Pull to refresh

Музей компьютеров в Bletchley Park

Reading time5 min
Views8.9K
Давно хотел написать про свой визит в Bletchley Park, который был подарен мне моей девушкой на день рождения. Финальный толчок был дан недавним постом, однако в отличии от begoon, я почти не видел самого парка, зато немало времени провел в компьютерном музее The National Museum of Computing, располагающемся в одном из его зданий, о котором и хочу рассказать в этом пятничном посте.

Осторожно, под катом прячется траффик!





При входе в музей нас встречает Next Cube. Странно осознавать, что в свое время он стоил целое состояние, а сегодня спокойно покрывается пылью в коридоре:



В первой комнате собраны (и тут же ремонтируются) огромные электромеханические монстры. Там стоит непередаваемый запах старости и машинного масла.

Вот, например, Automatic Verifier Punch неизвестной модели. Вначале один оператор использовал его для прокалывания отверстий в перфокартах при помощи цифровой клавиатуры в правом нижнем углу. После этого другой оператор переводил машину в режим верификации, в котором прокалывающая головка была немного смещена, и вводил те же данные еще раз. Если ошибок не было, существующие отверстия просто немного расширялись, если же ошибки были, в одной колонке оказывались одновременно два отверстия.



Результат работы:



Electronic Multiplier Punch — электромеханический калькулятор. С перфокарт он считывал входные данные, последовательность математических операций, которые необходимо совершить, а также требуемый формат выходных данных. После этого он, собственно, выполнял необходимые операции, прокалывал результат в перфокарте и подавал ее на выход. Можно только представить, с какой скоростью и шумом все это происходило.



Тоже нечто внушительное:



Далее в витрине в коридоре можно видеть небольшую экспозицию счетных устройств разных времен, начиная с таких монстров (счетная машина с говорящим названием "Миллионер" 1895 года. Первый коммерчески успешный калькулятор, который мог выполнять умножение напрямую, а не через серию последовательных сложений, благодаря чему был популярен до 1930х годов.):



или таких (счетная машина фирмы Monroe):



и до более привычных нам экспонатов:



Здесь же — любопытный Cambridge Z88, портативный компьютер на основе процессора Z80, который при размере в лист А4 и весе в 900 грамм предоставлял полноразмерную клавиатуру, офисный пакет и BASIC. Правда, с экраном ему немного не повезло.



В небольшой комнате оказался DEC PDP-11/34 с, насколько можно судить, всей возможной периферией. PDP-11 был создан в 70х и явился наследником успешного PDP-8. Сердцем был 16-битный процессор, ввод/вывод осуществлялся при помощи перфоленты или подключенного терминала. Компьютер поддерживал большое количество операционных систем как семейства DOS, так и UNIX. В числе последних — ДЕМОС, Диалоговая Единая Мобильная Операционная Система, советский клон UNIX.



К PDP-11 подключен терминал VT420, который, правда, был создан гораздо позднее самого компьютера — в 1990 году. К сожалению, не работали ни терминал, ни сам компьютер, хотя было очевидно, что все находится во вполне рабочем состоянии.



Далее следует главный зал музея, который заполнен работающими, шумящими и гудящими компьютерами 60х-80х. Помимо достаточно немногочисленных посетителей в зале большое число сотрудников музея, которые заняты восстановлением, большинство из них — волонтеры.



Главным экспонатом зала является Elliott 803, восстановление которого на данный момент является одним из основных проектов музея. Данная модель — одна из двух машин, сохранившихся до наших времен. Компьютер был создан в конце 50х — начале 60х, имел память на магнитных сердечниках и занимал несколько шкафов, в которых отдельно располагались вычислительное устройство, память и блок питания со встроенной батареей резервного питания. Ввод/вывод осуществлялся при помощи телетайпа, а также перфоленты.

Ввиду размера машины сделать нормальную фотографию всех шкафов не вышло, поэтому вставляю найденное в интернете — Elliot 803 с подключенной периферией:



Один из шкафов на рабочей машине. Компьютер постоянно включен, но находится в состоянии отладки:



Одна из печатных плат, используемых в компьютере. Как видно по предыдущей фотографии, у машины модульная структура, что позволяет при необходимости убирать/заменять платы.



