Pull to refresh

Интервью со Степаном Пачиковым (Evernote)

Reading time11 min
Views3.9K
Степан ПачиковНесколько дней назад мне посчастливилось встретиться и пообщаться в неформальной обстановке с одним из самых известных и, главное, опытных ИТ-бизнесменов последних десятилетий — Степаном Пачиковым. Именно он в свое время руководил компанией «ПараГраф», которую позже продал известной Silicon Graphics. Я уж не говорю о том, что именно Степан и его коллеги принимали непосредственное участие в проекте Newton компании Apple, который, как известно, стал своего рода началом «эпохи iPhone».

Сейчас Степан занимается исключительно своим новым проектом — сервисом Evernote, о котором, кстати, достаточно много и интересно рассказано на Хабре. О нем, о стартапах, о бизнесе и, конечно же, о сервисе Evernote мы и побеседовали с автором и главным идеологом Evernote Степаном Пачиковым и вице-президентом по международному развитию и руководителем российского представительства Дмитрием Стависким.

Степан, давайте начнем с главного вопроса: для чего нужен Evernote?
Мы все хотим, чтобы наша память была лучше. Человека, говорящего «Я доволен своей памятью, не хочу лучше!», найти практически нереально. А что же такое хорошая память? Хорошая память — это три компоненты: возможность быстро и легко запомнить разного рода информацию, доступность однажды оставшейся в памяти информации везде и всегда и возможность быстро вспомнить что-то по некой косвенной информации. Всем этим как раз и обладает Evernote. Он позволяет запомнить не только то, что вам нужно на данный момент, а все, что вам может пригодиться. Информация, сохраненная в Evernote, доступна везде, даже если нет связи. И главное: он может найти то, что вы ищете, по косвенной информации: дата, наличие фото или рисунка, место, время, какие-то слова — все, что угодно.

Важным отличием Evernote от человеческой памяти является то, что память человека со временем, увы, не улучшается, а Evernote со временем становится только лучше и умнее. Заметки, которые вы сделали сегодня, через год будут искаться лучше, чем через несколько месяцев. Скажем, вы сделали нашу общую фотографию. Сегодня вы можете найти ее, попросив Evernote выдать все заметки с фотографиями, завтра вы найдете ее по наличию определенного количества человек на фото, а послезавтра Evernote найдет ее по запросу о конкретном человеке. Иными словами: сохраненные данные никуда не исчезнут, а способов поиска этих данных станет гораздо больше.

Каким образом Вы дошли до концепции сервиса Evernote? Сама идея ведь не нова. В чем секрет растущего успеха Evernote?
Что ж, говорить правду легко и приятно :) Как вы знаете, я имел отношение к Apple Newton. Это было передовое устройство по многим параметрам, но, к сожалению, он, что называется, опередил время, да и маркетинговая составляющая этого проекта была неважная. Так вот в «Ньютоне» мне очень нравилась концепция «бесконечной ленты» и я много лет искал какую-нибудь подходящую базу данных, чтобы с удобством записывать всякие памятки, анекдоты, заметки, задачи, что угодно. Эти поиски стали одной из предпосылок рождения концепции Evernote. Еще одной такой предпосылкой стала некоторая ностальгия по Ньютону, из которого, кстати, по сути и вырос нынешний iPhone. Так что нынешний Evernote является своеобразным реваншем :)

Когда я в свое время написал первый простенький прототип Evernote и показал жене и знакомым, им очень понравилась концепция поиска по принципу «ищу то, не знаю что», когда поиск происходит сквозным пролистыванием записей. Ведь зачастую бывает так, что вы не помните, что именно вам нужно найти и ищите визуально. Вы помните, что это, скажем, была маленькая заметка, с каким-то рисунком, наверняка цветным, возможно, даже с фотографией… То есть у вас есть некое общее представление о том, что вы ищете, и если искомый объект мелькнет, вы его тут же узнаете. Единственное, что нужно сделать — это сузить поиск до обозримого количества записей. Так появилась идея фильтровать объекты по типу и всевозможным косвенным данным.

Еще одним толчком послужило недовольство тем, как был сделан todo-лист в Microsoft Outlook. Я всегда считал, что этот, да и многие другие таск-менеджеры сделаны не совсем правильно: они требуют заранее четко расписать задачи по времени и по дате. Мне кажется, что начинать нужно «с конца»: сперва человеку нужно позволить просто записать то, что он хочет и так, как он хочет, а уже потом дать ему возможность все это рассортировать, расписать подробнее, определиться с остальными нюансами. Так я решил, что в Evernote я буду сначала записывать то, что хочу, а после предпринимать остальные шаги.

