Pull to refresh

Почему в python мало разработчиц

Reading time9 min
Views14K

В 2021 году портал SuperJob подсчитал, что 91% python-разработчиков в России – мужчины. Почему так? Ведь python реально очень крут. Его легко изучать, у него много сфер применения. Можно сказать, что это идеальный первый язык для разработчика. Даже в нашем родном Pycon Russia в этом году среди 27 спикеров всего 2 девушки. В общем, мы решили узнать у знакомых разработчиц, как они чувствуют себя в python-сообществе, сталкивались ли с дискриминацией и вообще – нужен ли  python девушкам, а девушки – python? 

Для начала связались с Олей Тележной, лидером сообщества PyLadies SPb, которое закрылось в начале года. 

Ольга Тележная, лидер PyLadies SPB, инженер данных в Near. 
Ольга Тележная, лидер PyLadies SPB, инженер данных в Near. 

IT-People: Оля, почему возникла потребность в специальном сообществе для Python разработчиц? 

Ольга Тележная: думаю, разные люди по-разному ответят на этот вопрос. У меня такая история. Когда я приходила в обычные python-сообщества, существовавшие в Питере раньше, то часто оказывалась единственной девушкой в зале и чувствовала себя максимально неловко. Нужно иметь очень бойкий характер, чтобы продолжать ходить туда, где на тебя смотрят как на инопланетянина. К тому же некоторые мужчины разработчики не понимают всей неуместности идеи подойти на проф.конференции, чтобы пригласить на свидание. Я прихожу на рабочее для себя мероприятие, чтобы учиться и узнавать что-то в индустрии. А в итоге приходится отшить в коридоре трех человек за вечер. Думаю, что многих девушек подобное могло оттолкнуть. Для меня основным мотивом стало то, что если женщин в it-индустрии и тусовках станет больше, то мне станет комфортнее, я перестану чувствовать себя чужой. 

Если смотреть на это с точки зрения рынка труда, то у женщин зарплата в среднем всегда ниже, – и в отдельных отраслях и в целом – просто по той причине, что женщина часто работают на низкооплачиваемой работе. Соответственно, если мы добавим женщин в ряды программистов, то мы хотя бы чуть-чуть, но решим эту проблему. А если посмотреть на ситуацию с точки зрения работодателя, то программистов всегда не хватает. Получается, что работодатели, которые нанимают только мужчин, игнорируют 50% рынка труда. Если мы создадим классное поддерживающее сообщество, то разработчиц станет больше. И от этого выиграют все. 

IT-People: Как думаешь, почему среди разработчиков мало девушек?

Ольга Тележная: Если не вдаваться в дебри, так работает патриархат. Женщины в целом плохо представлены в высокооплачиваемых профессиях. Изначально программирование не было престижным и высокооплачиваемым трудом. И работали там в основном женщины. Но как только люди поняли, что за этим будущее, как только туда начали приходить деньги, а вся реклама стала говорить о том, что компьютеры – это для мальчиков, профессия стала мужской. А еще можно вспомнить о стереотипах, что у плиты должна стоять женщина. И про рождение детей и декрет, когда женщина на какое-то время выпадает с рынка труда. И перечислить еще с десяток подобных причин. Хотя, если сравнивать с другими языками (например, с C++), то в python разработчицы хоть как-то представлены. В других языках совсем печальная картина. 

IT-People:  За время существования проекта что-то изменилось? 

Ольга Тележная: Да, конечно. Когда вовсю функционировали PyLadies и Django Girls, я приходила на те же самые общие митапы и девушек уже было больше. Конечно, все еще не 50 на 50, но хотя бы процентов 20 из зала. В IT девушки часто сталкиваются со специфическими проблемами. Все эти дурацкие вопросы на собеседованиях типа «когда рожать», «а что ты не замужем или наоборот – а, замужем, значит уйдешь в декрет». Или «а зачем ты пошла в IT, не захочешь ли ты сменить профессию. Или «а у нас в коллективе одни мальчики, девушка у нас не приживется»… Специальные сообщества помогли девушкам почувствовать, что они не одиноки. Даже сейчас, когда мы перестали вести PyLadies, девушки помогают друг другу, поддерживают, могут дать совет. Мне кажется, сейчас женщине стало сильно проще войти на рынок труда, чем 5 лет назад, когда всего этого еще не было. 

