Pull to refresh

Анимация фрагментов в Android

Reading time 8 min
Views 61K
Всем доброго времени суток. Этот пост хочу посвятить теме фрагментов для Android. На Хабре есть уже переводы и некоторые статьи, которые упоминают о том, как начать работать с фрагментами под Android. Например, статья Fragments API в Android 3.0. В ней находится описание того, что такое фрагменты и в какой версии Android они доступны, поэтому те, кто ещё не добрался до неё могут при желании ознакомиться, я же не буду пересказывать этого в своём посте. Поэтому сразу перейду к делу.


Начало работы


Скажу только кратко, что фрагменты — это компоненты UI пользователя, которые могут использоваться с помощью класса Activity для отображение пользовательских данных, но их жизненный цикл от него не зависит. Функционал, которым наделены фрагменты имеет более широкий функционал для работы с ними, чем Activity, поэтому их использование для разработчиков имеет не малое значение, если они хотят, чтобы их приложение имело более современный по нынешним нормам интерфейс пользователя.

Теперь перейдём к сути поста. Разработчиками Google фрагменты были наделены, на мой взгляд, отличной поддержкой анимации отображения самого фрагмента. Об этом и пойдёт далее речь. Я искал по Хабру посты на данную тематику, но так ничего и не нашёл, поэтому сейчас поделюсь своими знаниями.

Создаём проект


Давайте создадим небольшой проект. Я создал проект под свой Samsung Nexus S, там у меня стоит версия Android 4.1.2, собственно её я и использовал (Api Level 16). Сам проект я назвал FragmentsAnimationTest.

Для демонстрации нам понадобится главное активити и его лейаут, пара фрагментов, каждый также со своим лейаутом и ещё пара xml-файлов для самой анимации, о которых я расскажу позже.

Приложение будет выглядеть следующим образом: на экране будет отображаться один из фрагментов, переключение между ними будет осуществляться с помощью обычной кнопки, и, соответственно, само переключение фрагментов будет сопровождаться анимационными эффектами.

Сначала расположим элементы главного активити в файле activity_main.xml:
<RelativeLayout xmlns:android="http://schemas.android.com/apk/res/android"
    xmlns:tools="http://schemas.android.com/tools"
    android:layout_width="match_parent"
    android:layout_height="match_parent"
    tools:context=".MainActivity" >

    <FrameLayout
        android:id="@+id/fragCont"
        android:layout_width="wrap_content"
        android:layout_height="match_parent"
        android:layout_weight="1" >
    </FrameLayout>
    
    <Button
        android:id="@+id/btn"
        android:layout_width="wrap_content"
        android:layout_height="wrap_content"
        android:text="SWITCH FRAGMENTS" 
        android:layout_toRightOf="@id/fragCont"/>

</RelativeLayout>


Из кода видно, что используется главный лейаут — RelativeLayout, достаточно удобный при работе с фрагментами, в него помещаются два стандартных элемента FrameLayout — собственно, он и будет являться контейнером для фрагментов и кнопка, которой будем переключать фрагменты между собой. Пока что всё должно быть предельно просто.

Дальше займёмся нашими фрагментами. Создадим для них разметки и сами классы:
fragment1.xml
<?xml version="1.0" encoding="utf-8"?>
<LinearLayout xmlns:android="http://schemas.android.com/apk/res/android"
    android:layout_width="match_parent"
    android:layout_height="match_parent"
    android:orientation="vertical" 
    android:background="#5A4">
    
    <TextView 
        android:layout_width="200dp"
        android:layout_height="fill_parent"
        android:text="fragment 1"/>

</LinearLayout>


fragment2.xml
<?xml version="1.0" encoding="utf-8"?>
<LinearLayout xmlns:android="http://schemas.android.com/apk/res/android"
    android:layout_width="match_parent"
    android:layout_height="match_parent"
    android:orientation="vertical" 
    android:background="#A55">
    
    <TextView 
        android:layout_width="200dp"
        android:layout_height="fill_parent"
        android:text="fragment 2"/>

</LinearLayout>


Для обоих фрагментов код практически одинаков, отличаются только текстом, который будет отображаться в самом фрагменте для его идентификации и цветом фона, чтобы хорошо было видно анимацию.

