• О компиляторах и интерпретаторах


    Если ты всегда мечтал написать свой язык программирования — добро пожаловать. Здесь ты наверняка найдёшь для себя что-нибудь интересное.

    GitHub-юзер yawnt собрал чудесную подборку ссылок для любителей драконов, языков и прочих вкусных внутренностей. А знающие камрады в комментариях наверняка поделятся с тобой и другими яствами.

    Пишет yawnt следующее:

    С каждым днём мне всё интереснее тема компиляторов, интерпретаторов и дизайна языков программирования в целом. И я решил поделиться с народом ссылками на собранные мной материалы (большую часть мне самому ещё предстоит прочитать :<). Надеюсь, кому-нибудь они окажутся полезными.

    Я не включил (и не собираюсь) в список ссылки на официальную документацию, т. к. считаю очевидным, что первым делом следует смотреть именно туда ;P.
    Итак, куча интересных ссылок
  • Поиск уязвимостей в смарт-контрактах: обзор конкурса EtherHack на Positive Hack Days 8

      image

      В этом году на PHDays впервые проходил конкурс под названием EtherHack. Участники искали уязвимости в смарт-контрактах на скорость. В этой статье мы расскажем вам о заданиях конкурса и возможных способах их решения.
      Читать дальше →
      • +11
      • 2,3k
      • 3
    • Минтруд: тестовое задание — это трудовые отношения


        Изначальная статья "Что всё-таки не так с наймом в IT?" многим порвала шаблон мышления месяц назад. Не все смогли адекватно воспринять суть трудового права. От шуток к делу, теперь слово берёт Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.


        Ниже дословно:


        В соответствии со статьей 64 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) необоснованный отказ в заключении трудового договора запрещается, если это не связано с деловыми качествами работника.
        В целях проверки его соответствия поручаемой работе в трудовом договоре по соглашению сторон может быть предусмотрено условие об испытании работника (статья 70 ТК РФ).

        UPD: вопросы приведены в комментарии, это прямой ответ на общий вопрос: "чем регулировать тестовое задание".


        Поэтому тестовое задание без трудового договора — это сразу ст.5.27. КоАП РФ:


        • Соответственно 30-50 тыс. рублей за первое, и 50-70 тыс. рублей за каждое последующее нарушение для работодателя.
        • Если работодатель отказывается признавать трудовые отношения, то ещё:
          • 50-100 тыс. рублей для работодателя, 100-200 тыс. рублей за повтор;
          • 3-5 тыс. рублей для конкретного работника, который выдал тестовое задание, 5-7 тыс. рублей за повтор.
        • Невыплата зарплаты за тестовое задание — 30-50 тыс. рублей, 50-100 тыс. рублей за повтор.

        Разбираемся под катом.

        Читать дальше →
      • Зацените: сделал стол



          TL;DR В статье описывается мой опыт постройки стола c нуля из фанеры. От проектирования до сборки.

          Я очень долго страдал от плохих столов. Все они неудобные, плохого качества, маленькие и, самое главное, ШАТКИЕ. Более-менее приличные столы стоили тысячи долларов. В итоге я решил изготовить стол самостоятельно.

          Основные требования к столу:

          • Устойчивость! Предметы на столе не должны трястись, если резко положить руки на стол или оттолкнуться от него. Мой стол весит ~120кг. С его края можно делать сальтухи, при этом на другом конце паять SMD компоненты.
          • Ширина и глубина столешницы. Столы шириной 60 см — это унижение. Мне нужно иметь запас по глубине, чтобы можно было отодвинуть ноутбук вперед, и при этом получить достаточное рабочее пространство.
          • Вместительность. Мне нужны полки, чтобы разместить там оборудование: паяльники, лабораторный блок питания, осциллограф, аудио усилитель и т.д. При этом полки должны быть так же устойчивы, как и стол.
          • Цена. Я не готов выложить за стол несколько тысяч долларов. Мой стол обошелся в ~$300 с учётом покупки всего инструмента для сборки и покраски.
          Читать дальше →
        • Как расширять Kubernetes

            Сегодня разговор пойдет о DevOps, а точнее — в основном об Ops. Говорят, что существует очень мало людей, которые довольны уровнем автоматизации своего operations. Но, кажется, ситуация исправима. В этой статье Николай Рыжиков расскажет о своем опыте расширения Kubernetes.



