Как стать автором
Обновить

Комментарии 112

НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь

Псевдоанаглиф же.

Где бы отремонтировать ЭЛТ AppleCinemaDisplay?

Apple Studio Display

Серьезная поломка?

"Королём" ЭЛТ-мониторов в ту пору был Barco :)

Два раза возили его в ремонт по маршруту "Саратов-Москва", потом списали... Теперь я, кажется, понимаю, что всё это были лишь понты, потому что Mitsubishi за вдвое меньшие деньги давал картинку ничуть не хуже, а тогда настоятельные рекомендации поставщика заказать Mitsubishi вместо Barco казалась втюхиванием хлама и разводом )))

Очень интересные сканлинии, особенно на 240р и в текстовом режиме. У меня пока максимально есть 19", и там они не настолько заметны. А тут скорее всего складываются эффекты от мелкой точки, большого экрана и тонкого луча растра, и в сумме получается супер, хотя даже чуть перебор.

А мерцание и усталость от 60-70Гц — сильно зависит от люминофора, на старых мониторах где не гнались за герцовкой, часто ставили с более медленным послесвечением, потому более поздние и топовые модели не всегда хороший выбор для DOS.

хе. у меня как раз кровать держится на 4х таких старых пузачах(впрочем один из них самсунг с плоским экраном). Взял когдато на разборке по 50 грн(сейчас 2 бакса) за шт. Думал в скором времени разбить их и распотрошить на полезное и не очень. А ща вот задумался ...один наверно оставлю. Вдруг лет эдак черз 40 внукам захочу показать - как оно было.

Безобразие! (впрочем, у меня у самого Telebit Worldblazer уже 20 лет используется как подставка под монитор)

Недавно натыкался на интересное мнение, что ЭЛТ — одна из уже потерянных технологий прошлого. Остались еще один или два завода, которые производят узкоспециальные трубки в мелких сериях, но когда и они уйдут — все, никто всю цепочку воссоздавать не будет. Там слишком много мелких нюансов и капитальных вложений. То есть почти космическая технология уровня полета на Луну. В этом отличие например от винила или кассет, производство которых не проблема завести с нуля, что иногда и делают.

То же самое и к ремонту относится, специалистов по этой аналоговой высоковольтной технике с каждым годом все меньше, и новых не появляется. Так что берегите те мониторы, которые пока еще работают.

Как и радиолампы .. некто Dalibor Farny воссоздал часть производства газоразрядных индикаторов и даже успешно проводит эксперименты с гигантскими индикаторами. Возможно и в этой сфере найдутся энтузиасты

ЭЛТ ощутимо сложнее, чем газоразрядные лампы. Кустарно воспроизвести маловероятно.
Да, это верно, причем происходит этот новый винтаж в ситуации, когда телеков и мониторов вроде бы еще очень много.
На Алиэкспрессе продаются (предположительно) новые черно-белые ЭЛТ-ТВ с диагональю 4 дюйма. Наверное это пока вершина кустарного производства. А тут не просто кинескоп, а сотни герц и тонны пикселей.

История прямо как у плазменных панелей, жуть наукоемко и малоперспективно.

затык у плазмы произошëл на фоне зелëных, и непомерного роста потребления электричества в Европе, поэтому Британия первой начала борьбу с плазмой, а потом все остальные подтянулись... Плазма это дорого для потребителей.

В кассетах, кроме пластикового корпуса, есть ещё и магнитная лента. Со своими хитростями.

Ну, ЭЛТ трубка посложнее винила и кассеты магнитной...

Первые кинескопы созданы очень задолго до первых магнитофонов.

Не сказал бы. Если верить википедии, то первый proof-of-concept использования электронно-лучевой трубки для передачи видеоизображения был продемонстрирован в 1926 году, термин "кинескоп" возник в 1929 году, а первые коммерческие телевизоры начали производиться Telefunken в 1934 году.


Что же касается магнитной ленты, то изобретена она была в 1928 году, первый практически используемый магнитофон был создан в 1935 году. Ну а полноценно эта технология стала развиваться уже войны.


Отставание в развитии магнитной записи, возможно, связано с наличием уже существующих технологий: уже были способы недорогой записи, трансляции и воспроизведения звука (долгоиграющие пластинки), а вот для видео такого не было.

А есть такие, кто не испытывает ностальгии по ЭЛТ? Теплота и ламповость - это, конечно, хорошо. Но современные IPS/MVA мониторы дают куда более приятное четкое изображение с идеальной геометрией.

