• Зарплаты ИТ-специалистов на середину 2018 года

      image

      Публикуем второй отчет зарплатного сервиса «Моего круга». Отчёт построен на данных по 7900+ зарплатам, внесенных нашими пользователями за последние полгода. 70% зарплат внесено разработчиками, остальные — администраторами, тестировщиками, менеджерами, аналитиками, дизайнерами, эйчарами, маркетологами и специалистами поддержки.

      В этот раз мы не только посмотрим текущие зарплаты по основным ИТ-специализациям, языкам программирования и компаниям, но также увидим полугодовую динамику некоторых из них.
      Читать дальше →
    • «Репетитор: математика» для подготовки к ЕГЭ и ВПР — от идеи до релиза. Рассказ об уникальном образовательном проекте


        Содержание


        Вступительное слово
        С чего все началось?
        Зарождение идеи и задач
        Несколько слов о нашей команде
        Как перевести в цифровой формат то, что делает профессиональный репетитор?
        Основные идеи приложения
        Как обеспечить индивидуальный подход к каждому пользователю?
        Продумывание основных элементов проекта
        Дизайн приложения и его флоу-чарт
        Дизайн бэк-энда (системы создания и управления ресурсами приложения)
        В какой последовательности все делать?
        Создание контента
        Авторский контент
        Перевод авторского контента в систему создания и управления ресурсами
        Разработка IT-решения
        Разработка бэк-энда
        Разработка фронт-энда
        Разработка дизайна
        Трудности перед релизом
        Функционал покупки
        Единство дизайна
        Логотип приложения
        Релиз
        Дальнейшие планы развития проекта: что мы делаем сейчас?
        Функционал экспертной поддержки
        Чат
        Кроссплатформенная покупка
        Партнерская программа
        Блог для учеников и их родителей, учителей и репетиторов и другой контент
        Эпилог



        Вступительное слово


        Уже более года назад — в декабре 2016 г. мы начали продумывать идею приложения «Репетитор: математика», которое позволило бы любому школьнику самостоятельно, просто и эффективно готовиться к экзаменам, которые встретятся в его жизни. При этом хотелось, чтобы наше приложение также было полезно учителям, репетиторам и родителям, являясь для них своего рода "готовыми рельсами" для работы с детьми.



        Самый актуальный экзамен в жизни любого школьника — своего рода кульминация всего 11-летнего обучения — это Единый государственный экзамен, известный всем под аббревиатурой ЕГЭ. Подготовка к нему сложна и терниста, особенно если учесть, что в современных реалиях нашего образования далеко не каждый школьный учитель может подготовить своих учеников к сдаче этого экзамена на максимальный балл.
        Читать дальше
      • 101 бесплатный сервис для дизайнера

          Представляем вам подборку бесплатных сервисов для дизайнера. Это первый вариант, в дальнейшем планируем расширять, добавляя новые разделы и инструменты.


          Читать дальше →
        • Алгоритм визуализации сложных данных

          • Tutorial
          За три года существования Лаборатория данных выпустила около тридцати интерактивных визуализаций, в формате заказных, собственных проектов и бесплатных советов. Мы в лаборатории визуализируем финансовые и научные данные, данные городской транспортной сети, результаты забегов, эффективность маркетинговых кампаний и многое другое. Весной мы получили бронзовую медаль на престижной премии Malofiej 24 за визуализацию результатов Московского марафона.

          Последние полгода я работаю над алгоритмом визуализации данных, который систематизирует этот опыт. Моя цель — дать рецепт, который позволит разложить любые данные по полочкам и решать задачи по визуализации данных также чётко и последовательно, как математические задачи. В математике не важно, складывать яблоки или рубли, распределять кроликов по ящикам или бюджеты на рекламные кампании — есть стандартные операции сложения, вычитания, деления и т.д. Я хочу создать универсальный алгоритм, который поможет визуализировать любые данные, при этом учитывает их смысл и уникальность.

          Я хочу поделиться с читателями Хабра результатами своих исследований.