            Материал подготовлен на основе выступления Николая на осенней конференции DevOops 2017. Под катом — видео и текстовая расшифровка доклада.
            Читать дальше →
            • +21
            • 4,8k
            • 6
          • Решетчатое наследование

              Наследование, при кажущейся простоте, часто приводит к сложным, сопротивляющимся изменениям структурам. Иерархии классов растут как самый настоящий лес.
              Целью наследование является привязка кода (набора методов) к минимальному набору свойств сущности (как правило — объекта), которые он обеспечивает и которые ему требуются. Это упрощает повторное использование, тестирование и анализ кода. Но наборы свойств со временем становятся очень большими, начинают пересекаться нетривиальным образом. И в структуре классов появляются миксины и прочее множественное наследование.
              Внести изменения в глубине иерархии становится проблематично, приходится думать заранее о «внедрении зависимостей», разрабатывать и использовать сложные инструменты рефакторинга.

              Возможно ли всего этого избежать? Стоит попытаться — пусть методы будут привязаны к множеству характерных свойств объекта (тегов), а иерархия наследования выстраивается автоматически по вложенности этих множеств.

              Пусть мы разрабатывает иерархию для игровых персонажей. Часть кода будет общая для всех персонажей — она привязана к пустому набору свойств. Код, отвечающий за их отображение будет представлен в виде вариантов для OpenGL и DirectX разных версий. Что-то будет зависеть от расы персонажа, что-то от наличия и вида магических способностей и тп. Теги персонажа первичны. Они перечисляются явно, а не наследуются. А реализация наследуется в зависимости от набора тегов (по вложенности). Таким образом умение стрелять из ПЗРК не окажется у кенгуру, потому что его унаследовали от пехотинца.

              Идея такого подхода была предложена Дмитрием Кимом. Автор не стал ее воплощать в код, я попробую исправить это упущение.
              Реализация такого подхода на Clojure, как обычно, на github.
              Читать дальше →
            • Под капотом Ethereum Virtual Machine. Часть 1 — Solidity basics

              В последнее время все чаще в новостях можно услышать слова "криптовалюта" и "блокчейн" и, как следствие, наблюдается приток большого количества заинтересованных этими технологиями людей, а вместе с этим и огромное количество новых продуктов. Зачастую, для реализации какой-то внутренней логики проекта или же для сбора средств используются "умные контракты" — особые программы, созданные на платформе Ethereum и живущие внутри его блокчейна. В сети уже существует достаточно материала, посвященного созданию простых смарт-контрактов и базовым принципам, однако практически нету описания работы виртуальной машины Ethereum (далее EVM) на более низком уровне, поэтому в этой серии статей я бы хотел разобрать работу EVM более детально.


              Solidity — язык, созданный для разработки умных контрактов, существует относительно недавно — его разработка началась только в 2014 году и, как следствие, местами он ''сыроват''. В этой статье я начну с более общего описания работы EVM и некоторых отличительных особенностей solidity, которые нужны для понимая более низко-уровневой работы.


              P.s Статья предпологает наличие некоторых базовых знаний о написании смарт-контрактов, а также о блокчейне Ethereum'a в целом, так что если вы слышите об этом в первый раз, то рекомендую сначала ознакомиться с основами, например, здесь:


              Читать дальше →
            • Как работает Эфириум (Ethereum)?

