Советские мечты о будущем



    Помните очаровательного котика, которые чихал в заставке советского мультфильма? Мы помним, и нашли его — вместе с ворохом другой рисованной фантастики. В детстве она пугала и обескураживала, поскольку поднимала серьезные, взрослые темы. Настала пора пересмотреть старые мультфильмы, чтобы узнать, о каком будущем мечтали в той стране.

    1977 год: «Полигон»


    Мультипликатор Анатолий Петров приложил руку ко многим известным советским мультфильмам, от «Бременских музыкантов» до «Каникул Бонифация». Его самостоятельное творчество было куда интереснее: он рисовал реалистичную трехмерную графику. Самым известным примером стиля Петрова стал короткий мультфильм «Полигон» по антивоенному рассказу фантаста Севера Гансовского.


    Сюжет прост: безымянный изобретатель придумал неуязвимый танк, который читает мысли противника. Полевые испытания совершенного оружия проходят на тропическом острове — видимо, это отсылка к атоллам Бикини и Эниветок. В состав военной комиссии входит генерал, под начальством которого погиб сын героя. Танк уничтожает военных, а затем и своего отомстившего создателя.



    Чтобы создать эффект объема, персонажей рисовали на двух слоях целлулоида, и один снимали не в фокусе. В напряженные моменты расплывчатое изображение обретает резкость. Камера все время движется, застывая лишь ненадолго. В кадре нет крови, а единственное музыкальное сопровождение состоит из знаменитой песни «Tanha Shodam» Ахмада Захира. Все это вместе передает ощущения тревоги, страха и тоски — ощущения той эпохи, когда «Часы Судного дня» показывали 9 минут до полуночи. К слову, в 2018 году стрелку перевели на 23:58 — значит, предсказание сбылось?

    1978 год: «Контакт»


    В 1968 году канадский аниматор Джордж Даннинг снял знаменитую «Желтую подводную лодку». В Советский союз мультфильм попал только в 80-х на пиратских кассетах. Однако еще в 1978 году режиссер и художник Владимир Тарасов снял собственную яркую музыкальную фантасмагорию. Короткую, но в главном герое определенно угадывается Джон Леннон. Это заслуга художника Николая Кошкина, который «процитировал» музыкальный западный мультфильм.


    Советский «Леннон» — художник, который выбрался на пленер. На природе ему встречается инопланетянин, тоже в своем роде художник. Бесформенное существо перевоплощается в увиденные предметы. Сначала человек пугается, но потом учит гостя насвистывать мелодию «Speak Softly Love» из «Крестного отца». В отличие от своих дальних родственников из «Аннигиляции», инопланетянин дружится с человеком и уходит с ним в закат.



    Лайфхак: выключите оригинальную звуковую дорожку «Контакта» и включите Lucy in the sky with diamonds. Вы заметите, что видеоряд мультфильма почти идеально попадает в музыку.

    1980 год: «Возвращение»



    «Возвращение» — еще один мультфильм Тарасова. Он описывает будничные по меркам научной фантастики события: космический грузовой корабль «Валдай Т-614» попал в метеоритный поток и получил повреждения, из-за которых его можно посадить на Земле только в ручном режиме. Пилоту советуют выспаться перед посадкой. Он погружается в глубокий сон, попытки разбудить его проваливаются. Однако, когда курс корабля проходит над родным домом в деревне, космонавт каким-то образом чувствует это, просыпается и сажает корабль.



    Не ясно, грозило ли беспамятство героя катастрофой. Музыка (5-я симфония Густава Малера) красноречиво указывает на то, что ситуация тревожная. Авторов консультировал космонавт Алексей Леонов, поэтому в фильме точно отражена техническая сторона полетов. В то же время реалистичность и будничность разбивается кричащими отсылками к «Чужому», который вышел как раз за год до того. Космический грузовик изнутри напоминает гигеровский инопланетный корабль, да и сам пилот на человека похож мало. Короткий мультфильм пугает не меньше, чем классическая сцена с лицехватом.

    1981 год: «Космические пришельцы»


    Знаменитые фантасты братья Стругацкие написали несколько сценариев для мультфильмов, однако советская цензура «зарубила» их все. Все, кроме одного, который Аркадий Стругацкий написал вместе с другом, писателем и переводчиком Марианом Ткачевым. Это был сценарий первой серии «Космических пришельцев».



    Сюжеты многообещающий: на Землю спускается корабль пришельцев, пришельцы рассылают черные робозонды. Группа ученых пытается выяснить, чего хотят космические гости. Потом выясняется, что они хотят поделиться технологиями. «Прибытие» заказывали?


    Нарисованный в авангардно-конструктивистской манере, этот мультфильм длится чуть больше пятнадцати минут. Кажется, что гораздо дольше, потому что темп событий на экране неровный и медленный. Летаргическое спокойствие, с которым актеры озвучивают излишне длинные фразы, особенно подчеркивают эту характерную особенность «Пришельцев».


    «Экспериментальные» философские притчи были одним из любимых жанров советских аниматоров. Тем не менее, «Пришельцы» переходят грань между «это глубоко» и «это занудно» Кажется, Стругацкий и сам это понял, поэтому вторую серию снимали уже без него. В нем пришельцы испытывают моральную стойкость людей. Люди выдерживают испытание, и все, кажется, заканчивается хорошо. И хорошо, что заканчивается.

    1984 год: «Будет ласковый дождь»


    В 1950 году американский писатель Рэй Брэдбери написал один из самых известных постапокалиптических рассказов в истории жанра. «Будет ласковый дождь» рассказывает о том, как роботизированный «умный дом» продолжает работать после взрыва атомной бомбы. Спустя 34 года «Узбекфильм» снял по мотивам рассказа короткий, эмоциональный мультфильм.


    Текст Брэдбери передан лишь с некоторыми творческими вольностями. Например, в рассказе после катастрофы прошло некоторое время — дни или месяц. В мультфильме робот, которые не понимает, что произошло, вытряхивает прах испепеленных накануне хозяев из их постелей. Затем в дом залетает птица, робот гонится за ней и случайно уничтожает дом.



    Эта экранизация завоевала призы трех международных фестивалей и одного всесоюзного. Режиссером и сценаристом мультфильма выступил актер и режиссер Назим Туляходжаев из Ташкента. Кстати, на этом его работа с материалом Брэдбери не закончилась: спустя три года он снял фильм по рассказу «Вельд». Из двух экранизаций зрителям запомнился именно «Будет ласковый дождь», потому что ужас перед глобальной войной сложно чем-то перебить или развеять.

    1985 год: «Контракт»


    Советские мультипликаторы любили экранизировать произведения зарубежных фантастов. В результате появлялись яркие проекты, настоящие плоды любви. Такие, как мультфильм «Контракт» по мотивам одноименного рассказа Роберта Силверберга. Яркий, авангардный стиль, столь любимый режиссером Тарасовым, напоминает поп-арт. Музыкальное сопровождение — отрывки из джазовой композиции I Can't Give You Anything but Love, Baby в исполнении Эллы Фицджеральд.


    Начинаются и оригинал, и мультфильм одинаково: колонист отбивается от монстров на необитаемой планете. Ему на помощь приходит робот-коммивояжер, который, оказывается, и выпустил этих монстров, чтобы вынудить человека покупать его товары. Колонист связывается с компанией, которая прислала его на планету, и выясняет, что по условиям контракта он не может торговать с роботом. Кроме того, за пересылку повседневных вещей вроде бритв с него сдерут три шкуры, поскольку снабжать его обязаны только необходимым для жизни.



    Затем сюжет оригинала и экранизации расходятся. В рассказе робот угрожает застрелить колониста. Колонист остроумно выпутывается из ситуации, потребовав от компании денег для спасения жизни, а после отказа разрывает контракт и объявляет планету своей по праву первопроходца. Даже ироничное одобрение капиталистических практик было для Союза табу. Поэтому в мультфильме компании колониста и робота развязывают войну. Робот жертвует собой, чтобы согреть человека под неожиданным снегопадом. Несмотря на очевидный идеологический посыл, мультфильм оставляет приятное впечатление.

