Как стать автором
Обновить

Комментарии 100

А еще Excel можно пользоваться прямо из коробки: ни зависимостей, ни настройки. Он просто работает.

Есть одна маленькая зависимость — windows…
Mac поддерживался с первых же выпусков, даже OS/2 версия и то была. Сейчас есть и для iOS, и для Android, и онлайн.
Mac поддерживался с первых же выпусков


Да. Но вот именно маковская версия Excel нашим профессионалам и любителям как-то не очень заходит.
Поработают немного — и с вопросами ко мне про то, как на мак поставить винду (со всем остальным маковским софтом у людей проблем нет).
Тоже хотел обратить на это внимание. Сейчас Excel for Mac — жалкое подобие Excel for Win (чуть лучше Google Sheets и open source вариантов). А ведь под Mac изначально писался… Хотя понятно почему так.
На вкус и цвет… лично мне больше нравится Google Sheets чем Excel (office 365) (веб версия)
Отмечаемся, кто еще играл в экселе в «О, счастливчик!» :)


Думаю, что тех, кто хоть раз запускал в Excel игру «Жизнь» — будет намного больше :)
А как в нем играть?
А как в нем играть?


Если этот вопрос про игру «Жизнь» — задать исходное расположение и наблюдать за дальнейшим развитием событий.
Раньше Excel был зеленее (но VBA так и остался). В 2016 при возникновении некоторых исключений приложение стало крошиться, когда в современных ЯП ошибки уходят в консоль.
А как вам сообщение об ошибке после каждой незакрытой скобки (в сообщении активная кнопка «Справка», которая не всегда есть). А ошибки в структуре при сохранении документа после комментирования кода (e0041818 — попробуй, нагугли)?
Лучшим решением было перевести закрытый формат в новый формат с открытой структурой XML.

Все в мире рождается и умирает. Зато подобные статьи вызывают опасения парамнезии у авторов.
У Стиллавина в передаче на радио Маяк доктор иногда даёт разъяснения. Рекомендую.
Отношусь к Excel без фанатизма, но согласен с автором в том, что что это отличная программа.

В трудные 90-тые знакомые бухгалтеры не пользовались Word — зачем, если все, что они могли сделать в Word — они могли сделать в Excel, и при этом второй вариант был проще и лучше поддавался автоматизации.

Да и сейчас, на компе, где стоит альтернативный софт или просто нет офиса — нет проблем до тех пор, пока нет необходимости открыть очередную книгу Excel.

Прим. Прототипом для всех электронных таблиц послужили бухгалтерские книги, собственно именно идея перевести бухгалтерские книги в электронную форму и привела к появлению электронных таблиц как особого вида ПО.

Отсюда и терминология: «Лист», «Книга».
Оно и сейчас так. Очень часто обычные таблицы — то, что удобнее делать в Ворде, присылают в Экселе
Прим. Прототипом для всех электронных таблиц послужили бухгалтерские книги, собственно именно идея перевести бухгалтерские книги в электронную форму и привела к появлению электронных таблиц как особого вида ПО.


Кроме бухгалтерии в мире было что считать.
Статистика, перепись населения, различные тренды и так далее — то, что пытались считать еще в 50-60е, где применялись перфокарты.
Бухгалтерия конечно крайне популярная вещь, но электронные таблицы создавались не для нее, а для универсальности.
Для бухгалтерии было проще написать готовый внутренний цифровой складской учет с отчетами.
А то, что знакомые бухгалтера не пользовались Word — так это потому что на территории СНГ ведение бухучета критически отличается от зарубежных аналогов, поэтому их софт нам не подходил, а своего практически не было.
НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь

Сейчас в экселе есть power query, на DAX

На DAX же Power Pivot. В Power Query язык M вроде.
А сам Power Query с 2016 офиса даже перестал быть подключаемой надстройкой, а стал частью функционала на вкладке «Данные».

И оно работает онлайн? В смысле в виде сайта, а не программы.

