Pull to refresh

Comments 25

Уважаемый Roshchupkin, вы пишете:

снабжение книги иллюстрациями, даже при неизменности текста книги, это нарушение права автора на неприкосновенность произведения

Это неимущественное право, оно охраняется бессрочно. Почему же книги Пушкина для детей постоянно снабжаются новыми иллюстрациями?

Пожалуйста, не отвечайте про переход общественное достояние. В общественное достояние переходит только исключительное право, а неимущественные права охраняются бессрочно.

Спасибо.

Почему же книги Пушкина для детей постоянно снабжаются новыми иллюстрациями?

Потому что у соответствующих правообладателей не дошли руки до того, чтобы постричь бабки с соответствующих издателей?

Еще есть варианты:
- что на какие-то книги были получены когда-то разрешения,
- наследники Пушкина проживают в странах, где подход к переходу в общественное достояние отличается от российского (и потому не в курсе, что можно постричь бабок с издателей).

договор с описанием видения конечного результата… акт выполненных работ...

Это ведь не для трудовых правоотношений определено, да? В случае трудовых отношений никаких актов не надо?

Да не, пишут вполне про трудовые отношения. И да, это всё к ним вполне применимо. И да, такие рекомендации реально существуют. Как и существует обязанность работодателя платить штатному разработчику еще и вознаграждение, а не только зарплату.

Проблема в другом.

Во времена, когда трава была зеленее, небо - голубее, компьютеры были большими, а программы - маленькими, и с компьютерами работали только программисты и "операторы ЭВМ" (должность такая, если кто-то забыл или вообще не в курсе), а "машинное время" учитывалось в бумажных журналах под роспись - всё описанное в статье было (бы) естественно.

Но в наше время... Да, если ты как работодатель собираешься написать супер-пупер-друпер "программу для ЭВМ" ("программного обеспечения" и "программного продукта" законодательством не предусмотрено, вообще говоря), то таки да, имеет смысл оформлять это всё.

Но оформлять приказы, ТЗ и прочую макулатуру на документы Экселя (не говоря уж про каждый батник и шеллскрипт...) - и с учётом того, что "выдавать на гора" то, что формально является "программой для ЭВМ", нынче могут не только программисты, но и сисадмины, и даже "менеджеры по продажам"... Как-то наводит на мысль, что описанный подход расходится с актуальной практикой.

Нужен другой, более современный, подход, учитывающих как интересы работодателя, так и право работника заниматься в жизни чем-то помимо работы на работодателя.

а если сам единственный разработчик, никакого аутсорса, то как оформлять документы для защиты прав собственности, игры например?

1) Депонирование ПО

2) Отправка самому себе по почте конверта с ПО (исходники, ресурсы и т.п. по ситуации) для разрешения в будущем споров о приоритете создания.

снабжение книги иллюстрациями, даже при неизменности текста книги, это нарушение права автора на неприкосновенность произведения

Взгляд любопытный, но, как мне кажется, не совсем от этой планеты. Иллюстрации, обложки и рецензии, как правило, никем и никогда не подаются как часть собственно произведения автора, чтобы нарушать его волю.

То есть когда на обложке указано имя «Александр Пушкин» и название «Дубровский», это не автор всей книги и не название всей книги?
Там же как-правило где-то в параметрах книги обычно дополнительно указывается еще информация: авторы иллюстраций, авторы комментариев, кто переводчик и т.п.
То есть эти авторы иллюстраций и комментариев неожиданно могут нарушать право на неприкосновенность произведения, охраняемое 1266 статьёй Гражданского кодекса? Напомню её.

Не допускается без согласия автора внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями (право на неприкосновенность произведения).

При использовании произведения после смерти автора лицо, обладающее исключительным правом на произведение, вправе разрешить внесение в произведение изменений, сокращений или дополнений при условии, что этим не искажается замысел автора и не нарушается целостность восприятия произведения и это не противоречит воле автора, определённо выраженной им в завещании, письмах, дневниках или иной письменной форме.

С иллюстрациями, конечно, намутили знатно, но опять же -- это на случай, когда их выдают за часть произведения. Например, в том же "Маленьком принце" авторские рисунки являются частью произведения и не должны изменяться на усмотрение издателя. Что не часть произведения -- то не автором и прикрыто.