    1985–1995 годы: «Фантадром»




    Детский мультсериал Fantadroms выглядит так, будто его нарисовали западные аниматоры. На самом деле первые три серии выпустила «Телефильм-Рига», а затем еще десять вышли на латвийской студии Dauka.


    Главный герой «Фантадрома» — робот-кот Индрикс XIII, который умеет менять форму. Именно он чихает в начале и в конце каждой серии. Вместе со своими друзьями космо-кот спасает инопланетян и людей от неприятных ситуаций вроде пожаров, непонимания или внезапной нехватки соли в завтраке. Сюжеты «Фантадрома» раскрываются без слов, только образами, музыкой и звуками, как в диснеевской «Фантазии».


    Первые три «советские» серии выглядят серьезно: в них внимание уделено космическим кораблям и мегаполису, где живет Индрикс. Новые десять серий ориентированы на детей, так что фокус сместился на то, что называется slapstick comedy. Будь у студий больше ресурсов и возможностей, несложно представить, что Fantadroms мог бы стать этаким космическим «Томом и Джерри». К сожалению, потенциал сериала так и остался нереализованным.

    1986 год: «Сражение»


    Очередная экранизация западной фантастики, на этот раз — рассказа Стивена Кинга. Бывший военный, ставший киллером, убивает директора фабрики игрушек. Выполнив заказ, он получает посылку с игрушечными солдатиками, произведенных на фабрике жертвы. Солдатики каким-то образом оживают и нападают на убийцу. Бой заканчивается победой игрушек, поскольку в наборе оказался миниатюрный термоядерный заряд.


    Мультфильм выполнен в технике тотальной анимации. Это значит, что вместе с персонажами двигаются и меняются фоны, чтобы передать движение камеры. Затратный и трудоемкий метод применяется в рисованной анимации редко, но метко. «Сражению» тотальная анимация подарила невероятную динамичность. Короткий мультфильм смотрится не хуже «Крепкого орешка», который вышел в прокат два года спустя.



    Внимательный зритель обнаружит на первой минуте мультфильма отсылку к сцене езды по токийским развязками в «Солярисе» Тарковского. Футуристический пейзаж с бесконечным лабиринтом дорог подчеркивает, что происходит все в недалеком, мрачном будущем.

    1988 год: «Перевал»


    Рассказывая о фантастической советской анимации, нельзя не упомянуть культовый «Перевал». Мультфильм снят по первой главе повести фантаста Кира Булычева «Поселок», причем сам автор и написал сценарий.



    «Поселок» рассказывает о судьбе космической экспедиции, чей корабль совершил аварийную посадку на неизвестной планете. Уцелевшим людям пришлось бежать с корабля, спасаясь от радиации из поврежденного двигателя. Люди основали поселок, научились охотиться с луком и стрелами, вырастили детей и раз за разом предпринимали попытки вернуться через перевал к кораблю. В мультфильме группа из трех подростков и взрослого отправляется к кораблю. Взрослый погибает, а дети, лучше приспособленные к опасному миру, добираются до места назначения.


    «Перевал» выделяется даже на фоне других авангардных научно-фантастических мультфильмов той поры. Графику к фильму рисовал математик Анатолий Фоменко, известный спорными историческими теориями. Чтобы показать страшный инопланетный мир, он использовал свои иллюстрации к «Мастеру и Маргарите». Музыку написал Александр Градский, в том числе — песню на стихи поэта Саши Черного.



    Режиссером «Перевала» выступил Владимир Тарасов, уже несколько раз упомянутый в этой подборке. Тарасов прочитал «Поселок» в журнале «Знание — сила» и проникся вопросом о том, что же на самом деле представляет человеческое общество. Результатом стал страшный и увлекательный мультфильм с открытой концовкой.

    1989 год: «Здесь могут водиться тигры»




    Задолго того, как Джеймс Кэмерон снял свой «Аватар», Рэй Брэдбери написал короткий рассказ на ту же тему. Человеческий корабль прибывает на необитаемую планету, чтобы добывать полезные ископаемые. Прекрасный чужой мир обладает разумом и гостеприимно встречает землян. Когда представитель компании-спонсора экспедиции пытается приступить к бурению, планета насылает на него тигра. Экспедиция улетает, оставив одного молодого космонавта.


    Советским мультипликаторам удалось почти без расхождений перенести философскую историю Брэдбери на экран. В мультфильме злобный руководитель экспедиции перед гибелью успевает активировать бомбу. Земляне жертвуют собой ради спасения планеты: грузят бомбу на корабль и улетают подальше. Критика хищнического капитализма существовала и в оригинальном тексте, так что драматический поворот добавлен, чтобы добавить действие в сюжет. В отличие от «Контракта», в этом мультфильме не появилось противоположных смыслов.

    1991–1992 годы: «Вампиры Геоны»


    Советская анимация не умерла сразу с развалом Союза. В 90-х успели выйти несколько явно «советских» научно-фантастических мультфильмов.


    В 1991 и в 1992 годах режиссер Геннадий Тищенко представил мультфильмы «Вампиры Геоны» и «Хозяева Геоны». Сценарий написал он сам по собственному же рассказу. Сюжет таков: инспектор Космоэкологической комиссии (КЭК) Янин отправляется на планету Геона. Там местные птеродактили («вампиры») кусают колонистов и мешают межзвездному концерну разрабатывать залежи полезных ископаемых. Оказывается, что планета обитаема, местные разумные существа живут под водой в симбиозе с вампирами и другой фауной. Концерн покидает планету, поскольку его деятельность вредит экологии.


    Самая бросающаяся в глаза черта мультфильмов: два персонажа-американца, срисованные с Арнольда Шварценеггера и Сильвестра Сталлоне. Гигантский рисованный «Арни» чем-то сродни гипертрофированным супергероям комиксов из 90-х. Рядом с ним бородатый русский Янин кажется ребенком. На фоне неожиданной голливудской «клюквы» несколько теряется основной философский посыл фильма.



    Мультфильмы должны были стать целым сериалом под названием «Звездный мир». В конце второго эпизода Янин оптимистически заявляет, что люди еще вернутся на Геону, но его словам не суждено было сбыться.

    1994–1995 годы: «АМБА»




    Спустя пару лет после «Геоны» Тищенко предпринял вторую попытку продолжить космическую сагу. Две серии мультфильма «АМБА» рассказывают о том, как ученый разработал способ выращивать города из биомассы. Один такой поселок, «АМБА» (Автоморфный Биоархитектурный Ансамбль) вырастили в марсианской пустыне, а другой посадили на отдаленной планете. Связь с проектом прервалась, и туда направили уже знакомого нам инспектора Янина с безымянным напарником.


    Визуальный стиль фильма стал значительно более «западным». Однако содержание осталось верным прежнему курсу на твердую советскую научную фантастику. Тищенко — поклонник писателя-фантаста Ивана Ефремова. В два коротких мультфильма режиссер попытался вместить идею о том, что в будущем технологической цивилизации настанет конец (отсюда и название).


    С экспозицией возникли серьезные проблемы, это типичный случай, когда о происходящем рассказывают, а не показывают. Сражений и героизма на экране хватает, но темп событий «рваный»: сначала на героев нападают инопланетные щупальца, затем они терпеливо слушают рассказ о том, откуда эти щупальца взялись.



    Возможно, в третьей части «Звездного мира» удалось бы избавиться от недостатков предшествующих. К сожалению, советской традиции в новом тысячелетии окончательно не стало, так что теперь все эти мультфильмы — история.

    В подборку не попал ваш любимый научно-фантастический мультфильм? Расскажите о нем в комментариях.


    Madrobots
    400,51
    Приближаем сингулярность за ваши деньги
    Поделиться публикацией

    Комментарии 143

      +22

      «Тайну третьей планеты» забыли.