В экселе есть куча кверей, а также Visual Basic, на котором можно написать все что требуется, даже 3д шутер
www.youtube.com/watch?v=BW1WHfMCupU
Я вас шокирую, но там не используется VBA, всё сделано исключительно на формулах (VBA лишь для обработки нажатий клавиш).
Восторги явно поубавятся если случится поработать в конторе, где ядро сотрудников это люди в возрасте 50+ и эксель это первая, единственная и последняя программа которой они думают, что они умеют пользоваться. И в нем делается все. В нем ведутся логи продвижения конструкторской мысли. В нем делаются потуги управления проектами без интеграции с ERP системой (которая есть и работает!) и с ручным обновлением, которое всегда не совпадает вообще ни с чем. В нем ведется нечитаемая документация на сложную электронику с простынями на 5-10 экранов в ширину. В нем ведутся беспорядочно изменяемые кем попало заменители ELN по ходу испытаний техники. В нем же пишутся отчеты испытаний. В нем ведутся сложные рассчеты, ошибки в которых невидимо живут годами и размножаются как тараканы под плинтусом. В нем вручную (безуспешно) ведутся попытки систематизировать накопленную базу знаний. Во всем этом борделе всегда поломанные ссылки и у половины документов есть в соседних папках версии _1.xls, _new.xlsx, _new1.xlsx, _new_final.xlsx, _new2_final.xlsx, new_final2.xlsx
потому что было занято и доступно только для чтения, или потому что кто-то решил что-то поправить. Потом кто-то пришели решил навести порядок. Порядка не прибавилось, но ссылки на все вышеперечисленные документы попередохли.

Если вы в таком месте не бывали, вам не понять :)
C ERP/CRM/BPM системами тоже не всё просто. Ими может быть неудобно пользоваться, в них может не хватать функционала. Поэтому продолжают штамповать электронные таблицы. Которые уже пережили всякие клипперы, кларионы, фокспро и нынешние sql/nosql переживут :)
Ну SQL то постарше экселя будет, так что кто из них новомодный недолговечный фреймворк для хипстеров — мы еще посмотрим :)
Там обычно проблема в балансе между ``быстро соорудил себе отчётец, не ожидая всего процесса разработки/документирования'' и тем, что по итогу эти временные костыли закрепляются, и вдруг выясняется, что нельзя обновить ту же ERP, потому что она обросла со всех строн такими поделками. Так что я лично каждый раз, услышав, что, например, кто-то хочет к Хане из экселя подключаться, дёргают и стараюсь давить, пока они маленькие.
Я не совсем про такое имел в виду, что кто-то прямо с Эксела хочет подключаться.
К примеру, есть система, в которой проходят все проводимые работы. Понятно — веб приложение, тормоза, глюки, это ладно, привыкли. Но система вообще не имеет никакой отчётности. Поэтому всё приходится дублировать в табличках индивидуальных, индивидуальные таблички потом сводятся вручную в две разновидности табличек — на оплату и отчёт руководству. Вот такая задорная бюрократия.
В догонку, уж не знаю насколько большие объемы информации может обрабатывать excel, но в 2013 excel частенько ловили утечки памяти на терминальных серверах win2008, руководство сэкономило на покупке модуля расчета нормативов для АБС, считали в excel, книги не запредельного объема, но утечки памяти или зависания 1-2 раза в неделю, каждую неделю (нормативы считались ежедневно).
С памятью все просто — если машинный лог оборудования за сутки дает полгигабайтную csv-шку (жмется паркетом до 10 Мб), которую не удается запихать в эксель, то машинный лог становится бигдатой и страшным колдунством, смотреть в него может либо один колдун на всю компанию, либо через контрольную систему на оборудовании где оно генерится, мешая нормальной работе. И никак иначе. А раз так то никто не смотрит и логи эти не хранит.

Это все правда. Но правда также что эти люди 30 лет поддерживали чудовищный зоопарк инструментов, которые созданы в одном софте, который сохранил приемственность и обратную совместимость (почти) со времен 1-2-3.
Сколько я перевидал мёртвых баз данных и моделей, которые больше никто не может открыть, потому что проприетарный софт перестал поддерживаться.