Fragment1.java
public class Fragment1 extends Fragment {

    @Override
    public View onCreateView(LayoutInflater inflater, ViewGroup container, 
                                Bundle savedInstanceState) {
        return inflater.inflate(R.layout.fragment_1, null);
    }
}


Fragment2.java
public class Fragment2 extends Fragment{

    @Override
    public View onCreateView(LayoutInflater inflater, ViewGroup container, 
                                Bundle savedInstanceState) {
        return inflater.inflate(R.layout.fragment_2, null);
    }
}


В классах также должно быть всё понятно, если знакомы с темой фрагментов. В них просто указывается какой именно леаут будет использоваться при отображении конкретного фрагмента и всё.

Теперь приступим к самому вкусному. Поработаем с классом главной активити, вот её код:
public class MainActivity extends Activity {

    private Fragment fragment2;
    private Fragment fragment1;
    private FragmentTransaction ft;

    @Override
    protected void onCreate(Bundle savedInstanceState) {
	super.onCreate(savedInstanceState);
	setContentView(R.layout.activity_main);
	
	fragment1 = new Fragment1();
	fragment2 = new Fragment2();
	ft = getFragmentManager().beginTransaction();
	ft.setCustomAnimations(R.animator.slide_in_left, R.animator.slide_in_right);
//	ft.setTransition(FragmentTransaction.TRANSIT_FRAGMENT_OPEN);
	
	ft.replace(R.id.fragCont, fragment1);
	ft.addToBackStack(null);
	
	ft.commit();
	
	Button btn = (Button) findViewById(R.id.btn);
	btn.setOnClickListener(new OnClickListener() {
	    
	    @Override
	    public void onClick(View v) {
		ft = getFragmentManager().beginTransaction();
		ft.setCustomAnimations(R.animator.slide_in_left, R.animator.slide_in_right);
//		ft.setTransition(FragmentTransaction.TRANSIT_FRAGMENT_OPEN);
		if(fragment1.isVisible()){
		    ft.replace(R.id.fragCont, fragment2);
		}else{
		    ft.replace(R.id.fragCont, fragment1);
		}
		ft.commit();
	    }
	});
    }
}


Разберём что именно происходит в нашей активити. Сначала создаются оба фрагмента, которые, как уже говорилось, будут поочерёдно менять друг друга. Далее указываем строкой ft = getFragmentManager().beginTransaction() получаем FragmentTransaction, с помощью которой мы сможем взаимодействовать с нашими фрагментами, но это всё есть в статье, которую я указывал ранее. Прежде, чем перейти к разбору следующего кода, сделаю небольшое отступление.

Существует две возможности создавать анимацию для отображения фрагментов:
  • 1ый способ — это подключение стандартной анимации с помощью метода setTransition(int transit). В классе FragmentTransaction есть несколько уже предописанных анимаций.
  • 2ой способ — это именно то, что нас интересует в данной теме, реализация кастомной анимации. Осуществляется с помощью метода setCustomAnimations()

Теперь вернёмся к разбору нашего кода. Посмотрим на следующую строку ft.setCustomAnimations(R.animator.slide_in_left, R.animator.slide_in_right), тут происходит подключение анимации ко всем фрагментам, с которыми будет происходить работа до завершения транзакции, до строки ft.commit(). Что же именно происходит? В setCustomAnimations передаётся два параметра. Первый параметр описывает анимацию, для отображения фрагмента, который появляется, а второй — описывает анимацию для фрагмента, который сменяется, т.е. убирается с экрана устройства. Важно упомянуть, что данный метод следует вызвать до появления фрагментов, в противном случае, анимация не будет применена.

Пара сток-комментариев — это для того, чтобы можно было попробовать поиграться с предописанной анимацией, достаточно их раскомментировать и закомментировать предыдущую строку — ft.setCustomAnimations(R.animator.slide_in_left, R.animator.slide_in_right), в обоих случаях, хотя это и необязательно.

Давайте разберём код активити до конца и перейдём к созданию самой анимации.

После установки анимации, происходит показ фрагмента, добавление его в стек и завершение транзакции для отображения всех изменений. Потом инициализируем нашу кнопку и прикрепляем к ней слушатель события нажатия кнопки, внутри которого находится код для смены фрагментов, по нажатию кнопки начинаем транзакцию, подключаем анимацию и меняем фрагмент на противоположный показываемому в настоящий момент. Код прост, поэтому глубокого объяснения не требует.