        +3
        «На задней парте» ещё. И еще «Встреча» 1984 года, это там, где инопланетянин перевоплощался в Бельмондо.
          +2
          «Властелины времени» тоже из тех годов — youtu.be/qtwWkv9OdF0
            +2
            Отличный мульт. И пусть французский.
              0

              «Советский», в смысле, что шел в кинотеатрах в то время :)

                0
                Не совсем: в титрах заметно множество венгерских фамилий. Смотрю статью: и впрямь, целых 5 стран руку приложили.
              +1
              И еще подборки советских мультфильмов:
              www.youtube.com/watch?v=pYhHfiiFi2I&list=PL6_IVuS_Amz-0NpC7I7Dl7lVHImtxsWni
              www.youtube.com/watch?v=CSPbnvjQ4Ww&list=PLPocbTuDlawfm8tsDpdKldmwL-pc_sl8k
              www.youtube.com/watch?v=7NdzkLgFLUw&list=PLItHd89hEUs6Yo6AhKf8Q5UcT5h-0vlh-
              Я и сам — любитель мультфильмов, и в моей коллекции их — огромное количество. Работал одно время в детском приюте (поддерживал работу компьютеров и обучал работе с ними), скачивал из Интернет для детей мультфильмы; и с тех пор по привычке сохраняю все понравившиеся мультфильмы, и моя коллекция все больше и больше разбухает: советские, российские и зарубежные; старые и современные.
            +9
            Не, забыли армянский мультик «Урок». От художника «Говорящей рыбы»
            Просто маст хэв
              +1
              «Урок»


              Это вообще номер 1
                +10
                Офигеть, какая творческая свобода была в СССР.
                Не видел фильм с детства, он оказался очень недетский.
                Даже не буду говорить о сцене самоубийства главной героини, там ведь еще очень много отжига на тему секса. Такую фривольность в мультике сейчас бы на экран не пустили.

                Сцена с лебедем — аллюзия на классический сюжет «Соблазнение Леды Зевсом в образе лебедя»

                Посмотрите на лицо героини и что она делает с шеей лебедя :))
                Здесь — мастер-класс с коктейльной трубочкой, танцы, поплавок и т. д.

                Всё, везде мне мерещится, пошёл искать себе девушку. Как раз продавщица стреляла в меня глазами, как в мультике.
                Армянка. Это знак :)
                  +3
                  В тему творческой свободы в СССР: меня очень поразила концовка фильма «Дорогая Елена Сергеевна».
                  Первый раз использую спойлер для спойлера
                  К учительнице пришли ученики под видом поздравления с днём рождения. Однако, попав в квартиру к учительнице, они заперли её в собственной квартире и начали требовать исправления оценок. Учительница не потерпела такой наглости, закрылась в ванной и совершила роскомнадзор.
                    +2

                    Справедливости ради — фильм 1988 года, самый закат.

                      +2
                      она не потому совершила роскомнадзор, а из за того на что готовы были пойти детишки чтобы добится своего.
                        0
                        Я очень упрощённо всё описал.
                          0
                          не люблю хитрозавернутые вещи, люблю когда все упрощено до максимума… например: когда синие занавески, символизируют синие занавески ))
                        +1
                        Советский кинематограф не раз рвал мне шаблоны и удивлял:

                        Коммунист (1957) — главный герой влюбляется в замужнюю женщину. Муж у неё скотина, что облегчает ситуацию, но всё же. Есть и другие (более интересные) моменты в этом фильме. Показано, что народ без особого энтузиазма реагирует на призывы и агитацию, нужен пример.
                        Герои в советских фильмах не были безупречными, взять хоть Чапаева — в интернационалах путается, Македонского не знает.

                        Оптимистическая трагедия (1963) — революционные матросы (справедливости ради надо отметить, что они анархисты). Знаменитая сцена: "кто ещё хочет попробовать комиссарского тела?". Говорят, что сцена по мотивам реального случая, который произошёл с Ларисой Рейснер. Кино своеобразное, чёрный юмор присутствует. Полезно смотреть даже анархо-капиталистам, у них ведь в начале «анархо».

                        Председатель (1964) — первая часть в целом хороша. Ближе ко второй части начинает казаться, что сценарий писал Солженицын. И что единственным нормальным человеком в послевоенном СССР был этот самый Председатель. Кино вышло после развенчания «культа личности», так что многое объяснимо. Но партия то осталась та же. Так что кино показалось мне смелым. Интересно показан народ.

                        Премия (1974) — отличное кино, можно смело смотреть. Поднимается важная и серьёзная тема. Рабочий человек преподносит урок различным «парторгам». Критика сложившейся системы, хоть и аккуратная.

                        Ключ (1980) — не путать с Тинто Брассом. Кино похоже на «Премию», но более молодёжное.

                        Цензура в СССР была не такой, какой я её себе представлял. Сегодня цензуры как бы нет, но и фильмов аналогичных почему-то нет. Может я просто не знаю про них.
                          0
                          «Сорок первый» (1956). Тоже сильная картина. А уж «Хождение по мукам»…
                            0
                            На самом деле никакого разрыва шаблона нет. В госкультуре сидели далеко не дураки и прекрасно понимали, что кино, даже пропагандистское, должны быть реалистичным. Существовал даже такой термин: «лакировка действительности», им обозначали произведения, черезчур идеализирующие реальность. Установка была: показать, что у нас есть отдельные недостатки (мелкие, второстепенные), но мы с ними боремся и боремся успешно, потому что у нас самый передовой строй! Вот так и с Чапаевым: он же не картонный, а живой, наш человек, от народа, «академиев не кончал», потому и в Интернационалах путается. Но душой и сердцем — пламенный коммунист! А вот попробовать вставить в фильм сцену секса Чапаева с Анкой — это бы мгновенно зарубили.
                              –2
                              На самом деле никакого разрыва шаблона нет.
                              У вас нет, а у меня был. Я в школе учился в самом конце 80-х и почти все 90-е. О Ленине я знал, что он немецкий шпион и дурачок, Сталин — психически ненормальный кровожадный упырь, Берия — извращенец и кровожадный упырь. Верить можно только Солженицыну и другим таким же прекрасным и честным людям.
                              Про советскую цензуру мне было известно, что хуже неё ничего нет. Рубила на корню всё, что можно и нельзя. Творцы ужасно от неё страдали.
                              Установка была: показать, что у нас есть отдельные недостатки (мелкие, второстепенные), но мы с ними боремся и боремся успешно, потому что у нас самый передовой строй!
                              Кино «Председатель», на мой взгляд, не соответствует этой установке. «Премия» тоже затрагивает серьёзные проблемы, а про самый передовой строй там нет.
                              А вот попробовать вставить в фильм сцену секса Чапаева с Анкой — это бы мгновенно зарубили.
                              Сейчас секса с Анкой достаточно, можно даже найти в кино секс с Петькой (хотя последнее время всё труднее). А вот попыток осознания действительности (типа «Премии») — не хватает.
                                0
                                О Ленине я знал, что он немецкий шпион и дурачок, Сталин — психически ненормальный кровожадный упырь, Берия — извращенец и кровожадный упырь. Верить можно только Солженицыну и другим таким же прекрасным и честным людям. Про советскую цензуру мне было известно, что хуже неё ничего нет. Рубила на корню всё, что можно и нельзя. Творцы ужасно от неё страдали.

                                Видимо, узнали из газет.
                                Да, постперестроечный угар — он такой. Кстати, насчёт Солженицына зря.
                                  –2
                                  Кстати, насчёт Солженицына зря.
                                  Зря верил? Так ведь очень многие верили. Это потом я прочитал «Архипелаг ГУЛАГ». И он напомнил мне писанину одного психически ненормального человека, с которой мне пришлось ознакомиться по работе. Странные выдуманные слова, особенности пунктуации, да и некоторые куски текста. Стало понятно, что это (по большей части) сборник баек. Потом я ознакомился с его судьбой. И теперь единственное, что меня удивляет: как эта писанина попала в школьную программу. Литературной ценности в Архипелаге нет, исторической — тем более.
                            +2
                            Грустно, надеялся, что она их соблазнит.
                            +1

                            Нате вам еще, от той же студии. На тему ядрен войны и жмущих на кнопки.
                            Женские вторичные и околопервичные прилагаются.
                            Ветер

                              0
                              на 14:00 мужик еще очень выразительно пялится )
                                0
                                Про свободу это вы зря, эти вещи давались нелегко и путем множественных согласований. При этом, не все мультфильмы в СССР были для детей. В программе так и было написано, мультфильм для взрослых, шел в позднее время. Но очень редко. Обычно это фестивальные мульты который гнили на полках. Большинство приведеных выше я никогда не видел по ТВ.
                                  0
                                  В «Ух ты, говорящая рыба!» Внимание на левое копыто/ногу Ээха.