И еще все эти безумные тулы созданы на коленке специалистами без айти образования — инженеры, бухгалтеры, логисты, врачи. Конечно в них много тараканов, но зато нет этого дополнительного звена в виде непрофильного программиста, в ходе описания проблем для которого происходят самые чудовищные ошибки

Во всем этом борделе всегда поломанные ссылки и у половины документов есть в соседних папках версии _1.xls, _new.xlsx, _new1.xlsx, _new_final.xlsx, _new2_final.xlsx, new_final2.xlsx

Это уж точно не вина Excel, это наоборот его преимущество, что даже ТАКИЕ люди могут работать с электронной таблицей в виде Excel.
Если вы в таком месте не бывали, вам не понять :)

Я в таком месте живу: таблицы с «поплывшим» форматированием, битые формулы и все такое.
Отдельно веселит, когда приносят распечатанную на стандартном листе А4 таблицу шириной в 50 колонок,- каждый раз прошу прикладывать к таким «отчетам» рецепт на очки.
Вообще-то это не Экселя проблема, а людей, которые не умеют работать. Устроить цифровой хаос можно хоть в Экселе, хоть в блокнотике, хоть в самой навороченной супер-пупер CRM-ERP-CAD-WTF системе. А так Эксель очень даже хорош в корпоративной среде для огромного числа вещей. Единственный его объективный недостаток — невозможность полноценной работы нескольких людей с одним файлом одновременно. Тут у Гугля лучше получилось.
невозможность полноценной работы нескольких людей

В веб версии этот вопрос решили. Но, как по мне, эта версия совершенно неудобная и очень тормозная.
К тому же, обычные оффлайновые файлы xlsx можно обрабатывать через свои какие-то приложения достаточно просто, хоть и не на 100% совместимые, но либы есть для многих языков программирования. А попробуй с веб версией что-то сделай.
С файлом, который в сетевой папке, можно в десктопной версии неплохо работать совместно.
Имею обратный опыт. Огромный файл, от которого постоянно хаотично отваливаются пользователи, остающиеся без возможности сохранить в него последние изменения. Нужно переоткрыть файл, вручную выявить в локальной копии изменения и перенести вручную.
насколько полноценной? в моем коллективе функционала «Рецензирование — доступ к книге» вполне достаточно чтобы каждому внести свои данные в документ находящийся в сетевом каталоге. Это еще в excel 2010 работает, а может и в более ранних версиях.
Эксель _провоцирует_ подобное поведение. В языках программирования уже полвека борются с возможностью сделать плохо, а тут вороти-не хочу.
Возможно для бизнес-аналитиков это и 35 лет, но с точки зрения простого пользователя я бы попросил осетра урезать лет до 22, ибо с того момента продукт не только не стал полезнее, но и стал ухудшаться (ИМХО 2007 уже хуже 2003).
Ну да, риббон не всем удалось пережить.
Ну да, риббон не всем удалось пережить.


Наглядная иллюстрация: причины появления лент в офисе 2007:
image
Выглядит как Интернет Эксплорер у охочего до клубнички пенсионера.
Это Ворд экстремала или просто шутка. А вот нынешний риббон и в целом интерфейс мс офиса реально занимает кучу экранного места. Либре калк в компактном режиме выглядит гораздо приятнее.
Это Ворд экстремала или просто шутка.


Нет, практически все показанные панели мне хорошо знакомы.
Тут их просто вывели на экран все, для наглядности.
В последние дни использования 2003 — панели инструментов у меня занимали 3-4 строки, это было достаточно мусорно.
Первый блин (2007 офис) был немного комом, но уже с 2010 все стало хорошо.

Кстати, удаленка показала, что у огромного числа наших молодых людей на ноутах стоит именно 2007 офис (статистику не собирал, но оценка соотношения «на глаз» показывает примерно равную долю использования 2007, 2010 и всех остальных (2013...2019) офисов).
Что меня сильно удивило, ведь практически все они были пиратскими версиями (это было хорошо заметно по соотв. надписям).
2007 легче взломать?

2007 ещё и компактен

2007 сразу ставится поломатый и работает, а следующие версии уже хотят исключительно kms-активацию, которая ломается криво, да и ещё постоянно убивается антивирями.

