Сервис online сравнений изменения АЧХ и звукового давления в зависимости от подаваемого напряжения и импеданса источника



    Мы запускаем на сайте RAA еще один сервис on-line сравнений изменения АЧХ и звукового давления в зависимости от подаваемого напряжения и импеданса источника.

    О появлении сервиса


    В сервисе on-line «АЧХ от взаимодействия наушников и усилителя» показывается АЧХ относительно 0 дБ в виде конечного результата подобно настройке эквалайзера.

    В новом сервисе это отображается через АЧХ к абсолютному звуковому давлению в дБ SPL с учетом чувствительности наушников при подаче сигнала с известными напряжением и сопротивлением на выходе усилителя.

    Такое построение показывает первопричину изменения АЧХ. Так как сервис задумывался не только познавательным, но и полезным для практического применения, то в него добавлены и дополнительные параметры.

    Сейчас, в первом материале о новом сервисе будет в большей степени познавательная теоретическая часть.

    Рассмотрим все по порядку.



    В основных примерах будут фигурировать наушники Campfire Andromeda. Такая честь этой модели выпала за толчок к созданию этого on-line сервиса. Дело в том, что у Andromeda очень низкий и неравномерный импеданс. Эта модель, как бы ее не хвалили, очень противоречива и капризна. И именно через такой новый on-line сервис проще показать ее особенности.

    Такое построение графиков в ПО Reference Audio Analyzer было заложено еще в конце 2010 года. Графики были использованы в ряде статей. Мы предполагали, постепенно, сделать доступным построение графиков в сервисе on-line сравнений. Модель Campfire Andromeda дала нам этот толчок.

    Из-за чего и как меняются АЧХ у наушников при подключении к усилителю?


    Зависимость уровня напряжения от сопротивлений наушников и усилителя


    У усилителей на выходе есть выходное сопротивление.

    Если оно близко к 0 Ом, то называется «нулевым». Особенностью таких усилителей является неизменная величина напряжения на выходе, независимо от номинала подключенной нагрузки. Т.е, если на выходе усилителя выставили 0 dBV (0 dBV — это напряжение 1 VRMS в децибелах), то при подключении наушников с сопротивлениями 16, 32, 60, 150 и 600 Ом на наушники поступит именно 0 dBV. (1 VRMS).



    На графике выходного напряжения это выглядит прямой линией. По горизонтали на графике указано сопротивление наушников в Ом и дБ(Ом), а по вертикали напряжение в dBV (где за 0 дБ принято напряжение 1 VRMS). Напряжение выражается в децибелах (dBV) для простых дальнейших расчетов с чувствительностью наушников.



    Если у усилителя выходное сопротивление не нулевое, то при подключении нагрузки уровень напряжения будет снижаться. Причем чем выше будет сопротивление усилителя и/или ниже сопротивление нагрузки (наушников), тем сильнее снизится уровень напряжения. В примере показан усилитель с сопротивлением 300 Ом, который, как и в прошлом примере, без нагрузки дает на выходе 0 dBV. Разница в дБ для напряжения на графике показывает, насколько снизится уровень звукового давления у наушников. При подключении нагрузки (в виде наушников) в 20 Ом мы видим на графике значение -24 dBV. Это значит, что при подключении таких наушников усилитель будет работать тише на 24 дБ! И может получится так, что низкоомные наушники с высокой чувствительностью с таким усилителем могут играть тише, чем высокоомные с низкой чувствительностью.

    В сервисе on-line сравнения «мощность и чувствительность» можно поэкспериментировать, задавая разные значения «усилителя по параметрам». Примеры по ссылкам: 0 Ом, 30 Ом и 300 Ом.

    В общем случае, сопротивление усилителя можно рассматривать как дополнительное последовательное сопротивление на проводе у наушников. Т.е. можно взять усилитель с нулевым сопротивлением и тонкий провод с сопротивлением в 10 Ом, а можно подключить наушники толстым кабелем с нулевым сопротивлением, но к усилителю с сопротивлением в 10 Ом и результат будет одинаковым.

    Итого, если у нас у усилителя сопротивление не нулевое, то уровень напряжения (громкости) будет снижаться при подключении наушников. Если у наушников сопротивление будет постоянно во всей полосе частот, то будет просто снижение уровня сигнала, а АЧХ останется прежней. Иная ситуация будет с наушниками, у которых сопротивление разное в воспроизводимой полосе частот.

