Измерители мощности Robiton PM1 и PM2

    Недавно я рассказывал, почему для точного измерения мощности электроприборов, работающих от сети, нужен специальный прибор — измеритель мощности (ваттметр), а любые измерения с помощью обычных мультиметров не могут быть точными.

    Свой первый измеритель мощности BEBUY я купил пять лет назад в одном из китайских интернет-магазинов. Он, как и многие другие подобные измерители, достаточно точен при измерении мощностей от десятков ватт, но на малых мощностях точность измерения снижается.

    В одном из обзоров светодиодных ламп на сайте led-obzor.ru я увидел фотографию измерителя мощности, который показывал значения мощности с сотыми долями. Я спросил у автора сайта, что это за измеритель. Оказался, Robiton. У этого производителя есть две модели измерителей мощности: Robiton PM-1 и Robiton PM-2. Я попросил представителей бренда предоставить мне обе модели для пристального изучения.

    Robiton PM-1 PM-2


    Приборы не сильно отличаются по цене (PM-1 стоит 780 рублей, PM-2 белого цвета — 900 рублей, чёрного — 1000 рублей), но очень сильно отличаются по возможностям и точности измерений.

    Возможности


    Оба прибора включаются в евророзетку, а нагрузка, мощность которой предстоит измерять, подключаются к розетке на корпусе прибора. У обоих приборов три кнопки управления. Оба прибора способны измерять мощность до 3600 Вт.

    Robiton PM-1.

    Robiton PM-1

    Прибор измеряет мощность, количество энергии, которую потребила нагрузка (киловатт-часы), и стоимость потреблённой энергии. Цена киловатта настраивается.

    Robiton PM-1

    Разрешение при измерении мощности не очень высокое, поэтому, при нагрузке 6 Вт показания прибора всё время «скачут» между 5.5 и 6.4 Вт.

    Измеритель мощности Robiton PM-1 подойдёт для измерения мощности и стоимости потребляемой энергии электроприборов средней и большой мощности — компьютеров, нагревателей, чайников, холодильников, стиральных машин.

    Robiton PM-2 имеет гораздо больше возможностей и более высокую точность.

    Robiton PM-2

    Три батарейки используются для работы встроенных часов и сохранения показаний после отключения от сети.

    Robiton PM-2

    Прибор отображает время, напряжение сети, частоту, ток, мощность нагрузки, коэффициент мощности (Power Factor), время измерения, количество энергии, которую потребила нагрузка (киловатт-часы), и стоимость потреблённой энергии. Цена киловатта настраивается с учётом дневного и ночного потребления при двухтарифном учёте. Есть возможность сбросить показания времени измерения, потребления энергии и стоимости.

    Robiton PM-2

    Точность измерений



    В инструкции Robiton PM-1 указана точность измерения мощности ±0.1 Вт на нагрузке до 100 Вт и 1% при нагрузке более 100 Вт. Для Robiton PM-2 указана точность измерения мощности ±1% или ±0.2 Вт, точность измерения напряжения ±1% и точность измерения тока ±1% или ±0.01 А.

    Для того, чтобы понять насколько точны ваттметры, я задействовал весь свой арсенал измерительных приборов.



    В качестве источника образцового напряжения 230 В я использовал источник бесперебойного питания с чистой синусоидой APC Smart UPS 700INET в режиме работы от батарей.
    Самый точный из моих мультиметров — Mastech MY65 (точность ±(0.1%+3), т.е. ±0.53 В на 230 В) показывал 231.2-232.0 В. Предположительно, источник даёт 231.5 В. Robiton PM2 честно показывал 232 В. Мультиметр UNI-T UT61E завышал показания, но его точность ±(0.8%+10) это лишь ±2.84 В на 230 В.

    upd.: Я ошибся с точностью мультиметра Mastech MY65, да и китайцы подвели. На коробке мультиметра указано «AC Voltage 750V ±(0.15%+3)» т.е. ±0.65 В на 230 В, в русской инструкции, прилагавшейся к мультиметру ±(1%+15), то есть ±3.8 В на 230 В, на официальном сайте ±(1.2%+15), т.е. ±4.3 В на 230 В. Кому верить я не знаю.

