Pull to refresh

Хочется надеяться, что последний раз про многоточия

Reading time3 min
Views3.5K
Сегодня Дизайнер Всея Руси совершил типографический наброс на вентилятор в своём личном блоге в Livejournal.
Так вот, ребята. Знак многоточия состоит из трех точек. «Тук, тук, тук», — именно такие звуки должна издать ваша клавиатура. Ни в коем случае нельзя пользоваться символом, называемым многоточием (…). Этот символ один содержит все три точки в себе. Придуман он для моноширинного набора и экономии байтов, однако пользоваться им для верстки книг, а также газет и журналов — нельзя.
Собственно, половина леммингов начала радостно принимать распоряжение Дизайнера Всея Руси.
Роберт Брингхёрст, «Основы стиля в типографике»

В настоящее время большинство готовых шрифтов включают, помимо других знаков, готовое многоточие (последовательность из трёх точек на линии шрифта). Однако многие типографы предпочитают делать многоточия сами. Некоторые набирают три точки без отбивок… с нормальным межсловным пробелом перед многоточием и после него [норма английской типографики — прим. Heath]. Другие отбивают точки . . . тонкими шпациями. Третные шпации (треть кегельной) предписываются «Чикагским руководством по типографике» (The Chicago Manual of Style), но это ещё одно проявление викторианской эксцентричности. В большинстве случаев чикагское многоточие слишком широко.

Набранное без отбивок многоточие хорошо смотрится далеко не во всех шрифтах и начертаниях. В мелких текстовых кеглях — например, в 8-пунктовых сносках — как правило, лучше добавить пробел (до одной пятой кегельной) между точками. Дополнительный пробел также может понадобиться среди светлых, открытых шрифтов, таких, как Baskerville, а уменьшенный — в сочетании с насыщенными шрифтами, такими, как Trajanus, или при наборе жирным начертанием.
Так прав Артемий Лебедев, или неправ?

Собственно, как мы видим, всё зависит от шрифта, причём три точки без ручного кернинга могут выглядеть гораздо более убого (например, разреженно), чем разработанное автором шрифта многоточие. Следовательно, если делать «тук-тук-тук», то практически всегда необходим ручной кернинг. Очень хотелось бы верить в наборщиков газет и журналов. :) По моему мнению, сотрудникам не очень высокой квалификации (каковых в профессии большинство) лучше всегда пользоваться готовым многоточием.

В принципе, если бы дизайнеры шрифта всегда правильно прописывали кернинговые пары для последовательности точек, то символом многоточия можно было бы и не пользоваться, всегда набирая три точки.

Что касается набора для веба, о нём Артемий в контексте многоточия умолчал. По-видимому, подразумевая, что такой конкретной рекомендации он для веба не даёт. С учётом всего вышесказанного, такой рекомендации и неоткуда было бы взяться: при низком разрешении экранной типографики и при скудости набора стандартных шрифтов неизвестно, что лучше, — сравнительно узкое готовое многоточие, или широкое из-за апрошей точек.

Что касается истории знака, то действительно символ U+2026 изначально появился в Юникоде для обеспечения обратной совместимости с кодировкой Xerox Character Code Standard, и кодировал он три точки отточия (последовательности точек, соединяющих элемент оглавления книги с номером соответствующей страницы). Однако, достаточно быстро его связали с многоточиями других устаревших кодировок, в том числе Macintosh Character Set. Многоточие наличествует в одних устаревших кодировках и отсутствует в других, поэтому утверждение о том, что символ многоточия использовался для экономии байтов, пока что как минимум голословно.

Ну и последнее — это семантика. Всё-таки, многоточие — это отдельный знак препинания с отдельной функцией, поэтому лично я предпочитаю его использовать в электронном документообороте. Естественно, для печатной продукции этот момент роли не играет.
Tags:
Hubs:
Total votes 70: ↑57 and ↓13+44
Comments70

Articles