PS: Перешел на ЖК мониторы, когда ЭЛТ еще были живы - начал с пассивных матриц, когда за вертикальными (или горизонтальными) линиями тянулись "хвосты", и обновление изображения было весьма тормознутым. Но уже тогда понравилась идеальная четкость, а позже подтянулись скорость, контраст и цветопередача.
ЭЛТ же, достигнув определенного уровня, уперлись в физические ограничения (величина ускоряющего напряжения на крупных экранах была такая, что оттуда уже мягкий рентген шел), да и мощные отклоняющие системы на сотню килогерц - вещь непростая. Плюс выгорание люминофора, истощение катода... В музей... ;)

Я себе левый глаз запорол навсегда монитором, у которого все углы сводились нормально, а левый верхний -- слегка размывался. И это все на 85 Гц и офисе с люминесцентными лампами.

Потом уже вырос, выбил нормальный монитор со 100 Гц и нормальный свет в комнате, но было уже поздно.

Поэтому ностальгия, конечно, есть, но не слишком))

идеальная четкость

Смотря что подразумевать под идеальной четкостью. Сравнимая по качеству четкость в движении на ЖК-мониторах сейчас достижима лишь с помощью стробинга подсветки, у которой в свою очередь есть свои побочные эффекты (crosstalk, двойные изображения).

А есть такие, кто не испытывает ностальгии по ЭЛТ?

Думаю, таких большинство)

Огромная бандура, уместить которую на небольшом столе ещё тот квест, особенно если стол стоит впритык к стене. Огромное энергопотребление. Необходимость корректировки геометрии прямоугольника картинки "на глаз" (по крайней мере в обычных пользовательских мониках так было). Чтобы сегодня найти ЖК панель, некомфортную для обычной работы и обычных игр, надо сильно постараться. Хотя, справедливости ради, попадаются даже IPS матрицы с 6 бит на канал и, как результат, урезанным до 262к цветов диапазоном. Я так один ноут с такой панелью вернул в магазин, хотя стоил он за $1000

Я бы еще добавил удивительную процедуру размагничивания - перекрестился, нажал кнопку на выдохе, в глубине сознания ожидая "ну в этот раз точно бахнет!"

Моя кошка была очень недовольна апгрейдом - раньше ей прекрасно спалось на теплом мониторе...

Насчёт "огромного энергопотребления" это мягко говоря преувеличение. Судя по ваттметру мой 22" плоский ЭЛТ потребляет из розетки 116 Вт. Это конечно в разы больше современного 20-24" ЖК но не больше компьютера, которые сейчас легко потребляют от 400 и выше.

НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь

У меня 700 Вт, ваттметр показывает потребление 150 Вт в обычном состоянии и около 350 в играх.

величина ускоряющего напряжения на крупных экранах была такая, что оттуда уже мягкий рентген шел

Ну это вы, скажем так, преувеличили. С таким несоответствием годами отшлифованным стандартам их бы просто не выпустили на рынок. Да и величина напряжения не связана с величиной экрана вообще-то. Вот яркость подправить через повышение ускоряющего, когда катод сел - это другое дело, но практиковалось разве что умельцами в кустарных условиях.

А переходить на ЖК ещё в те времена, когда ЭЛТ активно выпускались, с учётом того, насколько тошнотворную картинку выдавали тогдашние матрицы (причём тогда действительно было с чем сравнить наглядно) - ну такое.

Кстати, а реально - было такое, или городская байка? Я сам внутрь ЭЛТ не лазил, но слышал от взрослых дядек, что у крупных телевизоров и больших мониторов ускоряющее напряжение было в районе 35 кВ, и рентген там имелся, дескать из за этого добавляли свинец в стекло для трубок.

А переход на ЖК - я подсел на ноутбуки, начав с 386sl c ч/б VGA матрицей, и как-то потихоньку ушел от десктопов. А там пошли 486-ые, уже с цветными матрицами, сначала с пассивными (IBM), потом и с активными матрицами. И изображение уже тошноты сильной не вызывало. :)

Рентген мог быть, но в мизерном количестве (однако формально и он должен быть купирован). По крайней мере, измерение уровня рентгеновского излучения было в советских ГОСТах на кинескопы.

В рентгеновских трубках напряжение повыше (50 кВ и больше), но в излучение превращается от силы пару процентов всей энергии, остальное уходит в тепло (из-за чего трубки постоянной работы требуют мощного охлаждения). Мощность, потребяемая рентгеновской трубкой, измеряется киловаттами. В кинескопах таких параметров и близко нет.