          Читать дальше →
          • +70
          • 18,5k
          • 3
        • ExcelArt – изометрия «на халяву». Рисуем псевдообъемный телефон без 3D и Фотошопа

          • Tutorial


          Возможно ли получить псевдообъемное изображение без 3D-программ? «Конечно, — скажете вы, — берешь, напрягаешься и рисуешь с нуля». А если без «берешь, напрягаешься и рисуешь»? А если вообще без каких-то специальных знаний? Можно ли получить изометрические объекты, не тратя время на рендер? Существует ли вообще цифровая иллюстрация вне привычных графических программ? На эти и другие вопросы я дам ответ в своей статье, посвященной новому методу создания цифровых иллюстраций — ExcelArt.
          Читать дальше →
        • Новый пользователь вашего продукта — как ему помочь?

            Так ли понятен пользователю интерфейс Вашего продукта, как Вам кажется? Сможет ли пользователь быстро оценить его достоинства и остаться с Вами надолго?



            В статье ниже я рассмотрю концепцию “обучения во взаимодействии” на примере абстрактной web-системы. Данный подход хорошо можно объяснить примером из современного игрового мира. Сначала вы проходите tutorial. Вам на плечи не вешают сразу килотонны обучающего материала. Вас ведут по ранней стадии игры, в нужное время выдавая подсказки. Например, при первом взаимодействии с новым объектом игры. Накапливается положительный опыт. Вы обучаетесь взаимодействовать. Рискну предположить, что скорее всего Вы считаете себя продвинутым пользователем, когда речь касается приложений. Как и большинство из них вы мгновенно жмёте на кнопку “Пропустить” / “Приступить к работе” …
            Но на самом деле...
          • Стилизация изображений с помощью нейронных сетей: никакой мистики, просто матан

              Приветствую тебя, Хабр! Наверняка вы заметили, что тема стилизации фотографий под различные художественные стили активно обсуждается в этих ваших интернетах. Читая все эти популярные статьи, вы можете подумать, что под капотом этих приложений творится магия, и нейронная сеть действительно фантазирует и перерисовывает изображение с нуля. Так уж получилось, что наша команда столкнулась с подобной задачей: в рамках внутрикорпоративного хакатона мы сделали стилизацию видео, т.к. приложение для фоточек уже было. В этом посте мы с вами разберемся, как это сеть "перерисовывает" изображения, и разберем статьи, благодаря которым это стало возможно. Рекомендую ознакомиться с прошлым постом перед прочтением этого материала и вообще с основами сверточных нейронных сетей. Вас ждет немного формул, немного кода (примеры я буду приводить на Theano и Lasagne), а также много картинок. Этот пост построен в хронологическом порядке появления статей и, соответственно, самих идей. Иногда я буду его разбавлять нашим недавним опытом. Вот вам мальчик из ада для привлечения внимания.


              Читать дальше →
            • Граф цитирования статей Хабрахабра

                Однажды, мне стало интересно: насколько статьи на Хабре связаны между собой? Поэтому сегодня мы займемся исследованием связности статей, и конечно не только посчитаем численные метрики, но и увидим картину целиком.



                (это не просто картинка для привлечения внимания, а граф цитирования статей внутри Хабрахабра, где размер вершин определяется числом входящих рёбер, i.e., "количеством цитат внутри Хабра")


                Началось всё с того, что в комментариях к статье про Хабра-граф и карму Tiberius и Loriowar озвучили идею, фактически витающую в воздухе: а почему бы не взглянуть на граф цитирования статьёй внутри самого Хабра?




                Вы спрашивали? Мы отвечаем. Для того чтобы рассказ не был размахиванием рук, конкретизируем разбираемые вопросы:


                • Q1: Как выглядит граф цитирования Хабрахабра и какие в нём хабы (hubs and authorities)?


                • Q2: Насколько связным является сообщество (граф цитирования) и какие в нём кластеры?


                • Q3: Как изменится граф, если из него убрать самоцитирование?

                Под катом трафик. Все картинки кликабельны.