    В качестве маломощной измерительной нагрузки я использовал резистор 27 кОм 2 Вт. MY65 (точность ±(0.3%+1)) показал, что его сопротивление составляет 26950 Ом. Мощность должна быть 231.5/26950*231.5=1,9886 Вт. Robiton PM-2 показал 1.99 Вт. Идеально точно!
    Robiton PM-1 показывал попеременно 1.8 и 2.0 Вт.

    Кроме того я измерил мощность ламп накаливания 25 и 75 Вт. PM-1 показал 25.7 и 75.4 Вт, PM-2 — 25,95 и 75.58 Вт.

    У меня была возможность сравнить результаты измерения мощности ваттметра Robiton PM-2 с результатами, полученными на дорогом лабораторном оборудовании для измерения мощности, да ещё и на нагрузке с низким коэффициентом мощности и «рваным» потреблением — светодиодных лампах. По десяти разным образцам ламп с мощностью от 3.4 до 13.8 Вт отклонения составили от 0.2% до 2.1%. Отличный результат!

    Несмотря на широкий диапазон измерений, Robiton PM-2 даёт весьма точные результаты даже на малой мощности.

    А что внутри?


    Для того, чтобы вскрыть измерители мощности, понадобится хитрая трёхгранная отвёртка. Конструкция PM-1 состоит из двух плат.

    Robiton PM-1

    На плате индикатора есть кнопка калибровки. Я решил не рисковать и не нажимать её.

    Robiton PM-1

    Измерительный шунт.

    Robiton PM-1

    Обратная сторона основной платы.

    Robiton PM-1

    Конструкция Robiton PM-2.

    Robiton PM-2

    Основная плата и шунт.

    Robiton PM-2

    Плата с обратной стороны.

    Robiton PM-2

    Заключение


    Измеритель мощности — недорогой и полезный прибор, позволяющий узнать, сколько потребляют различные электроприборы. С помощью него можно узнать, сколько потребляет холодильник за сутки, сколько потребляет стиральная машина за одну стирку или узнать, во сколько обходится одно кипячение чайника. С помощью этого прибора можно определить, какие электроприборы в доме потребляют больше всего энергии (поверьте, это далеко не самые мощные приборы) и узнать, как экономить электроэнергию.

    Из двух ваттметров Robiton я, конечно же, рекомендую Robiton PM-2 — он точнее и имеет гораздо большие возможности.

    2016, Алексей Надёжин.
    LampTest
    Тестирование светодиодных ламп
    AdBlock похитил этот баннер, но баннеры не зубы — отрастут

    Подробнее
    Реклама

    Комментарии 48

    • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
      • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
          0
          Судя по моим результатам и точности pm-2, измерители с шунтом могут мерить очень точно. Да и таких возможностей ни у одного измерителя с трансформатором я не встречал.
          • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
            0
            Вопрос не однозначный.
            Шунт ставят обычно на малых токах исходя из экономии и простоты — трансформатор значительно дороже в производстве, плюс после трансформатора необходим более дорогой узел для сопряжения с АЦП.
            По поводу точности все упирается в точность самого шунта и того же измерительного трансформатора. Но если честно — есть подозрение, что для Ваших целей разница будет столь мала, что нет особого смысла переживать. Сам кстати использую «черный» измеритель из статьи.
            • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
                0
                Второй по Вашей ссылке у меня есть. Обратите внимание на моей фотографии, какую он фигню показывает. И так не только с напряжением. Полный хлам.
                • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
                    0
                    Он правда без задней крышки и без контактов (торчат куски припаянных проводов), но скорее всего это ничего не меняет.
              +1
              При прочих равных (одинаковых усилиях на калибровку, одинаковых руках разработчиков и т.п.) шунт всегда точнее.

