Pull to refresh

Интервью с Денисом Сажиным

Reading time 11 min
Views 2K


Второе интервью из цикла «Сфера создания сайтов изнутри». На вопросы отвечает Денис Сажин – дизайнер иконок и создатель студии Иконка.ру.


Денис раскрывает процесс создания иконок, рассказывает о своем опыте работы с иностранными и российскими заказчиками. Также из интервью вы узнаете с чего начинать путь дизайнеру иконок, как придумывать идею и находить общий стиль.





Личное дело



Денис Сажин, дизайнер иконок, создатель студии Иконка.ру

Карьеру начинал с программирования. Проработав четыре года, понял, что или я остаюсь средним программистом, либо начинаю заниматься, чем хочу, пусть даже почти с чистого листа. После этого ушел в дизайнеры, поменял несколько работ, пока, в конце концов, не пришел к тому, что есть сейчас.

Интервью



Иконка.ру это компания или просто объединение коллег?

Вас интересует юридический статус, отношения с налоговыми органами, наличие директорского кабинета, секретарши и кофемашины, клиентской базы или направлений развития на следующую пятилетку? :)

Статус есть, отношения есть, директорского кабинета нет, секретарши нет, кофемашина есть, но моя личная, база есть, есть и направление.

Но за секретаршу не следует бояться, она появится вместе с казенной кофемашиной, как только будет видна целесообразность их обеих.

Кто еще с тобой работает?

Так сказать, «бессменных» партнеров два: Екатерина Прокофьева и я.

При этом мы постоянно ищем новых людей: с кем-то пытались работать и не получилось, с кем-то продолжаем. Так что общая численность дизайнеров переменчива, 3—5 человек.

Есть ощущение сильной конкуренции в сфере создания иконок или это по-прежнему не устоявшийся рынок?

Конкуренция, конечно, есть, но назвать ее особо сильной я пока не могу. По крайней мере, нам не приходится прилагать дополнительных усилий по поиску клиентов: вполне хватает качественной работы и живого сайта.

К тому же компании, занимающиеся иконками в России, так или иначе, расходятся по своим нишам: ценовым, качественным, стилевым и т. д. Это, может быть, не сразу заметно невооруженным глазом, но, заказчик, знающий чего он хочет, это видит и уже изначально склоняется к тому или другому исполнителю.

Так что конкуренция — есть. Жесткого рубилова — я не замечаю.

Можно ли в России заниматься только иконками и при этом обеспечивать себе достойную жизнь?

Да можно заниматься чем угодно, если ты умеешь делать это хорошо, и если это кому-то надо. И при этом обеспечивать себе достойную жизнь.

Хотя мне в этом плане легче, поскольку мои потребности как-то всегда находились в согласии с моими доходами. Но если начать заниматься иконками, поставив себе целью покупку Бентли через месяц, то вас может ждать легкое разочарование.

С какими заказчиками приходиться больше работать: из заграницы или из России? В какой степени те и другие знают чего хотят, и готовы за это достойно платить?

Со всеми работать приходится. Примерно поровну.

Основным различием пока остается вот что:

Иностранный (американский, европейский) заказчик в основном воспринимает иконку, как инструмент.

Российский заказчик пока еще зачастую воспринимает иконку, как маленькую миленькую картиночку.

Отсюда и пляшем. Иностранный заказчик обычно знает, что ему надо, в каком количестве, зачем и куда. Он очень редко дает отказ по причине стоимости, потому что у него уже все примерно посчитано. Он посчитал, что, затратив на этот инструмент такую сумму сейчас, он получит в будущем от использования этого инструмента вот такую сумму, которая и круглее и симпатичнее.

Российский заказчик, бывает, приходит со словами «вот у нас есть макет, но он скучноватый, хотелось бы иконочек каких-нибудь». Короче говоря «нарядите елку». И достаточно часто, услышав стоимость елочных игрушек, говорит «ммм… дороговато. Пожалуй, в другой раз».

Различия можно заметить и в результатах работы для тех и для других. «Российские» иконки более нарядны, а «иностранные» — более наглядны.

Весь этот процесс, конечно, находится в динамике и эти различия постепенно сглаживаются.

Каков типичный процесс создания иконки с момента получения заказа, и какие специалисты должны в этом участвовать?

  1. Первый специалист должен вытянуть из заказчика информацию. Чего он хочет, как он это видит, зачем ему это надо, где это будет и так далее. Назовем этого специалиста дознавателем.
  2. Второй специалист должен взять всю информацию, вытянутую первым специалистом, положить ее перед собой, проанализировать и сказать: для этого проекта иконка должна быть такого-то размера, такого-то вида, выполнена в таком-то стиле. Назовем этого специалиста — анализатором.
  3. Третий специалист должен сесть и выдать ряд идей и метафор для разрабатываемой иконки, и выбрать из них наиболее подходящую. Назовем этого специалиста думателем.
  4. Четвертый специалист должен нарисовать эскизы выбранной идеи, а потом нарисовать саму иконку. Пусть он зовется дизайнером.
  5. Ну и, конечно, необходим специалист, который будет все это время метаться между всеми прочими специалистами и заказчиком и согласовывать все происходящее.