                Читать дальше →
              • Использование МатАнализа в компьютерных играх (часть 2)

                  Ключевые слова: Задача о коллекции; Wolfram Alpha; Wolfram Mathematica; числа Стирлинга второго рода; матанализ; теория вероятностей; мат ожидание; медиана; квантиль; компьютерные игры; коллекция вкладышей; функция распределения случайной величины; плотность вероятности, ArcheAge.

                  Введение


                  Когда остается заполучить только три из ста предметов для того чтобы собрать всю коллекцию (вкладышей жвачек БомБимБома или Турбо, или набора тяжелых доспехов для персонажа компьютерной игры), то огонь в глазах и ожидание чуда вытесняют и логику и разум и попытки математического анализа из головы напрочь. Есть только одна мысль «Ещё чуть-чуть и я заполучу оставшееся! Я соберу всю!». В это время, родные и друзья, этого одержимого коллекционера озадачены лишь только одним вопросом – «А, чуть-чуть, это сколько?!». Сколько маме нужно купить ещё ненавистных жвачек, или сколько нужно ещё девушке сидеть одной, пока её парень не выбьет с монстров в игре «редчайшие трусы Баала»?!
                  Ответить на вопрос «сколько нужно купить жевательных резинок, чтобы собрать полную коллекцию из N-штук вкладышей» сходу довольно сложно, даже если пользоваться Яндексом, потому, что сложно сформулировать сам запрос для «обычного» поисковика. Попытка решения задачи самостоятельно обычно ставит людей в тупик – не понятно, с какой стороны к ней подступиться.
                  В данной статье будут рассмотрены три вопроса: Как подходить к задачам, которые не понятно на первый взгляд как решать? Каким поисковиком пользоваться для того чтобы получать научные ответы на научные вопросы (а не получать предложения купить формулу квадратного уравнения на eBay)? И конечно, сколько же нужно купить жвачек, чтобы собрать коллекцию вкладышей?
                  Читать дальше →
                  • +10
                  • 13,3k
                  • 4
                • Использование МатАнализа в компьютерных играх (часть 3)

                    Ключевые слова: DPS (DamagePerSecond); Wolfram Mathematica; дискретность и непрерывность; матанализ; заработок игровой валюты в компьютерных играх; паки ArcheAge.

                    Введение


                    Всем знакомы однотипные вопросы в школьных задачах по математике про мотоциклиста выехавшего из пункта А в пункт Б, которые вызывают скуку, отвращение, или просто безразличие. Вопросы, которые вызывают, все что угодно кроме интереса к изучению математики. Очевидно что, гораздо больший интерес и больше эмоций вызывают вопросы типа:
                    1) «как он смог меня одолеть в игре, если у моего персонажа и здоровья больше и DPS (Damage Per Second) выше?!»
                    2) «как быстрее всего заработать голду (игровую валюту), чтобы сделать своего персонажа сильнее?!»
                    На самом деле эти игровые вопросы очень похожи на классические школьные задачи. Разница лишь в том, что есть заинтересованность в получении ответа на игровые вопросы, есть цель, ради которой хочется решить эти задачи. К сожалению, очень многие преподаватели в школах и вузах совершенно не умеют заинтересовать обучаемых в получении конкретной информации, новом методе решений математических задач, доведении их до ответа. Но раз уж игры вызывают этот самый интерес, то грех не воспользоваться заинтересованностью в игре, для пробуждения интереса к математическому анализу.
                    Вот две задачи, которые являются лишь переформулированными вышеупомянутыми вопросами.
                    1) Петя и Коля решили помочь дедушке наполнить две одинаковые пустые бочки водой из колодца. Петя таскал воду в 5-и литровом ведре и на один заход к колодцу и обратно к бочке тратил 3 минуты, а Коля в 8-и литровом и на один заход тратил 5 минут. Каждый заполнял свою бочку. Кто из мальчиков быстрее заполнит свою бочку, если а) объём бочки 60 литров? б) если объем бочки 56 литров? (начали мальчики одновременно)
                    2) Два купца Семён и Добрыня покупают у крестьян по 10 пудов мёда за 5 золотых и везут его на продажу в соседние города. Добрыня везёт в ближайший город и продаёт там за 8 золотых, весь путь до города и обратно у него занимает 2 дня. Семён же, желающий продавать своё мёд как можно дороже, не ленится и везёт его ещё дальше, тратя на весь путь 3 дня, и продавая мёд в другом городе за 10 золотых. Кто же из купцов заработает больше за 360 дней непрерывной работы? Как изменится ситуация, если оба купца вынудят крестьян снизить цену на мёд до 3 золотых?
                    Разбор этих задач, описанный ниже, поможет ответить на животрепещущие вопросы игры ArcheAge (и других) про «паки» и DPS. А также позволит задуматься над такими понятиями как «дискретность» и «непрерывность», а так же над таким, казалось бы, очевидным вопросом как «прибыль».
                    Читать дальше →
                  • Самое широкое простое число, записанное римскими цифрами