              Введение


              Наверняка некоторые из вас знают, что такое блокчейн Эфириум (с англ. Ethereum), другие, напротив, не имеют даже малейшего представления о нем. Так или иначе, и первые и вторые что-нибудь да слышали о данной платформе. В последнее время этой теме было посвящено множество статей в различных крупных журналах, однако для тех людей, кто мало что слышал об Эфириуме, все статьи на эту тему представляются чем-то мистическим и совершенно непонятным. Тогда, что же собой представляет данная платформа? Если вкратце: Эфириум – это общедоступная база данных с возможностью хранения цифровых транзакций в течение неограниченного времени. Важно также отметить, что для обслуживания и защиты такой базы данных не требуется каких-либо систем управления ключами. Вместо этого данная платформа работает как «беззащитная» транзакционная система – фреймворк, в котором физические лица могут совершать одноранговые транзакции, при этом ни одна из сторон не несет перед другой или третьей сторонами каких-либо обязательств.
              Читать дальше →
            • Указатели, ссылки и массивы в C и C++: точки над i

              • Tutorial
              В этом посте я постараюсь окончательно разобрать такие тонкие понятия в C и C++, как указатели, ссылки и массивы. В частности, я отвечу на вопрос, так являются массивы C указателями или нет.

              Обозначения и предположения


              • Я буду предполагать, что читатель понимает, что, например, в C++ есть ссылки, а в C — нет, поэтому я не буду постоянно напоминать, о каком именно языке (C/C++ или именно C++) я сейчас говорю, читатель поймёт это из контекста;
              • Также, я предполагаю, что читатель уже знает C и C++ на базовом уровне и знает, к примеру, синтаксис объявления ссылки. В этом посте я буду заниматься именно дотошным разбором мелочей;
              • Буду обозначать типы так, как выглядело бы объявление переменной TYPE соответствующего типа. Например, тип «массив длины 2 int'ов» я буду обозначать как int TYPE[2];
              • Я буду предполагать, что мы в основном имеем дело с обычными типами данных, такими как int TYPE, int *TYPE и т. д., для которых операции =, &, * и другие не переопределены и обозначают обычные вещи;
              • «Объект» всегда будет означать «всё, что не ссылка», а не «экземпляр класса»;
              • Везде, за исключением специально оговоренных случаев, подразумеваются C89 и C++98.


              Указатели и ссылки


              Указатели. Что такое указатели, я рассказывать не буду. :) Будем считать, что вы это знаете. Напомню лишь следующие вещи (все примеры кода предполагаются находящимися внутри какой-нибудь функции, например, main):

              int x;
              int *y = &x; // От любой переменной можно взять адрес при помощи операции взятия адреса "&". Эта операция возвращает указатель
              int z = *y; // Указатель можно разыменовать при помощи операции разыменовывания "*". Это операция возвращает тот объект, на который указывает указатель
              

              Читать дальше →
            • Pthreads: Потоки в русле POSIX

                Современные операционные системы и микропроцессоры уже давно поддерживает многозадачность и вместе с тем, каждая из этих задач может выполняться в несколько потоков. Это дает ощутимый прирост производительности вычислений и позволяет лучше масштабировать пользовательские приложения и сервера, но за это приходится платить цену — усложняется разработка программы и ее отладка.



                В этой статье мы познакомимся с POSIX Threads для того, чтобы затем узнать как это все работает в Linux. Не заходя в дебри синхронизации и сигналов, рассмотрим основные элементы Pthreads. Итак, под капотом потоки.

                Читать дальше →
              • 10 типов структур данных, которые нужно знать + видео и упражнения

                Екатерина Малахова, редактор-фрилансер, специально для блога Нетологии адаптировала статью Beau Carnes об основных типах структур данных.

                «Плохие программисты думают о коде. Хорошие программисты думают о структурах данных и их взаимосвязях», — Линус Торвальдс, создатель Linux.

                Структуры данных играют важную роль в процессе разработки ПО, а еще по ним часто задают вопросы на собеседованиях для разработчиков. Хорошая новость в том, что по сути они представляют собой всего лишь специальные форматы для организации и хранения данных.

                В этой статье я покажу вам 10 самых распространенных структур данных.
                Читать дальше →
              • Firefox легко обходит защиту в новом интерфейсе Gmail



                  Недавно компания Google представила новый дизайн Gmail. При желании каждый пользователь может перейти на него, а скоро всех пользователей G Suite переведут принудительно.

