Pull to refresh

Аарон Маркус: Взгляд на будущее визуализации информации

Reading time8 min
Views2.8K
Истина заключается не в том, что вы знаете, а в том, что вы знаете о своих знаниях.

«Визуализация информации» представляет собой особую категорию дизайна
пользовательского интерфейса. Таблицы, формы, графики, карты и диаграммы должны наилучшим образом использовать метафоры, психические образы, навигацию, взаимодействие и наглядность, чтобы быть практичными, полезными и привлекательными, следуя тем самым фундаментальным основам положительного пользовательского
опыта. Возникновение новых технологий по поиску и сбору информации,
предлагаемых в последнее время Google, Yahoo и другими крупными онлайновыми
компаниями, может стать свидетельством серьезного прогресса. В какой-то степени
это так, однако, многие продвинутые методики визуализации (и озвучивания)
используются годами, а в некоторых случаях и десятилетиями в узких финансовых, медицинских, военных и научных кругах, так и не получив широкого признания и применения.

Существует масса ресурсов о визуализации информации. Например,
“Digital Information Graphics” Вулмана – богато иллюстрированный каталог
инноваций, вышедший примерно в 2002 году. Некоторые технологии, такие как парадигма параллельных координат Инсельберга, которую он впервые продемонстрировал мне на конференции в 1981 году, уже известны на протяжении десятилетий. Профессор
Марти Херст из Калифорнийского Университета в Беркли в своем курсе визуализации информации знакомит с рядом методик, схожих с преподаваемыми по всему миру. Конференции по новейшим технологиям также включают в себя
мероприятия, организуемые с 1990 года Институтом инженеров по электротехнике и
электронике (IEEE) и другими организациями, к примеру, симпозиум “Diagrams
2006”. В определенной степени визуализация информации является крепкой,
надежной составляющей индустрии. Тем не менее, еще многое должно быть сделано.

ПРОГРЕСС

Даже сегодня у большинства пользователей нет подручных инструментов для построения
диаграмм или представления данных, столь же удобных, каковыми являются
текстовые редакторы или электронные таблицы. Это печально, так как многие люди
наиболее продуктивно выражают свои мысли невербальными способами, в связи с чем
процессы разъяснения и описания могут быть наилучшим образом реализованы с
помощью вербально-визуальных или даже вербально-аудиальных, особо динамичных
средств. Конечно, многие пользователи отдают предпочтение такому диаграммному
продукту, как Visio, либо одному из его компонентов, например, SmartDraw.
Однако, не все пользователи знакомы с ними, кроме того эти приложения
несовместимы с некоторыми платформами.

Безусловно, интеллектуальные продукты общего назначения становятся более
продвинутыми и понятными, простыми в ознакомлении и использовании. Джеймс
Фэллоуз описывает некоторые из них в своей недавней статье в “New York Times”.
Он приводит в качестве примера Devonthink Professional, информационно-поисковую
систему, которая предлагает простой ввод данных в базу электронных сообщений,
веб-страниц, текстовых и числовых файлов, изображений, PDF-файлов и всего, что
может быть «скопировано нажатием клавиши, либо перемещено мышью для хранения».
Существует возможность объединения или классификации данных в процессе их
поступления, либо позже. Методика сбора информации посредством быстрого поиска
схожа с принципами встроенного инструмента Apple Macintosh Spotlight, либо
панели поиска Google. Однако особой опцией здесь является кнопка «показать
также», нажатие которой выводит файлы или текст, семантически относящиеся к
поисковому запросу по более четким критериям, чем у большинства онлайновых
поисковых систем. Другим, упомянутым за свою особенность, продуктом стал
Tinderbox, отображающий визуальные связи между фактами или идеями, введенными
пользователем в виде цитат, тем, фраз, текстов, изображений, диаграмм и иных
форм. Таким образом, можно вывести на экран обширные данные в виде текста,
схемы, графика последовательности или звеньевой диаграммы.