                    • Перевод
                    Один из моих любимых развлекательных твиттеров – это @wacnt. Там появляются вопросы, на которые не может ответить математический поисковик Wolfram|Alpha. На некоторые, кстати, мне сумел дать ответ виртуальный ассистент Facebook M.

                    Вот штучка из недавних, которая заставила меня улыбнуться:
                    простое число, не большее 4000, получающееся самым широким при записи римскими цифрами шрифтом Times New Roman




                    Facebook M просто выдал самое большое из простых чисел, близких к 4000 – это 3989. Но это не обязательно так, ведь речь идёт о римской записи.

                    В рамках ежедневной прокрастинации мне срочно нужно было узнать ответ именно на этот вопрос.

                    Для начала я составил список простых чисел, меньших 4000. Из-за лени я просто нагуглил их и вставил в скрипт.
                    Читать дальше →
                  • Цветовая деконволюция на Wolfram Mathematica

                    На написание этой заметки меня вдохновила недавняя статья про кишочки обезьян. Поскольку чукча не читатель, чукча — писатель, то решил пробовать сделать подобное самому. Тем более задача не кажется сложной и много кода не потребуется.

                    image

                    Простейший алгоритм, который приходит в голову, выглядит так:
                    • Определяем несколько базовых цветов картинки. RGB компоненты этих цветов будем использовать как базисные вектора.
                    • Цвет каждого пикселя разлагаем в линейную комбинацию базисных.
                    • Выводим изображение для каждого базисного цвета.
                    • Самооценка автоматически повышается.

                    Далее, более подробно по каждому пункту.
                    Читать дальше →
                    • +15
                    • 4,8k
                    • 7
                  • Ход абстрактного проекта в вакууме: модель случайным процессом

                      Всем добрый день. В комментариях к посту Waterfall и Agile: и всё-таки, откуда эффект? были высказаны пожелания помоделировать ход проектов. Сразу скажу, что на большее, чем на статьи в жанре «записки на салфетках» меня не хватает, увы, но тем не менее тема интересная и триальная Wolfram Mathematica доступна и умеет работать со стохастическими дифференциальными уравнениями. Например:
                      dprogress(t) = plan(t)*dt + risk(t)*dwt
                      В данном короткопосте будут подставлены конкретные plan и risk. Сразу говорю, особых чудес не будет.
                      Читать дальше →
                    • Каким оружием могли бы быть разные языки программирования

                      Предлагаю вниманию хабражителей перевод забавной статьи Бьорна Типлинга о том, какими видами оружия ему кажутся разные языки программирования. Понятное дело, все его уже читали в оригинале, но теперь можно поделиться ссылкой и с коллегами не очень владеющими английским. Да и просто на русском приятно прочесть.

                      m1.png

                      C — это берданка (orig. M1 Garand). Старая, но надежная.
                      Другие виды вооружений...
                    • Измерение тока в домашней сети

                      Существует целый класс устройств под названием Ethernet Relay, которые позволяют удаленно управлять подключенной нагрузкой через сеть. Большинство из них достаточно дорогие – ближе к 100 долл., и заведомо уступают по цене и по гибкости настройки связке, скажем, Raspberry Pi + PiFace. А что если задача не только включать-выключать нагрузку, но и измерять протекающий ток? Для этого требуется собственно датчик (на шунте или эффекте Холла) и АЦП (Raspberry Pi не содержит встроенного АЦП). В качестве датчика можно взять недорогой ACS712, а в качестве АЦП, например, ADC-Pi.