Кроме того, большую лепту в становление Evernote как продукта внес Филипп (Филипп Либин (Phil Libin) — нынешний CEO компании Evernote, — прим. автора), поскольку он и сам в свое время вынашивал подобную идею. Именно он сфокусировал Evernote на вебе и часто любит повторять, что все заметки находятся «в облаках».

А вы помните тот самый момент, когда вся эта идея пришла вам в голову? Яблоко на голову падало? :)
Конечно я помню этот момент, но по этому поводу существует масса разных мнений, и все они сходятся на том, что помню я неправильно :) Она вызревала довольно долго. Но точно могу сказать, что впервые я начал ее обсуждать с Женей Веселовым (программист, разработчик текстового редактора Лексикон, бывший сотрудник компании «ПараГраф», ныне работает в Microsoft, — прим. автора) примерно в 2002 году.

И как же развивалась эта идея до конечного продукта?
Где-то к концу 2002 года у меня появилось название проекта, после чего идея постепенно отодвинулась на задний план и медленно дозревала, поскольку я в то время занимался другими вещами. Позже, заручившись поддержкой нескольких знакомых программистов, я занялся прототипированием, получив в итоге то, что называется proof of the concept. Искал средства, технологии, которые могли бы обеспечить то, что я хотел реализовать.

А где-то в 2004 году я наконец-то осознал, в чем был провал «Ньютона» по части распознавания текста. Люди, к сожалению, не понимали и не понимают всей сложности таких технологий и не прощают ошибок. Скажем, слово «параграф», определявшееся как слово «порнограф», могло вызвать только смех, и подобные реакции на неудачные распознавания лишь ухудшали впечатление от устройства. Опираясь на этот опыт, я понял, что в Evernote не должно быть превращения рукописной заметки в текст, а только эффективный поиск этой заметки. В этом случае задача значительно упрощается, потому что даже возможная ошибка распознавания не станет помехой. Например, если запрос по слову «beer» выдаст результат в виде не только заметки с этикеткой пива, но и какую-нибудь запись про медведя или пиринг, никто не расстроится, поскольку нужная заметка все равно будет найдена и идентифицирована самим пользователем. Стало быть, поставленная задача решена.

В 2006 году нам удалось найти необходимые нам средства, в 2007 в фирму пришел Фил, который привел сильную команду менеджеров, дизайнеров, программистов. Они начали строить правильную систему и в итоге в феврале 2008 года запустили Evernote в том виде, в котором он есть сейчас.

То есть получается, что от момента появления идеи до финального результата прошло около 7 лет, так?
Нет, я бы не стал считать таким вот образом. Это, как мне кажется, не совсем верно. Я думаю, правильнее считать не с момента появления идеи, а с момента, когда реальная команда людей начинают строить реальный проект. Таким образом, на Evernote у нас ушло два с половиной года.

Хорошо. Давайте ненадолго отойдем от темы Evernote и поговорим о стартапах (имеются ввиду не только веб-проекты, но и молодые инновационные компании, — прим. автора). Сейчас их, как известно, десятки. Появляются они, как грибы после дождя, причем по-настоящему хороших проектов — единицы. Нравится ли Вам такая ситуация?
Конечно, нравится! Чем больше их появляется, тем лучше! Даже более того скажу: их еще, по-моему, мало плодится, должно быть еще больше.

А как же качество?
Знаете, в биологии есть два подхода к эволюционному процессу: экстравертный и интравертный. Можно, как рыба, наметать миллионы икринок, из которых лишь тысячи оказываются мальками. А они, в свою очередь, далеко не все в итоге выживают. А можно, как какое-нибудь млекопитающее, выращивать одного-единственного детеныша. Природа, как мы видим, так и не решила, какой способ более правильный. А вот я, будучи экстравертом и капиталистом, считаю, что в случае со стартапами хорош именно первый подход.

Возьмем, к примеру, видеохостинг. Представьте себе, что кто-то решил учредить такой вот видеопроект: поднял деньги, набрал команду, установил правила цензуры видеороликов, надеясь собрать на проекте только отборный контент. А другой человек взял и создал YouTube, отдав власть пользователям: пусть публикуют, что хотят. В итоге из всего количества видеоклипов 90% будет откровенно туфтой, но только давайте не будем заранее устанавливать, что именно мы будем считать туфтой. Так же и со стартапами: пусть их будет много, ведь даже 1% от миллиона таких проектов все равно хуже, чем 1% от миллиарда. Так что я уверен, что много стартапов — это очень хорошо. Такой вот капиталистический подход.