А что думают другие разработчицы? В разгар подготовки конференции Pycon Russia-2022 мы поймали нескольких из них. К сожалению, не у всех нашлось время для ответа. Зато те, кто ответили, сделали это так круто, что могут вдохновить на работу с python не только девушек, но и парней.

Злата Обуховская, руководитель отдела разработки в nVidia, участница программного комитета Pycon Russia, 14 лет в python-разработке
Злата Обуховская, руководитель отдела разработки в nVidia, участница программного комитета Pycon Russia, 14 лет в python-разработке
Лариса Петрова, Software Engineer, Align Technology, 2 года в python-разработке
Лариса Петрова, Software Engineer, Align Technology, 2 года в python-разработке
Ольга Филиппова, Lead Data Scientist, Evidently AI, спикер PyCon Russia-2022.
Ольга Филиппова, Lead Data Scientist, Evidently AI, спикер PyCon Russia-2022.
Альбина Альмухаметова, Python team-lead, Технократия, стаж 6 лет в Python
Альбина Альмухаметова, Python team-lead, Технократия, стаж 6 лет в Python

Как ты попала в питон, сразу выбрала этот язык или сначала экспериментировала?

Злата: Экспериментировать я не перестала до сих пор. Сначала писала на C++, С, это была моя первая работа. В тоже время делала много pet-project на Java, тогда она была модной технологией. В 2008 году перешла на питон – он как раз стал набирать обороты. Сейчас пишу на Go, но, поскольку я руководитель, писать код приходится не очень много. Технологии меняются и от программиста синьорного уровня требуются знания, которые выходят за пределы его родной экосистемы

Лариса: Коллеги из отдела разработки порекомендовали Python как первый язык.

Ольга: Тут все просто - первый курс по data science, который я проходила, был на питоне. 

Альбина: Питон я выбрала после специализированного курса в университете. На тот момент я уже пару лет работала php-разработчиком. Хотелось более чистого синтаксиса без потери интерпретируемости. Рядом работали Java-программисты, которые уходили на обед, поставив проект на сборку. Вот так мне не хотелось😂.

Сталкивалась ли с дискриминацией, когда работодатель рассматривал только мужчин программистов или кто-то говорил, что python или IT – это не для женщин?

Злата: Я была уже примерно 4 года в индустрии, когда попался руководитель, который считал, что у женщин мало профессиональных амбиций и они в тусовке программистов просто ищут мужа, чтобы «построить семейное счастье». Почему-то думал, что профессиональные амбиции и желание построить семейное счастье не могут совмещаться.

Лариса: Нет, не сталкивалась.

Ольга: Нет. Если что-то похожее от человека проскакивало, обычно выяснялось, что ему не только женщины, но и вообще никто не нравится =) 

Альбина: Была стажировка, по итогам которой меня не взяли. Потом знакомые сказали, что техдир этой компании не берет девушек разработчиками из принципа. Первая девушка-разработчик появилась в этой компании только спустя два года после меня.

Трудно ли было найти работу и если да, то в чем трудности?

Злата: Честно говоря, внешних трудностей особо не было. Даже когда я была джуном, работы было полно. Другое дело в том, что когда ты джун и ищешь свою первую-вторую работу, то до конца не понимаешь, насколько именно ты неопытен. Думаю, что трудности в основном были из-за неуверенности в себе. Джуны пока не могут оценить свои силы, не понимают, как обстоят дела в индустрии и что даже с твоим уровнем найдётся куча компаний, которые готовы обучать.

Лариса: Найти работу оказалось не трудно, если на собеседовании показать знания по Python.

Ольга: Отвечу про наиболее релевантный опыт, когда я переходила из управления проектами в дс-джуна. Работа всегда сама меня находила. Когда ты активно учишься, участвуешь в соревнованиях, ходишь на конференции, как-то оно само собой происходит. 

