В свете грядущего события от Apple я хочу поворчать на современных дилетантов от дизайна. Так я назвал тех, чьим хобби является создание «концептов» различных устройств и выкладывание рендеров в интернет (именно хобби, ведь за такую работу им вряд ли кто-то платит). Профессионалы дизайна сидят в самизнаетечьих конторах и плодят не рендеры, а суперкары и самые тонкие в мире ноутбуки, т. е. реальные товары.
Спору нет, сублимация своих фантазий относительно будущего в яркую, говорящую картинку — дело в той или иной мере полезное, ибо результат является весьма ясным сообщением профессиональным промышленным дизайнерам о чаяниях целевой аудитории. Однако, дилетантский дизайн слишком часто отдает этаким фетишизмом к форме и пренебрежением к принципу, логике работы, юзабилити (к слову, дизайн китайской околокомпьютерной техники всегда этим страдает — в относительно неплохую форму вмещают содержимое, которое только разве и дает право заявить на упаковке некоторую характеристику, о качестве же, применимости и надежности говорить не приходится; в частности, мобильникам любят придавать форму популярных западных моделей, когда функционал устройств даже близко не подходит друг к другу).
Сегодня или вчера на Хабре был топик о концептах компьютеров, где авторы картинок подумали именно об эффектном рендере, но не о реальном шаге в будущее интерфейсов. В качестве примера работы настоящих дизайнеров на ту же тему могу предложить Microsoft Surface — вещь не только придуманную и продуманную, но и уже воплощенную и доступную в продаже, штуку с совершенно иным интерфейсом и принципом.
Когда поползли настойчивые слухи об Apple Tablet, многие дилетанты от дизайна принялись клепать концепты будущего устройства. Браузер подчеркивает слово «концепты» в поле редактирования, как содержащее ошибку, что как нельзя лучше отражает мысль этого топика. Все эти картинки содержат одну и ту же систематическую ошибку: в качестве изображения на экране присутствует стандартный десктоп MacOS X (иногда с пририсованной экранной клавиатурой). Именно этот момент и выдает поверхностное мышление авторов.
Apple Tablet не будет иметь на борту декстопную MacOS X и одновременно finger multitouch screen. Я так понимаю, желающих отрицать, что Apple по возможности тщательно прорабатывает юзабилити своих продуктов, здесь не найдется. Сомнений нет, были и провальные решения, ибо никто не застрахован от ошибок, но компания Джобса их старалась исправлять по мере возможности. Идея держать десктопную ОС на кончиках пальцев заведомо провальна и на это в Apple вряд ли пойдут.
Попробуем разобраться. Итак, девайс с экраном от 7 до 12 дюймов предположительно будет управляться пальцами, как iPhone. Обратите внимание, что с самого начала на iPhone хоть и стояла «мобильная версия MacOS», интерфейсом, сильно напоминающим десктопную «сестру», она не обладала никогда. Дело не в прихоти или маркетинговых интересах Apple — touch-интерфейс без стилуса влечет за собой пару серьезных ограничений:
Второй момент влечет за собой ситуацию, сравнимую с тем, как если бы в автомобиле рулевую колонку и педали поменяли друг с другом местами. Всё вроде есть, но либо надо рулить ногами, либо лазить перед каждым поворотом вниз, под приборную доску. Apple все ограничения touch-интерфейса уже обкатала на iPhone и, если выражаться в пределах той же системы образов, проделала в днище автомобиля дополнительное смотровое отверстие и сделала так, что машина едет только пока водитель внизу, у руля. Например, обратите внимание на экранную клавиатуру: при нажатии кнопки она не изображает, что вдавилась, а, наоборот, «вылезает» из-под пальца — это позволяет чувствовать больше контроля над тем, куда нажимаешь. Большинство прочих программных кнопок запросто можно нажать даже не одним пальцем, а двумя-тремя. Опять таки, чтобы всегда можно было видеть, что нажимаешь то что надо. Разумеется, при проектировании такого интерфейса принимались во внимание не только эти моменты, но я надеюсь, что мне удалось проиллюстрировать, что и об этом тоже думали.