Знакомый дизайнер держал все панели с инструментами на втором маленьком мониторе, чтобы не отнимали место, а на основном — документ на весь экран. В Excel можно сделать так же, если уж действительно нужны сразу все панели.
А можно настроить свою панель, надёргав только нужные кнопки.
Обычно возможностей 2003, да что там — Wordа 6, хватает за глаза. Но на 2007 пришлось перейти из-за docx и наконец-то нормального редактора формул. А всё что дальше — неудобно потому, что нужные вещи оказываются в новых местах, а какие-то новые возможности неактуальны.

В 2003 можно добавить поддержку docx и других форматов, установив официальный патч-конвертер.

Только некоторые его версии конвертера в определённый момент превратились в тыкву — несмотря на то, что конвертер установлен, форматы не распознаются.

Риббон можно вырубить, чтобы вылезал, как извратная вариация на тему обычного меню.


Но про кучу места не соглашусь, даже на 21" уже вроде нормально воспринимается, так что если не с ноутбука работать — проблем особо не создаёт.


Отдельно порадовало, когда покупал 34" ультраширокий монитор, одним из главных плюсов было указано — "Теперь у вас поместится весь Excel" :-)

Напомнило анекдот — нужен специалист по Excel. Кандидата спрашивают, почему он считает, что возьмут именно его. Отвечает: «Я видел конец страницы Excel».
Работаю постоянно на командировочных планшетах и ноутбуках. Бесит, как сьедают место эти все ленты и всплывающие панели десятки. Тех, кто это придумал — да за маленькие экраны
У меня сейчас эксель висит на экране 1280х1024 и панель совсем не занимает много места и не мешает. В многих сайтах верхняя менюшка больше, хотя полезного там в разы меньше. Да и можно эту панель свернуть практически до полного отсутствия, если уже так мешает.
Померял рулеткой. Эксел 2013 отъедает 9 сантиметров вертикали, Калк — 6 см.
Визио вообще — 10.5 см.
Автоскрытие риббона можно сделать, но тогда пользоваться становится не очень удобно.
Дело конечно субъетивное, но по мне лучше когда больше данных на экране и меньше интерфейса. И чтобы глазать ломать на микроскопическом тексте не нужно было.
Эксел 2013 отъедает 9 сантиметров вертикали, Калк — 6 см


Померял рулеткой. Эксел 2019 отъедает 7,5 сантиметров вертикали.
Годное занятие на Хабре — меряться Excel'ами.
Если серьёзно, действительно очень много дефицитного рабочего пространства съедается программами бесполезно. Куда жаловаться?
Если серьёзно, действительно очень много дефицитного рабочего пространства съедается программами бесполезно. Куда жаловаться?


На мониторах от 24" и более — это вполне можно пережить.
А вот на ноутах — помогает только высокое разрешение и зоркий глаз.
Есть два мнения:
— Жалуйтесь в Спортлото
— Хабр не жалобная книга )

А если серьёзно, то жаловаться бесполезно.
Реализуется старая шутка: Если сделать программу, которой может пользоваться каждый идиот, то только идиот сможет ей пользоваться.