Можете выделить несколько удачных на ваш взгляд стартапов? Может быть сами пользуетесь какими-то новыми сервисами, проектами?
Сейчас пользуюсь сервисом vselisdelal.ru, с которым мы недавно начали плотно сотрудничать, и несколькими аналогичными сервисами в США.

А вообще мне нравятся все проекты, которые сделаны красиво. Я вот уже полтора года человек «маковский», потому ценю красивые российские сервисы и программы для этой платформы.

Да, вижу у Вас макбук и два коммуникатора на Windows Mobile, а iPhone у Вас нет?
Есть, и не один, а даже два (с этими словами Степан действительно достал из портфеля два «айфона», — прим. автора)! Было бы странно подозревать меня в его отсутствии :) А вообще, поскольку я постоянно тестирую Evernote на всех возможных платформах, мне с собой приходится носить как минимум пять разных аппаратов. Не из пижонства, конечно, а из рабочей необходимости. Впрочем самый любимый телефон у меня именно iPhone, на котором, кстати, установлено достаточно много русских приложений. Кроме того, iPhone не только у меня, но и у моей жены, у сына, у обеих дочерей.

Кстати говоря, у меня даже появились некоторые четко сформулированные мысли по поводу того, как русскому человеку, не имеющему опыта, быстро и безболезненно перейти на Mac. Возможно, в будущем оформлю их как отдельную статью.

Вернемся все-таки обратно к стартапам. Вернее, к условиям их возникновения и развития. Вы, как человек, живущий на две страны — США и Россию, должны знать о разнице рынков стартапов здесь и по ту сторону Атлантики. В чем она заключается?
В США создать стартап не стоит ни-че-го: если утром вы проснулись и захотели сделать стартап, то к обеду он у вас уже скорее всего будет. Одно из существенных отличий в создании стартапа в Штатах заключается в том, что там нет проблемы получения юридического адреса: вы можете сделать стартап хоть у себя дома, хоть в гараже, где угодно. В России же с этим проблемы: вот я хочу, например, сделать стартап у себя дома, а нельзя! По крайней мере, так было до недавнего времени. Это очень сильно тормозит процесс создания компании. Вторая проблема — это открытие счетов: не знаю, как сейчас, но некоторое время назад это было огромной трудностью. У нас почему-то считают, что если ты хочешь сделать стартап, то значит обязательно хочешь кого-то обмануть, причем в первую очередь — государство.

Кроме того, в России несколько иное отношение к провалам: по умолчанию считается, что любой стартап должен быть успешным, и если он таковым не стал, это лишний повод заподозрить компанию в обмане. Мол, как же так — прошло два года, потрачены деньги, пусть и свои, а результат провальный.

Кстати о деньгах: где лучше искать инвестиции на свой проект?
Нынешний бизнес стал интернациональным, потому деньги стоит искать везде и брать их там, где их можно взять. Я, к примеру, знаю русскую компанию в Калифорнии, которая взяла деньги в России, есть стартап во Франции, взявший деньги в Бостоне — деньги берутся отовсюду. Главное — брать чистые деньги из хороших рук.

Вернемся к Evernote. Россия стала первой страной, для которой была выпущена локализованная версия сервиса. Почему именно Россия, а не, скажем, Европа?
Ну, во-первых, у всех нас русские корни: и я русский, и Дима (Дмитрий Ставиский, вице-президент по международному развитию и руководитель российского представительства, — прим. автора), и Филипп, нынешний CEO, родился в России. Мне, как автору продукта и одному из его разработчиков, все-таки труднее было бы тестировать Evernote на каком-нибудь суахили, нежели на русском :) Это первая причина.

Вторая причина — это величина рынка: Россия — это достаточно большой рынок, имеющий к тому же «окна» и в Европу, и в Азию. Для нас будет удобнее производить экспансию в другие страны, если мы добьемся значительного успеха в России.

Помимо всего этого, для нас было достаточно просто реализовать распознавание русского текста. Там были проблемы, но они совершенно не того порядка, какие вы можете получить при работе, скажем, с японским или китайским языками.

Какие планы на ближайшее будущее?
Во-первых, мы будем пытаться обеспечить функционирование Evernote на как можно большем числе телефонов. Во-вторых, мы будем выходить на рынки других стран. Ну и, разумеется, будем делать Evernote все более и более умным, чтобы с его помощью можно было легко искать и находить даже те вещи, о которых пользователь помнит слабо. Планов много на самом деле.

Еще надо сказать, что мы очень ценим наш открытый API и возлагаем на него и на сторонних разработчиков большие надежды. Ведь как зачастую бывает: вы сделали какой-то плагин для себя и для своей жены, а он вдруг стал популярен среди всех остальных.

Насколько велико девелоперское комьюнити, использующее API Evernote?
На данный момент их около 350.