    Отдельно можно посмотреть на формулы расчета.

    Влияние сопротивлений усилителя и наушников на АЧХ




    На графике сопротивления по горизонтали обозначены частоты от 20 до 20000 Гц, а по вертикали сопротивление, шкала логарифмическая. На графике для Campfire Andromeda видно, что в области низких частот сопротивление находится в районе 4 Ом, а в области высоких частот (7-9 кГц) доходит до 30 Ом.



    На графике чувствительности показывается АЧХ наушников в виде абсолютного звукового давления, которое получится при воспроизведении синуса с усилителем с нулевым сопротивлением и уровнем напряжения VRMS.

    При таком низком сопротивлении получается очень высокая чувствительность, выше 140 дБ/В SPL. Соответственно, такие наушники способны играть очень громко от тихих источников.

    Так же видно, что низкие частоты у Campfire Andromeda на 9 дБ громче, чем высокие и наушники можно было бы назвать басовитыми. Но, далеко не все владельцы Campfire Andromeda согласятся с тем, что наушники действительно громкие и басовитые (и более того, еще с удовольствием упомянут, что графики «врут», а звучание совсем другое — чувствительность обычная, а баса нет). И частично они будут правы.

    Перейдем в новый on-line сервис, в котором мы сможем проследить за изменением АЧХ с учетом чувствительности.

    Для построения графика надо выбрать связку из модели наушников и усилителя. По умолчанию для усилителя установлены параметры в виде 0 dBV (1 VRMS) и 0 Ом. На график добавляется по одной связке за раз. Количество связок будет ограничено только длиной строки URL при формировании POST запроса.



    Здесь выбрана пара из наушников Campfire Andromeda и усилителя с заданными параметрами в виде напряжения на выходе 0 dBV (1 VRMS) и выходного сопротивления 0 Ом. Т.е. это исходный общепринятый график чувствительности, как в профессиональном отчете. Так аналогичный график будет и в простом сервисе on-line сравнения АЧХ в режиме отображения чувствительности.



    Добавим еще пары для Campfire Andromeda с усилителями, которые будут различаться только выходным сопротивлением.

    Мы видим, что чем выше сопротивление усилителей, тем кривая АЧХ сползает вниз, самая нижняя линия получается с усилителем с 600 Ом. При этом, низкие частоты снижаются более заметно, чем высокие частоты и если с усилителем с 0 Ом наушники можно назвать басовитыми, то с усилителем с сопротивлением в 20 Ом они уже нейтральные, уровень низких частот сопоставим с уровнем высоких частот (без учета пика в районе 8 кГц). При дальнейшем увеличении сопротивления усилителя АЧХ не сильно меняется, но проседает по уровню.

    Скроем большую часть графиков, оставив лишь пару АЧХ.



    При подключении Campfire Andromeda к усилителям с сопротивлениями 20 и 600 Ом, АЧХ будет едва отличаться, но громкость будет отличаться на 28 дБ. При этом с другими наушниками с более высоким сопротивлением, разница между усилителями будет меньше.



    Например с Sennheiser CX 5.00 с сопротивлением около 20 Ом в аналогичных условиях разница уже будет в 24 дБ.

    Если совместить на одном графике Sennheiser CX 5.00 и Campfire Andromeda, добавив усилители с нулевым сопротивлением и не рассматривая вариант с 600 Ом, то получим следующую картину:



    С усилителем с 0 Ом разница в громкости между Campfire Andromeda и Sennheiser CX 5.00 будет составлять 17 дБ, в то время как при подключении к усилителю с 20 Ом – от 6 дБ в низкочастотном диапазоне, до 13 дБ в высокочастотном.

    Более контрастная ситуация с Sunrise Dragon Ear Tips Earbuds R130 Close (сопротивление наушников 120 Ом)



    При подключении к усилителю с сопротивлением в 0 Ом, разница между Campfire Andromeda и Sunrise Dragon Ear Tips Earbuds R130 Close составляет 16 дБ. При подключении к усилителю с сопротивлением 20 Ом разница между наушниками уже всего 3 дБ. А при подключении к усилителю 600 Ом уже низкочувствительные и высокоомные Sunrise Dragon громче на 11 дБ!