в те времена много килобаксов было сделано на "защитных экранах"... Сейчас смотрю на этот бизнес примерно как на сегодняшние маски и перчатки

С той лишь разницей, что маски реально нужны.

Маски точно так же реально нужны В ОПРЕДЕЛЕННЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ, так же, как и защитные экраны для мониторов. Ношение масок "везде и всегда", которое в своё время настойчиво насаждалось тлевизором, выглядит точно так же, как насаждение защитных экранов для всех мониторов подряд, - типа "хуже не будет".

Защитные экраны, легированные свинцом (в отличие от стёкол самых ранних мониторов), были тоже ещё как нужны. Плюс затемнённое стекло действительно защищало глаза от избыточной яркости, которая не всегда регулировалась.

Помню когда впервые увидел такую защиту в далеком 2000 у мамы на работе - понял для себя что она защищает от осколков стекла если монитор бабахнет! Не подумал я тогда что осколки вакуумом всосет внутрь.

Можно взять чувствительный к мягкой гамме радиометр (со слюдным окном, типа МКС-01СА1 или Радиаскан-701, или какой-нибудь сцинтиллятор с особо низким порогом по энегии гаммы) и померить. Думаю, немножко будет от некоторых телевизоров и мониторов, но незначительно. И на расстоянии сантиметров 25-30 эта низкоэнергетичная гамма должна нейтрализоваться воздухом КМК.

Вот в некоторых ранних телевизорах с ещё не освинцованной и тонкой передней стенкой кинескопа - там да, проблема имела место быть. Но большей проблемой были некоторые радиолампы, которые тоже неслабо светили уже не таким уж и мягким рентгеном и поэтому на них надевались металлические колпачки.

Но большей проблемой были некоторые радиолампы, которые тоже неслабо светили уже не таким уж и мягким рентгеном и поэтому на них надевались металлические колпачки.

Да, легендарная ГП-5.

это не совсем байка, как уже рядом сказали, но это не являлось проблемой в БЫТОВОМ использовании. а так — ну, да. знаки радопасности (и она сама) вполне себе были, например, в ПРОЕКЦИОННЫХ телеках, где 3 трубки по 15см диагонали тебе выдавали картинку на двухметровый экран.

Действительно ускоряющее напряжение в цветных мониторах около 35кВ. Естественно монитор излучал рентгеновское излучение.

Для борьбы с излучением мы пытались бороться. Смотри патент России №2134053. К сожалению лекарство даже сегодня намного дороже монитора. Поэтому практичческой реализации достичь не удалось. К тому же не нашли программиста, способного программировать видеоадаптер монитора. Например по инструкциям книг Станислава Попова или главы 4 книги Всеволода Несвижского "Программироваие аппаратных средств в Windows" 2008.

Сейчас у меня есть ЭЛТ мониторы и Eyetracker и некоторый запас денег, который я хотел бы потратить на программиста - пенсионера, способного программировать видеоадаптер.

Открыт для предложений.

Конечно в музей. Получается ЭЛТ — развлечение для очень узкой группы людей. Сейчас основное ограничение — габариты и вес. А лет через пятнадцать ограничителем станет цена. Желающих будет больше, чем живых кинескопов.

По поводу суровой реальности — все преимущества ЖК-дисплеев можно было оценить, всего лишь перетащив 17-дюймовый ЭЛТ через пол-Москвы общественным транспортом :)

это какой год то?

уже в наше время(за 2006) я просто 4 монитора насыпью в багажник такси пихнул.

Вам повезло, были деньги на такси. В моем случае данная былина относится к 2003 году. И денег на такси не было. Поэтому пешком, трамвай, метро, маршрутка, пешком :)

Давно это было... В качестве дисплеев АСУТП("У" сильно сказано, контроль, но и он полезен) применялись телевизоры советские 2УСЦТ, 62 см диагональ, масса около 28 кг. Так один наладчик, большой энтузиаст, сделал из металлических уголков и лямок каркас, закреплял телевизор в нем, вешал на спину как рюкзак и вперед, на замену отказавшего. Были люди...

Я оценил преимущества ЖК, когда работал в компьютерном магазине. Где-то в 2005-2006 главным преимуществом появления ЖК мониторов стало облегчение ежедневной разгрузки товара, когда вместо огромных коробок стало нужно носить небольшие "портфельчики" :)

С меня, везущего студентом комплект 17" мультимедиа-монитор (в руках) + системник (в рюкзаке) + клава (скотчем примотанная к рюкзаку), водитель маршрутки даже оплату не взял из сочувствия ))) Год, эдак, 98-й...

НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь

Имхо для 19-дюймового монитора оптимально не выше 1280x960. USB порт мог быть не только как хаб, а и для настройки монитора. Монитор Samsung 959NF определялся как HID-устройство и настраивался программой MouScreen.

скриншоты

На 959 есть же какие-то (коаксиальные что ли) разъёмы с задней стороны. Для чего они были - не знаю.

А usb есть на всех мониторах с трубкой Mitsubishi Diamondtron Natural Flat - 757/959/1200.

BNC разъемы второго видеовхода - для уменьшения потерь четкости на максимальном разрешении/развертке. Просто коаксиальные кабели большего диаметра чем в VGA кабеле.

Кактусы для полной нейтрализации нежелательных излучений CRT-мониторов должны быть крупнее — в идеале размером с пользователя, ну хотя бы с монитор ;)
Жалко фильтров на 22 дюйма не делают. Я б повесил :)

GTA San Andreas принудительно запускается в режиме 60Гц, придется мириться с мерцанием. Это относится и ко многим другим, более древним играм.

Через драйвер видеокарты в связке с Riva Tuner можно принудительно убрать разрешения с неподходящими частотами из списка доступных в системе. А вот в голом ДОСе - да, чаще всего будет неприятно. Хотя на практике это частично нивелируется динамичностью и низкой яркостью картинки (иными словами, мерцание больше чувствуется на светлых и неподвижных кадрах).

Как активный пользователь ЭЛТ, ценю его именно за отсутствие двоения картинки при движении, которое на ЖК заставляет непроизвольно расфокусировать зрение, что очень утомляет глаза. Скроллить текст на ЖК - то ещё "удовольствие", которое просто давно уже приняли как данность. Но я был уверен, что эта проблема так и осталась нерешённой - или Freesync и аналоги всё-таки оказались способны приблизить картинку к уровню ЭЛТ?

Про Freesync не скажу, не пробовал. Так вышло, что этот ЭЛТ-монитор стал первым дисплеем с высоким рефрешрейтом :)

ДОС на ЭЛТ невероятно хорош. Но я уже неделю использую Lacie как основной монитор, насидел уже прилично часов. Это вполне рабочий вариант. Особенно хорошо смотреть фильмы, за счет контраста и отсутствия паразитных засветок. Жаль только диагональ маленькая.
Можно было без рива тюнера, просто расписать inf файл монитора, прописав для нужных разрешений минимальную частоту вертикальной синхронизации. Удобно при переустановки системы установил и готово.
Нашёл в закромах
[Version]
signature="$CHICAGO$"
Class=Monitor
ClassGuid={4D36E96E-E325-11CE-BFC1-08002BE10318}
Provider=%Lacie%

DriverVer=08/02/2002,1.02.0802.1339

[ClassInstall32]
AddReg=ClassAddReg32

[ControlFlags]
ExcludeFromSelect.nt=Monitor\LCA22B4

[ClassAddReg32]
HKR,,,,%MonitorClassName%
HKR,,Icon,,"-1"
HKR,,NoInstallClass,,1

[DestinationDirs]
ELECTR22B4.CopyFiles=23
DefaultDestDir=11

[SourceDisksNames]
1=%Disk1%,,,

[SourceDisksFiles]

[Manufacturer]
%Lacie%=Lacie

[Lacie]
%ELECTR22B4%=ELECTR22B4.Install, Monitor\LCA22B4

[ELECTR22B4.Install]
DelReg=DEL_CURRENT_REG
AddReg=ELECTR22B4.AddReg, 2048, DPMS

[DEL_CURRENT_REG]
HKR,MODES
HKR,,MaxResolution
HKR,,DPMS
HKR,,ICMProfile

[2048]
HKR,,MaxResolution,,"2048,1536"

[DPMS]
HKR,,DPMS,,1

[ELECTR22B4.AddReg]
HKR,"MODES\1024,768",Mode1,,"30.0-140.0,85.0-160.0,+,+"
HKR,"MODES\1152,864",Mode1,,"30.0-140.0,85.0-160.0,+,+"
HKR,"MODES\1280,960",Mode1,,"30.0-140.0,85.0-160.0,+,+"
HKR,"MODES\1600,1200",Mode1,,"30.0-140.0,85.0-160.0,+,+"
HKR,"MODES\2048,1536",Mode1,,"30.0-140.0,50.0-160.0,+,+"
HKR,,ICMProfile,0,"electr22b4.icm"

[ELECTR22B4.CopyFiles]

[Strings]
Lacie="Lacie"
MonitorClassName="Monitor"
Disk1="Lacie Display Monitor Installation Disk"
ELECTR22B4="Lacie Electron 22 Blue IV 85Hz"

Это полезно, спасибо. Все эксперименты с частотой обновления я проводил на современных осях, Win98 пока не трогал.
Ну это я делал себе для 2K/XP но думаю должно работать и на современных осях. Возможно, придется добавить секцию для x64. Ну и наверно побороть установку неподписанных дров.
Для Win98 было проще надо было, просто выбрать для всех разрешений в системе нужный рефрешрейт, она это запоминала(переходя на 2К был удивлен что это сломали).