Массовые программы производятся корпорациями и они стремятся к максимальному охвату пользователей. А 95% людей — «идиоты» (умные люди в непрофильных для себя областях — тоже «идиоты»)
Свернуть — равнозначно убрать все панели инструментов в старом офисе. Это явно не то, что задумывалось.
Слегка утрировано, но красиво. Но риббон не люблю до сих пор.
Ну и что же тут плохого, что необходимо было изобретать такое же громоздкое, как рибон? В том, что теперь неиспользуемые мною кнопки занимают не 20x20, а 60x70 на огромной панели и я не могу их убрать? Или в том, что теперь надо 10 раз кликнуть чтоб сделать самую популярную операцию — поставить автофильтр и закрепить верхнюю строку? Раньше я мог сжать вот эту картинку до двух-трёх строчек инструментов из которых я пользовался большей частью. Сейчас у меня есть огромная панель (она явно больше трёх строк стандартных панелей) с кучей вкладок, а на каждой вкладке мне нужна пара кнопок. Ах да, ещё и меню как бы убрали, но не убрали, и теперь приходится целиться в маленький квадратик 15x15.
Рибон мог бы стать удобным инструментом, но вместо этого там застой с момента изобретения. Сложно было сделать уменьшение неиспользуемых кнопок и увеличение используемых? Или хотя бы не прятать их, когда ширина окна уменьшается (что было в обычных панелях инструментов)? Ну или хотя бы возможность поудалять ненужные кнопки или перенастроить панели (что как бы было)?
В 2013 офисе настройка риббона есть. Можно вкладки удалять/добавлять/переименовывать, менять их содержимое. Но в целом это мало что даёт. Уменьшить занимаемое по вертикали место не получится, на одну вкладку всё нужное врядли влезет, так как оно гораздо более крупное, чем было до риббона. Ну и занятие на любителя, муторное. Я один раз настроил более менее, а оно взяло и слетело в дефолт почему-то, больше морочиться не стал.
Там половина от настроек есть. Стандартные группы менять нельзя, но хотя бы можно перетягивать между вкладками. И как сделать чтоб кнопка была маленькой я так и не понял.
Ну что вы… некогда MSу такими глупостями заниматься…
они вон что сделали: «Легко вставляйте трехмерные модели в документ, а затем поворачивайте их на 360 градусов. Читатели тоже смогут их поворачивать.»
Это новые возможности Word 2019.
Кстати вот по причине таких решений и разрастается парк программ — когда для того чтобы сделать например один график приходится использовать три или четыре программы. Вроде возможности есть, но… неудобно. А в другой программе удобно, но не всё есть, и т.д…
Не только. В главном меню закреплен ярлык excel, от него есть разворачивающийся список с последними и закрепленными документами. В 2007 этот список замер. Неудобно. 2003 открывается за секунду-две, 2007 уже секунды 3-4. Бесит.
А по интерфейсу — некоторые программы при настройке предлагают выбрать стиль интерфейса — а-ля 2003 или 2007-. Вот почему такую штуку нельзя было в самом офисе сделать…
Напрасно минусуете человека. Приведу пример из реальной жизни:

Лог прибора из 30 тыс. отсчетов по времени, на каждом отсчете — N = 10 значений разных параметров. 10 графиков параметр от времени.

Excel 2003 прорисовывает экран примерно за 10-15 секунд, каждый график перерисовывается примерно N раз.
Excel 2007, на том же компьютере, перерисовывает экран примерно полторы-две минуты, каждый график перерисовывает примерно N^2 раз.
История из жизни. Разработчики выкатывают версию. Я ставлю и начинаю с удивлением наблюдать как меееедженно перерисовываются окна. Разработчики — тем кому нужна наша программа — купят новый компьютер!
Не байка
Цифры с старенького, но i7, с 6 ГБ ОЗУ. Примерно тех же времен, что и EXCEL 2007, а то и новее — точную маркировку не помню.

Меня в той истории ввело в полное охреневание количество «холостых» перерисовок. Куда девались все те программисты-олимпиадники, которых в те года набирали HR Микрософта?
несколько документов с одинаковыми именами уже можно открыть?
и ностальгии ради: в дремучих версиях, можно было отключить автодату.

Нет нельзя, и слава богу. Уберегает от ошибок

Программа не должна быть умнее человека. Она может выдавать предупреждение об этом, но в сообщении должна быть кнопка "ignore".

И как скоро пользователи приучатся бездумно её жать? Через день, через час?

Я понимаю ваш посыл, но все равно считаю, что в случае чего это не проблема разработчиков Excel.

Ну да, а ещё можно сделать в «проводнике» удаление файлов без подтверждения и без корзины, ведь программа не должна быть умнее человека, он знает, что делает. В случае чего — это не проблема разработчиков.

Вы действительно хотите удалить файл? Да, хочу. (Ой, блин, я не хотел!)


Файл с таким именем уже открыт, вы осознаёте возможные последствия? Да, осознаю!


Аналогия один в один. А пот вашей логике система должна блокировать удаление, ведь человек может неподумавши удалять.

