Го — неведомые земли

    Стратегия ведения войны такова: существуют рассеивающие местности,
    ненадежные местности, спорные местности,
    пересекающиеся местности, узловые местности,
    трудные местности, местности-ловушки,
    окруженные местности и смертельные местности.

    Сунь Цзы "Искусство войны"
     

    Есть люди, которым надоедает всё привычное. В своих поисках нового, они совершают открытия, изобретают, творят. Они делают нашу жизнь лучше, во всех её проявлениях. Го не является исключением.

    Вступительное замечание
    Материал этой статьи предполагает знакомство читателя с базовыми концепциями игры Го. Желающие могут ознакомиться с ними, прочитав предыдущие статьи цикла:



    Когда речь заходит об игре на нестандартных досках, увеличение размерности — первое, что приходит в голову. Трёх, четырёх и, тем более, пятимерные доски (вернее их проекции, как правило, на плоскость) производят сильное впечатление на окружающих и позволяют игрокам потешить собственное эго. К сожалению, полноценная игра в Го, на таких досках, сопряжена с рядом проблем. Не говоря о том, что ориентация на досках высокой размерности затруднена, столь радикальные изменения серьёзно ломают игровой баланс:



    Эта игра не выглядит интересной. Я вижу тому две причины. Во первых, позиции, на такой доске, имеют (максимум) шесть, а не четырёх соседей. Вследствие этого, полностью окружить какую-то территорию (или группу камней) становится гораздо сложнее. Еще больше проблем возникает с «разрезанием». Для того чтобы разрезать прямую достаточно одной точки, но плоскость потребуется разрезать уже прямой! Всё это вместе делает выживание групп слишком простым, а захват территории (цель игры), напротив, излишне сложным.

    Очевидно, что дальнейшее увеличение размерности в ещё большей степени усугубит описанные выше проблемы. Но что произойдёт, если уменьшить размерность? По правилам Го можно играть и на одномерной доске. У этого варианта свои проблемы. На одномерной доске невозможно построить группу с «глазом» (можно построить лишь две группы, разделяющие один «глаз»). Тем более невозможно построить два «глаза», обеспечив, тем самым, жизнь группе. Любая группа без двух «глаз» может быть окружена и захвачена.

    Добиться окончательной победы, на такой доске, можно лишь одним способом. Необходимо заполнить своими группами всю доску таким образом, чтобы каждая группа была отделена от другой ровно одним пустым полем доски. Концевые поля доски также должны оставаться свободными. В этом случае, противник не сможет занять ни одно из пустых полей, так как подобный ход, не приводящий к захвату камней, будет считаться самоубийственным. Кстати говоря, этот предельный случай показывает, что, в некоторых случаях, группы без двух истинных «глаз» могут оставаться живыми.

    A.K. Dewdney, в своём описании возможного существования двумерных существ "The Planiverse" довольно успешно решил описанную выше проблему. Главное отличие игры Alak заключается в том, что закрывая последнюю «точку дыхания», игрок не убивает свою группу. Такой ход не является самоубийственным и позволяет начать окружение близлежащей группы противника. Полученная игра весьма интересна не только в теоретическом, но и в практическом отношении. В неё уже можно играть:



    Подобные правила делают Alak более похожим на «Зажимные» игры, такие как Seega и Hasami Shogi. В этих играх, фигуры противника «берутся» путём окружения их с двух противоположных сторон, но встав между фигурами противника своим ходом, фигура оказывается в безопасности. Сходство становится ещё более очевидным, если разрешить двигать фигуры:



    Естественным продолжением является игра на 2xN досках. Это, в принципе, уже двухмерность, но всё ещё крайне нестандартной формы. Здесь уже возможны живые группы с двумя «глазами», но поскольку обе линии, в терминологии Го, являются «линиями смерти», играть на такой доске всё ещё тяжело. Такие варианты полезны, прежде всего тем, что позволяют лучше понять классическое Го. Граница доски очень важна! Если её убрать игра изменится радикально. В каком-то смысле, она (по необходимости) превратится в "Космическое Го" с игрой за влияние, а не за территорию.

    Добавление на доску новых границ — ещё интереснее. Подобная доска «с дырками» весьма разнообразит тактическую составляющую игры. Можно изменить сам характер границ, сделав их «дружественными» для игроков. Использование начальной расстановки (вместо начала игры на пустой доске) также несёт в себе много интересных возможностей. В частности, начальная расстановка использовалась в "Тибетском Го", вводившем, кроме того, дополнительные правила, ограничивающие возможность хода в удалении от своих фигур и начислявшие дополнительные очки за определённые пункты доски.



    Даже простое изменение размеров доски может внести в игру как тактическое, так и стратегическое разнообразие. Особенно интересны, в этом плане, доски с чётным количеством линий. Но игра Го не ограничивается лишь прямоугольными досками! Гексагональные доски также не лишены своей притягательности. Проблемы с ними похожи на те, что возникали при использовании многомерных досок. На тригональной доске соседей слишком мало, на гексагональной — уже много. Кроме того, диагональ на гексагональной доске (в отличии от обычной) не в состоянии ничего разрезать!



