• Добавляем распределенность в SObjectizer-5 с помощью MQTT и libmosquitto

      Когда-то в SObjectizer-4 «из коробки» была доступна возможность построения распределенных приложений. Но не всегда это работало так хорошо, как хотелось бы. В итоге в SObjectizer-5 от поддержки распределенности в самом ядре SObjectizer-а мы отказались (подробнее этот вопрос рассматривается здесь). Отказались в пользу того, чтобы под конкретную задачу можно было выбрать конкретный транспорт с учетом особенностей этой самой задачи. Написав для этого соответствующую обвязку, которая будет скрывать от программиста детали работы выбранного транспорта.

      В данной статье мы попробуем рассказать об одной такой обвязке вокруг MQTT и libmosquttio, посредством которой была реализована возможность взаимодействия частей распределенного приложения.
      Читать дальше →
    • Использование ядерной регрессии для прогноза спроса в сетевых магазинах

      Доброго времени суток, уважаемые хабровчане! В данной публикации речь пойдет о модели прогноза спроса на товары в сетевых магазинах и ее реализации на C++.

      Постановка задачи


      Допустим, у нас имеется сеть магазинов, в каждый из которых завозят товары. Товары (для модели прогноза) попадают в каждый магазин произвольным образом. За некий период времени мы имеем статистику — сколько в каждом магазине продано тех или иных товаров. Требуется спрогнозировать продажи товаров за период времени, аналогичный выбранному, для всех магазинов по всем товарам, которые в них не завозились.

      Примечания и допущения постановки задачи
      • Товары, завезенные в магазины, не заканчивались за период сбора статистики.
      • Если в магазин завезли новые для него товары (при том, что старые товары остались), продажи не перераспределяться между старыми и новыми товарами. Статистика по старым товарам останется прежней, просто кто-то дополнительно покупает новые товары. Прогнозирование при невыполнении этого условия потребует дополнительных данных о том, как насыщается спрос при увеличении количества товаров.
      • Период, за который собирали статистику, и период, для которого нужно сделать прогноз, идентичны по спросу.
      Метод решения и исходный код под катом
      • +11
      • 2,3k
      • 5
    • Многоагентная система для параллельного программирования (Java, C++)

      Агентно-ориентированное программирование





      Тема дипломной работы в университете была «Многоагентные системы для обработки баз знаний». Подключение многоагентной системы Jade к базе знаний Protege не составило труда и диплом готов. Теперь можно моделировать абстрактные учебные задачи, рои агентов, и так далее и тому подобное. Но возник вопрос, а как применить на деле полученные знания? Случай завершить НИОКР подвернулся при работе над системой «умный дом». Потребовалось небольшое многопоточное приложение для передачи данных от «умного дома» стороннему разработчику веб-интерфейсов. Вот прекрасная возможность применить Агентно-ориентированное программирование. В результате была успешно создана многоагентная система для параллельного программирования.

      Читать дальше →
    • Открытый вебинар: «Области видимости и невидимости»

        И снова здравствуйте!

        Делимся с вами очередным открытым уроком, который мы проводили в рамках курса «Разработчик C++». На уроке Сергей Кольцов разбирал проблему деинициализации, которая довольно часто возникает в разработке ПО с использованием legacy или native-кода.


        Как всегда ждём вопрос и комментарии тут или сегодня на Дне открытых дверей.
      • Машинное обучение алгоритмам

          Машинное обучение как оно есть сейчас


          В популярных методах машинного обучения программа не выучивает алгоритм. Классификатор, нейронная сеть или, для большей очевидности, методы регрессии выучивают в лучшем случае функцию (в математическом, а не программистском смысле): имея входные данные, выдать выходные данные. Это может быть в лучшем случае единственным шагом алгоритма и не понятно, как масштабировать такое решение на целый алгоритм вместо одного шага. Без возможности выучивать алгоритмы, эти методы далеки от AGI (общего искусственного интеллекта — Artificial General Intelligence). На пути к AGI неплохо бы найти способ, чтобы программы выучивали алгоритмы с ветвлением, циклами и подпрограммами. Далее следует научить программы понимать другие программы. Далее понимать и улучшать саму себя. Не настаиваю что именно этим путём люди пройдут к AGI, но это моё скромное виденье.

          Программа как прикладной искусственный интеллект


          В отличие от других методов машинного обучения, в своё свободное время я сделал интерактивную систему, которая задаёт пользователю вопросы и после каждого ответа выдаёт список возможных целей — что может прийтись пользователю по вкусу, будь то новая игра, фильм, книга, товар или услуга. Смысл нового поисковика в том, что пользователь может не иметь представления о том, что именно он(а) ищет, поэтому не может сформировать ключевых слов чтобы вбить в существующие поисковики. А вот ответить на вопросы программы может, и всегда есть вариант «не знаю/затрудняюсь ответить».
          Читать дальше →
          • +20
          • 7,6k
          • 4
        • Ищем циклы на аттракторе Лоренца в пакете Maxima

            image

            Этот топик продолжает серию моих статей на Хабре, посвященных исследованию аттрактора Лоренца.