                      ADC-Pi мне не понравился по двум причинам:
                      • при той частоте измерений, которая требуется для определения силы переменного тока в сети, этот АЦП дает очень большую погрешность (скорее всего я до конца не разобрался с регистрами)
                      • используя этот АЦП в связке с Raspberry Pi под Linux сложно обеспечить необходимую стабильность периода измерений. Устанавливать и настраивать RTOS Linux только для этой задачи мне показалось слишком сложным предприятием, тем более что есть более простое и проверенное решение: Arduino

                      У всех Arduino уже есть АЦП (8-битный, но этого вполне достаточно), скетчи для Arduino исполняются с необходимой стабильностью, для связи с Raspberry Pi есть различные варианты, самый простой из которых – USB кабель. Ну и конечно, привлекательная цена.
                      Читать дальше →
                    • Миниотчет об участии в ICFPC 2009

                        ICFPC это ежегодный конкурс программистов. Здесь мой отчет об участии.

                        Задание описано сто раз, можно посмотреть здесь habrahabr.ru/blogs/icfpc/63279

                        В двух словах:
                        Вокруг земли крутится несколько спутников, мы управляем одним из них. Надо выполнить задания, написав серию включений двигателей. Задания проверялись на виртуальной машине-симуляторе, программы для которой предоставили организаторы.

                        Т.к. я не знал заранее будет ли у меня время участвовать, я оказался без команды, это серьёзно повлияло на процесс принятия решений. Было ясно, что одному выиграть очень сложно, поэтому я решил не гнаться за очками, а делать «красивое» решение даже если и будет понятно, что не успеваю. Так же по ходу дела я периодически отвлекался на интересные, но не сильно важные для получения очков вещи, о которых и напишу.
                        Читать дальше →
                      • Стивен Вольфрам провёл математический анализ социальных сетей


                          Изменение места жительства пользователей Facebook

                          Математик и программист Стивен Вольфрам известен как автор программы Mathematica и научного поисковика Wolfram Alpha. Несмотря на большой объём текущей работы, Стивена всегда интересовал вопрос: можно ли математическими методами проанализировать траекторию жизни человека.
                          Читать дальше →
                        • Стивен Вольфрам проанализировал свою жизнь



                            Разработчик программного пакета Mathematica и научной поисковой системы Wolfram Alpha Стивен Вольфрам выложил результаты анализа цифровых данных, которые скопились у него за годы. В числе прочего — визуализация 300 тыс. отправленных электронных писем с 1989 года, 100 миллионов нажатий клавиш с 2002 года, телефонные звонки, встречи, время редактирования файлов разного типа с 1980 года и т.д. В результате проявились некоторые интересные корреляции между различными аспектами жизни, а также структурные изменения, которые произошли в течение десятилетий.

                            Подобный личностный анализ может сделать каждый с помощью новых функций поисковика Wolfram Alpha Pro.
                            Читать дальше →
                          • Энтропия и WinRAR

                              image
                              Понятие энтропии используется практически во всех областях науки и техники,
                              от проектирования котельных до моделей человеческого сознания.
                              Основные определения как для термодинамики, так и для динамических систем и способы вычисления понять не сложно. Но чем дальше в лес — тем больше дров. Например, недавно выяснил (благодаря Р. Пенроуз, «Путь к реальности», стр 592-593), что для жизни на Земле важна не просто солнечная энергия, а её низкая энтропия.

                              Если ограничится простыми динамическими системами или одномерными массивами данных (которые могут быть получены как «след» движения системы), то и тогда можно насчитать минимум три определения энтропии как меры хаотичности.
                              Самое глубокое и полное из них (Колмогорова-Синая) можно наглядно изучить,
                              используя программы — архиваторы файлов.
                              Читать дальше →