Помню у меня аж стол прогибался под тяжестью ЭЛТ монитора. Да уж ламповые технологии.

НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
Тусовка любителей ЭЛТ, кстати, сфокусирована именно на телеках (и, соответственно, приставках вплоть до PS2). Там и диагональ побольше можно добыть, да и вообще выбор гораздо шире. Компьютерные ЭЛТ обсуждаются реже. На мой взгляд для ретро нужно и то, и другое. Но это тяжело и объемно.

Мне понравилось фильмы смотреть на проекторе :)

Ощущения примерно как от ЭЛТ монитора: мягкие линии, и все такое.

Кстати, играть в старые игры на проекторе тоже очень круто. Пиксельная решетка не такая резкая.

Раздражает, что сейчас под понятием "ламповый телевизор" всё больше людей понимают телевизор с электронно-лучевой трубкой, пропуская огромную эпоху, когда экраны были ещё с ЭЛТ, а схемотехника уже полупроводниковая. Кстати, я себе запас и советский ч/б ламповый телевизор, и автомобильный транзисторный ЭЛТ телек, и пару ЭЛТ мониторов. Только вот один из них сгорел и пришлось раздербанить, а второй выделывается, и вряд ли кто починит за разумные деньги. Надо будет ещё один точно рабочий найти, проверить, замотать в плёнку и убрать подальше)) На пенсии буду стримить, как я на нём играю в HL1...

Самое забавное, что те, кто под лампой подразумевает кинескоп, чисто технически правы. Хоть и знают о принципе работы триодов/пентодов/ЭЛТ примерно ничего.

А разве из школьного курса физики уже убрали термо-электронную эмиссию и диоды/триоды?

Тоже странно такое слышать, но видимо это никак не изменить, естественный процесс развития языка. Вот была потребность обозначать разновидности кинескопных телевизоров, были «ламповые» на лампах и обычные на транзисторах/микросхемах, а потом ещё «плоские» в языке появились. А теперь есть потребность отличать «ламповые» с кинескопом от всех остальных «не ламповых». Произносить слово «ламповый» куда проще чем аббревиатуру ЭЛТ, вот и прижилось. Коллекционерам и ретро энтузиастам конечно жить проще от этого не стало, думаешь вот поищу сейчас «ламповый телевизор» и найду какой-нибудь интересный УЛТ или УНТ, а тебе в объявлениях всякий шлак микросхемный с телетекстом выпадает =)

Кстати вспомнилось, что под плоскими телевизорами поначалу имелись в виду кинескопные с плоским экраном. И только потом — ЖК-телевизоры. Появились вариации типа «плоская панель» и подобное.

Зачем вообще ЖК-мониторы растягивают изображение? Отображали бы в центре экрана, если разрешение меньше.

Очень многие умеют так делать, только не по умолчанию.

Dell (4 модели) и Lenovo (2 модели) не умеют.

Масштабирование можно настроить/отключить через драйвер видеокарты, если монитор сам не умеет.

У меня для вас есть картинка :)

Отсюда. Разрешения типа 720x400 в дос надо обязательно растягивать, иначе пропорции будут не те.

На ЭЛТ надо убрать контрастность до нуля, потом яркостью настроить, чтобы экран немного светился, чуть-чуть, как бы выходил из тьмы. Потом контраст поднимать до комфортного изображения или до физической возможности кинескопа, когда светлые части начнут терять форму. Ещё раз проконтролировать яркость, чтобы темные части были достаточно темными. Короче говоря, яркость в на ЭЛТ это уровень черного, а контрастность это яркость изображения по современному.

Просто спасибо за интересный материал!

Довольно долго пользовался iiyama у которого был BNC-вход, в его случае это довольно существенно помогало с четкостью изображения. Одной из причин не менять его была отличная совместная работа с ЖК-стереоочками.

Эх, Samsung SyncMaster 757NF (работает по ныне), Windows NT 4.0.

Были времена.

Да, хорошая серия моников была. И к Win NT4 претензий тоже немного, стояла железобетонно.