            Часть 1. Критический взгляд на аттрактор Лоренца
            Часть 2. Динамическая система Лоренца и вычислительный эксперимент
            Часть 3. О существовании периодических решений в системе Лоренца
            Часть 4. Три цикла в аттракторе Лоренца

            Итак, рассмотрим нелинейную систему дифференциальных уравнений, введенную Эдвардом Лоренцом в 1963 году:

            $ (1)\left\{ \begin{array}{l} \dot{x}=\sigma(y-x),\\ \dot{y}=rx-y-xz,\\ \dot{z}=xy-bz, \end{array}\right. $

            где

            $\sigma=10,\:r=28,\:b=8/3\:-$

            классические значения параметров системы.
            Читать дальше →
          • Ой, у вас баннер убежал!

            Ну. И что?
            Реклама
          • Arduino для начинающих. Часть 2

            • Tutorial

            Предисловие автора


            Доброго времени суток, Хабр. Как и планировала, продолжаю цикл статей, которые помогут Вам в знакомстве с Arduino. Также, в каждой последующей статье (включая эту) вы сможете найти ответы на самые важные вопросы, которые появляются в комментариях. Для тех кто не читал первую часть, сюда.


            Как определить полярность светодиода


            На данный момент большинство светодиодов делают так, чтоб упростить процесс определения полярности. У светодиода есть две ножки, одна из которых будет длиннее другой. Длинная ножка – это плюс (анод). Короткая ножка — это минус (катод). Но что же делать если выводы светодиода одинакового размера? Иногда вывод катода отмечают точкой или небольшим срезом на корпусе. Также узнать полярность можно путём внимательного рассмотрения кристалла. Плюс имеет гораздо меньший размер внутри линзы по сравнению с минусом. Контакт минуса, в свою очередь, напоминает флажок, на котором размещается кристалл. Также можно определить полярность источником питания. Для этого необходимо источник тока (с напряжением от 3 до 6 вольт), резистор (с сопротивлением 220 – 470 Ом) и сам светодиод. Сначала соедините одну ножку светодиода с резистором. Затем коснитесь светодиодом контактов источника питания. Дотрагиваясь анодом к плюсу, а катодом к минусу, светодиод будет светиться (если он исправен).

            Читать дальше →
            • +8
            • 5,8k
            • 9
          • Обмен информацией между рабочими нитям без боли? CSP-шные каналы нам в помощь

              Разработка многопоточного кода — это сложное занятие. Действительно сложное. К счастью для упрощения жизни разработчиков давным-давно придуманы высокоуровневые абстракции, например, task-based parallelism, map-reduce/fork-join, CSP, actors и т.д.

              Но когда попадаешь на профильные форумы, где общаются C++ники, то складывается ощущение, что многие просто не в курсе наличия чего-то более простого и удобного, чем std::thread в купе с std::mutex+std::condition_variable. Регулярно встречаются вопросы из категории: «Мне нужно запустить несколько рабочих потоков, в одном делается то-то, во втором то-то, а в третьем то-то. Я их запускаю вот так, а информацией между потоками обмениваюсь вот так. Правильно ли я делаю?»

              Очевидно, что такие вопросы задают новички. Но, во-первых, количество неопытной молодежи в разработке софта всегда было велико, и с ростом привлекательности отрасли ИТ это количество только увеличивается. При этом печально, что новички знают про std::thread и std::mutex, но не знают про готовые инструменты, которые могли бы упростить им жизнь (вроде Intel TBB, HPX, QP/C++, Boost.Fiber, FastFlow, CAF, SObjectizer и т.д.).

              И, во-вторых, среди ответов на такие вопросы довольно редко встречаются советы «возьмите вот этот готовый инструмент, ваша задача с его помощью решается всего в несколько строчек». Гораздо чаще люди обсуждают низкоуровневые детали самодельных реализаций thread-safe очередей сообщений.

              Все это наводит на мысль о том, что имеет смысл на простых примерах показывать, как конкретный фреймворк может помочь в решении даже небольших и, казалось бы, несложных задач, связанных с многопоточностью. Поскольку мы развиваем SObjectizer как раз как инструмент для упрощения разработки многопоточных приложений на C++, то сегодня попробуем показать, как реализованные в SObjectizer-е CSP-шные каналы способны избавить разработчика от части головной боли при написании многопоточного кода.
              Читать дальше →
            • LAppS сервер приложений для микросервисной архитектуры

              image


              Предыстория


              20-го декабря прошлого года я ушёл в отпуск, на целых 2 недели. Чем заняться в отпуске? Правильно, — кодом. Кодом, которым некогда заниматься в рабочее время. Последние несколько лет мне кодить приходилось очень мало. Руки стосковались. Какой код пишут в отпуске? Не знаю как вы, а я пишу велосипеды. Зачем? Причин может быть много, но основная, — мне интересно. Я люблю C++ и Lua. Я ещё и bash и awk люблю. Не закидывайте камнями, это личное, так получилось. JavaScript я не очень люблю (хотя последние 2 года если что-то и кодил то на JS), и это тоже личное.

              Читать дальше →
            Самое читаемое