              У трансформатора есть нелинейная частотная характеристика и фазовый сдвиг, шунт же измеримых искажений «от себя» не вносит.
                0
                и тем не менее, в электроэнергетике для учета используются именно трансы тока и напряжений.
                Видимо точность измерений вполне достаточна.
                  0
                  а) Не всегда и не везде.
                  б) Трансформаторы используются из соображений, не связанных с точностью
              0
              Изменился дизайн, внутренности у всех должно быть одинаковые.
                0
                Если посмотрите внимательно, то увидите, что второй показывает целые значения ватт, а тот, а котором я пишу, сотые доли. Разница огромна. А Вы говорите дизайн… Про первый ничего не ясно. Но тоже он явно хуже.
                0
                Мне представляется оптимальным для таких целей использовать обыкновенные электронные счетчики. Например Меркурий 200 или счетчики Московского завода измерительных приборов. Они несколько дороже, но:

                1) это сертифицированные измерительные приборы с высокой точностью, надежностью и огромным сроком службы
                2) имеется интерфейс для связи с компьютером
                3) встроенный многотарифный учет по отечественным правилам

                А если поискать на авито — то можно найти почти новый за треть цены или полцены.
                  0
                  Счётчик не регистрирует мощности менее 5 Вт и показывает только целые значения Вт. Измеритель показывает сотовые доли.
                    0
                    Это не совсем верно. Счетчик показывает напряжение и ток, измеренные до двух значений после запятой:



                    Выдает счетчик мощность, действительно округленную до целых. Но никто не мешает самостоятельно перемножить ток и напряжение.

                    Действительно, в паспорте счетчика указано, что стартовый ток (чувствительность) составляет 20 мА. Но я думаю, что в реальности описанный Вами прибор не сможет превзойти по чувствительности счетчик. Пробовать мне лень — дома жарко :) Однако схемотехника одинаковая, разрешение АЦП одно и тоже… Чудес не будет.
                      +2
                      Но никто не мешает самостоятельно перемножить ток и напряжение


                      И получить полную мощность вместо активной.
                        0
                        +1

                        На фото внутренностей микросхема Cirrus Logic CS5460 (Datasheet: http://www.mouser.com/ds/2/76/CS5460A_F5-30154.pdf), «Single Phase, Bi-directional Power/Energy IC» — микросхема, предназначенная для построения цифровых электросчетчиков.
                          0
                          Однако, тут 2 знака после запятой, а у счётчика ни одного.
                            0
                            Это в том плане, что все параметры, свзанные с точностью (минимальный ток, погрешность, влияние формы тока и сдвига фазы между током и напряжением) у прибора и счетчика равны. И это заодно убирает сомнения наподобие «а вдруг он неправильно измеряет нелинейную нагрузку».
                        0
                        В выхи проделал опыт. Меркурий 200.02, нагрузка несколько резисторов 47 ком 1% 5 вт. 1 резистор дает потребление примерно 1 ватт.

                        Сразу после включения счетчик показывал без нагрузки 1-2-0 ватт. Минут через 10 — строго 0.

                        На один резистор нагрузки показания — 1 ватт, на 2 резистора — 2 ватта.

                        Выводы:

                        бытовой счетчик реагирует на малую нагрузку от 1 ватта.

                        Ну и я бы предположил, что точность в таком режиме не соответствует спеке.
                        0
                        А возможно ли подключиться к своему счетчику для измерений?
                          0
                          Если счетчик имеет оптический порт — легко. Потребуется преобразователь. Можно купить, можно самому спаять.
                          Если счетчик имеет только проводной интерфейс — RS485 или CAN, то формально для подключения нужно разрешение сбытовой организации.
                          Я получать не пробовал. В инете есть статьи, авторы которых подключали провода к своему счетчику и их в таком виде пломбировали без вопросов.
                          По уму у сбытовой организации не должно быть вопросов — чтение текущих параметров не нарушает учет.
                          0
                          В зависимости от конкретной железки, но счетчик не совсем подходит именно для этой задачи:
                          1. Точность счетчика имеет разумные границы, реализация желания пользователя измерять нагрузку в единицы ватт с точностью до трех знаков в задачи счетчика не входит.
                          2. Интерфейс часто RS-485, нужен преобразователь. Не проблема, но его стоимость надо плюсовать к стоимости счетчика. Некоторые особо одаренные производители используют нестандартную распиновку и даже нестандартные уровни сигналов, ненавязчиво намекая на покупку фирменного интерфейсного кабеля. Это не говоря уже о пароле на доступ к настройкам и кривущим «фирменным ПО». Лучи поноса направляю в сторону вот этого чуда… http://www.corumtrade.ru/files/shop/img_small/03001-1.jpg
                          3. Для этого счетчик надо «программировать» под правила местного энергосбыта. Как минимум, на счетчике должны точно идти часы. Изменение даты, времени и параметров тарификации — по паролю.
                          Да, я сам меряю мощность счетчиком. И вообще считаю, что особенный измерительный зуд в деле потребления ресурсов одной квартиры/машины ни к чему — сколько бы ты ни намерял, все твое, а времени и сил на это затрачено будет больше, чем стоит тот сэкономленный литр/киловатт…
                            0
                            Соглашусь в целом :)