    Конечно, в реальности усилители с сопротивлением 600 Ом крайне редки, обычно у бестрансформаторных ламповых усилителей сопротивление варьируется от 60 до 150 Ом, а 300 Ом можно встретить у усилителей мощности для колонок с дополнительным гнездом для наушников.

    Тем не менее, если отсортировать по базе измерений источники (усилители) по выходному сопротивлению, то высокое сопротивление есть у смартфона Fly FS504 Cirrus 2 и оно составляет 130 Ом.



    С этим смартфоном Campfire Andromeda будет чуть громче, чем HiFiMan RE 400 и тише, чем Sunrise Dragon Ear Tips Earbuds R130 Close. И, конечно же, владелец аналогичного телефона (пусть более дорогого, но с аналогичным сопротивлением на выходе) будет утверждать, что высокая чувствительность у Campfire Andromeda – миф в воспаленном мозгу продажников-маркетологов и проплаченных авторов и блоггеров. Так как наушники ”тихие”, кто не согласен, тот наушники видел только на картинке…

    Campfire Andromeda и HiFiMan HM901 Balanced Card




    Возьмем альтернативный пример, близкий к реальности, а не комедийный с владельцем дорогих наушников и смартфона (к сожалению, в жизни такое не редкость). Например, с Campfire Andromeda и плеером высокого класса HiFiMan HM901 с балансной картой (усилителем). С балансной картой плеер может работать как в обычном режиме, так и в более «громком» балансном режиме.

    В балансном режиме сопротивление усилителя составляет 11,3 Ом и максимальное напряжение без нагрузки 13,46 dBV. В небалансом режиме 0,3 Ом и 7,44 dBV соответственно.



    Т.е. в небалансом режиме усилитель тише на 6 дБ – в два раза. Однако из-за более высокого сопротивления в балансном режиме для низкоомных наушников различие в громкости будет меньше, для 16 Ом это составит 1.5 дБ. На графике напряжений хорошо видно, как кривая для балансного режима плавно снижается в области низкоомных нагрузок.


    На графике добавлена поправка в -20 дБ по уровню для режима построения «music»

    На графике с Campfire Andromeda и усилителями с параметрами от HiFiMan Balanced Card мы видим, что в небалансном режиме наушники у нас играют громче в области низких частот на 6 дБ, т.е. в два раза. В области высоких частот в балансном режиме на 3 дБ громче высокие частоты.

    Так ли это на самом деле? Не врут ли графики? Благодаря наличию HiFiMan HM901 с балансной картой это было легко проверить – график действительно показал то, что слышно при переключении режимов.

    Это было «познавательное» применение on-line сервиса, в следующей части будут рассмотрены варианты с практическим применением.
    Поделиться публикацией
    Комментарии 28
      +1
      Какой физический смысл несёт в себе усилитель с выходным сопротивлением 300 Ом? У любой копеечного чипа усилителя выходное сопротивление уверенно стремится к нулю.
        0
        Если к примеру взять наушники с близкой чувствительностью по мощности и подключить их к усилителю с нулевым сопротивлением, то они будут различаться по громкости, низкоомные будут громче, высокоомные тише

        Например — Beyerdynamic DT 770 Pro 250 Ohm, Beyerdynamic DT 770 PRO 80 Ohm и
        Beyerdynamic DT 770 Pro 32 Ohm

        reference-audio-analyzer.pro/param10.php?&m25=25&id=563&idav=0&idar=0&id1=803&idav1=0&idar1=0&id2=562&idav2=0&idar2=0

        Но, если эти наушники подключить к усилителю с сопротивлением в 150 Ом, то их громкость будет отличаться незначительно.

        reference-audio-analyzer.pro/param10.php?&m25=25&id=563&idav=0&idar=150&id1=803&idav1=0&idar1=150&id2=562&idav2=0&idar2=150

        Если учесть, что обычно низкоомные наушники более компактные и портативные, а высоокоомные более крупные и менее чувствительные по мощности, то для выравнивания громкости нужно еще более высокое сопротивление.