Создаём анимацию


Перейдём к главной части нашей темы. Научимся создавать саму анимацию. Способ создания анимации здесь немного отличается от того, как мы привыкли это делать в ранних версиях Android. Реализация проходит следующим образом. Для на чала нужно создать папку animator в папке ресурсов приложения, это будет выглядеть так — res/animator/. Сюда мы должны положить xml-файлы, которые будут описывать как именно должна проигрываться анимация. Поместим их туда:
slide_in_left.xml
<?xml version="1.0" encoding="utf-8"?>
<set xmlns:android="http://schemas.android.com/apk/res/android">
  <objectAnimator xmlns:android="http://schemas.android.com/apk/res/android"
    android:interpolator="@android:anim/accelerate_decelerate_interpolator"
    android:propertyName="y" 
    android:valueType="floatType"
    android:valueTo="0" 
    android:valueFrom="-1280"
    android:duration="1500"/>
</set>


и slide_in_right.xml
<?xml version="1.0" encoding="utf-8"?>
<set xmlns:android="http://schemas.android.com/apk/res/android"
     android:ordering="together">
  
  <objectAnimator 
      android:interpolator="@android:anim/accelerate_interpolator"
      android:propertyName="alpha"
      android:valueType="floatType"
      android:valueTo="0"
      android:duration="300"/>
    
  <objectAnimator xmlns:android="http://schemas.android.com/apk/res/android"
    android:interpolator="@android:anim/accelerate_decelerate_interpolator"
    android:propertyName="x" 
    android:valueType="floatType"
    android:valueTo="1280" 
    android:valueFrom="0"
    android:duration="1500"/>  
  
</set>


Теперь подробно их разберём. Элементы самих визуальных эффектов описываются в теге objectAnimator, каждый такой тег говорит об описании нового эффекта анимации. Теперь посмотрим на сами атрибуты. Первый атрибут в файле slide_in_left.xml — это interpolator, у него имеется несколько значений, о них можно более подробно узнать из документации Property Animation. Interpolator отвечает за то, чтобы отобразить определённым способом в течении определённого времени наш фрагмент. Далее у нас следует атрибут propertyName, в нём указывается с какое именно свойство фрагмента мы будем изменять при анимации, в нашем примере первым идёт y, а valueType указывает какого типа у нас именяемый параметр. В книге Pro Android 4 аргументируется эта ситуация тем, что если посмотреть на метод setX() в классе View, то станет понятно, что он принимает значение типа float, с методом setY() дело обстоит также, отсюда и значение floatType.

Далее идут не маловажные атрибуты valueFrom и valueTo, они указывают от какого до какого значания изменять значение указаннное в propertyName, в нашем первом случае это y. Если параметр valueFrom не указан, то значение берётся равное текущему. В нашем случае valueFrom равен -1280, это означает, что движение фрагмента по оси y будет начинаться со значения -1280, это значение было выбрано из-за того, что оно находится за пределами экрана устройства и перемещение будет происходить пока значение y не станет равным 0 для верхнего левого угла нашего фрагмента в течении 1500 миллисекунд. И, наконец, duration — атрибут указывает сколько именно будет длиться наш анимированный эффект в миллисекундах.

И последний нюанс, который я хочу описать. Глядя в какой-либо из файлов описания анимации, можно заметить тэг set, в который помещены все эффекты анимации, он служит для объединения эффектов либо их разделения. В файле slide_in_right.xml используется атрибут ordering в теге set, в нашем случае он имеет значение together, что означает проигрывать эффекты одновременно, в противовес ему существует значение sequentially, которое требует последовательного отображения эффектов в анимации, что очень удобно в некоторых случаях.

Собственно и всё. В файле slide_in_right.xml приведен пример как можно использовать другие свойства для анимирования, например alpha-канал. Надеюсь данная статья пригодится тем, кому не всё равно как будет выглядеть его приложение.

Как вы сами понимаете, уважаемые хабраюзеры, скрины не смогут отобразить результат работы.

Литература и источники, которые использовались при написании поста были упомянуты в ходе самой статьи.
Tags:
Hubs:
+23
Comments 11
Comments Comments 11

Articles