                                    0
                                    Наркомания какая %)
                                      0
                                      Интересно, как метафорически воспринимать это чудовище — то ли «генокрад», то ли Тиамат (в любом случае — заранее понятно, что такой «морф» не к добру).
                                        0
                                        В «Хрониках Амбера» Желязны и не таких можно встретить. Нормальные ребята.
                                      0
                                      Эти мультфильмы всегда относил к возрастной категории 3+. А оказывается…
                                      0
                                      Офигеть, какая творческая свобода была в СССР

                                      Во-1х, не в СССР, в поздне-перестроечном СССР, это две большие разницы. В стране бушевала гласность, тиски цензуры ослабли и вываливать на экраны «подтекст» стало не просто можно — модно. Народ истосковался по запрещенке. Во-2х, подобные мультики шли не в прайм-тайм, а вечером, была такая рубрика «мультфильм для взрослых».

                                      Такую фривольность в мультике сейчас бы на экран не пустили.

                                      Смешно ))) Сейчас чуть ли не в каждом фильме — постельная сцена, какое бы там «не пустили!»
                                      0
                                      Был еще «Ветер», от него же. Такой себе постапокалипсис…
                                        0
                                        Ну, «Ветер» — это отдельная тема. Там он даже позиционируется, как фильм для взрослых. Но наркомания там та ещё…
                                      +4
                                      Спасибо за экскурс.
                                      Не мультфильмы, но: «Москва — Кассиопея», «Через тернии к звёздам».
                                        +2

                                        А ещё — сериал телеспектаклей "Этот фантастический мир". Особенно запомнились выпуски про Томаса Вульфа и про разумную подводную лодку.

                                          0
                                          Прятались под одеялом от наснившегося под воздействием инопланетной психокинетической атмосферы монстра там?
                                            0
                                            «Абсолютная защита» Роберт Шекли (Ghost V, похоже, в оригинале). Экранизировался ли, не знаю, но это единственный рассказ, который я читал и в котором такое было. Вы не о нем, случайно?
                                        +2
                                        Кин дза дза же!
                                          +1
                                          Опа! Ну конечно! Ну слонов, обычно, и не замечают.
                                          +1
                                          drWhy, фильмы известные хорошо, а есть фильмы которые уже не помнят, в силу того что они потерянны или лежат на полках.

                                          Яркий пример Мальчик со шпагой, сериал.

                                          image
                                            +1
                                            Этот сериал смутно припоминаю. В детстве хотелось приключений, романтики: «Кортик», «Два капитана»… Но, несомненно, сериал достойный. Владислав Крапивин весьма продуктивный и востребованный автор. Недавно ребёнку купили книжку «Прыгалка» (2010) — остался доволен. Хотя пару томов «Гарри Поттера» проглотил чуть ли не быстрее.
                                          +1
                                          но в главном герое определенно угадывается Джон Леннон


                                          Это было модно тогда.
                                          В «Полигоне» в генерале однозначно угадывается Жан Габен, остальные персонажи тоже кого-то очень сильно напоминают (брюнет с усами — Ринго Старр, нет?)
                                            +3
                                            Жан Габен ещё есть в «Ограблении по...». И Луи де Фюнес. Некоторая фантастичность, а скорее фантасмагоричность в мульте присутствует.
                                              0
                                              И там же Бриджит Бардо и Ален Делон.
                                                0
                                                Спасибо, о них даже забыл.
                                                  0
                                                  А в итальянской версии Марче́лло Мастроя́нни и Софи Лорен.
                                                  В русской Савелий Крамаров, больше никого не узнал.
                                                    0
                                                    В итальянской части главный герой — скорее, Нинетто Даволи.

                                                    В русской версии кроме Крамарова ещё Станислав Чекан и Михаил Жаров (в роли Анискина).

                                                    Во французской ещё Фернандель — Габен, загримированный под сантехника.
                                            +1
                                            Будет ласковый дождь (1984) (ремастер 2019)


                                            О, наконец-то нормальное качество!
                                            Спасибо!
                                              +2
                                              Где были эти мультфильмы в 90х годах моего детства. Почему о них забыли. Ведь было что показать.
                                                +3
                                                «Будет ласковый дождь» точно показывали по ТВ в самом начале 90х. Я ещё помню, что этот мульт меня тогда напугал больше, чем ужастики про Фредди Крюгера.

                                                Фантодром тоже показывали. Контакт и Контракт лично не помню, но их часто упоминают в ретро-сообществах любителей 80х-90х, так что, вероятно, они тоже попадали на телеэкраны.

                                                Тут дело может быть в том, что в советские времена эти мультфильмы могли считаться мультфильмами для взрослых (да, была такая категория, и в 99% случаев не из-за откровенных сцен), и показывали их поздно ночью.

                                                Собственно, «будет ласковый дождь» ночью и показывали, и посмотрел я его чисто случайно из-за того, что допоздна переделывал домашнее задание после придирчивой проверки родителями (сжалились и разрешили перерыв)
                                                  +6
                                                  Контакт тоже часто показывали. У меня музыка из него стойко ассоциируется именно с мультом.
                                                  +1
                                                  Где были эти мультфильмы в 90х годах моего детства.


                                                  В 90х у нас по кабельному «Калигулу» показывали в прайм-тайм, в самой полной версии.

                                                  Как и документалку типа «Как и откуда берутся дети» (в детское, что ни на есть, время)
                                                    0
                                                    Так это и удивляет. У нас кабельного не было, и показывало буквально 2 канала. И то до 97 с вещанием были проблемы. (Показывал После 6). Но могли бы показывать, ведь порой они со смыслом, пусть и более глубоким.
                                                      0

                                                      Я уверен, что ситуация зависела от региона, но в Москве уже были, помимо двух первых:
                                                      Общеобразовательный канал (это там где всякие испанские-итальянские-немецкие языки им АБВГДейка);
                                                      "Ленинградский канал" если повезёт, почему-то не во всех районах ловил, не помню от чего зависело (это там, где Зебра, Музыкальный Ринг, 50/50, Пятое Колесо и другие 600 секунд)
                                                      Телеканал "2х2", не тот, который сейчас, а там, где ламповый MTV, кино, мультики, BIZ Interprizes, Лена Засимова, Super Channell и всякое такое.
                                                      ТВ6 всякое развлекалово, типа СТС.
                                                      И, да, все эти мультики показывали в нормальное "детское" время. Просто вы их почему-то не видели тогда.

                                                        0
                                                        Довольно часто, в зависимости от условий, заносило польское телевидение, даже посмотрел несколько серий детского фильма.
                                                        Однажды, слегка перестроив ПТК на ч/б ламповом телевизоре (над переключателем отверстие под тонкую отвёрточку было), поймал настроечную таблицу Denmark Radio.
                                                          0
                                                          Пытался найти мини-мульты что показывали на MTV в 90-е. Помню начинались как правило с фразы «Are you hungry ?».
                                                            0

                                                            Я только это помню.