Теперь, на манер дизайнеров дилетантов, растянем iPhone до предполагаемых размеров «таблетки» и поставим туда настольную MacOS X. У нас выходит 2 варианта:
Как видим, непосредственно настольная версия MacOS X не способна предоставить пользователю былой комфорт в новых условиях. Выходом из обеих ситуаций частично можно признать плавный полноэкранный зум, давно и последовательно разрабатываемый Apple, а для iPhone и вовсе оказавшийся спасительным в вопросах отображения сайтов. Способность к зуму в MacOS X есть, и она хорошо ложится на мультитач. Другое дело, что тот же самый жест увеличения может пригодиться и в самих приложениях под операционной системой — например, в картографических, графических, всё в тех же браузерах итд. Заставить пользователя запомнить, что одним жестом надо зумить систему, а другим само приложение? Крайне сомневаюсь, что Apple на такое пойдет.
Выходит, что реально у Apple 4 пути:
Топик имеет целью не столько угадать, что там у Apple в рукаве, сколько показать, что простое размышление низводит вероятность выпуска мобильного устройства с настольной ОС до крайне малой. А следовательно, люди, «порадовавшие» нас своими рендерами гигантского iPhone с MacOS X Snow Leopard на борту, не только не придумали ничего особенного, но и даже просто головой в достаточной мере не поработали.
Спору нет, сублимация своих фантазий относительно будущего в яркую, говорящую картинку — дело в той или иной мере полезное, ибо результат является весьма ясным сообщением профессиональным промышленным дизайнерам о чаяниях целевой аудитории. Однако, дилетантский дизайн слишком часто отдает этаким фетишизмом к форме и пренебрежением к принципу, логике работы, юзабилити (к слову, дизайн китайской околокомпьютерной техники всегда этим страдает — в относительно неплохую форму вмещают содержимое, которое только разве и дает право заявить на упаковке некоторую характеристику, о качестве же, применимости и надежности говорить не приходится; в частности, мобильникам любят придавать форму популярных западных моделей, когда функционал устройств даже близко не подходит друг к другу).
Сегодня или вчера на Хабре был топик о концептах компьютеров, где авторы картинок подумали именно об эффектном рендере, но не о реальном шаге в будущее интерфейсов. В качестве примера работы настоящих дизайнеров на ту же тему могу предложить Microsoft Surface — вещь не только придуманную и продуманную, но и уже воплощенную и доступную в продаже, штуку с совершенно иным интерфейсом и принципом.
Когда поползли настойчивые слухи об Apple Tablet, многие дилетанты от дизайна принялись клепать концепты будущего устройства. Браузер подчеркивает слово «концепты» в поле редактирования, как содержащее ошибку, что как нельзя лучше отражает мысль этого топика. Все эти картинки содержат одну и ту же систематическую ошибку: в качестве изображения на экране присутствует стандартный десктоп MacOS X (иногда с пририсованной экранной клавиатурой). Именно этот момент и выдает поверхностное мышление авторов.
Apple Tablet не будет иметь на борту декстопную MacOS X и одновременно finger multitouch screen. Я так понимаю, желающих отрицать, что Apple по возможности тщательно прорабатывает юзабилити своих продуктов, здесь не найдется. Сомнений нет, были и провальные решения, ибо никто не застрахован от ошибок, но компания Джобса их старалась исправлять по мере возможности. Идея держать десктопную ОС на кончиках пальцев заведомо провальна и на это в Apple вряд ли пойдут.
Попробуем разобраться. Итак, девайс с экраном от 7 до 12 дюймов предположительно будет управляться пальцами, как iPhone. Обратите внимание, что с самого начала на iPhone хоть и стояла «мобильная версия MacOS», интерфейсом, сильно напоминающим десктопную «сестру», она не обладала никогда. Дело не в прихоти или маркетинговых интересах Apple — touch-интерфейс без стилуса влечет за собой пару серьезных ограничений:
- Палец больше стилуса и указывает на пятно, а не на точку
- Работая пальцами, мы сами себе загораживаем интерфейс.