        У усилителей с нулевым сопротивлением есть свои проблемы — более высокое взаимное проникновение каналов, высокий фоновый шум для малого уровня громкости в современных портативных устройствах с цифровой регулировкой громкости (и общая проблема при использовании такого усилителя в смартфонах — неизбежный высокий уровень искажений с выхода ЦАП в мобильных устройствах на малой громкости. В то время как при использовании усилителя с высоким выходным сопротивлением требует другой уровень сигнала на выходе ЦАП/кодека).

        Нулевое сопротивление усилителя дает как плюсы, так и минусы. Это вопрос компромиссов и конкретной реализации в общей системе.
          0
          Суть вашей статьи я понял. Я не понял, как такой усилитель должен выглядеть. Вы предлагаете последовательно с наушниками подключать резистор на 300 Ом, чтобы все уши играли одинаково тихо?
          У усилителей с нулевым сопротивлением есть свои проблемы — более высокое взаимное проникновение каналов, высокий фоновый шум для малого уровня громкости

          Поясните пожалуйста, как выходное сопротивление влияет например на фоновый шум. Или на взаимное проникновение каналов.
            0
            На примере компьютерной звуковой карты это будет выглядеть так. Предположим, что это современная звуковая, рассчитанная на подключение высокоомных наушников. У такой карты максимальным уровнем напряжения будет к примеру 7 VRMS или 17 dBV.
            Цепочка тракта получается как «ЦАП->Усилитель». Предположим, что сам усилитель никакого шума не добавляет, его соотношение сигнал/шум за 200 дБ, а сигнал/шум цепочки «ЦАП->Усилитель» напрямую зависит от ЦАП. Соответственно, если соотношение сигнал/шум у ЦАП будет 110 дБ, то и у цепочки «ЦАП->Усилитель» он будет таким же. При этом уровень полезного сигнала будет как 17 dBV, а уровень фонового шума как 17 dBV — 110 дБ = -93 dBV.

            Теперь начинаем регулировать громкость. У звуковых карт регулировка поголовно или программная или через регулятор в ЦАП (аналогично в цифре за счет ресурсов самого ЦАП, как например в Creative AE5). Если мы понизим уровень на 60 дБ для комфортного прослушивания музыки в низкоомных высокочувствительных наушниках, то получим уровень 17 dBV — 60 дБ = -43 dBV, а соотношение сигнал с выхода ЦАП упадет до 50 дБ (110 дБ -60 дБ = 50 дБ). Через напряжения полезного и фонового напряжения это -43 dBV-(-93 dBV) = 50 дБ.
            Т.е. уровень полезного сигнала мы уменьшили, а уровень фонового шума остался прежним. Это будет справедливо для усилителя с нулевым сопротивлением.

            Если мы возьмем усилитель с не нулевым сопротивлением, то при подключении низкоомных наушников у нас снизится напряжение «после» усилителя.

            При подключении нагрузки (в виде наушников) в 20 Ом мы видим на графике значение -24 dBV. Это значит, что при подключении таких наушников усилитель будет работать тише на 24 дБ!


            Т.е. при подключении наушников с сопротивлением в 20 Ом к усилителю с сопротивлением 300 Ом у нас уровень напряжение снизится на 24 дБ и полезный сигнал и фоновый шум. Т.е. на выходе будет полезное напряжение как 17 dBV — 24 дБ = — 7 dBV, а фоновый шум как -93 dBV — 24 дБ = -117 dBV.

            И в этом случае мы до ЦАП снижаем уровень не на 60 дБ для получения -43 dBV, а только на 36 дБ и получаем как — 7 dBV — 36 = -43 dBV при фоновом шуме в -117 dBV. И соотношение сигнал шум у нас уже будет не 50 дБ, а 74 дБ (-43 dBV — -117 dBV = 74 дБ).

            В тех случаях, когда используется аналоговый регулятор, расположенный между ЦАП и усилителем, там надо отдельно все просчитывать, добавляя для усилителя отдельно и его постоянный фоновый шум и относительное соотношение сигнал/шум при усилении сигнала. В таких усилителях может как помогать снижать шум на выходе, а может быть и избыточным.
              0
              По взаимосвязи взаимного проникновения каналов будет отдельный материал и отдельные калькуляторы и он-лайн тесты. Это очень большая тема, требующая добавления отдельных графиков в отчеты, калькуляторов и поясняющего материала.
          0

          Чем вызвана такая большая разница выходного сопротивления усилителя в балансном и небалансном режиме?