                            Софт у МЗЭПа странноватенький :)
                            Я общался с их программером лет 10 назад, имея цель что-то изменить в программе общения со счетчиком — хотел на даче профили потребления измерить, чтобы выбрать оптимальный тарифный план. Он даже что-то для меня сделал, и пароль дал и оно работало, результат получил.
                            Но после этого я ни одного счетчика этого завода не купил, хотя они и дешевле одноклассников.

                            А вот для МЕркуриев есть очень неплохой софт, которым любое тарифное расписание залить не проблема. Часы идут весьма точно. На моем экспериментальном М200.02 при эпизодическом подключении с целью посмотреть реальное потребление (обогревателя :) ) часы за несколько лет ушли меньше чем на минуту. При этом счетчик обычно лежит неподключенный на неотапливаемом балконе.

                            И действительно — а зачем знание потребляемой мощности с точностью до двух знаков после запятой? Напряжение в сети все равно плавает заметно, мощность вслед за напряжением и не факт, что линейно…

                            Разумно оценивать среднемесячные затраты на оплату электричества. Это обычные счетчики позволяют делать идеально :)
                            Точно так же среднее потребление бензина в авто интересно только в плане технической исправности. Если летом при движении по конкретному ровному участку дороги на дачу на автопилоте потребление около 5л — значит грубых несправностей нет. Но реально меня интересует сколько денег я плачу за бензин за месяц, что легко учитывается без точных и сложных измерительных приборов.

                            Автоматизированное считывание данных со счетчика я делал с целью автоматизации передачи показаний в сбыт. Очень жаль, что на текущий момент у мосэнергосбыта нет удобного автоматизированного интерфейса. Раньше был через СМС, но давно отключен. Жаль.
                          0
                          Откуда такая точность у Mastech MY65? Там в диапазоне 750В 1.2%+15, А для UT61E 0.8%+10 плюс True RMS…
                            0
                            Так везде написано, в том числе на коробке. Почему-то бывает два разных MY65 — жёлтый и зелёный. Это зелёный. Вот он в первом попавшемся магазине на Али: http://www.aliexpress.com/item/MASTECH-MY65-4-1-2-Digital-Multimeter-AC-DC-Voltage-Current-Resistance-Frequency-Capacitance-Tester-Meter/32608186161.html?spm=2114.30010308.3.1.o5n2ZN&ws_ab_test=searchweb201556_0,searchweb201602_4_10037_10034_507_10032_508_10020_10017_10005_10006_10021_10022_10018_10019,searchweb201603_6&btsid=2f2db0ed-a8e7-4d8f-bd15-0366a8e051c4
                              0
                              Так по вашей же ссилке «AC Voltage: 2V/20V/200V±(0.8%+10) 750V±(1.0%+15)»
                              А вот на оф. сайте http://www.p-mastech.com/product/detail/463
                                0
                                Фиг его знает. На коробке написано ±(0.1%+3), по моей ссылке тоже сначала именно это написано. В русскоязычной инструкции и далее по ссылке написано действительно ±(0.8%+10).
                                Короче, все врут (с). :)
                                  0
                                  Так ±(0.1%+3) это для DC. А для AC в диапазонах 2V/20V/200V±(0.8%+10), а для 750В( в котором проводились измерения) 1.2%+15
                                    0
                                    Не, для AC. С диапазоном я и правда ошибся. Написано на коробке AC Voltage 750V ±(0.15%+3), в русской инструкции Переменное напряжение 750В ±(1%+15).
                                      0
                                      Кстати, посоветуйте, а есть что-нибудь действительно точное за вменяемые деньги. Мне бы источник один раз измерить и понять, как и в какую сторону врут мультиметры, если врут.
                                        0
                                        Так у вас UT61E уже есть. А в данном ценовом диапазоне(50$) ничего более точного вроде нет. Хотя к нему есть замечания по поводу завышенных категорией безопасности
                                        [«Мне бы источник один раз измерить и понять, как и в какую сторону врут мультиметры, если врут.»
                                        Лучше отдайте UT61E в метрологию, (хотя это тоже стоит приличных денег).
                                        А так даже если показания например между Mastech MY65 и UT61E будут разнится на 5В для переменного напряжения в диапазоне 750В. они оба могут использоватся как СИ в случае если они вкладываются в заявленную погрешность. Или быть абсолютно негодными как СИ даже в случае одинаковых показаний:). Основи метрологии
                                          0
                                          Радикально лучше, чем UT61E, будут прецизионные настольные мультиметры — но ты в общем случае не хочешь знать их цены (нормальных, а не китая, которые тоже «на коробке напишут»).