                                                              0
                                                              Я не поленился. И из этого мульта на телефон себе эту мелодию запилил. Кто в теме, улыбаются до ушей)). DirtyBirdy.
                                                    +2
                                                    Спасибо за подборку. «Перевал» все таки лучше сначала прочитать а потом смотреть, тогда понятнее будет. И вообще почитать всю серию про Павлыша, там много интересного.
                                                      0
                                                      А вот вторую часть «романа» читать не нужно. «Перевал» самодостаточен, задуман и написан не подразумевая продолжения. И просто гораздо сильнее. Часть «За перевалом» приделана по просьбам трудящихся, жаждущих хэппи энда. И привязка к сериалу о Павлыше, всю повесть решающем свои амурные дела, происходит только в ней.
                                                        0
                                                        Павлыш каждый раз свои амурные дела решает. Но не готов с вами согласиться, вторую тоже стоит прочитать.
                                                          0
                                                          И в чем смысл второй части? Какая там идея заложена?
                                                          Павлыш вообще, Джеймс Бонд от космической медицины, в каждом повести своя любовь всей жизни.
                                                            0
                                                            Просто он как кот. В смысле много жизней. Но в пределах жизни — одна-единственная.
                                                              0
                                                              Я, признаться, не помню в каком месте заканчивается первая и начинается вторая часть. Всегда воспринимал как единое целое. Тем кто не читал как минимум стоит попробовать чтобы составить собственное мнение на этот счет. Про Джеймс Бонда (В широком смысле, не в контексте любви всей жизни), в целом это стилистика у Кира Булычева такая, у него и Алиса может запросто дернуть на космическом корабле куда-нибудь (Это подросток то) и Кора Орват тоже отличалась.
                                                          0
                                                          И «Перевал», по-моему, мультипликаторы пере… слали в раздел туалетной бумаги. Иллюстрации в емнимс «рамочке», в которой издавался «Посёлок», со своим как-бы-натурализмом куда лучше передавали почти безнадёжное состояние людского бытия на краешке чужеродного леса посреди той планеты.
                                                            0
                                                            Ох, серия про Павлыша — пожалуй, один из наилюбимейших циклов произведений моего детства.
                                                            Зачитывался и перечитывал по несколько раз. Город наверху, Подземелье ведьм, Последняя война… и тот же Поселок, конечно.
                                                            Когда говорят о советской (около-)космической фантастике, то сразу ассоциация именно с этими книгами.
                                                            +2
                                                            Непонятно, почему отсчёт начинается с 1977 года. Ведь советская мультипликационная научная фантастика намного старше: достаточно вспомнить Полёт на Луну 1953 года.

                                                              +1
                                                              достаточно вспомнить Полёт на Луну 1953 года.


                                                              Точно! Когда-то (больше, чем 50 лет назад) — был самый любимый мульт.
                                                              Как и сюжет из «Фитиля» — «Есть ли жизнь на Марсе?» (1969 г.)

                                                                0
                                                                Да, «Полёт на Луну» 1953 года — чудесная (непригодившаяся, к сожалению) профориентация.
                                                                А каково: «Давай бухти мне, как космические корабли бороздят Большой театр, а я посплю»?
                                                                «Операция Ы...»
                                                                Даже в анекдотах:
                                                                «Как зовут?» — «Лёха!» — «Кем будешь?» — «Космонавтом» — «Кем, кем?» — «Лёха!».
                                                                0
                                                                Ведь советская мультипликационная научная фантастика намного старше: достаточно вспомнить Полёт на Луну 1953 года.

                                                                А как же «Межпланетная революция» 1924 года про Аэлиту?
                                                                +2
                                                                В подборку не попал ваш любимый научно-фантастический мультфильм?


                                                                «Из дневников Ийона Тихого. Путешествие на Интеропию» 1985 г.
                                                                «Приятного вам млекопитания!» (с)
                                                                  +2
                                                                  Попал. «Перевал», конечно, номер один.
                                                                  Там есть одна ценная сцена в космолёте, когда герой стоит у пульта и слышит и видит других людей на экране, но не понимает как сделать так, чтобы они его услышали, а позже уходит и говорит: «я научусь и они меня услышат», только примерно представляя какую бездну знаний ему придется осилить и не боится этого. Это очень крутой пример.

                                                                  режиссер Назим Туляходжаев из Ташкента… спустя три года он снял фильм по рассказу «Вельд»

                                                                  Так вот кому надо сказать спасибо за психологические травмы. Я в юности посмотрел и единственное что помню — то что полтора часа на экране творился лютый п*****ц и другого слова тут не подобрать
                                                                    +3
                                                                    полтора часа на экране творился лютый п*****ц

                                                                    Спасибо за рекомендацию! прямо сейчас и заценю!
                                                                      0
                                                                      «Сталкера» ещё, двухсерийного, ребёнку, в кинотеатре, а на улице ливеняка…
                                                                      Обожаю с тех пор!
                                                                    0
                                                                    В «Вампирах геоны» шикарнейший саундтрек: Сёмен Сон гр. Джокер — Магия
                                                                      0
                                                                      Да что там — на этом выросли. Однако, время идёт и то, что мы-старпёры называем фантастикой сейчас проходит по статье ретрофутуризма. А сегодняшняя фантастика для молодёжи — это Марвел и прочее такое. Увы.
                                                                        0
                                                                        А сегодняшняя фантастика для молодёжи — это Марвел и прочее такое

                                                                        Ну нет, как с 80х пошел курс на киберпанк, так и остался. Бегущий по лезвию, Deus Ex, Cyberpunk 2077, вот это всё.

                                                                        Тут на самом деле речь о культуре в общем: старая фантастика это все-таки период модернизма, когда были представления о светлом будущем и линейном развитии, вера в то, что технический прогресс решит все проблемы; но потом пришел постмодернизм, пришла и новая, адекватная этой культуре фантастика — киберпанк.
                                                                          0
                                                                          но потом пришел постмодернизм, пришла и новая, адекватная этой культуре фантастика — киберпанк.


                                                                          Полигон, Контракт и Сражение — вполне себе киберпанк.

                                                                          Апд.: Да и «Будет ласковый дождь» — тоже
                                                                            0
                                                                            Дождь чистейший постапок, киберпанк разве что намекается как бывший «до».
                                                                            Полигон не очень тянет — там киберпанк ещё не наступил.
                                                                            «Контракт» в оригинале НФ без примесей, «To boldly go...» и находчивость.
                                                                            Вот Сражение да, вписывается в киберпанк легко.
                                                                              0
                                                                              Дождь чистейший постапок, киберпанк разве что намекается как бывший «до».


                                                                              Постапокалипсис там у Брэдбери, в мультике даже характер катастрофы не объясняется, тем более — ее масштаб (возможно, что и сугубо локальный)
                                                                              А основная идея там чисто киберпанковская — бессмысленность существования ИИ и технологий в отсутствии человека.

                                                                              Полигон не очень тянет — там киберпанк ещё не наступил.


                                                                              Он там успел и наступить, и закончиться )
                                                                                0
                                                                                в мультике даже характер катастрофы не объясняется
                                                                                Если честно, в то время характер катастрофы объяснять не было необходимости. Все прекрасно понимали, о чем речь.
                                                                                  0
                                                                                  Если честно, в то время характер катастрофы объяснять не было необходимости


                                                                                  1984 — это не 1964, когда ядерная война была более чем вероятна.
                                                                                  Уже были и «разрядка напряженности» и договоры ОСВ.
                                                                                  Именно в 1984 году я услышал от наших офицеров фразу «Войны (имелось в виду глобальная ядерная) — не будет»
                                                                                  А вот киберпанк уже буквально носился в воздухе («Бегущий по лезвию» был снят еще в 1981).
                                                                                  Хотя сам термин «киберпанк» в СССР стал широко известен только после публикации в №4-6 журнала «Химия и жизнь» за 1989 год «Нажмите „ВВОД“ Джона Варли — наверняка в стране были люди, знакомые с ним и раньше.
                                                                                    0
                                                                                    Вы, видимо, чуть старше меня. Плотно общаться с офицерами я начал года на три позже. Но если офицерам что-то там стало ясно, то мирным жителям, ответственно заявляю, как их в то время представитель, вовсе нет. Это был навязчивый кошмар всех моих знакомых.

