Pull to refresh

Стартап с нуля: история Github

Reading time8 min
Views5.4K
Original author: Chris Wanstrath
Это интервью Криса Уонстрота, CEO и сооснователя Github. Данное интервью — часть серии “Bootstrapped, Profitable, & Proud” о компаниях с выручкой более миллиона долларов, обошедшихся без венчурного финансирования на старте и приносящих доход.


Чем занимается ваша компания?
Мы предоставляем услуги открытого и закрытого хостинга проектов на базе распределённой системы контроля версий git. Наша цель — максимально упростить взаимодействие разработчиков, особенно в сфере открытого кода. Внесение изменений в какой-либо открытый проект не должно отвлекать разработчика от кода, процесс должен быть максимально прозрачен. Работа с коллегами, будь они в той же комнате, или на другом конце земного шара, должна быть сконцентрирована на развитии проекта, а не на борьбе с недостатками используемых инструментов.

Также мы проводим семинары по git, предоставляем материалы и спонсируем открытые проекты.

Как вы объясняете “обычным” людям (родственникам, друзьям), чем занимается ваша компания?
GitHub — это как Википедия для программистов. Можно править программы, смотреть историю правок, читать старые версии из любой точки мира, единственное отличие от энциклопедии в том, что работа идёт над исходным кодом, а не над текстом статей. Бизнес использует Github для разработки программного обеспечения и сетевых ресурсов, программисты делятся своим трудом и используют труд других.

Модель бизнеса проста: если код открыт для всех, то за это не надо платить. Если же код является важным для функционирования компании и открыть его нельзя, то для работы с ним придётся внести небольшую плату.


Слева направо: Рик Олсон, Том Престон-Вернер, и Крис Уонстрот. (Фото Дэйва Файрама).

Много ли зарабатываете на курсах?
Семинары составляют не самую большую часть нашей выручки, но дают возможность общаться с клиентами напрямую, укреплять связи, узнавать об их пожеланиях напрямую. Скотт Чейкон (наш гит-гуру), проводит семинары по всему миру.

Поддержка открытой разработки и git полезна для индустрии в целом, но мы делаем так просто потому, что нам так нравится. Мы ценим желание наших разработчиков участвовать в открытых проектах.

Как вы начали делать Github?
Первый прототип мы начали писать по выходным. Том Престон-Вернер и я сидели в спорт-баре после встречи местной программистской тусовки, тогда он и поделился со мной идеей сделать простой хостинг проектов на git. Ресурс, на котором будет легко поделиться кодом, освоиться с git, эдакий хаб. Этот инструмент делался не просто так, а по необходимости: нам обоим нравился git, а общедоступной возможности делиться кодом тогда не было. Том решил, что мне будет интересно разрешить эту проблему, так и получилось.

Мы встречались по субботам, собирая по кусочкам наш сайт. Мы завтракали, обсуждали планы, потом приступали к работе. Том указывал, как должны выглядеть страницы, я же, в основном, занимался реализацией. Как только основной функционал был готов, мы сразу же внедрили GitHub на моей основной работе, другом стартапе, который мы делали вместе с PJ Hyett. Разрабатывать GitHub стало проще, ведь и он, и я пользовались им ежедневно и легко понимали, чего не хватает.

Одну вещь при разработке своего предыдущего стартапа, Gravatar, Том уяснил точно: предоставлять ресурсоёмкий сервис безо всякой дополнительной платы — очень накладно. В том случае это был хостинг картинок с большим трафиком, здесь же это был git. Хранение и обмен кодом могли влететь в копеечку. Нужно было найти способ заработка.

Подумав об этом, мы запустили бету для наших друзей. И сайтом сразу же стали пользоваться! Было просто создать как открытый, так и закрытый проект, все стали размещать там свой рабочий код – и мы с PJ тоже так делали. Через некоторое время, люди начали обращаться к нам с вопросом, нужно ли платить за закрытые репозитории.

И тогда мы поняли, как наилучшим образом монетизировать Github, что помогло в дальнейшем сделать это не просто развлечением, а бизнесом. Мы стали предоставлять всем участникам неограниченные возможности по размещению открытого кода, а плату стали брать только за закрытый. То есть, платили только те, кто хотел платить.

PJ стал сооснователем Github и предыдущий наш проект был заброшен. Теперь нашим проектом стал Github. Сайт был открыт для публики 10 апреля 2008 г., сервис существует и активно пользуется спросом с тех пор.

