• Обзор Psion Organiser II XP с внутренностями и Тетрисом



      Карманный компьютер Psion Organizer II XP был выпущен одноименной британской компанией Psion в 1986 году. Он стал успешным представителем линейки Psion Organizer, в которой первенцем был Organizer I, сошедший с конвейера в 1984 году. Последним представителем серии стал Organizer II LZ появившийся в продаже в 1989.

      Psion Organizer часто титулуется первым в мире PDA (то, что у нас называлось КПК) и хотя это утверждение на мой взгляд спорно, Органайзеры действительно имели уникальные особенности для карманных компьютеров тех лет.
      Внимание, дальше много фотографий и присутствует гикпорн
    • Старые ISA-видеокарты и AVR

      Лет десять тому назад достались мне предназначенные на помойку ISA-видеокарты от 286...486 машин. Видеокарты были опробованы и с тех пор пылились в ящике. Пару лет назад появилась у меня мысль, а не подключить ли такую видеокарту к микроконтроллеру? Вот об этом я и расскажу в статье.
      Читать дальше →
    • IBM PC: полная история, часть 1

      • Перевод

      Билл Гейтс, загадочные смерти, IBM, ведущая себя, как шустрый стартап. В этой истории есть всё!


      image
      Портативный компьютер IBM 5001

      Можно заявить, что IBM PC не был первым PC от IBM. В сентябре 1975 года компания представила IBM 5100, первый «портативный» компьютер (это значило, что он весил всего 25 кг, и для него можно было купить специальный чемодан для путешествий).

      5100 технически не был микрокомпьютером – он использовал разработанный в компании IBM процессор PALM, размазанный по всей материнской плате, а не содержащийся в одном микрочипе. Но с точки зрения конечного пользователя разница была небольшой – он явно подходил под определение персонального компьютера. Это была самодостаточная, полная по Тьюрингу, программируемая машина размером не более чемодана, с ленточным приводом для загрузки и сохранения программ, клавиатурой, 5" экраном и памятью в 16 Кб.

      5100 отличался от первой волны PC ценой и рекламируемой областью применения. Цена начиналась от $10 000 и легко могла забраться за отметку в $20 000. IBM продвигала машину как серьёзный инструмент для полевых инженеров в удалённых местах, в которых нет возможности получить доступ к большим машинам IBM, а не устройство для развлечения, обучения, взлома или офисной работы.
      Читать дальше →
    • Vectrex — Единственная в мире векторная игровая приставка

        Vectrex — уникальная игровая система, выпущенная в 1982 году компанией General Consumer Electric (GCE). Её особенность заключается в том, что вся графика в ней векторная и выводится на трубку не построчно, а векторами, как на осциллографе.


        Читать дальше →
      • 25 микрочипов, потрясших мир

        • Перевод
        image

        В разработке микрочипов, как и в жизни, мелочи иногда складываются в значительные явления. Выдумайте хитрую микросхему, создайте её из полоски кремния, и ваше маленькое создание может привести к технологической революции. Так произошло с микропроцессором Intel 8088. И с Mostek MK4096 4-килобитной DRAM. И с Texas Instruments TMS32010 цифровым процессором сигналов.

        Среди множества отличных чипов, появившихся на фабриках за пятьдесят лет царствования интегральных схем, выделяется одна небольшая группа. Их схемы оказались настолько передовыми, настолько необычными, так опередили своё время, что у нас уже не осталось технологических клише для их описания. Достаточно сказать, что они дали нам технологию, сделавшую наше мимолётное и обычно скучное существование в этой вселенной сносным.