У меня тоже на запас стоит 757NF полностью работоспособный.Ещё знаю, где в комиссионке продаётся 959NF.

Вот это хорошая и глубокая статья про ЭЛТ, а не никчемный пересказ ролика на Youtube.

Меня вот в ЭЛТ прельщает почти мгновенная смена цвета и отклик - для игр это классно. Но отталкивает диагональ и размеры. В плане отклика нашел для себя современную и вполне неплохую альтернативу - режим со вставкой черных кадров (BFI) на OLED-телевизорах, получается тоже очень высокая четкость картинки в движении, никакой мазни. Но и правда яркость низкая, совсем как у ЭЛТ.

"Для души" держу LG Flatron 775FT Plus. Но и текущий домашний NEC P221W постепенно переходит в разряд ретро, один "чемоданистый" дизайн чего стоит, кажется, что внутрь влезет всё железо стационарного ПК вплоть до 5,25" устройств :)

Но вместо этого в голове возник вопрос: а че так тускло-то? Мы испорчены современными мониторами, яркость которых даже в достаточно дешевых моделях достигает 250 кандел на квадратный метр.
И чего вам далась эта яркость-то? Вот эти все «у меня после 3-4-5 часов компа начинает болеть голова» — и есть чисто результат избыточной яркости. При этом если просто убавить яркость, глаза привыкают крайне быстро, уже через полчаса перестанет казаться тускло и станет нормально. Тут особенно забавляют маркетинговые потуги BenQ и прочих в «low blue light» путём увода картинки в желтуху, хотя простое снижение яркости плюс тёмная тема сразу бы на порядок-два уменьшили уровень «опасного» синего и существенно бы повыслии комфорт для глаз. Настоящая проблема — большинство моников не дают уменьшить яркость настолько, чтобы было комфортно ночью. Тобишь на минимуме всё равно очень ярко.
По настоящему важный параметр (его я считаю главным для любого моника) — уровень и равномерность чёрного, в отличие от дурацкой максимальной яркости, никто толком не измеряет…
Следующий этап тестирования — компьютер и игры, соответствующие году выпуска монитора, начало и середина нулевых.
Старые игры на CRT действительно выглядят восхитительно. Надо как-нибудь из шкафа достать и поиграть. Только сведение поднастроить…
И чего вам далась эта яркость-то?

Да, благодаря ЭЛТ я выяснил, что 100-120 нит — очень комфортная яркость для моих условий. До этого я не вникал в детали, использовал все мониторы на дефолтных настройках. С ЭЛТ даже темный режим, который на ЖК хочется включить везде, оказался не обязателен.

Как раз наоборот, это проблема современных мониторов, избыточная яркость диодной подсветки вместе с мерцанием, так что найти правильный монитор для чувствительных глаз становится целой историей. Себе ставлю где то 10% яркости.

Кактус для защиты от излучения! Да! Я еще бы добавил защитный экран, тогда это было модно.

Как всегда интересно, спасибо! Про низкую яркость ЭЛТ даже не задумывался, но теперь да, вспоминаю, что в школе в классе информатики были очень плотные двойные шторы. В те времена мечтал о мониторе iiyma, подключаемого через BNC коннекторы :) Однако сейчас ни зачто не променяю 4K HiDPI, т.к. качество текста гораздо выше.

А так многие технологии становятся историей. Винил и ленту выше пишут легко восстановить, но это смотря какое качество хотим получить, магнитная головка и игла в крутых устройствах это тоже штука трудно воспроизводимая сейчас. Можно пофантазировать, что возможно с ЭЛТ будет новый виток технологий, и они придут в виде кинескопов с разрешением в 1 гига пиксель :) Что касается воспроизводства старых вещей, то 3D принтеры и достаточный спрос могут сотворить чудо :)

Для просто поиграть и вспомнить, как выглядела картинка тех времен, мне кажется достаточно фильтров в соответствующем софте, к примеру, эмулятор CRT-терминала, личные воспоминания это не передаст, но тем не менее смотрится более чем реалистично.

Интересно кстати подумать, какие технологии скоро уйдут в небытие еще при нашей жизни. Мне на ум приходит только ДВС и дизельные двигатели. А что еще?

Думал, что окончательно уйдут в историю цветные матричные принтеры, но новый Epson DLQ-3500II со мной не согласен.

Интересно кстати подумать, какие технологии скоро уйдут в небытие еще при нашей жизни.