                  В этом дизайне реализовано несколько новых функций безопасности, в том числе так называемый конфиденциальный режим. Здесь отправитель устанавливает срок действия письма, после которого оно «исчезает». По крайней мере, так должно работать. На самом деле есть несколько способов обойти эту защиту, сохранить полученное сообщение, скопировать или распечатать.
                  Читать дальше →
                • Фракталы в простых числах



                  Я обнаружил этот фрактал, когда разглядывал интерференцию волн на поверхности речки. Волна движется к берегу, отражается и накладывается сама на себя. Есть ли порядок в тех узорах, которые создаются волнами? Попробуем найти его. Рассмотрим не всю волну, а только вектор ее движения. «Берега» сделаем гладкими, для простоты эксперимента.

                  Эксперимент можно провести на обычном листке в клеточку из школьной тетради.
                  Читать дальше →
                • Лайфхаки изготовления двухслойных плат (ЛУТ)

                    Потребность делать железо периодически возникает у многих технарей. Иногда задача позволяет нафигачить всё проводами на макетке, а иногда, к сожалению, нужно нечто посерьёзнее. Вот и меня однажды настигла потребность делать печатные платы… Лазерно-утюжная технология кустарного изготовления плат по началу сильно отталкивает своей рандомностью (на чём печатать, как греть, с какой силой давить, как отдирать, и т.д.), но друзья поделились опытом, и оказалось, что это действительно не так уж сложно. ЛУТ бесспорно дешевле любого другого варианта, и (внезапно) вполне подходит для двухслойных плат.


                    Кому интересно посложнее, подороже и поточнее, можно делать фоторезистом, но наша методика (основным элементом которой является особая бумага) позволяет стабильно прорабатывать шины 0.3/0.3 мм, так что в нашем сообществе бытует мнение что тян фоторезисты не нужны.


                    Кто не видит смысла в кустарном производстве плат, скорее всего сможет вспомнить пару случаев, когда приходилось пилить дорожки и припаивать проводки на целой партии плат. А сделав одну плату дома, можно её хорошенько отладить и приобрести уверенность в фабричных платах.


                    Под катом я поделюсь детерминированной методикой изготовления двухслойных печатных плат по технологии ЛУТ с различными резервными схемами на случай косяков. От идеи до включения. Будем работать с KiCad, Inkscape, наждачкой, утюгом, персульфатом аммония и гравёром.


                    Читать дальше →
                  • О декомпозии кода замолвим слово: контекстное программирование

                      Конечно, в идеале лучше вообще Не писать лишнего кода. А если и писать, то, как известно, нужно хорошо продумывать кости системы архитектуру системы и реализовывать мясо системы логику системы. В данной заметке мы приведем рецепты для удобной реализации последнего.

                      Читать дальше →
                    • Марвин Мински «The Emotion Machine»: Глава 5 «Уровни Психической Деятельности»

                      • Перевод
                      Во время хайпа по цифровой экономике и ***чейнам самое время обратить внимание, как привнести «человеческое» в технологии и как технологии помогают понять и улучшить и масштабировать «человеческое». В этом нам поможет суровый Марвин Мински, который своим беспощадным разумом анализирует чувства, эмоции, боль, влюбленности и сознание.

                      image

                      Глава 5. Уровни Психической Деятельности


                      «Мы, очевидно, являемся уникальным видом благодаря способности создавать символы, а также способности контролировать условия нашего существования, используя эти символы. Наша способность представлять и моделировать реальность подразумевает, что мы можем приблизительно оценивать различные порядки (разрядности) бытия и… дает нам ощущение управления собственным опытом».
                      — Хайнц Паджелс, «Мечты Разума» (The Dreams of Reason)
                      Ни один человек не обладает силой вола, скрытностью кошки или скоростью антилопы, но наш вид превосходит всех остальных в способности изобретать новые способы мыслить. Мы изготавливаем оружие, одежду и жилища. Мы постоянно развиваем новые формы искусства. Мы непревзойдены в создании новых социальных соглашений, создании сложных законов, которые изначально применяем, а затем ищем всевозможные способы уклониться от них.