            0

            В случае с HiFiMan точный ответ может дать инженер, который проанализирует схему усилителя. В RAA тестируется все как "черные ящики". Из предположений, с учетом того, в небалансном режиме работает половина платы и там сопротивление нулевое (т.е. схема допускает стабильную работу), это высокое сопротивление скорее всего является "защитой от дурака". Если подключить обычные наушники и включить балансный режим, то "короткого замыкания/других не штатных проблем" не будет.


            В целом, часто сопротивление на выходе предусмотрено как защита от короткого замыкания.


            Чаще всего, сопротивление у балансных усилителей вдвое выше, чем у небалансных.

            • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
                0
                Может. Здесь в контексте это не принципиально, баланс или мост (тем более, при измерении устройств без вскрытия и подробной информации о начинке).
                • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
                    0
                    Далеко не все возможно разобрать. Если усилитель от HiFiMan является отдельной платой и это возможно сделать, то залезть в потроха смартфонов и плееров нереальная задача. По крайней мере в рамках проекта RAA, где тесты проводятся относительно быстро и без потери гарантии перед производителем из-за вскрытия устройства. Некоторые устройства делаются вообще монолитно на клею…

                    Поясните, в чем вы видите принципиальную разницу между мостом и балансом для выхода под наушники для конечного потребителя. В каких случаях эта разница будет важна с практической, а не теоретической стороны?
                    • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
                        0
                        Третий пин нужен для передачи земли при межблочном соединении. При подключении же динамика к Hot и Cold получится тот же самый мост.

                        Маркетологи и авторы в глянцевых журналах напирают на преимущества баланса именно в межблочном применении и получается полная ерунда.

                        На самом деле мост и баланс очень близки и их разница порой зависит от контекста, в межблоке — баланс, в усилителе мост. Либо «настоящий баланс», когда на усилитель пришел балансный сигнал, и «не настоящий баланс», когда сигнал на усилитель пришел небалансный, а далее в усилителе производится инвертирование для мостового/балансного режима.

                        Я ранее довольно жестко критиковал использование слова «балансный» для усилителей, но сейчас все больше устройств, в которых стараются сделать устройство от начала до конца «балансным», начиная от моно ЦАП-ов без промежуточных переводов сигнала из баланса в небаланс и снова в баланс.
                        • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
                            0
                            Борьба с наводками здесь лишняя. Баланс/мост нужен для:
                            1. увеличить вдвое напряжение на выходе, когда схема не позволяет выдать сигнал выше без искажений. У большинства плееров и усилителей на балансном выходе уровень вдвое выше (если не учитывать выходные сопротивления и подключение потом низкоомной нагрузки)
                            2. Уменьшить искажения на выходе за счет предварительного снижения сигнала. Например, у FiiO X5-3 уровень сигнала с балансного и небалансного усилителя одинаковый, но на балансный усилитель поступает уменьшенный вдвое уровень сигнала с ЦАП и соответственно усилитель работает в условиях вдвое низкой громкости и дает боле чистый сигнал.
                            3. Если питание сделано паршиво, то с обычного выхода будем слышать фон, а с балансного усилителя фон удалится. Но это вариант халтурного компромисса.
                            • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
                0
                Только не сопротивление, а импеданс. И у усилителя нет громкости…
                  0
                  Да, но упрощение было сделано намеренно.

                  Например, вместо «наушников» писать «головные стереотелефоны», но все же имеет смысл использовать или более современные слова, или более понятные в контексте. «Импеданс» безусловно более правильно и ближе к сути, но в характеристиках чаще используется слово «сопротивление». Импеданс наушников например не может равняться 16 Ом, т.к. 16 Ом описывает только часть характеристики в виде активного сопротивления без указания реактивного.

                  Несколько лет назад со стороны одного достаточно строгого читателя утверждалось, что слово импеданс можно использовать только в контексте наушников и категорически нельзя в контексте усилителя — только как «полное выходное сопротивление». Возможно, если откатываться к временам, когда было распространено название «головные стереотелефоны», то и «импеданс» как таковой неверен — будет только «полное сопротивление», а не заимствованное иностранное слово.

