каникулярной практике я поехала в экспедицию, собирать материал для экспериментально-практической части диссертации. Нужно было решить частную задачу — подтвердить ключевую роль информационного обмена в процессе формирования суперинтеллекта.

Я писала статью, в которой сравнивала муравьев и комаров. Комары, в отличие от муравьев, не образуют колоний и не формируют коллективный суперинтеллект. Причину этого я видела в отсутствии у них механизмов передачи информации от особи к особи. И хотя шеф мой пожимал плечами и говорил, что проблема выеденного яйца не стоит, мне хотелось «сделать красиво». То есть - все строго теоретически обосновать и подкрепить теоретические выкладки результатами наблюдений и экспериментов.

Со снарягой, оборудованием и  припасами меня забросили на участок на границе смешанного леса и болота, где оставили в одиночестве (обожаю одиночные экспедиции!).   Освоившись и минимально наладив бытовуху, я с головой погрузилась в науку. На участке имелось все необходимое: пять великолепно развитых муравейников и тучи комаров. Дни пролетали незаметно. Я запустила три сложных инструментальных эксперимента одновременно. Даже самые первые, предварительные результаты были крайне многообещающими. Одно только расстраивало: уж очень короткие сутки на этой планете!

***

На 21 день экспедиции, утром я обходила участок и снимала показания приборов, когда неожиданно обнаружила инородный предмет в одном из моих муравейников. Предмет точно был не естественного происхождения. Крупный цилиндрический стержень из древесины, декорированный птичьими перьями. Совершенно непонятно, как он сюда попал?

Я вынула этот стержень из муравейника и решила отнести его подальше. Он оказался тяжелым и неудобным. Никакой техники при себе не имелось, пришлось тащить самой. Это было нелегко, я изрядно запыхалась, поэтому приближение огромного млекопитающего заметила в последний момент, когда уже невозможно было спрятаться. Я просто замерла с этим стержнем в руке.

Расцветка моего скафандра должна была маскировать меня на фоне того ландшафта, в котором мне предстояло работать. Оставалась надежда, что млекопитающее меня не увидит. Но, увы, этот монстр подошел прямо ко мне, присел на корточки и уставился на меня своими огромными голубыми глазищами.

Я лихорадочно вспоминала все, что нам начитали в курсе общей биологии про фауну этой планеты. Передо мной, несомненно, род хомо. Самый продвинутый из них. Они не так давно начали использовать примитивные орудия. Ничего полезного не вспоминалось. К своему стыду, большую часть спецкурса по хомо я прогуляла. У меня как раз тогда закрутился бурный роман с одним физиком из нашего же универа. И мне, на время, стало совсем не до хомо. Тем более, что мои собственные научные интересы были далеки от них . Я уже тогда по уши увлеклась мейнстримом — лидерами животного мира этой планеты — муравьями, и какие-то второстепенные хомо мне были не очень интересны.

Роман с физиком, кстати, закончился ничем. Даже хуже, он закончился каким-то чудовищным взаимным разочарованием. Господи! Лучше бы лекции про хомо слушала! На плече монстра висел контейнер с точно такими же стержнями, как тот, что я нашла сегодня в муравейнике. И я подумала, что возможно ему просто нужен этот стержень. Я в своем скафандре практически неотличима от одного из аборигенных видов земноводных этой планеты. Причем такого, которым эти хомо, в норме, совсем не интересуются. Но все мои надежды рухнули, когда он расстелил на земле кусок грубой ткани, аккуратно перенес меня на эту ткань и завернул в нее.

***

Так состоялось наше с Ванюшей знакомство, и было положено начало цепочке событий, которые привели к тому, что мы поженились и жили вместе долго и счастливо, пока его смерть не разлучила нас. Вскоре после этого закончилась и моя полевая практика. Я вернулась в универ, но продолжать спокойно заниматься муравьями уже не могла, и несмотря на то, что диссертация была почти полностью готова, перевелась на кафедру хомо сапиенс.

Tags:
Hubs:
+9
Comments4

Articles