        Мы подготовили список из 25 ИС, заслуживающих, по нашему мнению, почётное место на каминной полке дома, который построили Джек Килби и Роберт Нойс [изобретатели интегральной схемы – прим. перев.]. Некоторые из них превратились в долгоиграющую икону поклонения любителей чипов: к примеру, таймер Signetics 555. Другие, например, операционный усилитель Fairchild 741, стали азбучными примерами схем. Некоторые, к примеру, микроконтроллеры PIC от Microchip Technology, продавались миллиардами, и до сих пор продаются. Несколько особых чипов, таких, как флэш-память от Toshiba, создали новые рынки. А по меньшей мере один стал символом гиков в поп-культуре. Вопрос: на каком процессоре работает Бендер, алкоголик, курильщик и достойный порицания робот из «Футурамы»? Ответ: MOS Technology 6502.
        Читать дальше →
      • Фантастические и реальные технологии «Терминатора»

          image


          Сегодня Арнольд Шварценеггер отмечает 70-летие, а меньше чем через месяц вернется на экраны в своем главном фильме. «Терминатор-2: Судный день» снова появится в кинотеатрах в обновленной 3D-версии. В России премьера состоится 24 августа 2017 года.


          Как видите, интерес к фантастическому боевику, вышедшему в прокат 26 лет назад, не угас до сих пор. В чем причина зрительского интереса? Конечно, в этом огромная заслуга Джеймса Кэмерона, но фильм обрел популярность не только из-за таланта режиссера. Нам просто нравятся хорошие истории про восстание машин, искусственный интеллект и киборгов.


          Удивительно, что история, рассказанная на языке фантастики, сегодня воспринимается как должное. Мы живем в мире дронов-беспилотников, огромных массивов информации, активно развивающихся технологий ИИ и вооружения, которое с каждым годом становится умнее. Поэтому для гик-культуры сегодня интересно анализировать жизнь и смерть Терминатора с точки зрения реального технического прогресса.

          Читать дальше →
        • Ставим духовку на режим «Апокалипсис»: обзор устройств для предполётного управления ядерным оружием

          • Перевод
          image

          Этой статьёй я хочу достичь трёх важных целей. Во-первых, вынести в эфир интернета легкодоступные фотографии оборудования, используемого с ядерным оружием (предполётные контроллеры), которые довольно трудно найти. Во-вторых, вкратце описать, что оно делает и как его используют, основываясь на основных источниках и разумных предположениях. И, наконец, реализовать свой эмоциональный отклик на предполётные контроллеры, как на материальные воплощения подготовки к ядерной войне.

          Очень краткая история контроля над использованием ядерного оружия


          Лучше всего я знаком с попытками контроля использования ядерного оружия (ЯО) в США, начинавшимися в конце 1950-х и начале 1960-х. Распространение американского оружия по всему миру, включая поставки членам НАТО, сильно повлияло на озабоченность гражданского населения его подчинением законам США и предотвращением несанкционированного использования оружия союзниками. В популярном анекдоте Гарольд Агню [американский физик, известный как научный наблюдатель атомной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки, а позднее третий директор Национальной лаборатории в Лос-Аламосе – прим. перев.], приезжает на аэродром и видит, как американские ядерные бомбы загружают на немецкие самолёты с немецкими пилотами, а рядом стоит одинокий часовой из США. Агню спрашивает часового, что тот сделает, если пилот попытается взлететь без авторизации. Часовой отвечает, что он подстрелит пилота, но Агню говорит, что вместо этого лучше подстрелить бомбу.
          Читать дальше →
        • Раньше они служили по 50 лет

          • Перевод
          image

          Сегодня холодильники работают по 8-10 лет, если повезёт. Как же так получилось, что наша бытовая техника так сильно сдала за последние несколько десятилетий? Я покупаю и продаю холодильники и морозильники, сделанные в 1950-х, прекрасно работающие до сих пор. Я встречал стиральные машины и сушильные машины 1960-х и 1970-х, которые всё ещё работали так же, как в день их производства. А сейчас бытовая техника ломается и требует обслуживания через 2-3 года, и в целом новая техника служит треть или четверть того срока, какой служила техника, сделанная десятилетия назад. Она ломается чаще и быстрее, чем раньше. Она ржавеет и разрушается быстрее, чем в прошлом. Почему это происходит, и что вообще происходит? Я годами мучился этими вопросами, продавая тысячи единиц техники, а с недавнего времени – и вместе с продавцами б/у техники и ремонтниками со всей страны. И вот, что я обнаружил.
          Читать дальше →
        • Редкие космические предметы из музейных коллекций

            image
            Экспозиция Музея космонавтики (Москва, ВДНХ)


            Мы привыкли воспринимать космос через текст и фотографии здесь, на Гиктаймсе, и на множестве других ресурсов, а между тем вся советская, теперь уже и российская история покорения космоса — это сотни тысяч различных вещей, которые можно увидеть, осязать, почувствовать.