                      Что позволяет нашим умам генерировать так много новых вещей и идей? В этой главе будет предложена схема, которая сводит все наши ресурсы к шести различным уровням процессов.

                      image

                      Начиная с просты инстинктивных реакций, каждый последующий уровень строится на предыдущем уровне до тех пор, пока они не будут охватывать процессы, которые задействуют наши самые высокие идеи и личные цели. Для того, чтобы понять зачем нам нужно столь много уровней, давайте вновь рассмотрим пример, который был введён в §4-2.
                      Читать дальше →
                    • Практические приёмы работы в Wireshark

                      • Перевод
                      Джулия Эванс, автор материала, перевод которого мы сегодня публикуем, решила рассказать об одном из своих любимых сетевых инструментов, который называется Wireshark. Это — мощная и сложная программа, оснащённая графическим интерфейсом, предназначенная для анализа трафика в компьютерных сетях. Джулия говорит, что на практике пользуется лишь немногими возможностями Wireshark, но они обычно оказываются очень кстати. Здесь она хочет поделиться со всеми желающими рассказом о самых полезных приёмах работы с программой и надеется, что они пригодятся не только ей, но и всем, кому приходится решать сетевые проблемы.


                      Читать дальше →
                    • Blender: 3D-модель микросхемы для подключения в библиотеке KiCad

                      • Tutorial
                      Когда проектируешь печатные платы, часто возникает потребность добавить трёхмерную модель электронного компонента на плату. Но не всегда получается найти готовый файл в интернете. Нарисовать такую модель с помощью CAD-программы труда не составляет: задать параметры корпуса и выводов дело десяти минут, если, конечно, нужна габаритная модель а не фотореалистичная картинка.

                      Но есть проблема: профессиональный CAD-редактор стоит не дёшево, а свободно распространяемые не всегда удобны в использовании.

                      К счастью на помощь всегда может прийти Blender. Да, он не предназначен для создания чертежей и точных моделей. Но тем не менее позволяет быстро создавать трёхмерные модели электронных компонентов для последующего их импорта в трассировщики. В этой статье я опишу способ создания модели микросхемы и подключения её к библиотеке компонентов KiCad.

                      Читать дальше →
                    • Использвание Blender и FreeCad для импорта 3D-моделей компонентов в KiCad

                      KiCad отличная программа для проектирования печатных плат, позволяющая создавать достаточно сложные проекты. Она поддерживает трёхмерную визуализацию изделия, что может быть очень полезно для нахождения ошибок в топологии или конструкции.

                      Есть лишь одно неудобство: KiCad не поддерживает широкораспространенный формат step. Многие производители электронных компонентов предоставляют 3D-модели своих изделий именно в этом виде. И, чтобы воспользоваться этими файлами, приходится конвертировать их в формат vrml, понимаемый KiCad’ом.

                      Способы конвертирования и подключения модели не совсем очевидны, особенно при использовании свободно распространяемого программного обеспечения.


                      В этой статье я расскажу, как без регистрации и смс преобразовать 3D-модель объекта для подключения его к посадочной площадке в библиотеке KiCad.
                      Читать дальше →
                    • Если вместо оформления на работу предлагают открыть ИП

                      Я сейчас в поисках работы программиста в Москве. И мне звонят некоторые кадровые агентства и интересуются есть ли у меня ИП, так как их клиент-работодатель вместо трудового договора с работниками заключает договоры оказания услуг или субподряда с ИП или ООО с одним учредителем, я их буду называть ИП в дальнейшем. ИП у меня нет, но есть не приносящее дохода ООО, где я веду бухучет самостоятельно. Поэтому и знаю, что это такое, какие именно налоги нужно платить и почему эта схема в России не законна и чем все это грозить горе-работнику, который на это согласился. Еще раз повторяю, я не юрист, а программист; то, что я опишу ниже, вполне могло устареть, измениться и т.п., и, если в комментариях укажут действующую норму, я не буду против.
                      Читать дальше →