Pull to refresh

За «интернетом вещей» стоит Android — и он везде

Reading time 5 min
Views 25K
Original author: Ashlee Vance
Рабочее место Кена Оядомари (Ken Oyadomari) в исследовательском центре NASA Ames, Маунтин-Вью, Калифорния, похоже на склад смартфонов. На столах валяются детали от десятков разобранных устройств. Маленькая команда молодых инженеров разбирает результаты электронной бойни, тщательно отбирая материнские платы размером с кредитную карту — микропроцессорные сердца большинства компьютеров — которые теперь будут переделаны в мозги спутника размером чуть больше бейсбольного мяча. Как правило производство и запуск спутника стоит миллионы долларов. Стоимость наноспутников Оядомари составляет примерно 15 тысяч долларов и продолжает снижаться. Он рассчитывает сделать их доступными для школ, отдельных любителей и всех, кто хочет ставить научные эксперименты в космосе.

Они такие маленькие и дешевые потому, что работают на Android, операционной системе от Google, которая знакома всем покупателям смартфонов и планшетов. Это самая популярная мобильная ОС, оставившая конкурентов далеко позади: по мировым продажам мобильники на Android в 4 раза опережают iPhone от Apple. Но даже столь впечатляющие цифры на самом деле принижают превосходство Android, потому что она во все большей степени становится операционной системой для любых устройств с процессором. Наряду с наноспутниками Оядомари, три из которых недавно были запущены на орбиту, на Android работают кофеварки, видеоприставки, винтовки, размещающие видео в Facebook, и роботизированные комбайны для фермеров.




Android становится стандартной операционной системой для "интернета вещей" — модного в Кремниевой Долине термина для все расширяющихся связей умных устройств, начиная с датчиков в ваших ботинках и заканчивая системами диагностики авиадвигателей. И с выходом каждого подобного устройства на рынок Google все сильнее отрывается от Apple и Microsoft в борьбе за место главного программного игрока в соединенном мире.

Одной из причин столь быстрого взлета Android было то, что Google бесплатно раздает программное обеспечение производителям устройств и разработчикам. Google рассчитывает зарабатывать на рекламе и различных услугах для смартфонов и планшетов на Android. Играет роль и открытость исходных кодов: любой может подправить исходный код для использования в своем гаджете. Инженеры NASA уменьшили энергопотребление системы, что позволило их крохотным спутникам работать несколько дней от очень слабых батарей. «Интересно будет посмотреть, что сделают в гаражах обычные люди с по-настоящему маленькими и дешевыми спутниками» — говорит Оядомари.

Google приобрел Android Inc. в 2005. Поисковый гигант взял вариант Linux — открытой операционной системы, уже популярной среди гиков и в центрах обработки данных — и доработал его. Они улучшили энергопотребление — чем меньше задач поручается центральному процессору, тем меньше электричества он использует. Google так же разработал более доступный интерфейс и добавил функции для управления пальцами. Критики насмехались над перспективами Android на мобильном рынке. Тем не менее, его положение открытой, бесплатной альтернативы Apple, BlackBerry и Microsoft в конечно итоге привлекло достаточное количество производителей — крупнейшим из которых является Samsung Electronics — чтобы в 2011 году он стал самой популярной мобильной ОС.

Собственную, минималистичную ОС на основе Linux представила не только Google. Несколько лет назад Intel разработала вариант Linux для мобильных устройств под названием Moblin, одновременно с этим Nokia создала другую версию — Maemo. WebOS от Palm тоже использовала ядро Linux. Как это обычно бывает с операционными системами вроде Microsoft Windows в 1990-х, технические компании объединились вокруг одного продукта. И практические везде, кроме серверов и персональных компьютеров, победил Android.

По словам Джима Землина (Jim Zemlin), исполнительного директора некоммерческого фонда Linux Foundation, Android покорил рынок устройств снизу вверх. Согласно исследованиям IDC, в первом квартале этого года операционная система была установлена на 75% произведенных смартфонов — 162 миллионах штук. В то время как iPhone и iPad производятся всего в нескольких вариантах и только самой Apple, несущие на себе Android мобильные устройства всех размеров и форм заполонили рынок. Производящим компоненты компаниям приходится заботиться о том, чтобы их продукция хорошо работала с этими гаджетами. Это приводит к тому, что огромное и все растущее количество производителей железа и программ становятся экспертами во всем, что касается Android. «Любой экран, мобильный процессор и сенсор должен хорошо работать с Android» — говорит Землин — «Это сетевой эффект, так что теперь производитель любого нестандартного продукта может взять Android и сделать с ним все что угодно».

Землин приводит в пример SAIC Motor, китайскую автомобильную компанию. Команды из шести инженеров оказалось достаточно для разработки на Android информационно-развлекательной системы для ее машин. Я встречался с ними на выставке, где они располагались рядом с другим производителями автомобилей, имеющими огромные команды разработчиков" — говорит Землин — «Они сказали: у нас всего шесть инженеров и Android».

Филипп ДесАустельс (Philip DesAutels), технологический директор Xively, недавно созданной облачной службы, облегчающей получение данных с устройств, изучал интернет вещей много лет. Он говорит, что вариант программного обеспечения Xively для Android загружается в пять раз чаще варианта для iOS. Его любимый продукт — основанная на Android система орошения сельскохозяйственных полей, в которой сеть крохотных, водостойких компьютеров, управляет водяными клапанами в полях. «С Android вы получаете энергоэффективную систему, для которой легко разработать сенсорный интерфейс, в нее легко загружать данные и выгружать их обратно — говорит ДесАустельс — » за ней просто стоит самое большое сообщество."

Взлет Android очень опасен для Microsoft, выпускающей минималистичную ОС с 1996 года. Известная сейчас как Windows Embedded, она используется в автомобилях Ford, кассовых аппаратах NCR и других продуктах. Но, судя по всему, Microsoft повторяет ошибки, совершенные со смартфонами и планшетами. «У нас нет ни одного запроса на поддержку Microsoft» говорит ДесАустельс. Он добавляет, что множество компаний хотят делать умные шагометры, связанные с сетью LED-светильники и другие устройства, способные работать с iPhone и iPad. Скорее всего подобные устройства будут работать на Android или чем-то еще более простом, говорит ДесАустельс, так как Apple не хочет, чтобы iOS работала на продуктах других производителей. Apple отказалась комментировать это заявление. Кевин Даллас (Kevin Dallas), руководящий подразделением Windows Emedded, говорит, что технология Microsoft более зрелая и изощренная: «Windows Emedded — это самая популярная коммерческая платформа в данный момент».

Энди Рубин, долгое время руководивший разработкой Android в Google, может записать на свой счет большую часть его успеха. На свои собственные деньги он открыл бизнес-инкубатор в Лос-Альтосе, Калифорния, в котором его друзья могут работать над разнообразными проектами. Одной своей группе Рубин сказал, что Google получила массу запросов от автомобильных компаний, но не планирует работать в этом направлении. Очень скоро четверо парней основали стартап CloudCar, разрабатывающий информационно-развлекательные системы для автомобилей, которые они начнут продавать уже в этом году.

Итог: после захвата мобильного рынка Android может стать стандартной операционной системой для интернета вещей.

Behind the 'Internet of Things' Is Android—and It's Everywhere
Tags:
Hubs:
+5
Comments 31
Comments Comments 31

Articles