            Самое главное, что можно постичь, изучая артефакты прошлого — это идеи. Макеты, созданные по чертежам и рисункам, а также реальные вещи космонавтов производят сильное впечатление. Они показывают, как достичь невозможного при ограниченных ресурсах, а также с каким изяществом инженеры решали сложные технические задачи.


            В коллекциях Политехнического и других музеев хранятся сотни редчайших артефактов и не все из них доступны на выставках. Некоторые только ждут своего часа, другие уже почти забыты.

            Читать дальше →
            • +28
            • 10,4k
            • 7
          • Криптограф купил на барахолке «печатную машинку» за €100 — это оказалась знаменитая «Энигма I»

            • Новость

            Фото: Inquam Photos/Octav Ganea/Reuters

            На румынском блошином рынке произошёл необычный случай: домой ушли счастливыми и продавец, и покупатель. Продавец сбыл с рук древнюю плохо работающую печатную машинку какому-то чудаку за 100 евро. А покупатель знал, что приобрёл редкий экземпляр шифровальной машины Вермахта Enigma I, которую вскоре выставил на аукционе Artmark за €9000. Торги состоялись 11 июля 2017 года, а цена раритета в результате торгов выросла до €45 000.
            Читать дальше →
          • Люди-компьютеры

            • Перевод
            image

            В XX-м веке британская индустрия персональных компьютеров отставала от американской в среднем года на три из чисто практических соображений. И не то, чтобы современную американскую машину нельзя было купить. Одна только Commodore продала 45 000 моделей PET за первые три года присутствия на острове. Другие, менее распространённые модели, например, TRS-80s, Apple IIs, Atari 400s и 800s, тоже можно было купить при наличии средств. Вопрос упирался только в деньги. Когда фунт стоил порядка $2,5 даже самые базовые модели PET обошлись бы вам не менее чем в £650, а система Apple II, ставшая в США к 1981 году практически стандартом — II Plus с 48 K, цветным монитором, двумя дисководами и принтером – приближалась уже к отметке в £2000. Чтобы понять, насколько высоким порогом были такие цены для среднего британца, вам нужно кое-что узнать про жизнь в Британии в конце 1970-х и начале 1980-х.

            Британская экономика к тому времени уже довольно долго находилась в плачевном состоянии, страдая от некоего постимперского недомогания, периодически подчёркиваемого такими неприятными шоками, как "трёхдневная неделя", когда нехватка энергии, вызванная забастовкой добывающих уголь шахтёров, заставила правительство предписать бизнес-предприятиям работать по три дня в неделю, и "зима недовольствий" 1978-79, когда забастовки во множестве индустрий практически застопорили экономику и ежедневную жизнь. Эти события обеспечили избрание на пост премьер-министра самой неоднозначной фигуры в послевоенной политической истории Британии, Маргарет Тэтчер, с платформой, обещавшей затащить Британию, пусть даже отбивающуюся и негодующую, в современную эру, путём урезания всяческих социальных льгот, введённых после Второй мировой войны.
            Читать дальше →
            • +26
            • 10,5k
            • 7
          • Советский HI-FI и его создатели: путешествие «Брига» «капитана» Лихницкого

              Этот пост является пилотным в цикле публикаций о культовой аппаратуре в советской аудиотехнике. Мы сравнительно давно обещали этот цикл, но как-то «не доходили руки». В серию статей войдут несколько УМЗЧ, виниловых проигрывателей, акустических систем высокой верности воспроизведения. Иными словами, писать буду про устройства, которые оставили след в истории СССР, а для многих стали символами эпохи. Я постараюсь не обойти стороной историю создания этих девайсов, а также некоторые значимые моменты в биографии их создателей.