И каковы результаты?
Результатов много. В США уже как минимум с десяток крупных интеграций с популярными сервисами и продуктами. В России пока одна — с сервисом Вселисделал.ру. Еще есть очень успешная интеграция с Твиттером.

Кстати, Вы ведь пользуетесь Твиттером. Как Вам этот сервис?
Да, пользуюсь. У меня там более ста друзей, по поводу чего я испытываю некий комплекс вины: они-то, видимо, считают, что я буду много писать, а я, будучи человеком другого поколения, считаю, что если сказать нечего, то лучше не говорить. А вообще сервис очень хороший. Я всегда удивляюсь способности людей создавать вещи, концепия которых на первый взгляд кажется либо очевидно простой, либо абсурдной, а в итоге оказывается, что это всем нужно. Когда впервые появилась идея YouTube, я слышал только критику, дескать, кому это нужно, если есть тексты, фото. Тем не менее, в итоге — феноменальный успех.

А есть что-то, что Вам категорически не нравится в нынешнем Evernote?
Ну, поскольку я нахожусь у истоков компании, я имею некоторое влияние на процесс разработки и могу минимизировать все, что мне не нравится, еще на начальной стадии :) Конечно мне бы хотелось, чтобы многие вещи были сделаны быстрее. Еще я хочу, чтобы Evernote был более однородным на разных платформах. Главное, чтобы он был быстрым и удобным. У нас более миллиона пользователей и я жду того дня, когда их будет более ста миллионов.

Насколько я понял, Mac для вас сейчас основная платформа.
Не совсем так. На Windows нас не меньше, чем на Mac :) Конечно, на Mac нас пропорционально больше. С другой стороны, Evernote называют так называемым приложением-свитчером, то есть сильным мотиватором перехода на Mac-платформу, однако мы не ставили перед собой такой цели, просто так получилось.

Теперь несколько вопросов к Дмитрию. Скажите, под какую платформу тяжелее всего разрабатывать? Наверное, Symbian?
Да, Symbian — тяжелая платформа. Это одна из причин, по кторой у нас до сих пор нет готового приложения под нее. Под «маки» все делать, конечно же, проще. Если же говорить именно о мобильных платформах, то под них разрабатывать тяжелее, нежели под десктопы. Там больше вариаций. Скажем, с тем же Blackberry получилась такая ситуация: много разных моделей, которые в зависимости от прошивки и оператора работают порой совершенно по-разному. Даже на одной и той же прошивке, но с разными операторами один и тот же аппарат ведет себя по-разному.

Дмитрий Ставиский
Дмитрий Ставиский, вице-президент по международному развитию и руководитель российского представительства Evernote

Сколько сотрудников всего трудится в Evernote?
Около тридцати. Из них подавляющее большинство — разработчики. У нас нет отдела продаж, кстати. Мы — очень инженерная компания.

К вам сложно попасть на работу? Вакансии открытые есть?
Пока вакансий открытых нет, но когда появятся — попасть к нам будет легко :) Но с талантливыми людьми мы всегда охотно говорим.

Степан, а с Google какие отношения у Evernote?
Наша задача иметь хорошие отношения со всеми, а не только с Google. Наша бизнес-стратегия строится на том, чтобы стать органичной частью всего разумного :) Google — особая фирма, и мы делаем все от нас зависящее, чтобы наш сервис воспринимался ими положительно. Кстати, они к нам уже положительно относятся: тихонечко закрыли Google Notes :) А будут еще лучше, когда мы запустимся на Android.

Вообще у нас со всеми хорошие отношения: и с Microsoft, и с Apple, и с Google.

Каких конкурентов хотите?
Ох. Ответить на такой вопрос сходу очень трудно. Конкурентов у нас уже сейчас много. А еще мы очень гордились, что нашим основным конкурентом считали Microsoft OneNote, так что вот такого конкурента мы хотим. Такие конкуренты нужны и приятны, так как это означает, что мы играем в высшей лиге. Так что не дай Бог, если Microsoft вслед за Google закроет свой проект :)

Степан, что от Вас можно ожидать после Evernote?
У меня много планов, но сперва надо сделать Evernote успешной компанией. Как и любой родитель, я хочу, чтобы мое детище прочно стояло на ногах, стало самодостаточным. Вот когда количество наших пользователей будет исчисляться десятками и сотнями миллионов, тогда я смогу вздохнуть спокойно и заняться чем-то другим.

Ваша главная цель.
Моя цель сейчас — это сделать Evernote огромной фирмой хотя бы размером с Google.

Хотя бы? :)
Ну, хорошо: в два раза меньше :)
Tags:
Hubs:
+44
Comments68

Articles