                                                                                    Тем более, что газеты продолжали рассказы об империалистической агрессии США.
                                                                                    (Навскидку. «Труд», 10 февраля 1984: Под видом медицинских исследований в США ведется разработка варварского биологического оружия. На это, в частности, указывает сообщение газеты «Вашингтон Пост»...
                                                                                    «Труд», 11 февраля 1984: Размещение новых американских ядерных ракет в Западной Европе, беспрецедентный по размерам бюджет Пентагона на новый финансовый год
                                                                                    «Труд», 15 февраля 1984: Американская администрация продолжает гонку вооружений. На верфи города Нью-лондон (штат Коннектикут) спущен на воду новый атомный подводный ракетоносец «Джорджия», способный нести на борту ядерные ракеты...)

                                                                                    А еще нам неоднократно напоминали, что предыдущая война началась «вероломно без объявления» и «несмотря на заключенный договор о ненападении». Так что цена всем этим ОСВ (помню я ОСВ-2, все уши им прожужжали) в бытовом сознании была не весьма высока.

                                                                                    В конце концов, «На следующий день» снят в 1983-м, а «Письма мертвого человека» в 1986-м. Наглядное свидетельство актуальности темы.
                                                                                      0
                                                                                      Но если офицерам что-то там стало ясно


                                                                                      В 1984 я был на курсах подготовки офицеров запаса (или как оно там правильно называлось) — уже после вуза и срочной службы (военные кафедры были не везде)
                                                                                      Там нам порассказали ужасов про истинный характер возможной ракетно-ядерной войны (штатским лучше не знать подробностей ), но тут же и успокоили — именно поэтому войны и не будет )
                                                                                      Хотя данную фразу я слышал еще в части.

                                                                                      мирным жителям, ответственно заявляю, как их в то время представитель, вовсе нет.


                                                                                      В то славное время в нашем городе только одних высших военных училищ было три штуки, плюс практически все, кто не был инвалидом служили срочную в армии — а все остальные были их родственниками. Понятие «мирный житель» было весьма условным.

                                                                                      Тем более, что газеты продолжали рассказы об империалистической агрессии США.


                                                                                      Это был фоновый шум, на который в 1984 году никто не обращал внимание.
                                                                                      Проблемой тогда был Афган, но это уже совершенно другое.

                                                                                      в бытовом сознании была не весьма высока


                                                                                      В 1966 году дети в младшей группе пионерлагеря (7-8 лет) после отбоя рассказывали друг-другу, что у американцев есть бомба, которая может сжечь все. Обсуждались возможные способы спасения (убежать в реку)
                                                                                      И это было реально страшно.
                                                                                      В 1984 ничего подобного и близко уже не было.

                                                                                      В конце концов, «На следующий день» снят в 1983-м, а «Письма мертвого человека» в 1986-м.


                                                                                      Эти фильмы, собственно, были сняты по политическим соображениям.
                                                                                      То, что их сняли — как раз и говорит о том, что стало можно подробно говорить о подобных вещах, не рискуя вызвать панику среди населения.
                                                                                      (трудно представить, чтобы «Письма… » могли быть сняты в период Карибского кризиса)

                                                                                        0
                                                                                        В 1966 году дети в младшей группе пионерлагеря (7-8 лет) после отбоя…
                                                                                        И это было реально страшно.
                                                                                        В 1984 ничего подобного и близко уже не было.
                                                                                        Я понял.
                                                                                        Просто в 1984-м вы находились уже в другой возрастной и, если так можно выразиться, заодно информационной категории. Можете не верить, но страх среди школьников (не знаю насчет младших, но подозреваю, что тоже) к середине восьмидесятых не делся никуда. Да и взрослые, кому не повезло обладать гражданской профессией…

                                                                                        «Письма» сняли при Горбачеве. Действительно, сложно поверить, что их бы при Хрущеве если бы не сняли, то выпустили бы на экран.

                                                                                        Но мы все же говорим не об нуклеофобии как таковой (UPD: она как раз появилась несколько позже), и не о резонности ожидания войны как таковой, а о общих местах культурного, извиняюсь за выражение, кода, понятных населению без прозрачных намеков. Собственно я и утверждаю, что понимание мировой катастрофы по умолчанию в то время сводилось к ядерной войне. Все остальные случаи как раз требовали явного упоминания причины.
                                                                                          0
                                                                                          Можете не верить, но страх среди школьников (не знаю насчет младших, но подозреваю, что тоже) к середине восьмидесятых не делся никуда


                                                                                          У меня отец был педагог, работал в обычной школе.
                                                                                          Одно время ему, в качестве дополнительной нагрузки, поставили уроки по ГО (были и такие)
                                                                                          Когда я приходил к нему на работу — в неком подобии каптерки у него висели плакаты по ГО и лежал почти десяток различных приборов (измерители радиации, приборы, позволяющие проверить местность и предметы на химическое заражение и проч.)

                                                                                          Плакаты по ГО были весьма впечатляющие (как я теперь уже понимаю — художники использовали фото с мест реальных испытаний я/о, включая и фото американских, в Неваде)
                                                                                          Это все было в конце 60х и начале 70х.

                                                                                          К тому времени, когда я учился в старших классах школы, у нас уже не было ГО в том объеме, что раньше — ситуация в мире изменилась.
                                                                                          Приборы мы не изучали, плакаты не рассматривали (хотя на экскурсию в противоатомное убежище нас все еще водили)
                                                                                          Раздел про ЯО в учебнике по НВП был достаточно лаконичным и не вызывал паники.

                                                                                          Последние массовые учения по ГО проводились у нас где-то в 1982 году (я так понимаю, в связи с размещением ракет средней дальности в Европе).
                                                                                          В ходе учений отрабатывалась массовая эвакуация школьников. Я при сем присутствовал, помогая отцу (он руководил процессом, по старой памяти).
                                                                                          Народ был настроен крайне несерьезно, это был натуральный хэппенинг. Прогулка с девочками на природу.

                                                                                          Да и взрослые, кому не повезло обладать гражданской профессией…


                                                                                          На заводе, где я работал (формально — чисто гражданском ), было большое бомбоубежище. При котором были постоянные и временно привлекаемые сотрудники. В их обязанность входило плановое проведение учений (в остальное время там хранились лыжи и прочий подобный инвентарь ).
                                                                                          Так что наши, сугубо гражданские рабочие и специалисты, были в курсе всех происходящих на атомном фронте событий )
                                                                                          И да, в ВУЗе у нас тоже было ГО, там, в отличии от школы, нас в основном ориентировали на СНАВР (спасательные и неотложные аварийно-восстановительные работы)

                                                                                          Так что гражданских не в теме в СССР не могло быть в принципе )

                                                                                          кода, понятных населению без прозрачных намеков.


                                                                                          Тогдашнее население, особенно молодое, практически все было в курсе — кто такой Рэй Брэдбери и по какой книге был снят этот мультфильм.
                                                                                          Потому как Рэй Брэдбери был самым издаваемым (и пропагандируемым) в СССР американским фантастом (Артур Кларк тихо плакал в сторонке).

                                                                                          (помню тот ужас, который объял меня при прослушивании радиопостановки про «451 градусу» в 1969 году — механический пес был куда страшнее даже уэллсовских марсиан )

                                                                                          Так что все, кто был способен до конца досмотреть этот мультфильм — были в курсе и даже могли «на глаз» отличить его сюжет от сюжета оригинала.

                                                                                          А как тут уже отмечалось — расхождения там весьма существенные — и как раз в плане последствий применения ядерного оружия
                                                                                          (никакая бомба не способна за одну ночь превратить человеческие тела в порошок)
                                                                                            0
                                                                                            все, кто был способен до конца досмотреть этот мультфильм — были в курсе и даже могли «на глаз» отличить его сюжет от сюжета оригинала.
                                                                                            Возвращаемся к исходному тезису: «в то время характер катастрофы объяснять не было необходимости».
                                                                                            Верно ли я понимаю, что с этим вы согласились?
                                                                                            Поскольку обсуждать, на каком заводе в каком состоянии было бомбоубежище, можно долго и с наслаждением, но к финалу дискуссии это нас не приведет.