              Полагаю, будет справедливо первую публикацию посвятить усилителю «Бриг» и его создателям Анатолию Лихницкому и Алле Каляевой, как первопроходцам серийного HI-FI в СССР. Признаюсь, что не редко я иронизирую по поводу маргинальных взглядов Лихницкого на звук и некоторые аспекты схемотехники, о которых этот человек много писал в конце жизни, что никак не умаляет его заслуг как инженера и организатора работ по созданию первого советского HI-FI УМЗЧ. Следует также отметить существенный вклад в создание усилителя инженера Николая Слесарева и дизайнера Владимира Ратаева.
              Читать дальше →
            • Истории вокруг движка SCUMM

              • Перевод
              image

              SCUMM можно считать просто «одним из» видеоигровых движков, но этот движок вызывает почти столько же чувств, что и игры, сделанные на его основе.

              Говоря о золотом веке адвенчур LucasArts, нельзя обойти вниманием движок SCUMM, «Script Creation Utility for Maniac Mansion» («утилиту создания скриптов для Maniac Mansion»), который использовался в самых запомнившихся играх всех времён, таких как Full Throttle, Day of the Tentacle, Sam & Max Hit the Road, и, разумеется, Maniac Mansion.

              Написали SCUMM Арик Уилмундер (Aric Wilmunder) вместе со знаменитым гейм-дизайнером Роном Гилбертом (Ron Gilbert), обеспечив таким образом возможность создания этих игр. Недавно Уилмундер и журналист Майк Бевэн (Mike Bevan) связались друг с другом по электронной почте и обсудили SCUMM и истории, его окружавшие. В статье представлены избранные фрагменты этого разговора, записанные со слов Уилмундера.

              Мы решили, что важно передать слова Уилмундера, потому что SCUMM — это не просто движок или технология. Для многих разработчиков это был способ передачи своего художественного видения тысячам людей в один из самых запомнившихся периодов истории видеоигр.
              Читать дальше →
              • +29
              • 9,6k
              • 9
            • BBC Micro — компьютер, который обыграл ZX Spectrum

                В статье речь пойдет об истории противостояния между Acorn, Sinclair Research LTD и несколькими другими компаниями за право разрабатывать компьютер для образовательной программы британской корпорации BBC. Также предлагается подробный обзор победителя этого состязания — BBC Micro. За подробностями приглашаю под кат.


                Читать дальше →
              • Забытое поколение релейных компьютеров

                • Перевод

                image


                В нашей предыдущей статье описывался расцвет автоматических телефонных коммутаторов, которыми управляли с помощью релейных схем. На этот раз мы хотим рассказать о том, как учёные и инженеры разрабатывали релейные схемы в первом — теперь уже забытом — поколении цифровых компьютеров.

                Читать дальше →
              • Герои давно ушедших времен против современных компьютерных задач: краткий обзор необычной двухпроцессорной материнки

                  — А куда поставить этот пыльный ящик? — спросил я друга, разбирая хлам в покидаемом офисе.
                  — Поставь в самое дальнее место, — сказал он, — это хранилище давно отживших свой срок деталей. Для сегодняшних наших задач там ничего нет.

                  Я заглянул внутрь. Из ящика, среди заросших паутиной проводов на меня глядела плата внушительного размера с двумя огромными медными радиаторами, ощетинившись слотами для оперативной памяти. Больше из-за паутины ничего видно не было. Это явно плата для сервера, двухпроцессорная, с 8 слотами оперативки. Мне стало интересно, что это за материнка и что с ней произошло, целая ли она? Пусть в качестве современного сервера она уже не потянет. А что если...? Мне хотелось узнать, насколько она подойдет для современных программ и повседневных нужд обычного пользователя.