Один взрослый упитанный человек может умещать в себе до трех специалистов, кстати.

Придумывание идеи — это самый сложный этап?

Не обязательно. Бывают проекты, в которых идеи достаточно прозрачны с самого начала, и тут главное — вовремя остановиться и не перемудрить.

А самым сложным этапом может стать согласование результата с заказчиком. Тут вообще предугадать сложно.

Сколько часов или дней создается иконка?

Самый распространенный вопрос. Никогда не знаю, что ответить.

«Создается иконка» — это какая и как? Это с учетом придумывания, обсуждения, отбрасывания вариантов, согласования эскизов, отрисовки, корректировки? А если у иконки шесть разных размеров, самый маленький 16×16, а самый большой 512×512, и каждый из них надо выстроить, отшлифовать и согласовать с заказчиком — это тоже считается?

В общем, от получаса до нескольких месяцев.

В иконках новых операционных систем нет места символизму и простым формам, такие иконки окончательно ушли в прошлое?

Нет, конечно. Иконка — это, прежде всего функция. Уже поверх этого на нее навешиваются всякие рюши, которые диктуются модой, аудиторией, вследствие этого — продаваемостью, и т. д. Конечно же, среднестатистический потребитель «встречает по одежке», в том числе и операционку.

Однако, когда завоет пожарная сирена, он всем на свете выпуклостям, бликам и теням предпочтет крупную простую стрелку с символическим человечком, которая скажет ему, куда бежать.

Создание иконок может происходить в отрыве от проектирования интерфейса?

Почему бы и нет. Бывает, что все уже давным-давно есть и работает, и требуется только «обновить скин».

Случается, что надо только «нарядить елку». Тоже, между прочим, достойная задача.

Очень часто бывает так, что интерфейс в общем случае уже готов (допустим, разработан сайт, в который вбуханы уже большие силы и деньги), и к нам обращаются только за отрисовкой иконок для него. Конечно, мы можем вносить свои предложения по интерфейсу, но, оставаясь в рамках реальности, мы понимаем, что никто уже эту махину переделывать не собирается, все это согласовано и утверждено в десяти инстанциях.

С помощью каких инструментов ты создаешь иконки?

Второй по распространенности вопрос. Он еще иногда звучит «а в какой программе сделана эта иконка?». Я считал, считаю, и считать буду, что инструмент каждый выбирает для себя сам, и от инструмента в данном случае мало что зависит. В фотошопе, в кореле, в иллюстраторе, в тридэмаксе, хоть MSPaint-e, где угодно можно делать иконки. Можно на бумажке фломастерами рисовать.

Что касается меня лично — я пользуюсь редактором Xara Xtreme. Я к нему привык, мне в нем удобно, да, в общем-то, и все, что тут можно сказать.

Допустим, у человека есть желание заниматься иконками, каким путем ему идти дальше? С чего начать обучение, где продемонстрировать свои первые работы?

Ну, он может пойти на какие-нибудь курсы. Есть люди, которые, когда хотят чему-то научиться, идут на курсы.
Также он может купить умную книгу. Есть люди, которые, когда хотят чему-то научиться, покупают умную книгу.

От меня эти способы достаточно далеки. По-моему, если у человека есть реальный интерес, и есть интернет, то он первым делом вбивает в поисковике «как рисовать иконки», дальше путешествует по ссылкам и вывозит информацию грузовиками.

Потом он набирает в поисковой строке «сообщество дизайнеров иконок» и тут же находит те места, где можно показать свои работы и посмотреть чужие.

В наше-то время на любой вопрос ответит гугль, если не полениться его спросить.

Дизайнер иконок — это узкоспециализированная профессия или любой другой дизайнер может этим заняться или наоборот, тот, кто делает иконки, сможет, допустим, разработать фирменный стиль или дизайн сайта?

Специфика, конечно, есть. Меня поначалу удивлял такой момент: допустим, я находил портфолио или галерею работ какого-нибудь иллюстратора, где были как иллюстрации, так и иконки. Иллюстрации — вау, крышу сносит. Иконки — страшны, как первородный грех.

Конечно же, в каждой области у дизайнера есть свой набор знаний, своя логика, свои правила, свой образ мышления. Если один и тот же человек может сочетать в своей голове несколько таких наборов, то он может заниматься как тем, так и другим.

А у дизайнера, заточенного, например, только под сайты, в большинстве случаев иконки получатся посредственными.

Можешь ли ты порекомендовать книги или другие обучающие материалы по созданию иконок?

Я могу порекомендовать интернет, благословенный интернет. В нем есть все, надо только у него спросить.

У меня есть, возможно, нехорошая черта: я часто не запоминаю названия книг, статей, имена авторов и авторитетов, если меня они непосредственно не интересуют.

Если вы не задумали защищать серьезную очкастую диссертацию на тему проектирования интерфейсов, а интересуетесь темой ради самой темы, то начните с просмотра сайтов тех, кто эти иконки делает. Там почти всегда есть обучающие материалы, какие-то статьи, какие-то руководства. Почитайте блог Турбомилка, посмотрите наш сайт Иконка.ру.