                                                                                            Да, расхождений в мультфильме достаточно. Впрочем, словосочетание «по мотивам произведения» в титрах тоже всем было знакомо, и намекало на значительную долю взгляда режиссера. В случае меньшей доли отсебятины, емнип, писали «по произведению».
                                                                                              0
                                                                                              Возвращаемся к исходному тезису: «в то время характер катастрофы объяснять не было необходимости».
                                                                                              Верно ли я понимаю, что с этим вы согласились?


                                                                                              Как раз характер катастрофы в этом фильме и не раскрыт.
                                                                                              Более того, он намеренно сделан так, что по максимуму убрать намеки именно на ядерную катастрофу.

                                                                                              Может сложиться впечатление, что людей уничтожил именно вышедший из строя ИИ (на что намекает и финал фильма).

                                                                                              Тема «бунта роботов» в позднем СССР была крайне популярной (в первую очередь — в связи с политической подоплекой) см., например фильм «Отроки во вселенной» или такую книгу как «Дрион покидает Землю» (есть еще и другие).
                                                                                              А тут еще и входящий в моду киберпанк.

                                                                                              И для избежания неправильного понимания («согласен/несогласен»), в качестве резюме:

                                                                                              1. Страх атомной войны в СССР реально существовал и был присущ всем слоям общества. Этот период условно длился с 1946 по 1973 год и активно поддерживался пропагандой.
                                                                                              2. После окончания войны во Вьетнаме, поездки Брежнева в США, совещания в Хельсинки и после договоров ОСВ — политика в СССР резко поменялась (пропаганда, естественно, тоже). Появился тезис — «войны не будет». Это понимали не только военные, но и все гражданское население (так как гражданское и военное в СССР было неразрывно связано начиная со школы). Причем сам тезис «войны не будет» с вероятностью, близкой к 100% был спущен сверху.
                                                                                              3. Некоторое обострение произошло в период «после Суслова и Брежнева» (т.е. в 1982...1983 гг), связанное с размещением ракет средней дальности в Европе (туда же, до кучи, относится и инцидент с корейским Боингом). Вероятно, именно тогда и появился заказ на мультфильм «Будет ласковый дождь».
                                                                                              Но уже в начале 1984 г. ситуация вновь поменялась и напряженность резко спала (буквально за один день, я не шучу). И, вероятно, именно после этого — сюжет данного мульта был подкорректирован.


                                                                                                0
                                                                                                Хорошо.
                                                                                                Будем считать, что я и мое окружение просто выпали из всего гражданского населения. Бывает.
                                                                                                Про мультфильм вы, скорее всего, правы.
                                                                                                Благодарю за дискуссию и желаю удачи.
                                                                            +4
                                                                            Наблюдал недавно факты, которые привели меня к выводу, что «мужики в лосинах» — это современная фантастика.

                                                                            1. 3 из 5 самых кассовых за месяц фильма недавно были про них.

                                                                            2. Умный мальчик 10 лет:
                                                                            — Дядя Женя, что читаете?
                                                                            — Да вот фантастику. (В руках — Виндж).
                                                                            — А, я тоже люблю фантастику, особенно Капитана Америку.

                                                                            3. Два подростка, лет 14:
                                                                            — Ну как тебе война бесконечности.
                                                                            — Да я не смотрел.
                                                                            — А чё так?
                                                                            — Принципиально не смотрю это!
                                                                            … нифига себе думаю — наверно читает Хейнлейна под одеялом по ночам, как мы в молодости!..
                                                                            — А чё не смотрешь то?
                                                                            — Да там все не правильно! (И начинает подводить теоретическую базу, как и кого должны мочить эти самые мужыки в трико)

                                                                            Так что вот.
                                                                              0
                                                                              Как будто Приключения Электроника лучше. И тоже в лосинах, кст, местами. SciFi всегда был, про инопланетян и прочее, довольно близким к трашу, все эти лягушки с марса которые хотят поработить Луну. А фильмы по комиксам — это не вообще SciFi.
                                                                                0
                                                                                От лосин можно отдохнуть на сериале «Доктор кто», как в классической, так и в современной частях. Бонусом тонкий английский юмор.
                                                                                  0
                                                                                  Да полно сравнительно хорошей фантастики без лосин и в то же время без киберпанка. Любой обзор возми, вот например collider.com/best-sci-fi-movies-on-netflix. (я люблю киберпанк, но речь не о нем)
                                                                              0
                                                                              Ну какой же Бегущий… киберпанк, это нуар в антураже будущего.
                                                                                0
                                                                                Одно другому в принципе не мешает, нуар хорошо на киберпанк ложится.
                                                                              0
                                                                              А сегодняшняя фантастика для молодёжи — это Марвел и прочее такое. Увы.
                                                                              Хорошая фантастика никуда не делась, а это такой же обычный ширпотреб, как советские «Неуловимые».
                                                                              +1
                                                                              Ностальгия…
                                                                              Полигон самый любимый — очень умело манипулирует чувствами, аж до мурашек.
                                                                                +2
                                                                                Мне в детстве очень нравился мультфильм «Чудо».
                                                                                  0
                                                                                  Да!!!
                                                                                  image
                                                                                    +1
                                                                                    Вот только вчера посещал занятную лекцию о цензуре в советской мультипликации, оказывается у данного мультика есть вырезанная трёхсекундная сцена в которой город показывается на отдалении, и видно что город состоит из нескольких уровней расположенных друг над другом, действие мультика происходит на самом верхнем, а посреди этого пустыня
                                                                                      0
                                                                                      Интересно почему вырезали.
                                                                                        +1
                                                                                        По этому мультфильму заключения комитета поднять не удалось, мне кажется комитет увидел в многоярусности классовое разделение
                                                                                          0
                                                                                          Мультфильм хорошо перекликается с фильмом Вендерса «Алиса в городах», который создает похожую пугающую урбанистическую атмосферу.
                                                                                  0
                                                                                  Советские мечты о будущем
                                                                                  Заголовок плохо коррелирует с содержанием — перечислены только экранизации, причем только мультипликационные, причем не только советского производства. И, самое главное, по произведениям не только советских писателей.

                                                                                  P.S. По заголовку лично мне сразу вспомнилась книга «Гость из бездны» Георгия Мартынова.
                                                                                  0
                                                                                  Спасибо за подборку, обязательно посмотрю.
                                                                                    0
                                                                                    Посадка на двигателях в 1985-м: FANTADROMS — Vol. 1 LAUGHTER.
                                                                                    Интересно, можно ли этим перебить патенты на Grasshopper Маска?
                                                                                    Заголовок спойлера


                                                                                    Петля Лофстрома в 1953: Полет На Луну («Союзмультфильм»)
                                                                                    Заголовок спойлера


                                                                                      0
                                                                                      По возрасту подходит, как раз, юноша бледный со взором горящим.
                                                                                      И что-то в этом галстуке показалось…
                                                                                      Маск
                                                                                        –12
                                                                                        Как же хорошо что эта страна уже история и цензуренные мультфильмы лишь отблеск прошлого.
                                                                                          0
                                                                                          «Всё имеет свой конец, своё начало.»
                                                                                            –8
                                                                                            +1
                                                                                            +1
                                                                                            Меня такая графика в мультфильмах в детстве пугала. Она взрослая, не для детей.
                                                                                              +4
                                                                                              Некоторые из упомянутых мультфильмов и позиционировались для взрослой аудитории. Выше писали, их всегда крутили в недетское время.
                                                                                              Были, конечно, и детские мультфильмы, не отличающиеся особой эстетической притягательностью. На сеансах мультфильмов в кинотеатрах (а по телевизору мультфильмы шли нечасто) юные зрители дружно вздыхали, видя начало тусклого кукольного мульта.
                                                                                              А были и вполне всевозрастные мультфильмы, при этом радовавшие глаз: «Падал прошлогодний снег».
                                                                                              –3
                                                                                              я просто оставлю этот комментарий, что бы в моем трекере публикаций появилась данная статья и я мог посмотреть эти мультфильмы
                                                                                                +7
                                                                                                Пункт «добавить в закладки» делает то же самое, не захламляя комментарии по сути бессмысленными.
                                                                                                  +1
                                                                                                  Не добавить в закладки, а отслеживать новые в трекере

                                                                                                0
                                                                                                Что в вашем понимании означает «советская традиция»? На мой взгляд, мультфильмы выполнены в разных стилях и техниках, часто по произведениям «капиталистических» авторов. Или вы имеете в виду, только период до развала СССР?
                                                                                                  +1
                                                                                                  Мне очень нравится «Голубой метеорит» youtu.be/m_uO2IBXE30
                                                                                                  хоть и не совсем фантастика, но про подарок драгоценный.
                                                                                                    –2

                                                                                                    С удивлением узнал из этой статьи, что в «Будет ласковый дождь» оказывается есть антивоенная тематика. Я не читал оригинал, и даже для гротескной фантасмагории представить взрыв, который испепелил людей в домах и не тронул занавески — это перебор.
                                                                                                    Я всегда видел смысл сюжета в моменте с птицей. У робота перемкнуло, и он спросил "пароль" у спящих людей, и когда они не ответили, робот убил их, а затем спокойно занялся своими делами. После птицы он понял, что сделал, и отроскомнадзорился.