В том же Швейке авторские рисунки (не автора романа, а автора рисунков) являются частью произведения и рисовались специально для него в характерной манере всего произведения. Однако их состав и даже их цветность меняется по усмотрению издателя.

Специально об этом в 1266 статье Гражданского кодекса указано, что без разрешения автора запрещено снабжение произведения иллюстрациями.

Нет, это обложка и не более того. Она не затрагивает собственно авторский текст Пушкина, и является сама автономным произведением (дизайн, верстка и т.п.)

Автор книги обычно начинает произведение заголовком, за которым помещает текст. И вот внутрь совать свое уже не надо, выдавая за оригинал, а снаружи (обложку) и сбоку (иллюстрации, которые не заменяют части текста) -- сколько угодно.

внутрь совать свое уже не надо, выдавая за оригинал

Внутрь текста суют иллюстрации, примечания, сноски с комментариями.

Нет, это обложка и не более того. Она не затрагивает собственно авторский текст Пушкина, и является сама автономным произведением (дизайн, верстка и т.п.)

Если обложка продаётся отдельно от книги - то всё верно, она "автономна" (хотя такого термина в авторском праве нет :) ).

Но у нас есть книга, состоящая из нескольких объектов авторского права - но тем не менее являющаяся единым произведением, что-либо делать с которым можно только если не нарушены права всех правообладателей всех её "компонентов".

Совершенно верно, товарищ! Книга является единым произведением, для создания которого была взята повесть «Дубровский» и дополнена (!) рисунками и примечаниями. Именно это и удивительно.

Взгляд любопытный, но, как мне кажется, не совсем от этой планеты.

Вполне от этой планеты.

Но вот на этой планете подходы к переходу в общественное достояние в разных странах могут различаться - и где-то для находящегося в общественном достоянии уже не требуется разрешение на иллюстрацию (не в России, правда). А пока на произведение действует исключительное право и в стране действует бернская конвенция - то разрешение автора требуется, правда, издатели тоже не пальцем деланы, и в договорах всё что им надо предусматривают.

Исключительное право давно окончилось, а здесь мы обсуждаем право на неприкосновенность.

Так смотрите же: "подходы к переходу в общественное достояние [что означает, что исключительное право кончилось] в разных странах могут различаться - и где-то для находящегося в общественном достоянии уже не требуется разрешение на иллюстрацию (не в России, правда). А пока на произведение действует исключительное право [что означает, что в общественное достояние оно еще не перешло]"

Что касается права на неприкосновенность, то с ним всё разнообразно, иногда даже включая отсутствие такого права в явном виде (в Бернской конвенции речь идёт несколько о другом - "Независимо от имущественных прав автора и даже после уступки этих прав, он имеет право ... противодействовать всякому извращению, искажению или иному изменению этого произведения, а также любому другому посягательству на произведение, способному нанести ущерб чести или репутации автора"). У нас в 90-е по неприкосновенности было проще, но принятием 4-й части ГК вернули подход еще из советского законодательства, насколько я помню. Потому что способ реализации этого права конвенцией оставлен на усмотрение стран, и у нас решили проблему "традиционно" - просто запретив всё.

просто запретив всё

Я тоже прихожу к этому выводу.

На практике же мы видим, что право на неприкосновенность постоянно нарушается, его словно бы и не существует. Причём нарушается оно на всех уровнях. Даже академик Лихачёв не признавал никакой неприкосновенности для Слова о полку Игореве, делая к нему свои комментарии.

Причём нарушается оно на всех уровнях.

Ну пока прокурорам проще зарабатывать палки блокированием еще чего-нибудь в интернете, а у правообладателей и наследников до всего руки не доходят - понятно, что нарушается.

Даже академик Лихачёв не признавал никакой неприкосновенности для Слова о полку Игореве, делая к нему свои комментарии.

Эм.. А у "Слова..." можно найти наследников авторов?

Если наследников нет, то право всё равно действует и охраняется.

Вот только кто в суд-то пойдёт с иском об их защите?

Sign up to leave a comment.

Articles

Change theme settings