Интересный вопрос, я теперь часто про это думаю. Если даже окружение остается более-менее неизменным, по мелочам меняется все равно много. Буквально на днях увидел старый светофор с лампочками и подумал — а ведь редко встретишь теперь, все на светодиоды перевели. Звук электромеханического кассового аппарата из моего детства теперь можно послушать только в музее. Запах неэтилированного бензина еще можно вспомнить, тоже своего рода технология. Звуки автобуса «Икарус». Каждый найдет для себя девиацию по вкусу :) Мои ретронаблюдения показывают, что за 15 лет меняется многое, за 30 — почти всё. Это относится как к технологиям, так и к окружающей среде в целом — от дизайна и материалов строительства до музыкальных и кинопредпочтений.

старый светофор с лампочками и подумал — а ведь редко встретишь теперь, все на светодиоды перевели.

Касается вообще лампочек накаливания, вот это точно уходящая технология.

Звук электромеханического кассового аппарата из моего детства теперь можно послушать только в музее.

Кстати, кассы в детстве были разные - грохочущие электромеханические типа ОКА-4401 и более поздние, полностью электронные ОКА-400 со своим характерным звуком. Ещё на ОКА-4401 кассиры закрывали какие-то клавиши спичечным коробком. Знать бы, какие и зачем.

Звуки автобуса «Икарус»

Для меня легендарный "звон бутылок" 677го и турбореактивный рёв кулера ЛАЗа.

Из исторических уже технологий ещё застал настоящий пароход в повседневной эксплуатации и всё ещё вижу гребные колёса.

В детстве из окна сберкассы по соседству с домом

Не только колёсные пароходы — «Ракеты», «Кометы» и другие пассажирские суда на подводных крыльях — тоже практически историческая технология.

Для меня, живущего на Лене, СПК это повседневность. Залог выживания данной технологии - безальтернативность протяжённого водного пути ввиду полного бездорожья и большие расстояния между населёнными пунктами. Поэтому где-то СПК вымирают, а где-то поддерживаются и обновляются.

Ага. Можно говорить о таком общем user experience, не с программой в компьютере, а со всем окружающим миром. Путешествия на советских самолетах и старых Boeing 727, сберкнижки (вот тут точно не буду скучать), расчеты чеками в США, вместо кредиток (повелеваю выплатить подателю сего десять долларов два цента). Любимые мои приемы работы с кассетами, звуки модема и прочее. Собственно, за этот опыт я и ценю работу со старым железом.

Да! Перелёт на Ил-18 по маршруту Якутск-Москва в 1996 году незабываем, удалось таки прикоснуться к золотой эре гражданской авиации. Тупоносый силуэт с плоскостями под прямым углом и круглыми иллюминаторами. Четыре турбовинтовых мотора с раздвоенными, как ласточкин хвост, закопчёными хвостами гондол. Драпированный, а не пластиковый салон с автобусными креслами. Долгий разбег и мееедленный набор высоты под надрывный рёв, везде вибрация, а картинка в окне почти не движется, ощущение скорее воздухоплавания, а не полета. Тушки тоже оставили свои впечатления.

А ещё одна уходящая технология, сохранившаяся в моём регионе - универсальные механические экскаваторы, а точнее, подъемные краны на их базе, типа Э-10011 и ЭО-5111Б, со своим неповторимым звуковым портретом в виде чухания тихоходного дизеля, лязга и поскрипывания механизмов, периодического стравливания сжатого воздуха. Держатся благодаря именно отсутствию гидравлики и следовательно морозостойкости.

Мои ретронаблюдения показывают, что за 15 лет меняется многое, за 30 — почти всё.

Мои несколько отличаются от Ваших - 1984 году нас расселяли из "хрущёвки", которую планировали снести. Этой весной оказался "в старом районе" - стоит на месте, на балконах сушится бельё, в окнах горит свет. Почти 40 лет прошло с "запланированного сноса", а дом ни на йоту не изменился. Ну, вместо кодового замка на щёлкающих кнопках теперь домофон - и всё.

На старых ЭЛТ мониторах при 100Гц игры воспринимались намного приятнее глазу чем на ЖК с 60Гц. Прошло какое-то время, появились ЖК с частотой экрана свыше 60Гц. Это подавалось как сверх достижение. Но глаза то помнят...

Сейчас появляются телефоны с 90Гц и 120Гц - старая песня на новый лад. Но глаза реально отдыхают.

На старых ЭЛТ мониторах при 100Гц игры воспринимались намного приятнее глазу чем на ЖК с 60Гц.

А мне было ужасно некомфортно играть на ЭЛТ-мониторах в некоторые игры из-за низкой яркости и контрастности. Сам по себе экран ЭЛТ — не чёрный, а серый. В итоге тёмные тона были практически неразличимы, а выкручивание гаммы только искажало их и делало неприятными глазу.