Второй момент влечет за собой ситуацию, сравнимую с тем, как если бы в автомобиле рулевую колонку и педали поменяли друг с другом местами. Всё вроде есть, но либо надо рулить ногами, либо лазить перед каждым поворотом вниз, под приборную доску. Apple все ограничения touch-интерфейса уже обкатала на iPhone и, если выражаться в пределах той же системы образов, проделала в днище автомобиля дополнительное смотровое отверстие и сделала так, что машина едет только пока водитель внизу, у руля. Например, обратите внимание на экранную клавиатуру: при нажатии кнопки она не изображает, что вдавилась, а, наоборот, «вылезает» из-под пальца — это позволяет чувствовать больше контроля над тем, куда нажимаешь. Большинство прочих программных кнопок запросто можно нажать даже не одним пальцем, а двумя-тремя. Опять таки, чтобы всегда можно было видеть, что нажимаешь то что надо. Разумеется, при проектировании такого интерфейса принимались во внимание не только эти моменты, но я надеюсь, что мне удалось проиллюстрировать, что и об этом тоже думали.
Теперь, на манер дизайнеров дилетантов, растянем iPhone до предполагаемых размеров «таблетки» и поставим туда настольную MacOS X. У нас выходит 2 варианта:
- Экран высокого разрешения. Сразу же встает проблема совместимости десктопных приложений с первым ограничением fingertouch-интерфейса — большим пятном под пальцем. Большинство кликаемых элементов не будут доступны.
- Экран «средненький», разрешением около мегапикселя. Но тогда некоторые (если не сказать многие) десктопные программы, рассчитывающие на обычный для Маков экран высокого разрешения, в «средненький» не поместятся. У сайтов тоже возникнут некоторые проблемы, а у их дизайнеров и вовсе случится когнитивный диссонанс и разрыв шаблона — самая современная и красивая «ось» по разрешению экрана окажется на уровне начала века.
Как видим, непосредственно настольная версия MacOS X не способна предоставить пользователю былой комфорт в новых условиях. Выходом из обеих ситуаций частично можно признать плавный полноэкранный зум, давно и последовательно разрабатываемый Apple, а для iPhone и вовсе оказавшийся спасительным в вопросах отображения сайтов. Способность к зуму в MacOS X есть, и она хорошо ложится на мультитач. Другое дело, что тот же самый жест увеличения может пригодиться и в самих приложениях под операционной системой — например, в картографических, графических, всё в тех же браузерах итд. Заставить пользователя запомнить, что одним жестом надо зумить систему, а другим само приложение? Крайне сомневаюсь, что Apple на такое пойдет.
Выходит, что реально у Apple 4 пути:
- Рискнуть и попробовать настольную ОС с некоторыми доделками, экранным зумом и обширными ограничениями в применимости девайса. Это провал (особенно в свете недавно выпущенной «таблетки» Microsoft+HP, самой по себе провальной).
- Поставить на таблетку очередную версию iPhone OS (один из наиболее вероятных вариантов). Платформа обкатана, а экосистема программ достаточно обширна. Мультитаскинг при таком варианте можно будет обеспечивать, например, тем, что одно приложение будет закрывать не весь экран, а только его часть, так что остальное пространство можно будет использовать для запуска других приложений.
- Выпустить ОС и устройство с новыми принципами ввода (не стоит забывать, что Apple неплохо освоила голосовой ввод и экспериментирует над голосовыми интерфейсами) и условным тачскрином, на который не приходится основная нагрузка по вводу информации. Лично моё предположение: к голосовому вводу добавится мультитач на обратной стороне девайса, которая станет представлять из себя нечто вроде большой Magic Mouse или тачпада. Не забывайте также, что уже разработаны и продаются устройства ввода, считывающие импульсы ЦНС (мозга) пользователя, что разрабатываются интерфейсы на основе машинного зрения. Один из наиболее выигрышных для Apple ходов — ворваться в новую эпоху общения человека и компьютера, выпустив устройство, не особо полагающееся на устаревающие методы ввода.
- Не делать Tablet. (маловероятно, ради простого обновления Маков не стали бы так трубить на весь интернет — это может обернуться крупнейшим разочарованием аудитории).
Топик имеет целью не столько угадать, что там у Apple в рукаве, сколько показать, что простое размышление низводит вероятность выпуска мобильного устройства с настольной ОС до крайне малой. А следовательно, люди, «порадовавшие» нас своими рендерами гигантского iPhone с MacOS X Snow Leopard на борту, не только не придумали ничего особенного, но и даже просто головой в достаточной мере не поработали.