Альбина: Я достаточно много вкладывалась в учебу в школе, запускала свой проект. Это помогло после первого курса в университете найти летнюю практику – писала сайт на заказ. А потом меня просто посоветовали, когда появилась срочная вакансия. На принятие решения дали час, потому что очень горело – так и устроилась. Ну а после, кажется, просто опыт коммерческой разработки играл мне на пользу, даже когда меняла стек.

Как складываются отношения с коллегами, чувствуешь ли ты себя не в своей тарелке в команде или на конференциях?

Злата: За то время, что я в разработке, встречались и сообщества, в которых я чувствую себя супер-классно и супер-уверенно, и токсичные люди, и даже токсичные команды. Надо понимать, что если ты попала в такую токсичную команду, это не норма. Просто тебе не повезло. Иди дальше, тебе тут не место, в этом нет ничего плохого – каждому свое. 

Лариса: Чувствую себя с коллегами комфортно.

Ольга: Здесь мне всегда везло – о каждом месте работы у меня очень теплые воспоминания, я знакомилась с замечательными людьми. На конференциях тоже все нормально – мне кажется сейчас девушка в ИТ – явление довольно привычное.

Альбина: Вообще – нет. Наверное, я действительно очень везучая. Но заметила, что внешний вид очень влияет: одно время мне нравилось приходить на конференции в платьях и смотреть какую профессию мне «припишут». Еще ни разу не угадали. 

В Петербурге существовало сообщество PyLadies SPb. Как думаешь, оно действительно необходимо для разработчиц?

Злата: Это связано с предыдущим вопросом. Думаю, что эта атмосфера поддержки, безопасности, способствует профессиональному росту. Я не считаю, что какая-то муштровка, челленджи типа «ты че не можешь, упал отжался, пофиксил все баги на код ревью» – это хороший стиль выращивания сильных профессионалов. Скорее, это реализация комплексов тех людей, которые такие методы применяют. А для начинающих разработчиков, да и для разработчиков на всех ступенях, важно оказаться в компании единомышленников, которые способствуют развитию, достижению новых высот. Я могу понять, что в сообществах PyLadies организаторы делают фокус на безопасность, принятие и это очень правильно. Думаю, что таких сообществ, где раскрывают потенциал человека, должно быть больше –  типа «ПайДжуниор», «ПайСиньорняшки». 

Лариса: Я считаю, что сообщества по интересам – это ценность для их участников. Обмен опытом, получение мотивации и обратной связи от людей со схожими активностями очень важны, особенно в таком молодом и сложном направлении, как IT. Я, например, активно участвую в жизни сообщества Moscow Python.

Ольга: Мне однажды попались кусочки из книги Lean in, где описывался эксперимент, в котором выяснилось, что женщины склонны оценивать свои способности ниже, чем они есть. В минуты сомнений иногда полезно вспомнить, что есть еще этот bias, и скорректироваться на него. Такие классные книжки и сообщества – это часть одного большого движения, которое помогает девушкам быть решительней и пробовать, не смотря на какую-то природную осторожность. По-моему, это очень классно. 

Альбина: Думаю, в нем действительно есть смысл. Рассказов про разницу в отношении, дискриминацию девушек в сообществе много. У нас в компании, например, ребята запустили подкаст про девушек в ИТ, который называется #Тыждевочка. К ним в гости приходят героини с разным опытом и рассказывают свои истории, в которых также фигурирует сексизм. Иногда кажется, что очередное трудоустройство – нечто среднее между войной и попыткой доказать, что ты достойна. Поэтому сообщества, которые могут поддержать и показать, что ты не одинок, очень нужны. 

 Как думаешь, почему среди разработчиков мало девушек?

Злата: Не знаю, так исторически сложилось. 

Лариса: Скорее всего потому, что родители девушек выбирают более привычную в обществе профессию. Многие родители не считают IT за достойную профессию. Или профессия может даже не оказаться в поле зрения – мало школ и ВУЗов с такой направленностью. Интересно, как скоро появятся экспериментальные детские сады с уклоном в Python или Java, где дети на прогулках будут обсуждать, как добавить элемент в начало списка, и рисовать про это схемы в песочнице?