В более поздних ЭЛТ было затемняющее антибликовое покрытие, которое приближало этот серый к нормальному чёрному. Но оно довольно уязвимо к повреждениям, увы. Некрасивые царапины и даже протёртости на этих экранах - не редкость.

Читал статью о замене повреждённой плёнки на мониторе Samsung автомобильной тонировочной плёнкой. Получилось лучше чем было, хотя отрывать старую плёнку пришлось плоскогубцами по кусочкам.
На 19-дюймовом Lacie пленка с одной царапиной. А вот на 22" ее нет — либо сняли, либо еще не положено было клеить в этой модификации. Субъективно она немного помогает, но еще больше гасит яркость.

Там автор сам испортил покрытие https://d1mon.com/n/6

Спасибо, именно та статья. Но автор был явно не единственным, испортившим покрытие. Знакомые хотели продать монитор и провели «предпродажную подготовку», в т.ч. протёрли плёнку какой-то химией, несмотря на явный запрет в инструкции. В результате плёнка пошла радужными разводами и о продаже пришлось забыть, монитор оставили на сервере.
у на 959nf покрытие протерлось светлыми полосами, когда пыль хотел тряпкой с экрана убрать. Но не критично. Особо не заметно при использовании, но товарного вида не стало.

Была у меня такая девятнашка. На самом деле это Mitsubishi 920SB. После нескольких лет работы у неё стала спорадически срабатывать защита по питанию, хотел поменять на 930SB, но в итоге купил за 50 баксов EIZO, который до сих пор стоит в чулане. Лет 12 назад, наверное.

Подбор программ шикарный - Dangerous Dave, Dos Navigator!

Впрочем, последним я до сих пор пользуюсь, его под винду достаточно удачно спортировали...

Где же все эти любители ретро? Годами не могу продать на Авито свой древний LG Flatron. Главное условие - самовывоз, ибо спина уже не молодая xD

Забыли указать одно из главных преимуществ ЭЛТ — практически неограниченную цветопередачу. Они прекрасно воспроизводят 10-12-16-ти битный цвет. А большинство жк-моноторов до сих пор идут с 6 битной матрицей.
К сожалению, скриншотами этого не покажешь.
Да, это заметно по отсутствию color banding на градиентах, в тестовых изображениях, на фото и в видео. К сожалению, не везде получается воспользоваться этим преимуществом, браузер Хром и Ютюб в нем как полосили, так и полосят, видимо, снижая диапазон цветопередачи. Не стал про это писать потому, как не считаю правильным сравнивать дорогой ЭЛТ с дешевыми современными ЖК. У меня так по факту получилось, так как дорогих ЖК у меня нет в наличии. Но учитывая вложения времени, сил и денег в добывание ЭЛТ — уверен, будет проще найти ЖК и с более широким цветовым охватом, и с 10-12-битной цветопередачей, и с высоким фреймрейтом. Я не считаю, что ЭЛТ лучше, результат моих экспериментов другой — ЭЛТ по очень многим параметрам не хуже. Это приятно, особенно после таскания 30-килограммового ящика по лестницам :)

Ступенчатый диапазон градаций яркости пикселей [0, 255] никуда не делся. Не важно, что монитор умеет воспроизводить 10-12-16-ти битный цвет. Важно, что видеорежим остаётся 8-битным. Плюс CRT-монитор может иметь как аналоговый, так и цифровой вход. В случае цифры мы будем ограничены цифровым интерфейсом (а он тоже может оказаться 8-битным), либо физическими ограничениями аналогового сигнала (искажения, шумы и т.д.)


Сейчас, правда, уже появляется возможность использовать 10-битные видеорежимы для профессионального использования. Но область их применения очень ограничена.

Но есть и обратная сторона - видеовыход видеокарты мог вносить искажения. На одном и том же мониторе у меня видеокарты NVIDIA давали хуже изображение - четкость изображения, чистота цвета у ATI была заметно лучше.

Я заметил разницу в четкости текста. Лучший результат был у старой видеокарты ATI X850XT и, на удивление, у современного переходника DisplayPort-VGA. Ноутбук с графикой Nvidia давал чуть более размытое изображение, хотя заметил я это только после сравнения. «Все зависит от всего». Именно из-за этого в середине-конце нулевых, когда еще был выбор, приоритет отдавался железкам с цифровым интерфейсом (DVI, HDMI, не важно). Потому что на аналоговом была лотерея.
Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.