                                                                                                      0
                                                                                                      На момент когда я этот мультфильм увидел я уже знал про «нейтронную» бомбу.
                                                                                                        0
                                                                                                        Кстати, на самом деле то, что мы тогда «уже знали» — миф:
                                                                                                        Реально производимые нейтронные боеприпасы имеют мощность не более 1 кт. Подрыв такого боеприпаса создаёт зону поражения нейтронным излучением радиусом около 1,5 км (незащищённый человек получит опасную для жизни дозу радиации на расстоянии 1350 м). Вопреки распространённому мнению, нейтронный взрыв вовсе не оставляет материальные ценности невредимыми: зона сильных разрушений ударной волной для того же килотонного заряда имеет радиус около 1 км.
                                                                                                          0
                                                                                                          Может быть, просто планета попала под джет.
                                                                                                      0
                                                                                                      Кстати имя робота-кота Индритис читается, не Индрикс.
                                                                                                        +1
                                                                                                        «Упущенная галактика» 1989, youtu.be/VknuydoetD4
                                                                                                          +3
                                                                                                          Часы судного дня нынче переводят по вполне надуманным поводам. Например, «президент не верит в серьёзность глобального потепления». Нет, не шутка — такое обоснование было среди аргументов 2017-го года. Ранее «недостаточные усилия по борьбе с климатическими изменениями» тоже встречались.
                                                                                                          Если с ядерным оружием символическая градуировка часов ещё какой-то смысл имела, то теперь это просто профанация, потому что у «опасность глобального потепления» градуировки нет. С ней они запросто могу уйти в «всё умерли» что при «час тридцать ночи», что при «без минуты полночь».
                                                                                                            0
                                                                                                            Забыл как мультфильм называется, конец 80-ых или начало 90-ых. По сюжету тарелка прилетает на Землю, в деревню. Где местные жители вступив в контакт научил инопланетян пить. По возвращению на свою планету, пришельцы ушли в продолжительный запой и их планета по этой причине со временем деградировала.
                                                                                                            P.S. Нашёл :)
                                                                                                              0
                                                                                                              мультик конъюнктурный — в рамках антиалкогольной компании
                                                                                                              0
                                                                                                              Отличная подборка, спасибо! Добавления:

                                                                                                              «Когда-то давно» www.youtube.com/watch?v=o5jgrUVNhWY (люблю пересматривать, интересная графика и саундтрек интересный)

                                                                                                              «Урок» www.youtube.com/watch?v=_Z9G7AHb05g (кажется, «Урок» был выше в комментариях, потом проверю)
                                                                                                                0
                                                                                                                и туда направили уже знакомого нам инспектора Янина с безымянным напарником
                                                                                                                Почему безымянным? Макс же.
                                                                                                                  0
                                                                                                                  К сожалению, советской традиции в новом тысячелетии окончательно не стало, так что теперь все эти мультфильмы — история.


                                                                                                                  На мой взгляд вот эта анимация стилистически близка к советским фильмам:
                                                                                                                    0
                                                                                                                    «Фаэтон — сын солнца» (1972). Мой любимый научно-фантастический советский мультфильм. Хотя гипотеза, на которой он построен, оказалась ошибочной — планета Фаэтон не взорвалась, а просто не смогла сформироваться, в отличие от остальных планет солнечной системы.
                                                                                                                      0
                                                                                                                      Хотя гипотеза, на которой он построен, оказалась ошибочной


                                                                                                                      Она считалась ошибочной уже на момент выхода этого фильма, о чем писали тогдашние критики.
                                                                                                                      Была еще книга Казанцева «Фаэты», с другим сюжетом, но основанная на той же гипотезе — там планета Фаэтон погибала в результате возникновения (после подрыва некоего аналога «Царь-бомбы») самоподерживающейся термоядерной реакции, приведшей к взрыву всех океанов планеты.
                                                                                                                      Похоже, что «Фаэтон — сын солнца» как раз по идее Казанцева и снимался…
                                                                                                                      0

                                                                                                                      Уже много лет ищу комикс, то ли российский, то ли советский. По сюжету, астронавта (Джим?) срочно вызывают на Марс (Луну?), где он внезапно обнаруживает роботов убийц, уничтожает их несколько штук, и в конце сбрасывает предателя-человека в бак с кислотой.
                                                                                                                      Читал этот комикс в детстве, примерно в середине 90-х. Если кто подскажет название, буду благодарен. Очень нравились иллюстрации, красиво было нарисовано, после этого стал интересоваться фантастикой

                                                                                                                        0
                                                                                                                        Имейте в виду, что комикс не обязательно был оригинальным, мог быть перепечаткой, возможно, это расширит и облегчит поиск. Помню в середине 80-х в журнале «Наука и жизнь» с удивлением обнаружил комикс «Астерикс и Обеликс», впервые увидел этих незнакомых интересных героев.

                                                                                                                        Сам ищу, пока безрезультатно, рассказ из «Юного техника». Там юный герой на незнакомой планете оказывается с верным питомцем (судя по всему, творением биоинженерии), умеющим произвольно менять внешнюю форму. Герою холодно и голодно, питомец, как может, поддерживает его, помогает согреться. Потом герой просыпается, видит аппетитный пончик и, хотя и понимает, что пончика быть не может, кусает его. Пончик превращается в укушенную зверюшку.
                                                                                                                          0
                                                                                                                          Есть сборник рассказов из ЮТ (например, jt-arxiv.narod.ru), можете пролистать, наверняка найдется. Тоже искал там рассказы, которые читал в детстве, и находил
                                                                                                                            0
                                                                                                                            Спасибо, нужно будет просмотреть. DjVu всем хорош, кроме отсутствия текстового поиска. Находил сборник именно фантастических рассказов из ЮТ, но там не обнаружил. В ЮТ пропускали фантастику и от малоизвестных авторов. Ещё находил сборник фантастики из «Вокруг Света».

                                                                                                                            Upd. Спасибо автору архива ЮТ, не поленился кроме собственно качественных сканкопий сделать текстовое оглавление.
                                                                                                                              0
                                                                                                                              DjVu всем хорош, кроме отсутствия текстового поиска.

                                                                                                                              Есть текстовый поиск в DjVu, главное, чтоб был текстовый слой (STDU Wiever умеет по крайней мере). И кстати, в первом скаченном с jt-arxiv.narod.ru номере 86\03 поиск работает.
                                                                                                                                0
                                                                                                                                И снова спасибо. Всегда был уверен, что поиска нет. Sumatra PDF тоже ищет.
                                                                                                                            0
                                                                                                                            «Зверушка для Малыша», так и называется. Было дело, читал в детстве…
                                                                                                                              0
                                                                                                                              Ай, спасибо, дорогой. Точно!
                                                                                                                          0
                                                                                                                          > 1978 год: «Контакт»

                                                                                                                          Кстати, в первом квэйке есть в точности такой же звук, как в этом мультике. Звук телепорта. Один из четырёх возможных — он.

                                                                                                                          Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

                                                                                                                          Самое читаемое