Много ли денег потребовалось для запуска? Как их нашли?
Сперва, конечно, купили домен в Slicehost, заказали немного графики. Несколько сотен долларов на регистрацию фирмы удалось наскрести, просто скинувшись всем вместе.

Большие затраты уходили на личные расходы, ведь необходимо было жить и развивать бизнес. PJ и я занимались консультациями, Том работал полный день. По мере развития бизнеса, мы придумали подход, как постепенно перейти к постоянной зарплате.

Мы выплачивали из дохода фирмы каждому небольшую сумму, если продажи шли хорошо, эта сумма увеличивалась. Постепенно, наш доход приблизился к полноценной зарплате и стал достаточным для постоянной работы.

Сперва всё шло очень хорошо. Потом были несколько месяцев, когда продажи совсем не росли, но коллективным трудом нам удалось решить и эту проблему.

Насколько ваш бизнес успешен?
Мы нанимаем замечательных людей и хорошо оплачиваем их труд, не привлекая финансирование из дополнительных источников. С этой точки зрения, мы очень успешны.

По мере роста численных показателей (у нас сотни тысяч пользователей, десятки тысяч из которых платят, миллион репозиториев – тысяча новых каждый день). Всего этого мы добились за два года.



В каких условиях вы работаете?
Работаем мы в удобное нам время. Мы не нанимали менеджеров, мы сами можем определить, какие у нас приоритеты, задачи и цели. Тот, кому та или иная задача наиболее важна, занимается её реализацией.

Это может показаться странным, но такой подход действительно работает. Это отличный способ почувствовать интерес людей к тому, что они делают. Если какая-то вещь никому не нужна, никто ей и не займётся. Мы все сами пользуемся нашим продуктом, поэтому сразу становится понятно, что не работает и чего не хватает. Мы стараемся поддерживать неформальные отношения с клиентами, это также помогает нам выбирать приоритеты.

Мы работаем распределённо. У нас есть офис в центре Сан Франциско, но, как правило, все находятся там, где им удобно и работают когда удобно. Настоящий офис — групповой чат в Campfire. Сперва это было по необходимости – денег на офис просто не было, поэтому мы сидели дома и в кофейнях, а связывались через интернет. Теперь же стало понятно, что так просто удобнее. Сотрудники Github могут провести день в офисе, сесть на самолёт, и без проблем продолжить работу на следующий день. Нет необходимости отрабатывать определённый объём в часах, просто нужно решать выбранные задачи.

Самое важное — доводить дело до конца. Нам везёт, что мы работаем над веб-приложением (в основном), это означает, что изменения вносятся легко и быстро. Мы уже поняли, что лучше выпустить хоть что-то сейчас, а ошибки исправить по ходу, пользователи сами подскажут, где проблема. Старайтесь как можно раньше пускать новые фичи в продакшен.



Почему важно сначала выпускать продукт, а уже потом править ошибки? Есть простой пример?
Никогда не удаётся сделать что-то сразу и хорошо – это естественная особенность человека, понимание её — уже большое преимущество. Ранний пуск позволяет узнать, как пользователи воспринимают данное нововведение. Нет ли более важных проблем, которые ещё не решены? Не превзошёл ли продукт ожидания? Столкнулся ли кто-то с проблемой, которую можно было предположить? Пытаясь продумать всё это заранее, можно просто потеряться.

Иногда трудно понять, что важнее, проще дать пользователям возможность выбрать самим. Определите, что более всего необходимо и сделайте это.

Кроме того, реализация и выкатка — само по себе интересно. Если есть дедлайн — это работа, иначе это своего рода соревнование.

Последний раз я участвовал в выкатке функциональности для организаций. Как только что-то начало работать, мы пригласили своих друзей поучаствовать в бете. Наблюдение за их работой помогало не только скорее исправлять ошибки, но и строить и улучшать модель.

Каковы цели компании?
Как сейчас, так и через 5 лет, мне хотелось бы поддерживать хорошие отношения с коллегами и не терять интерес к работе. Мы хотим расти, больше зарабатывать и больше нанимать, удовлетворяя потребности пользователей, но самое важное — получение удовольствия от самого процесса. Надеюсь, мы никогда не устанем работать над Github, а людям никогда не надоест им пользоваться.