Комплектные Tape Reader



и Tape Punch, оба автоматические (обратите внимание, весь поддон забит тысячами проколотых дырочек),



а также сама перфолента:



Одной из необычных особенностей Elliott 803 было использование для хранения информации перфорированной 35-мм пленки. На 300 метрах пленки помещалось 1,27 метров мегабайт информации.



И, наконец, место администратора. Можно видеть телетайп, консоль управления, толстенный мануал, а также современный компьютер. На компьютере установлена Fedora и он каким-то образом (эмуляция TTY?) связан с Elliott, что позволяет проводить отладку напрямую с него.



В соседнем зале идут работы по восстановлению WITCH(Wolverhampton Instrument for Teaching Computing from Harwell), компьютера на декатронах, построенного в 1949-1951 гг. Сам музей заявляет, что после восстановления WITCH будет самым старым в мире работающим компьютером.



Но вернемся в основной зал, который богат и другими экспонатами. Так, тут стоит полностью восстановленный и рабочий Elliott 903, на подключенном VT220 циклически выводится расстояние между крупными городами мира. Зеленые буквы на черном экране — завораживающее зрелище.



Рядом — образцы магнитных дисков разных поколений. «Стиральные машинки» на заднем плане — устройства хранения на магнитных дисках. Как я узнал только сейчас, во время подготовки этого поста, все они подключены к одному мейнфрейму — ICL 2966, который и занимает основную площадь главного зала музея.



Тут же стоит терминал ICL 7501, судя по всему, подключенный как раз к этому ICL 2966. На терминале каждый желающий может поиграть в текстовое приключение.



4, 8, 15, 16, 23, 42...



Индикатор загрузки процессоров одного из компьютеров.
Вот бы утащить, как раз на 4 ядра..



Настоящий сисадмин рядом с разобранными внутренностями Elliott 803. Фото только со спины — не хотелось отрывать человека от работы.



Удивительно, но все сотрудники музея готовы сколько угодно рассказывать про свои системы и отвечать на вопросы посетителей. Коллега этого сисадмина, занимавшийся восстановлением Elliot 903, рассказал мне много подробностей про эти системы, из которых я, к сожалению, мало что понял и запомнил — слишком это железо отличается от современного.

Продолжаем путешествие. В отдельном игровом зале собрано несколько компьютеров и приставок, на которых запущены игры той эпохи, можно просто посидеть и поиграть в свое удовольствие:



В последнем зале музея также есть немало любопытных экспонатов. Вот, например, прообраз современного планшета:



А вот — HP 250, бизнес-модель от Hewlett Packard, встроенная в стол. Компьютер поставлялся с начала 80х и имел встроенный жесткий диск и дисковод флоппи-дисков.



Рядом с ним — суперкомпьютер Cray Y-MP EL 1992 года. EL — Entry Level, более дешевая и менее мощная версия Cray Y-MP. По сравнению с обычными Cray Y-MP этот весит каких-то 635 килограмм и не требует водяного охлаждения. Компьютер поддерживает до 4х процессоров и от 32 до 1024 МБ памяти.



Последний зал музея посвящен образованию детей. В нем установлен целый компьютерный класс на основе BBC Micro, суперпопулярной в Британии 80х модели домашнего компьютера, британского аналога Apple II.



Интересной особенностью компьютерного класса является то, что на каждом компьютере запущена программа BBC Domesday Project. Проект с добрым названием «Книга страшного суда» — масштабный проект BBC по проведению «народной переписи» населения Британии. Усилиями более чем миллиона людей, в основном школьников, была собрана вся возможная информация о географии, истории, социальном положении различных регионов страны. Все это было щедро сдобрено разноцветными картами, фотографиями, видеороликами и статистическими данными. И это все — в 1986 году! Проект распространялся на двух дисках LaserDisc, каждая сторона одного диска вмещала 300 МБ информации. На фотографии — такой диск в дисководе, масштаб примерно можно оценить по лежащему рядом журналу.



Наконец, перед самым выходом из музея установлен VT320, с которого можно подключиться к реальной BBS. Иллюзию полной аутентичности немного портит надпись BBS for Win32.



Спасибо всем, кто дочитал, и всем хорошей пятницы!
Tags:
Hubs:
+66
Comments20

Articles