                  Приглашаю к прочтению этой статьи таких же, как я, энтузиастов, которым интересно покопаться в различном «железе», сравнить функциональность и быстродействие давно ушедших из обращения компьютерных систем, вернуть что-то к жизни, уже, возможно, из полного небытия.
                  Читать дальше →
                • Гибридную ретро-консоль Nintendo PlayStation полностью восстановили



                    В 2015 году в Сети появилась информация о том, что где-то найдена гибридная консоль, в которой объединены две приставки — SNES от Nintendo и Play Station от Sony. Изначально эти слухи показались многим выдумкой, фейком. Но нет — оказалось, что консоль действительно существует. Дело в том, что в начале 90-х годов прошлого века обе названные выше компании работали вместе над проектом, цель которого — добавление CD в Super Nintendo Entertainment System. В рамках этого же проекта специалисты создали прототип игровой консоли, способный работать с картриджами SNES.

                    К сожалению, дальше прототипов дело не пошло. Компания Nintendo начала сотрудничать с конкурентом Sony, компанией Philips, и Sony отказалась от совместной работы. Что касается прототипов Nintendo PlayStation, то их было изготовлено 200 штук, но до наших дней дошел лишь один. Он попал в руки пользователя Reddit Analogueboy.
                    Читать дальше →
                  • Подготовка налогов в 1950-м году: «программирование» IBM 403 при помощи штекерной панели

                    • Перевод
                    Задолго до появления современных компьютеров бизнес использовал электромеханические бухгалтерские машины (БМ) для обработки данных. Эти машины весом в тонну «программировались» проводами на штекерной панели управления, что позволяло им создавать сложные бизнес-отчёты на основе данных, содержащихся на перфокартах. И хотя в них не было электроники и они использовали вращающиеся механические колёса для суммирования данных, зато эти машины могли обрабатывать более двух карт в секунду.

                    image
                    Штекерная панель, выполняющая на IBM 403 налоговый вычет

                    В честь наступления 15 апреля [традиционный день подачи налоговых деклараций в США], я изучу штекерную панель (ШП), использовавшуюся для подготовки налогов в 1950-м и объясню забытое искусство программирования ШП, показав, каким образом переплетение проводов может реализовать алгоритм обработки данных. Закрепив панель на БМ, оператор мог выполнить определённую задачу по обработке данных. Хотя панель выглядит как спагетти-код, воплощённый физически, отслеживание соединений раскрывает её функцию: она вычисляла налоговые вычеты, суммируя записи из многих полей, выводила отчёт с промежуточными и итоговыми суммами, и перфорировала меньший набор итоговых карт, занося на них эти суммы.
                    Читать дальше →
                  • Электронный микроскоп в гараже. Разгоняем электроны

                      Вакуум есть, катод вставлен, колонна прочищена, высокое напряжение подведено, и даже сделано управление с компьютера. Осталось только увидеть электронный луч и попробовать работу магнитных линз.

                      Но сперва расскажу про пластинку из неизвестного материала: когда я чистил колонну, то в шлюзовой камере, в укромном месте нашёл непонятные пластинки из блестящего, очень хрупкого вещества. Где стоял этот микроскоп до того, как попасть ко мне, и что на нём смотрели — неизвестно.



                      Было высказано предположение, что это кремний. Что это в итоге оказалось и какого прогресса удалось достичь в электронном микроскопе за три недели — под катом.
                      Антимония
                    • Никогда не спят: старейшие действующие устройства

                        image
                        «Вечный двигатель». Музей Аппалачей (посвящен истории освоения колонистами этого региона)


                        Если у механизмов и есть душа, то у старых, проверенных временем. Вытащишь такое древнее устройство из коробки, смахнешь пыль, включишь, а оно и светит тебе огоньками, стрекочет, шуршит бодро, словно только вчера собранное руками мастера.


                        Механизмы с душой не умирают по истечению срока годности, да и во время оного не омрачают жизнь поломками. Они действуют безотказно весь отмеренный им срок, но и после него не уходят на покой. Они работают до тех пор, пока их не меняют на что-то новое. Но даже убранные в подвал и разобранные на части устройства ждут, когда через много лет их снова соберут и включат в сеть.


                        В мире найдется не так уж много действующих приборов, переживших своих создателей. За судьбой каждого из них скрывается удивительная история, и о некоторых сегодня вы узнаете больше.

                        Читать дальше →

                      Самое читаемое