Пока у нас есть такие люди, которые наслаждаются работой, и делают хороший продукт для себя, проблем с удовлетворением просьб клиентов не будет.


Github может визуализировать процесс изменения кода. Здесь цветом отмечен вклад разных участников в проект homebrew – ширина пропорциональна объёму изменений.

В каком случае вы не прислушались к советам со стороны, и сделали по-своему?
Том написал замечательную статью о том, как он отказался от вознаграждения в $300,000 от Microsoft, и стал работать в Github.

Необходимость выбора встала раньше, чем я могу предположить. Я мог либо стать сотрудником Microsoft и получить бонус, либо уйти и заняться вплотную Github… В конце концов, я, как и Индиана Джонс, не стал отказываться от поисков Грааля, от возможности делать то, что действительно любишь, вне зависимости от стабильности альтернативных условий. Когда я стану старым, оглянувшись назад я смогу сказать “какие классные штуки я делал!”, а не “как мне было комфортно и безопасно.”

В общем случае мы полагаемся на себя, а не на помощь советчиков. Каждое решение должно быть обдумано и обосновано перед тем, как принято. То, что когда-то в похожих условиях определённое решение привело к успеху (или не привело) ещё не означает, что стоит действовать именно таким образом.

Многие люди предлагали нам отказаться от семинаров по git (“куда развиваться дальше, время же ограничено”), или не предлагать локальное размещение служб Github, но оба продукта сейчас существуют и радуют наших клиентов. Все компании разные, мы очень внимательно относимся к наблюдениям и советам клиентов, но полагаемся, всё же, на себя.

Какая самая трудная проблема была в компании?
Первый год напомнил тот этап подростковой жизни, когда осознаёшь себя. Github был просто развлечением, он не был основным проектом, от него не было больших ожиданий. Мы просто хотели делать что-то классное. Хотелось бы сказать, что этого достаточно, но должно быть видение в перспективе, философия. Каждый сотрудник (по крайней мере, сооснователь) должен быть на одной волне. Проблема только в том, чтобы поймать эту волну.

Мы делаем веб-приложение, или просто контроль версий? Какую зарплату платить сотрудникам? Стоит ли выступать на конференциях? Как подходить к вопросу техподдержки? Это, вроде бы, разные вопросы, но ответы на все из них определяются политикой компании. Когда понятно, к чему мы стремимся, на данные вопросы сразу появляются ответы. Но первое время приходилось помногу задумываться.

Философия компании записана в документах? Или люди сами понимают, как вы работаете?
Мы обсуждаем это на собеседованиях и подходим к этому очень серьёзно. Каждый потенциальный сотрудник Github должен понимать, что представляет из себя работа и понимать, что ему это комфортно. Разговоры за обедом о культуре, философии — часть рабочего процесса.

Некоторых сотрудников мы нанимали только исходя из их технической компетенции, оставив в стороне взгляды на жизнь. И мы не смогли сработаться. Поэтому не меньшее внимание при поиске людей мы уделяем жизненной позиции.


Офис (Фотография Дэйва Файрама).

Что ещё примечательного в вашем деле?
Двое из трёх сооснователей не закончили университет.

Как вы считаете, это совпадение?
Не думаю – Том и я оставили университет, чтобы скорее начать работать в индустрии. У него был стартап, у меня работа по заказу, но нам обоим хотелось создавать. Было ясно, что когда-нибудь мы сделаем что-то своё.

PJ получил диплом в области computer science, но уже в день выдачи дипломов он летел в Сан-Франциско. Он работал в CNET (где мы и встретились) ещё до окончания университета, а собственные проекты реализовывал на протяжении всего времени обучения.

У меня нет определённого мнения о том, нужно получать высшее образование или нет, замечательные люди примечательны не своим образованием, а сообразительностью, чувством юмора, упорством, но причины, по которым в универе мне было некомфортно схожи с тем, что я бы испытал в большой компании. Большинство людей даже не догадываются, насколько это удобно — работать на себя. Работа должна нравиться.

Какой совет вы бы дали начинающим свой бизнес?
Работайте, смотрите в будущее. Думайте. Обращайте внимание на смысл того, что делаете. Внимательно относитесь к расходам (даже тогда, когда получаете значительный доход). Концентрируйтесь на важных для вас вещах, не гонитесь за новыми технологиями. Когда проект будет работать, успеете всё переписать.
Tags:
Hubs:
+134
Comments35

Articles

Change theme settings