                                          Можешь для успокоения к нам заехать, в UT70C потыкать — у него ±(0,1% + 1) на постоянке и ±(1% + 3) на переменке на всех поддиапазонах по паспорту.
                                            0
                                            Я сдохну, если к вам UPS дотащу. :)
                                            Если только приехать с парой мультиметров и посмотреть расхождение.
                              0
                              Три батарейки используются для работы встроенных часов и сохранения показаний после отключения от сети.

                              А без батареек (или с севшими) только от сети в которую включено оно нормально работает? Ну кроме отсутствие памяти при отключение сети.
                              0
                              я уже несколько раз нарывался с китайскими лампочками, что заявленная мощьность нифига не соответсвует реальной, иногда разница была раз в 5, т.е. 3Вт вместо 15Вт, и да там «конденсаторный» БП пихают регулярно. Коэфф. мощности у него етсественно отвратный, вот было бы интересно сколько эти БП будут показывать на таких лампочках, да в сравнении с настоящим точным каилбрированным измерителем мощности, который может гарантировать точность на мощностях ниже 10, а то и 5Вт и cos(Fi) в районе 0.7 и хуже.

                              Иначе доверия к ним никакого, проверять измеритель мощности по резистору или по потребителям которые сами не вызвают, обычно, никакого доверия.
                                0
                                Именно для этого мне измеритель и нужен. Отклонение от очень-очень дорогого профессионального измерителя на такой нагрузке 0-2%.
                                  0
                                  В обзоре не увидел — а корректность расчета коэффициента мощности (что есть у 2й модели) проверяли? Вы же когда лампочти тестировали коэффициент мощности измеряли, значит есть с чем сравнить показания этого приборчика.

                                  Ну и повторю вопрос про батарейки — без них он работает?
                                    +1
                                    Без батареек не пробовал. Пробовать не хочу — лень время потом заново ставить.
                                    Да, проверял. Всё очень похоже.
                                      0
                                      Ясно, спасибо.
                                      Закажу пожалуй 2ю модель для себя. Потом если не забуду, напишу тут про батарейки проверив уже на своем.
                                        0
                                        Привезли заказанный приборчик.
                                        Докладываю — без батареек работает нормально (кроме сохранения данных при отключении естественно).
                                        В целом понравился, спасибо за подсказку — давно подобный девайс хотел, но были сомнения в качестве китайских поделок и обилии моделей.

                                        Единственные небольшие сомнения точность измерения напряжения вызывает. С моими мультиметрами расхождение получается 4-6 Вольт. Они правда тоже не образец точности (DT9205A и совсем простенький M-838), но при этом друг с другом более менее соглашаются (плюс минус 1 В) и оба показывают на 4-5 выше чем PM-2.
                                          0
                                          А вот это подозрительно.
                                  0
                                  Пришёл на работу, считал почту. Удивился, ибо в каждом втором заказе-ваттметр Robiton.
                                  А ларчик просто открывался.
                                  Как всегда исчерпывающая и полезная статья!

                                Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

                                Самое читаемое