Вы действительно хотите удалить файл? Да, хочу. (Ой, блин, я не хотел!)


В связи с темой скорее: «Вы действительно хотите удалить лист? Да, хочу.»
Тут уже вопрос специалистам — а действительно, почему в Excel нельзя вернуть обратно удаленный из книги лист?

Уже можно

Уже можно


Нет.
Версия 2005 (сборка 12827.20268, нажми и работай)
удаление файлов без подтверждения и без корзины

Живу так в линуксе со второго (или с первого, уже не помню) курса универа. Что я делаю не так?
Экстраполируете свой опыт на всех.
Только когда приходилось по работе работать с файлами, имена которых именуются по определённым правилам, это предоставляет сильные проблемы, приходилось регулярно создавать временный файл, туда перекидывать что надо, потом перекидывать в рабочий.
Ошибок на этом пути вылезала масса. И куча мусора на диске.
Мне кажется, в таких случаев можно было открывать файлы через новые инстансы Excel, либо немного пошаманить и добавить новый пункт в контекстное меню проводника, ведь через командную строку можно открывать подобные файлы (и даже один и тот же файл).
Этак вы и до того дойдете, что начнете требовать, чтобы содержание буфера обмена после сохранения документа не пропадало. А это уже на грани экстремизма!
clipdiary пришлось себе поставить как раз из-за того что буфер обмена иногда хочется оставить сохраненным. Дома установлен, на работе нету, ощущение как будто без одной руки работаю.

Да хотя бы в двух разных процессах открыть два разных файлика. Чтоб когда умрёт Excel потерять один файлик, а не все.
Без Excel мир явно был бы лучше.
когда можно будет гробально отключить богомерзкий экспонентный формат тогда приходите
Не прощу микрософту то что они задушили Quattro Pro
Причём оно в момент улучшения имело раз в сто больше возможностей чем exel, а ресурсов жрало по минимуму.
Под DOS в графике оно так себе шевелилось.
Красиво, но не очень стабильно. В своё время делал путевые листы на Quattro, хорошо помню все плюсы и минусы…
обрати внимание, наши опытные сотрудники не притрагиваются к мыши, работая с таблицами
Прям как в Supercalc.
Когда-то писал проги на VBA, а сейчас пользуюсь экзелем исключительно для еженедельного отчета. И каждый раз выбешивает, то, как он работает с буфером обмена. Вот там что-то есть. А вот уже нет. Может, в этом способе и содержится какой-то дзен, но по-моему человек не должен так страдать.
И то, как он работает с числами с точкой в этом буфере.
Как там, спустя 34 года уже можно нормально работать с CSV-файлами в UTF-8?
давно можно
Через трёхэтажный мастер импорта Data -> External Data -> From Text?
В последний раз когда я под русской Windows двойным кликом пытался открыть CSV в кодировке UTF-8, Excel 2016 открывал его с крокозябрами, считая, что файл в CP1251. На Stackoverflow тогда предлагали использовать костыль — сохранять csv для экселя в кодировке UTF-8 with BOM. Это почти работало, за исключением того, что при последующей попытке сохранить такой csv открывался диалог «Сохранить как» с предложением сохранить в новый файл в формате «Текст Юникод (*.txt)» (а при использовании «Отправить по электронной почте» — просто молча отправлял вместо CSV txt-файл с непонятными разделителями).

Сейчас на support.microsoft.com/en-us/office/excel-formatting-and-features-that-are-not-transferred-to-other-file-formats-8fdd91a3-792e-4aef-a5bb-46f603d0e585#bm4 всё ещё есть вот такое смешное замечание:

Если в вашем файле не было BOM сигнатуры, то возможно вам придется руками указать кодировку. И это как бы костыль…
Если есть, то просто открывается. У меня даже в 2007 открывается просто по даблклик, нормально.
С csv только хуже становится. В LO пока всё нормально.
Мне иногда кажется, что половина финансовой системы мира критическим образом зависит от Excel. Если там вдруг обнаружится критическая ошибка — нас ждет крушение финансовых рынков и всемирный хаос. Фантастически успешная программа, на полном серьезе!
Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.