Ольга: Мне кажется, что выбор профессии очень зависит от семьи. Очень редко ребенок сам решает – стану-ка я юристом. Почему-то раньше девочек не настраивали с детства на технические вузы. А почему, я не знаю. Сейчас, мне кажется, ситуация исправляется.

Альбина:  Вот тут нет идей. Причем как человек, который последние пару лет собеседует соискателей, я даже резюме от девушек вижу редко... 

Есть ли разница в зарплатах у разработчиков и разработчиц?

Злата: Статистику я не собирала, но замечаю, что некоторые девушки знают в десять раз больше, а просят в десять раз меньше, чем парни. В начале своей карьеры я сталкивалась с тем, что парни – мои одногруппники, однокурсники – знали и умели столько же, сколько я, а платили им больше. Но это не потому что была дискриминация, а потому что я стеснялась больше просить. Потом я научилась просить больше и все стало хорошо. 

Лариса: У меня нет таких данных, но интуиция подсказывает, что есть.

Ольга: Исследования говорят, что есть

Альбина: Субъективно, но скорее нет. По крайней мере, мне кажется, что мы с коллегами зарабатываем согласно нашим способностям. 

Что можешь посоветовать девушкам, которые хотят построить карьеру в IT или конкретно в python-разработке?

Злата: Во-первых, оно должно приносить вам радость. Построение карьеры вообще требует усидчивости. Нужно тратить много времени, в том числе и личного. Если это не в кайф, то это будет издевательством и вечным преодолением себя. Во-вторых, нужно опираться на мнение людей, которые помогают развиваться. Если вам вашей собственной экспертизы в какой-то ситуации не хватает, обращайтесь за профессиональным мнением к тем, кто помогает вам расти. Потому что через ваше развитие будет развиваться и ваша компания, и отрасль в целом

Лариса: Начать самостоятельно учить Python и потом найти первую работу.

Ольга: Про начало карьеры в data science – то же самое, что и не девушкам: 

1. В начале пути участвовать в соревнованиях. Соревнования – это не только про славу и стеккинг. Это, во-первых, задача с правильным ответом – по лидерборду ты можешь определить, к какому качеству надо стремиться. Во-вторых, это возможность поработать над той задачей, с которой ты еще не работал. Потому что даже работая джуном, ты можешь делать одну задачу месяцы и, соответственно, кроме нее ничего не попробовать. 

2. Найти то, что тебе интересно (для этого надо все понемногу попробовать, самый лучший способ это сделать см. п.1) и активно следить за этой областью – читать статьи (а как это делается технически?), читать блоги компаний типа booking, google и тп (а что с этим делает бизнес?). 

Специалисты, которые понимают эти два аспекта, очень ценятся. Но (что еще более важно), чем глубже ты понимаешь область, тем больше удовольствия приносит работа!

Альбина: То же, что и всем: изучить хотя бы базовые алгоритмы, понимать сложность функций, которые вы используете, и держать руку на пульсе. Лично мне с этим очень помогают профильные конференции, на них можно послушать, о чем чаще говорят разработчики, и тем самым понять, куда сообщество будет двигаться в ближайшее время.

Похоже, что лучшее, что могут сделать для своей карьеры python-разработчицы – это поверить в себя. Не бояться конкуренции с мужчинами, брать интересные задачи, не стесняться в оценке себя на собеседованиях и ходить на конференции, чтобы набираться знаний и опыта. Кстати, приезжайте на PyCon Russia, который пройдет 30 и 31 июля в Москве. Это отличная возможность с головой погрузиться в самые актуальные темы python-разработки, прокачать и хард, и софт-скилы, набраться и поделиться опытом с другими программистами. Будем рады видеть и разработчиков, и разработчиц и верим, что в следующем году на конференции будет больше девушке не только среди слушателей, но и среди спикеров. 

Tags:
Hubs:
-9
Comments217

Articles