                  В контексте нового on-line сервиса задается только активное сопротивление для усилителя. Может быть потом дополнительный сервис (или расширен этот) для усилителей, у которых на выходе стоит конденсатор и тогда уже будет в чистом виде импеданс, заданный и активным сопротивлением и реактивным в виде емкости конденсатора.
                    0
                    я про вот это
                    В общем случае, сопротивление усилителя можно рассматривать как дополнительное последовательное сопротивление на проводе у наушников. Т.е. можно взять усилитель с нулевым сопротивлением и тонкий провод с сопротивлением в 10 Ом, а можно подключить наушники толстым кабелем с нулевым сопротивлением, но к усилителю с сопротивлением в 10 Ом и результат будет одинаковым.


                    результат не будет одинаковым, и будет сильно плавать по частотам, расчёт согласующего звена «несколько» более сложная задача.
                      0
                      В любом упрощении безусловно будут исключения из правил.

                      При тестировании наушников и усилителей, их импедансы получаются как парные значения «амплитуда + частота» и расчеты с реальностью не расходились. По крайней мере на более чем 250 усилителей явных исключений не было. Может не попалось «особого» усилителя. А может «сильно» плавать параметр будет далеко за слышимой областью, где фазы усилителя и наушников разойдутся. И «сильно», это сколько будет в дБ, 1, 6, 12, 100 дБ? Было бы интересно посмотреть на расчет или определить конкретный усилитель и конкретные наушники и соответственно на практике посмотреть на возможное расхождение.
                        0
                        Грубо говоря если вы возьмёте разность двух ачх: усилитель и выходом 100 ом и усилитель с выходом 50 ом + резистор 50 ом, от у вас получится волнистая линия с увеличением амплитуды при увеличении частоты. Значения не скажу, считать надо.
                          0
                          Попробуйте посчитать.

                          У многих усилителей зачастую на выходе просто впаивается резистор, и соответственно разделение 100 Ом на 50+50 Ом, это просто разделение одного резистора на два.
                    0
                    уровень напряжения (громкости)

                    Специально взято в скобки для показа прямой связи напряжения и дальнейшего получения уровня звукового давления на выходе наушников (упрощенно громкости). Мы же здесь не рассматриваем сравнение двух разных типов сигналов и их субъективного восприятия.

                    Если комментарий к другому месту в тексте, поясните. Может там упрощение было слишком сильным или не так ясно выражена фраза.
                      0
                      а здесь про вот это

                      Это значит, что при подключении таких наушников усилитель будет работать тише на 24 дБ!


                      тут даже сложно сформулировать насколько фраза неправильная…
                        0
                        Это значит, что при подключении наушников с таким сопротивление сигнал с усилителя станет тише на 24 дБ!

                        Так фраза будет лучше?
                          0
                          Это значит, что при подключении наушников с таким сопротивлением сигнал на наушниках станет слабее на 24 dbV!

                          Тогда уж так, обычно не принято писать dB без уточнения что вы измеряете.

                          И ещё в тексте вы часто путаете громкость и spl. SPL измерить можно, громкость — величина субъективная.
                            0
                            Здесь в контексте «слабее», «тише» или «ниже» обладают одинаковым значением. Если «понизили» сигнал на выходе усилителя, то разве он не стал тише?

                            Возможно, если мы говорим о сигнале с наушников, то более подходящее слово будет громче/тише, а сигнал с усилителя «выше/ниже». А вот слабее/сильнее скорее относится к контексту сигнал/шум, устойчивости приема/передачи и т.п.

                            Сигнал выше/больше или ниже/меньше выражаться будет только в относительных дБ, т.к. dBV — абсолютные значения в дБ к 1 В.

                            Т.е. в построении фразы «слабее на 24 dbV!» это звучит как слабее на 15.8 VRMS. А у нас график изначально строится к напряжению без нагрузки к 1 VRMS (0 dBV). А изменение у нас на 24 дБ, т.к. по графику получили значение -24 dBV (0.063 VRMS).

                            Т.е. если график будет построен не от 0 dBV, а допустим от 16 dBV, то изменение у нас будет таким же на 24 дБ и напряжение под этой нагрузкой как 16 dBV -24 дБ = -8 dBV.

                            Пример с графиком для 16 dBV.
                    0
                    .

                    Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

                    Самое читаемое