Продукты, схожие с указанными выше, такие как гиперболический браузер от
InXight, ставший результатом разработок Xerox PARC предыдущих лет, а
также экспериментальная технология метафор Data Mountain, созданная группой
разработчиков Microsoft, упомянутая Джорджем Робертсоном и другими, — все они
используют пространственный синтаксис для отображения понятий и
отношений. Многие из этих методик основываются на визуальном изображении
без использования звука. Отдельные разработчики, как Капер и другие,
сконцентрировались исключительно на озвучивании данных, и лишь некоторые
используют обе технологии представления. Элис Престон и Сьюзан Фаулер
исследовали звуковые явления на семинаре UPA в 2004 году и по результатам
представили список великолепных примеров. И хотя была разработана масса инновационных
подходов к визуализации/озвучиванию информации, ни один из них не получил
такого глобального и повсеместного применения, которое было достигнуто, к
примеру, продуктами по созданию электронных таблиц в 80-е годы.



ЧТО НАС ОЖИДАЕТ?

Что же позволит вывести эти сокровенные подходы в мейнстрим? Какой надежный
и совместимый с любой системой инструмент будет у каждого на компьютерном или
коммуникационном устройстве через десять лет? Вне зависимости от того,
какую форму он примет, ему придется решать ряд задач.

При разработке новых функций у популярных продуктов всегда принимается во
внимание определенный исторический прецедент. Так обработка текста, которая уже
давно не ассоциируется с традиционной печатной машиной, в большой степени
была основана на метафоре существующих механических или электромеханических
устройств предыдущей эпохи. То же самое можно сказать и об электронных
таблицах, разработанных на основе гроссбухов, которые столетиями использовались
бухгалтерами. Не стоит также забывать, что после изобретения подвижных
литер и книгопечатания в сегодняшнем его понимании, Гуттенберг и
соратники были уверены в том, что они всего лишь усовершенствовали процесс
создания манускриптов, в связи с чем суть их изобретения, в масштабе нынешней
его оценки, оставалась нераскрытой десятилетиями. Что из используемого в наши
дни могло бы стать основой для новой методики визуализации/озвучивания
информации? Разумеется, диаграммы Венна, блок-схемы и прочие базовые
диаграммные технологии могли бы послужить хорошим началом.

Еще одной задачей для программного продукта должна стать простота ввода
данных, а также локального и глобального (пакетного) редактирования. Также
распространенной проблемой остается стимулирование пользователей в
осуществлении поиска с использованием булевых операторов без детального
понимания булевой логики. Как с помощью визуальных средств можно сделать логику
запросов более наглядной?

Кроме того, важным свойством продукта является его способность обработки
большого количества информации. В качестве эмпирического правила был воспринят
мною факт, изложенный несколькими десятилетиями тому назад профессором
Андриесом ванн Дамом из Университета Брауна в контексте размышлений о будущем
гипертекста: после осмысленного (не важно, насколько) булевого поиска,
пользователь все же может быть вынужден просмотреть и сравнить до 500
результатов. Как можно оценить 500 отображенных реалий в одном блоке, где
каждая из них обладает семью (плюс-минус двумя) атрибутами, каждый из которых
может находиться в семи (плюс-минус двух) состояниях? Также стоит учесть тот
факт, что у нас имеется всего несколько секунд для оценки блока данных,
принятия решения и перехода к следующему действию. Для меня это является
фундаментальной проблемой воспроизведения информации.

В заключение необходимо упомянуть такую задачу, как совместимость технологии
с разнообразными платформами, будь-то настольные системы, или портативные
среды. На сегодняшний день это тождественно разнице между большими и маленькими
экранами – и те и другие должны в полной мере использовать преимущества
передового подхода. Совместимость с Web 2.0 также не помешает.

Двигаясь далее, не стоит забывать фантастический роман Германа Гессе “The
Glass Bead Game (Magister Ludi)”, написанный в 1943 году. В нем автор
представил общество будущего, в котором все знания обращены в музыку. Люди,
способные адекватно воспринимать и музицировать, имели статус хозяев общества,
контролирующих его (и свои) судьбы. Я верю в то, что с развитием
передовых методик визуализации и воспроизведения информации, мы сможем
управлять своими и чужими жизнями более мощно и эффективно. Будем надеяться,
что эта мощь станет достоянием многих, а не избранных.