    Подобные недостатки баланса можно пытаться исправить изменением правил игры. Так, например, в "TriGo" изменён порядок ходов. Первый игрок ходит одним камнем, далее, за каждый ход, выкладывается по два камня. Помимо всего прочего, такая система ходов также несколько ослабляет преимущество первого игрока, из за которого в классическом Го пришлось ввести систему Коми. В этой статье, гексагональная доска предлагается как средство борьбы с Ко, но проблема явно не стоит тех жертв, что несёт с собой её «решение». К тому же, Ко всё равно может возникать в более сложных случаях, например, при игре более чем двух игроков:



    Чёрный и серый могут продолжать по очереди играть в одни и те же позиции до бесконечности. Гексагональными досками, разумеется, дело тоже не ограничивается. Для игры могут использоваться и более причудливые сетки. Довольно интересна трёхмерная доска, повторяющая схему соединения атомов в кристаллической решётке алмаза. На этой доске, также как и на классической, каждое поле имеет от двух до четырёх соседей (на фотографии ниже показана минимальная конфигурация с двумя «глазами»):



    Играть на такой доске «вживую» может быть не очень удобно. К счастью, существует замечательная бесплатная программа, позволяющая играть (в том числе и по сети) практически на любых досках:



    Её интерфейс может показаться неудобным (после CGoban, например), но всё необходимое (включая ручное удаление «мёртвых» камней и подсчёт очков) в ней имеется. Кроме того, достаточно легко можно создать свою доску:

    Так выглядит описание додекаэдра
    20 0.369927
    
    3 8 13 18
      0.598555 0.100627 -0.840481
    
    3 13 2 7
      -0.598555 0.100628 -0.840481
    
    3 1 17 15
      -0.968482 -0.228628 -0.290819
    
    3 9 18 19
      0.968482 0.228625 0.290819
    
    3 19 16 6
      0 0.307733 0.99
    
    3 7 6 17
      -0.598553 0.840481 0.100626
    
    3 4 9 5
      0 0.889374 0.532739
    
    3 1 8 5
      -0.369927 0.761373 -0.598554
    
    3 9 0 7
      0.369927 0.761373 -0.598553
    
    3 6 3 8
      0.598551 0.840481 0.100626
    
    3 11 18 14
      0.598556 -0.840481 -0.100628
    
    3 12 19 10
      0.369927 -0.761375 0.598554
    
    3 15 11 16
      -0.369926 -0.761375 0.598553
    
    3 14 1 0
      0 -0.307734 -0.99
    
    3 15 10 13
      0 -0.889374 -0.532748
    
    3 2 14 12
      -0.598555 -0.840482 -0.100627
    
    3 12 17 4
      -0.598554 -0.100628 0.840481
    
    3 5 2 16
      -0.968482 0.228627 0.290817
    
    3 0 3 10
      0.968482 -0.228627 -0.29082
    
    3 3 4 11
      0.598554 -0.100627 0.840481
    


    Но на этом «неведомые земли» не заканчиваются. Можно отказаться от самой дискретности доски и играть на «доске без линий». В этом варианте игры, фигуры можно размещать в любом месте плоскости, а «соседство» фигур можно определять, например, через евклидово расстояние. Эта игра действительно требует аккуратности. Едва заметное перемещение фигуры со своего места может кардинально изменить характер позиции.



    Так выглядит живая форма. Пустоты в ней — два «глаза» в которые можно «втиснуть» фигуры своего цвета (противник этого сделать не может, поскольку такие ходы будут считаться самоубийственными). Очевидно, что эта игра «на любителя» и это, пожалуй, самый странный вариант игры Го из известных мне. Есть еще одна игра, «расширяющая» правила Го, которая нравится мне больше чем все вышеперечисленные, но это тема для отдельной статьи.
    Поделиться публикацией
    Похожие публикации
    Ой, у вас баннер убежал!

    Ну. И что?
    Реклама
    Комментарии 11
    • +3
      За что люблю ваши статьи — то, что, помимо основной темы, в ней множество ссылок и примеров на другие вещи. Из-за этого статью можно перечитывать множество раз, и каждый раз находить что-то новое.
      • +1
        Для меня самого это в какой-то степени конспект. Тема очень обширная. Чтобы не забыть приходится записывать.
        • +2
          после можно оформить в книгу.
          • 0
            Публикация книги это адский труд. Но вы не первый кто высказал мне такую идею.
      • 0
        Одномерные Го упрощают и ускоряют игру )
        • +1
          Слишком упрощают, к сожалению (в плане играбельности). Я рассматриваю их скорее как средство лучше понять классическое Го.
          По аналогии с тем как свойства двумерных и трёхмерных фигур помогают нам лучше понять четырёхмерное пространство.
        • +1
          А как насчет игры на торе или сфере? Необычная топология должна делать игру интереснее, например, исчезают границы. Кроме того, становятся заметными некоторые нюансы: достаточно разделить поле пополам и окажутся захваченными обе половины.
          • 0
            Такие доски есть во FreedGo, можно сыграть, но я не думаю, что отсутствие границ делает игру интереснее.
            По мне, так вся суть Го в границах. Что касается захвата двух половин, не согласен.
            Отгородить территорию — еще не означает её захватить. Необходимо еще не допустить на неё вражеские группы.
            Точно также можно попробовать перегородить доску посередине.
            • 0
              У сферы, к тому же, есть две не очень приятные особые точки.
              У полюсов получается очень много соседей.
              Их придётся захватывать в первую очередь.
              • 0
                конечно, но стоит помнить, что любой захват аналогичен такому разделению или я ошибаюсь и это не так?
                • 0
                  Захват состоит из двух частей:

                  1. Отгораживание территории
                  2. Её защита

                  Если отгородить слишком большую территорию — её не удастся защитить. На доске «без границ» придётся просто тратить больше камней для огораживания территорий. Границы доски и её углы — те места в которых огородить территорию дешевле всего. Не случайно с них начинают игру (я сейчас не говорю о новаторском «космическом» Го, эта стратегия слишком крута для меня).

            Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

            Самое читаемое