Отсутствие обучающих материалов — это проблема? Как ее можно решать и кто должен решать?

Ну, опять же, повторюсь — при наличии информационной сети, охватывающей весь мир, говорить о проблеме отсутствия обучающих материалов немного странно.

Просто есть в головах у людей некая устаканившаяся модель: обучение — это когда есть учитель, наряженный в очки и седую бородку клинышком, и ученик, ему учтиво внимающий. Обучение — это купить себе пачку книг известных авторитетов и положить ее у себя на полку, пусть радует глаз разноцветными корешками. Эта модель работала, когда доступ к знаниям был ограничен, когда носителями знаний являлись лишь головы отдельных специалистов и ограниченные тиражи книжек.

Но все меняется. Сейчас обучение — это в первую очередь желание человека обучаться, желание протянуть руку и взять информацию, от которой ломится пространство. Главное, по-моему, чему сейчас надо обучать — это именно работе с информацией.

В блоге студии, ты описываешь поиск метафоры, можно ли в итоге получить набор правил по созданию иконки? Или правила могут быть только технические, например, измерение, размер и т. п.?

Ни одно правило не имеет смысла, если не понимать, откуда оно взялось и какая в нем логика. Другое дело, если человек эту логику продумал, понял и принял, то в следующий раз ему не обязательно опять проходить весь этот путь, у него в голове уже образовалась эта цепочка, он может оформить ее для себя, как правило. Но в любой момент он это правило сможет объяснить или модифицировать для изменившейся ситуации.

Если мы хотим создать набор универсальных правил, который можно просто «надеть» на любого человека, чтобы он стал дизайнером иконок — то нет, не получится.

С практической точки зрения как выглядит процесс поиска общего стиля для набора иконок? Составляется палитра цветов, выбирается тематика, описываются метафоры, которые не могут быть применимы?

Сперва нужно понять задачи, которые должны решать будущие иконки. Это вообще половина дела. Если вы поняли, чего вы хотите добиться, то из всего многообразия вариантов вы сразу выделяете тот кусок, в котором следует шуршать.

Например: если вы делаете иконки для платежной системы, то вы сразу понимаете, что ваши приоритеты — это быстрая узнаваемость, простота и очевидность (иначе пользователь непременно нажмет что-нибудь не то, а в денежных вопросах пользователи почему-то очень ранимы). Следовательно, лучше использовать простые символьные формы, а вот варианты с феерическим креативом или нарядными рюшами лучше отложить на другой раз.

Создав абстрактный образ идеальной иконки в сферическом вакууме, вы начинаете встраивать ее в реальность, так сказать, облекать скелет формами, выбирать цвет кожи, форму глаз и длину шерсти. Реальность — это обычно контекст, предоставляемый заказчиком (будь то сайт, или программный продукт или что-то еще) и сам заказчик, у которого есть свое видение мира, и иконок, как части этого мира.

Контекст помогает вам выбрать и палитру цветов, и тематику, и метафоры, и размеры. Ваша задача тут достаточно проста — «выслушать», что говорит окружение и «ответить» иконками на поставленный вопрос.

Каковы твои ориентиры и идеалы иконок? Может быть, это иконки Apple или Vista?

Ну, иконки в стиле Apple или Vista трудно приводить в качестве примера, поскольку они ровно таковы, каковы дизайнеры, их создавшие. К примеру, изначальные иконки Vista, разработанные дизайнерами IconFactory и иконки Vista, вошедшие в конечном итоге в систему — это небо и земля, это божий дар и яичница (все в порядке перечисления).

Давайте я не буду говорить об ориентирах и идеалах, поскольку у меня и категорий-то таких нет в мыслях. А также я не буду говорить об уважаемых мною студиях и дизайнерах, которые делают очень хорошие иконки, потому что я вечно боюсь кого-то не упомянуть.

Чтобы не остаться совсем уж без конкретики, то мой личный хит-парад возглавляют Евгений Бузук и Антон Герасименко.

Иконки становятся безразмерными, какие еще ты видишь наиболее значимые тенденции в развитии этого дела? Что собой представляет иконка будущего?

Да не станут они безразмерными, глупо это. Кому нужна иконка, которую даже нельзя увидеть с одного взгляда, которая вытесняет все остальное с экрана?

Пока что просто мальчики меряются размером — а вот у меня 256, а у меня 512, у меня больше. Переболеют гигантизмом, перебесятся.

Другое дело, если произойдут качественные изменения в разрешении или принципе отображения на мониторах. Но в любом случае дело не в количестве пикселей, дело в том, какой объем информации человек способен захватить с одного «укуса». Иконка должна восприниматься целиком, будь она 10 пикселей, 1000 пикселей, двумерная, трехмерная, шестнадцатимерная. Работать нужно с качеством информации, а не с ее количеством.

Читайте также предыдущее интервью с Ольгой Алексашенко.
Tags:
Hubs:
+48
Comments 22
Comments Comments 22

Articles