Кстати, моя собственная фантазия на тему будущего визуализации информации
родилась в моём воображении более 20 лет тома назад: я представил себе
технологию будущего, которая являлась ни чем иным как универсальной мозаикой
пикселей, кодируемой для отображения пространственных, цветовых, динамических и
даже звуковых характеристик. В результате обеспечивалось абстрактное
представление множества понятий на универсальном экране визуализации.
Разумеется, необходимо знать и помнить семантику, чтобы иметь возможность
«прочесть» изображение. При грамотной разработке и обучении это решение могло бы
стать весьма работоспособным, простым и эффективным механизмом, совместимым с большинством аппаратных платформ.

Получит ли эта или другие технологии универсальное и повсеместное
применение, покажет время. Тем не менее, одно остается ясным – продукты будущего
должны использовать методику отображения структур и процессов, которая пока еще
недоступна нынешним программным приложениям.

ССЫЛКИ

1. Devonthink. http://devon-technologies.com
2. Конференция Diagrams, 2006. http://diagrams-conference.org/cfp

3. Del.icio.us (сайт закладок] сайты по визуализации:http://www.solutionwatch.com/252/visualizing-delicious-roundup/
(General roundup), http://www.ivy.fr/revealicious/index.html,
http://www.browsedelicious.de/, http://kevan.org/cxtispicious
4. Фэллоуз, Джеймс (4 декабря 2005 г). «Mac Programs That Come with Thinking
Caps On.» New York Times, стр.3-3.
5. Фью, Стефан (2004). Show Me the Numbers. Oakland, California:
Analytics Press.
6. Фью, Стефан (2006). Information Dashboard
Design. Sebastopol, California: O'Reilly.
7. Сайты по Flickr-визуализации: http://www.nuthinking.com/did/tagged_colors_03/,
http://krazydad.com/colrpickr/, http://marumushi.com
8. Херст, Марти (2005). Information Visualization
and Presentation University of California at Berkeley Course Description, http://www.sims.berkeley.edu/courses/is247/f05
9. Хессе, Мерман (2002). The Glass Bead Game
(Magister Ludi). New York St.
Martin's Press.
10. Симпозиум по визуализации информации IEEE 2005. http://www.infovis.org/infovis/2005
11. Information Complexity – сайт, посвященный визуализации сложных систем и
сетей: http://www.visualcomplexity.com/vc
12. Журнал “Information Visualization” http://www.palgrave-journals.com/ivs/index.html
13. Инсельберг, Альфред. Parallel
Coordinates Explained http://catt.bus.okstate.edu/jones98/parallel.html
14. InXight. http://www.inxight.com
15. Капер, Х. С, С Типей, и Е. Вибель (1999]. «Data Sonification and Sound
Visualization,» Computing in Science and Engineering, Том. I, No. 4 (Июль/Август '99),
стр. 48-58
16. Престон, Элис, и Сьюзан Фаулер (2004). Workshop on Sound in. User Interfaces, UPA 2004. URL веб-обзора: http://www.fast-consulting.com/upa9620sounds%20and%20graphics/UPA2004
AWResults.htm

17. Робертсон, Джордж, Мэри Червински, Кевин Ларсон, Дэниел С. Роббинс,
Дэвид Тиль, и Маарлен ван Данзлич (1998). «Data Mountain: Using Spatial Memory for Document
Management» Proc. UIST 1998, San
Francisco, стр. 153. http://www.microsoft.com/usability/UEPostings/pl53-robertson.pdf
18. SmartDraw. Сравнение SmartDraw и Visio. http://www.smartdraw.com/specials/visio-compare.asp?id=24520
19. Tinderbox. http://www.eastgate.com
20. Visio. Microsoft Corporation, http://office.microsoft.com
21. Визуальный блог, пример: http://infosthetics.com/
22. Вулман, Мэтт (2002]. Digital information
Graphics. New York:
Watson-Guptill
23. Web2 0: http://www.oreillynet.com/pub/a/oreilly/tim/news/2005/09/30/what-is-web-20.html
Tags:
Hubs:
+20
Comments15

Articles